СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элементы использования индивидуально-ориентированной системы обучения А. А. Ярулова при изучении курса естественных наук.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение новых педагогических технологий позволяет рассматривать практику обучения как процесс интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Современные способы обучения дают возможность создания  на уроке  эффективной среды  взаимодействия участников образовательного процесса – как залога действительного успешного развития ученика.

Просмотр содержимого документа
«Элементы использования индивидуально-ориентированной системы обучения А. А. Ярулова при изучении курса естественных наук.»

Элементы использования индивидуально-ориентированной системы обучения А. А. Ярулова при изучении курса естественных наук.

Скучные уроки годны лишь на то,

чтобы внушить ненависть и к тем, кто

преподает, и ко всему преподаваемому.

Ж.Ж. Руссо

Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал, непременно возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Несомненно, к таким проблемам относятся, на наш взгляд ключевые, а именно:

- как обеспечить успешность каждого ученика в обучении;

- как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;

- каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий социального опыта.

К сожалению, традиционные, хотя и проверенные, и логично построенные, имеют ряд недостатков:

- преобладание объяснительно-иллюстративного обучения, информирования, репродуктивной деятельности, однообразия форм ученической деятельности,

-монолог учителя, доминирование обучения над учением,

-исполнительство учащихся, надзор вместо управления,

-формирование личности с заданными свойствами,

-превознесение внешних показателей над внутренними показателями развития ребенка.

       Применение новых педагогических технологий позволяет рассматривать практику обучения как процесс интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Современные способы обучения дают возможность создания  на уроке  эффективной среды  взаимодействия участников образовательного процесса – как залога действительного успешного развития ученика. Эти технологии, и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, имеют ряд преимуществ:

-вариативность и альтернативность способов обучения, личностно-ориентированный подход,

-активное использование ТСО и ИКТ, Интернет-технологий,

-создание условий для активной познавательной деятельности, поощрение стремления ученика  к поиску своих траекторий и способов решения,

-самоконтроль и взаимоконтроль, создание «ситуации успеха»,

-ориентированность обучения на социальный заказ, привлечение к обучению, воспитанию и развитию дополнительного образования и социальных партнеров.

За основу в решении данной проблемы может быть взята разработка Ярулова А.А., кандидата психологических наук, заведующего лабораторией психолого-педагогического сопровождения Красноярского краевого центра развития образования.

Цель технологии: саморазвитие ученика через личную «траекторию» развития. 

     Принцип построения технологии: дифференцированный подход к обучению на индивидуальном (субъективном) уровне.

  Задачи: создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих у учащихся активное стимулирование самоценной образовательной деятельности на основе саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями, работа с каждым учеником в ходе работы всем классом, повышение результативности образовательного процесса.  

    Идеи  эксперимента воплощались за счет использования индивидуально-ориентированных учебных планов для каждого ученика, анонсирующих все темы  изучения  и практические задания на учебную четверть составленных по форме:

Индивидуально – ориентированный учебный план (новый).

Источники изучения

Контрольные сроки


Необходимо повторить, знать, уметь

Терминология





Задания на оценку

Индивидуальное задание

Оценка


Подпись учителя


«3»

«4»

«5»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Технология предусматривает задания трех уровней:

1)нормативный, на оценку «удовлетворительно» - это задания на воспроизведение основного содержания параграфа, темы и их понимание, включают пересказ, описание, формулировку понятий. Ключевые слова: Кто? Что?  Где? Когда?

(пример: тема «Природные зоны России», 8 класс. Задание: перечислить и показать на карте природные зоны России и охарактеризовать по плану одну из зон.)

2)компетентный, на оценку «хорошо» - типовыми являются вопросы: Почему? Зачем? В чем суть? Как использовать? Составление опорного конспекта, приведение примера.

(пример: тема «Природные зоны России», 8 класс. Задание: перечислить и показать на карте природные зоны России, объяснить,  почему в таежной зоне так резко отличается состав хвойных пород при переходе от европейской к сибирской части и к Дальнему Востоку)

3)  творческий, на оценку «отлично». Применение знаний в нестандартной ситуации.

