Отдел образования
Администрации Западнодвинского района Тверской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ильинская средняя общеобразовательная школа»
Программа элективного курса
«Физическая культура – путь к успеху»
(для учащихся 10-11-го классов)
Руководитель методического
объединения учителей физической
культуры и ОБЖ_____________ И.П.Колосова
Автор программы:
учитель физической культуры,
_____________ В.В.Тарасова
С.Ильино
Пояснительная записка
Курс знакомит с элементарными основами теории физической культуры, формирует практические навыки самоконтроля антропометрических параметров и функционального состояния организма.
Курс органически связан с программой 10-11 классов и позволяет глубже осветить главные идеи физической культуры о здоровом образе жизни. Таким образом, данный курс направлен на расширение познавательного интереса школьников и углубление их теоретических знаний по предмету физическая культура.
Цели и задачи.
Цель данного курса состоит в формировании правильного осмысленного отношения к физической культуре как необходимому компоненту самосовершенствования, здорового образа жизни, а значит и успешности.
Основными задачами курса являются:
Углубить понимание основных идей физической культуры как части общечеловеческой культуры, ключевой роли физической культуры в борьбе за здоровый образ жизни против вредных привычек (алкоголизма, табакокурения, наркомании).
Обеспечить четкое понимание методов и средств развития основных физических качеств человека (силы, быстроты, гибкости, выносливости, координации движений).
Научить школьников следить за функциональным состоянием своего организма и контролировать его основные параметры.
Содержание курса
Материал курса дается в трех разделах: основы знаний, методы развития физических качеств, самонаблюдение и контроль физического состояния своего организма.
В разделе «основы знаний» представлен материал, способствующий углублению знаний учащихся о важном месте физической культуры в общечеловеческой культуре, ключевой роли физической культуры для адаптации к тяжелым условиям труда, тренировки воли и достижения высокой работоспособности, формирования здорового образа жизни, что создает основу для успешности.
В разделе «методы развития физических качеств» представлены методические подходы и конкретные упражнения для развития силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости как комплекса физического совершенствования.
В разделе «самонаблюдение и контроль физического состояния своего организма» представлены различные способы самоконтроля по внешним признакам утомления, измерению антропометрических параметров, проведению ряда функциональных проб.
Тематический план (35 часов)
Раздел | Тема | Количество часов |
Основы знаний | История Олимпийских игр | 2 |
Физическая культура и здоровый образ жизни | 1 |
Закаливание | 1 |
Влияние упражнений на развитие систем организма | 2 |
Телосложение и осанка | 1 |
Роль физической культуры в развитии морально-волевых качеств | 1 |
Методы подготовки спортсменов | 2 |
Предотвращение травматизма и первая помощь | 2 |
Правила техники безопасности | 2 |
Место спортивных игр в развитии физических качеств человека и основные судейские жесты | 2 |
| | 16 часов |
Развитие основных физических качеств человека | Развитие силовых качеств | 1 |
Развитие скоростных качеств | 1 |
Развитие общей и специальной выносливости. Развитие гибкости. | 1 |
Совершенствование координации движений (ловкости) | 1 |
| | 4 часов |
Самонаблюдение – контроль физического состояния своего организма | Стадии утомления | 1 |
Воздействие физической нагрузки на внутренние параметры организма | 1 |
Антропометрические измерения | 2 |
Нормальные параметры физического состояния организма | 2 |
Влияние физических упражнений на развитие вегетососудистой системы. Ортостатическая проба. | 2 |
Оценка состояния сердечно-сосудистой системы. Различные функциональные пробы | 2 |
Оценка состояния организма по системе нормативов | 1 |
Утренняя гимнастика и физкультминутка | 2 |
Составление дневника самоконтроля | 2 |
| | 15 часов |
| Всего: | 35 часов |
I. Основы знаний
Физическая культура является составной частью общечеловеческой культуры, граничащей с наукой, искусством, производством, моралью и т.д. Физическая культура и спорт развивают патриотизм. История Олимпийских игр. Символы Олимпийских игр. Наши великие чемпионы. – 2 часа
Физическая культура основной инструмент формирования здорового образа жизни и основное средство борьбы против вредных привычек (наркомании, алкоголизма, табакокурения и т.д.) – 1 час
Закаливание – эффективный и доступный метод укрепления здоровья. Основные подходы к закаливающим процедурам. – 1 час
Влияние физических упражнений и различных видов спорта на развитие систем организма человека (скелетно-мышечной, кровеносной, дыхательной и нервной) - 2 часа
Формирование правильного телосложения. Особенности телосложения при занятиях различными видами спорта. Влияние осанки на работу внутренних органов. Корригирующие упражнения. – 1 час
