Этапы урока
|
Цели
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
1.Оргмомент
(1 мин)
|
|
заслушиваю сообщение дежурного о готовности класса к уроку
|
Записывают число и тему урока слайд№1
|
2. Устный опрос (фронтально)
|
|
Сегодня мы начнем изучение новой темы. А какую, мы узнаем, если сможем раскрыть картинку. Вы должны решить задания, чтобы тема появилась.
|
Учащиеся устно отвечают, чтобы раскрыть картинку.
Слайд № 1
|
3.Постановка
цели урока
(2 мин)
|
О1
|
формулирую тему урока «Элементы комбинаторики» и задачи урока:
- Распознавать упорядоченные множества в различных контекстах.
- Применять факториал при решении задач
|
Учащиеся записывают число и тему урока, знакомятся с целями урока слайд № 2
|
4.Постановка проблемной ситуации
(3 мин.)
|
О1
|
Чтобы узнать, что такое комбинаторика. Предлагаю такую задачу: Туристическая фирма планирует посещение туристами в Италии трех городов: Венеции, Рима и Флоренции. Сколько существует вариантов такого маршрута?
ВРФ ВФР РФВ РВФ ФРВ ФВР
6 вариантов
|
Учащиеся заслушивают задачу и ответ задачи
слайд № 3
|
5. Введение понятия комбинаторика
(2 мин)
|
О1
|
Задачи такого типа называются комбинаторными. Комбинаторика – раздел математики, который занят поисками ответов на вопросы: сколько всего есть комбинаций в том или ином случае, как из всех этих комбинаций выбрать наилучшую. Слово «комбинаторика» происходит от латинского слова «combinare», что в переводе на русский
означает – «сочетать», «соединять». Термин «комбинаторика» был введён знаменитым всемирно известным немецким учёным Готфридом Вильгельмом Лейбницем.
|
Учащиеся слушают рассказ учителя
слайд № 4
|
6.Историческая справка
(2 мин)
|
О1
|
Сообщение ученика
|
Учащиеся зачитывает историческую справку из истории комбинаторики
слайд № 5
|
7. Объяснение решения комбинаторной задачи (5 мин)
|
О1
|
Несколько стран в качестве символа своего государства решили использовать флаг в виде 3-х горизонтальных полос одинаковых по ширине и цвету: синий, красный и белый. Сколько стран могут использовать такую символику при условии, что у каждой страны свой отличный от других флаг?
Будем искать решение с помощью дерева возможных вариантов.
|
Учащиеся записывают решение задачи в тетрадь
Слайд №6-7
|
8. Введение понятия упорядоченные множества и равные упорядоченные множества
(3 мин)
|
О1
|
Мы получили 6 множеств:(С,К,Б), (С,Б,К), (К,Б,С), (К,С,Б), (Б,К,С), (Б,С,К). Такие множества называют упорядоченными. Конечные множества М= называется упорядоченным множеством, если его элементы расположены в определенном порядке. Например: варианты маршрутов: (В,Р,Ф), (В,Ф,Р), (Р,Ф,В), (Р,В,Ф), (Ф,Р,В), (Ф,В,Р) . Упорядоченные множества принято обозначать в круглых скобках Множество М называется упорядоченным, если каждому его элементу ставится в соответствие определенное натуральное число. Например: Ф
Два упорядоченных множества равны, если они состоят из одних и тех же элементов и у них одинаковый порядок расположения этих элементов.
Как вы думаете, равны ли упорядоченные множества?
(В,Р,Ф) и (В,Ф,Р )
(a,b,c,d ) и (a,b,c,e)
(8,9,10) и (8,10,9)
(
, Δ,à) и (
, Δ,à)
|
Учащиеся слушают учителя, записывают в тетрадь упорядоченные множества, равные упорядоченные множества и отвечают на вопросы учителя.
Слайд № 8-9.
|
9.Проблема, подводящая к понятию факториал
(4 мин)
|
О2
|
Квартет
Проказница-Мартышка,
Осёл, Козёл, да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
…
«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. —
Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
…
А все-таки Квартет нейдёт на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
…
Сколькими способами можно рассадить четырех музыкантов?
4!=1·2·3·4=24 (способами)
|
Учащиеся заслушивают стих и решение задачи. Слайд№10
|
10. Введение понятия факториал
(4 мин.)
|
О2
|
Произведение первых n ненулевых натуральных чисел обозначается n!
Читается : n факториал.
n!=1·2 ·3 ·4 ·… · n
Например :
1!=1
2!= 1 ·2=2
3!=1 ·2 ·3=6
5!=1 ·2 ·3 ·4 ·5=120
Запомните : 0!=1
|
Ученики записывают в тетрадь примеры с факториалами
Слайд №11
|
11.Решение примеров с факториалом
(4 мин.)
|
О2
|
10!=1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
10!=8! ·9 ·10
10!=7! ·8 ·9 ·10
Как можно представить 6! ?
Вычислить: =90
|
Ученики записывают в тетрадь примеры с факториалами. Отвечают на вопросы
Слайд №12
|
12. Работа в парах
(4 мин)
|
О2
|
Стр. 54
№2 а) б)
|
Работают в парах. Быстрее всех решивший ученик выходит к доске
Слайд №13
|
13. Подведение итогов (1мин)
|
|
«Музыка может возвышать или умиротворять душу, живопись – радовать глаз, поэзия – пробуждать чувства, философия – удовлетворять потребности разума, инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей, а математика способна достичь всех этих целей»
Морис Клайн
|
Слайд №14
|
14. Домашнее задание
(1 мин)
|
|
задаю домашнее задание:
Стр. 54 №2 а)в)
найти сообщение из истории комбинаторики
|
записывают домашнее задание в дневники Слайд №15
|
15.Рефлексия
(2 мин.)
|
|
Довольна ли ты тем, как прошел урок?
Что больше всего тебе понравилось на уроке?
Сумела ли ты закрепить свои знания?
Ты сумела показать свои знания?
Ты была активна на уроке?
|
Учащиеся отвечают на вопросы. Слайд №18
|