(пример: тема  «Природные зоны России», 8 класс. Задание: перечислить и показать на карте природные зоны России, сравнить две природные зоны, выделить причины их различия во флоре и фауне,  указать какие ресурсы  может использовать в них человек)

   Учебный процесс делится на теоретический (лекции, объяснение учителя) и практический (самостоятельный, лабораторный) в следующих пропорциях:

Классы

Доля учебного времени                   на теорию

Доля времени на самостоят.            и практические занятия, проверку материала

Классы

Доля учебного времени              на теорию

Доля времени  на самост. и практ.занятия, проверку материала

5

60

40

8

30

70

6

50

50

9

20

80

7

40

60

10-11

20

80

      В блоке изучения нового материала (лекционном), происходит понимание, осознание, осмысление, обобщение изученного материала, а так же частичное усвоение и применение. В блоке самостоятельной работы (лабораторном) происходит усвоение и применение полученных знаний с использованием различных форм работы: групповых, парных, индивидуальных. На лекциях ключевая роль принадлежит учителю. Он «переводит» содержание учебного материала на язык самих учащихся. На лабораторных занятиях роль учителя меняется и из переводчика научных знаний и понятий он становится организатором различных форм работы. Хотя технология ИОСО называется индивидуальной, но в ней на всех этапах используются групповые, коллективные, парные формы работы, так как дети, работая друг с другом, уточняют, обобщают полученную информацию, проговаривают во внешней речи. А чтобы учащихся заставлять рассуждать вслух, надо организовать работу в парах, так как, формулируя мысль, человек прочнее усваивает ее.

Лекционный блок. На уроках изучения нового материала не рекомендуется проводить индивидуальные тематические опросы учащихся, если заранее учитель не поручал им подготовить ответ на конкретный вопрос.

Повторение ранее изученного материала, связанного с темой урока, следует организовать путем дифференцированного опроса, когда на конкретные вопросы учителя ученики дают краткие ответы. При этом следует соблюдать принцип добровольности, когда в повторении участвуют только те ученики, которые владеют необходимыми знаниями. Учителю при постановке вопросов не рекомендуется указывать фамилии учеников (особенно слабых), от которых он хотел бы услышать ответ. Смысл использования данных рекомендаций связан с тем, что задачей учителя на этих уроках является не контроль качества усвоения ранее пройденного материала, а его реконструкция (восстановление) в качестве опоры (стартовой площадки) для усвоения нового уровня знаний.

Кроме того, соблюдение этих правил позволит рационально использовать урочное время, основное предназначение которого - организовать процесс понимания.

На уроках изучения нового материала не рекомендуется использовать оценки (кроме отличных) в качестве стимулирования учебной активности школьников. Это способствует познавательной раскрепощенности школьников. Будучи уверенными в том, что за неправильный ответ или суждение они не будут наказаны оценкой, ученики, как правило, активно включаются в познавательный процесс.

Лабораторные занятия. Неотъемлемой частью организации учебных занятий в условиях индивидуально-ориентированной системы обучения являются уроки самостоятельной работы, во время которых учащиеся сдают учебные темы учителю и одноклассникам, выполняют практические и контрольные работы. Структуру и методику проведения лабораторных занятий определяет сам учитель. Здесь могут быть применены разные приемы:

а) групповой зачет по теме в группе или путем собеседования;

б) взаимопроверка тем между участниками группы;

в) взаимопроверка учащимися, опережающими своих товарищей;

г) тестирование.

Однако какие бы приемы эффективной организации лабораторных занятий учитель не использовал, необходимо помнить, что его основная задача на уроках самостоятельной работы - закрепить полученные знания, а не наказать за незнание. Необходимо доверять школьникам, оценивать ответы одноклассников, всемерно способствовать тому, чтобы они находились в позиции соучителя. Если этого не произойдет, то вероятным становится факт сдерживания познавательного развития учащихся, ведь каким бы профессионалом не был учитель, он не способен выслушать каждого ученика.

      В начале учебного года каждому ученику выдаются учебные планы по предмету. Учитель проводит инструктирование учащихся о том, как организовать работу по их выполнению, знакомит с правилами, обязательными для исполнения каждым.

После первых лекционных занятий по предмету ученик приступает к реализации своего индивидуально - ориентированного учебного плана.

Самостоятельную подготовку выбранного уровня фрагментов-заданий ученик может осуществлять как на лабораторном занятии, так и в свободное от уроков время. Это связано, прежде всего, с тем, что индивидуально - ориентированные учебные планы одновременно содержат в себе домашние задания.

Выполнив задание, ученик сдает его учителю. Учитель имеет право выслушать ответ учащегося, как на все вопросы, так и на отдельные, выбранные им непосредственно при приеме задания, а также поручить процедуру контроля исполнения своим консультантам из числа учащихся.

Ученик может одновременно сдавать не более двух планов.В случае болезни, пропуска занятий он не освобождается от отработки учебных заданий, пройденных в его отсутствие. По каждой сданной теме или параграфу учитель выставляет полученную оценку в классный журнал. При этом не должна нарушаться последовательность в изучении материала, то есть нельзя сдавать, к примеру, третий план, если не сданы ответы по первому и второму планам.

Если ученик при выполнении учебного плана постоянно занижает уровень заданий, не соответствующих его возможностям, то между учителем и учащимся может быть заключен контракт, в котором может быть определен конкретный или минимальный уровень выбора оценки.

При выполнении плана ученик имеет возможность опережающего обучения по предмету, вне зависимости от выбранного им уровня заданий. Самостоятельно выполнив определенное количество заданий, установленных планом на месяц, четверть, он может продолжать изучение материала последующих календарных сроков.

Имеются ли ограничения к объему учебных заданий?

Технологией ИОСО предусматриваются ограничения на объем выполняемых учащимися фрагментов-заданий.

Для устранения перегрузки учащихся учитель руководствуется следующими критериями к объему выполняемых учащимся заданий:

Оценка

Количество заданий к параграфу

Количество заданий к разделу или теме

Удовлетворительно

Не более четырех

Не более десяти

Хорошо

Не более трех

Не более семи

Отлично

Не более двух

Не более пяти

Следует обратить внимание на тот факт, что чем выше уровень оценки, тем меньшее количество заданий должен выполнить учащийся. Это связано:

- с качественной степенью трудности заданий по уровням дифференциации;

- со стимулированием учащихся на выбор более высокого уровня фрагментов - заданий;

- с ориентацией нормативного уровня фрагментов-заданий на формирование базовых знаний, умений, навыков, способствующих дальнейшему успешному обучению учащихся;

- с созданием условий для формирования реальной самооценки, произвольной регуляции учебной деятельности у учащихся.

Например, выбрав для выполнения задания высокого уровня, по причине их малого количества, ученик реально сталкивается с трудностями: для их выполнения, оказывается, необходимо знать материал нормативного и компетентного уровней. В последующем он либо выберет оптимальный для него уровень заданий, либо останется на выбранном им уровне, основательно готовясь к ответу с учетом требований предыдущих уровней.

Для учащихся 5-7 классов, занимающихся по ИОСО, следует планировать фрагменты-задания к каждому параграфу, а не по темам или разделам. Это требование связано с тем, что учащиеся соответствующих возрастов еще в полной мере не умеют обобщать, осуществлять дедуктивные и индуктивные умозаключения, а также не обладают достаточными навыками самостоятельной работы.

Полностью предложенную технологию реализовать в наших условиях не представляется возможным, так как она предполагает полное перестроение работы школы. В то же время элементы технологии, возможно успешно реализовать в старшем звене школы. Изучение предметов в 8 – 11 классах предполагает работу с большим количеством литературы. Выделение в календарно-тематическом планировании уроков-лекций и уроков практической работы и уроков-зачетов при изучении каждого раздела или темы, способствует оптимальному распределению времени на уроках и во время подготовки домашних заданий, а также совершенствованию навыков работы с источниками, что крайне важно для старшеклассников - будущих студентов. Новизна работы связана с попыткой создания эффективной системы деятельности учащихся с целью совершенствования у них навыков самостоятельной работы и повышения мотивации. Работа по ИОСО дает возможность учащимся видеть перспективы своей работы, учит старшеклассников выстраивать собственную работу по предмету, совершенствует навыки работы с информацией.

Из опыта работы преподавателей выявлено, что на первоначальном этапе использования ИОСО происходит снижение общей и качественной успеваемости, возрастает тревожность среди учеников.

Часть учащихся, особенно отлично успевающие и так называемые «двоечники» требуют возращения к прежней системе обучения. Первые, вследствие того, что увеличивается и так большая для них учебная нагрузка. Вторые протестуют потому, что при данной технологии в школу оказывается надо ходить, чтобы работать, то есть учиться, а не пересидеть и переждать.

Но по истечению времени, как правило, через учебную четверть все приходит в норму – первоначально трудное становится привычным, привычное в свою очередь, становится полезным. На учебных занятиях начинает господствовать деловая атмосфера.

Индивидуально – ориентированная система обучения своим концептуальным принципом систематичности и последовательности, как раз способствует тому, чтобы школьники последовательно овладевали теми или иными способами деятельности и входящими в них знаниями. Процесс обучения организован так, чтобы учащиеся без пробелов изучали каждый раздел, каждую тему, каждый параграф, тем самым на основе предыдущего учебного материала осваивали новый.

Подготовила материал: Рауш Татьяна Александровна.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!