Место физической культуры в развитии морально-волевых качеств человека. Физиологические основы и способы регулирование таких состояний как «предстартовое состояние», «мертвая точка», «второе дыхание». – 1 час
Психофизические методы подготовки спортсменов, воинов и людей опасных профессий, обеспечивающие возможность адаптации к стрессовым условиям и способность длительное время сохранять эффективность действий и работоспособность. – 2 часа
Физиологические основы предотвращения травматизма. Первая помощь при кровотечениях, ушибах, растяжениях и т.д. (практическое занятие). – 2 часа
Необходимость соблюдения правил техники безопасности при выполнении различных физических упражнений и занятиях различными видами спорта (гимнастика, легкая атлетика, плавание, туризм, спортивные игры). Требования к спортивной одежде при занятиях различными видами спорта. Санитарно-гигиенические нормы. – 2 часа
Особое место спортивных игр в развитии важнейших физических качеств человека. Эмоциональная разрядка во время спортивной игры. Правила и демонстрация основных судейских жестов одной из спортивных игр (баскетбол). – 2 часа
II. Развитие основных физических качеств человека
Огромные резервы человеческого организма. Развитие силовых качеств. Особенность физических упражнений для эффективного приращения силы. Практическая работа №1 «Разработка комплекса упражнений для развития силовых качеств». - 1 час
Развитие скоростных качеств. Специфика подбора упражнений для оптимального развития скоростных и скоростно-силовых качеств. Практическая работа №2 «Разработка комплекса упражнений для развития скоростных качеств». - 1 час
Общая и специальная выносливость. Основные методики их развития. Важнейшее значение повышения гибкости. Особенности активной и пассивной растяжки. Практическая работа №3 «Разработка комплекса упражнений для развития гибкости». - 1 час
Совершенствование координации движений (ловкости). Общая и специальная ловкость. Технический аспект различных специальных упражнений. Особое место спортивных игр. Практическая работа №4 «Разработка комплекса упражнений для развития ловкости». - 1 час
III. Самонаблюдение – контроль физического состояния своего организма
Основные стадии утомления и их внешние признаки. – 1 час
Глубокие изменения внутренних параметров организма (кровообращение, дыхание и т.д.) в зависимости от уровня физической нагрузки. Классификация физической нагрузки по пульсовому режиму. – 1 час
Оценка физического состояния и уровня развития организма при помощи антропометрических измерений (рост, вес, ширина грудной клетки и т.д.). Практическая работа №5 «Антропометрические измерения и оценка физического состояния и крепости телосложения». – 2 часа
Понятия о нормальных параметрах физического состояния организма (температуры, артериального давления, частоты сердечных сокращений). Практическая работа №6 «Развитие навыков измерения параметров организма и оценки физического состояния». – 2 часа
Понятие о влиянии физических упражнений на развитие вегетососудистой системы. Ортостатическая проба. Практическая работа №7 «Проведение ортостатической пробы и оценка состояния вегетососудистой системы». – 2 часа
Оценка состояния сердечно-сосудистой системы. Различные функциональные пробы. Практическая работа №8 «Функциональная проба на основе 20 приседаний». – 2 часа
Сравнительная оценка состояния организма по системе нормативов1. – 1 час
Влияние утренней гимнастики на физическое состояние организма. Физкультминутка и сохранение работоспособности. Практическая работа №9 «Разработка комплекса упражнений утренней гимнастики и физкультминутки». – 2 часа
Составление дневника самоконтроля. Комплексная оценка физического состояния организма на основе данных дневника самоконтроля. – 2 часа
Всего: 35 часов.
Ожидаемые результаты и критерии достижения учащихся
Ученики должны:
- узнать об огромных возможностях самосовершенствования на основе физической культуры и об основных изменениях в состоянии организма при регулярных занятиях физической культурой;
- понять необходимость и безальтернативность ведения здорового образа жизни для процветания;
- освоить ряд методик ОФП, спец. ОФП и морально-волевой подготовки для развития основных физических качеств человека;
- научиться вести самонаблюдение антропометрических параметров, анализировать их по простейшим формулам, определять состояние своей вегетативной нервной и сердечно-сосудистой систем по функциональным пробам;
- подготовить предусмотренные программой курса практические работы и уметь сделать по ним выводы.
Оценка достижений учащихся будет проводиться на основании выполненных практических работ, а также путем устного тестирования полученных теоретических знаний и демонстрирования практических навыков.
Литература:
1. Настольная книга учителя физической культуры, Г.И. Погадаев, ФиС, 1998, М., 496 с.
2. Анатомия человека, под ред. М.Г.Привеса, Медицина, 1985, М., 672 с.
3. Учение о тренировке, под ред. Д.Харре, ФиС, 1971, М., 328 с.
4. Твой олимпийский учебник: Учебное пособие для учреждений образования России, В.С. Родиченко и др., Советский спорт, М., 2001, 160 с.
Аннотация
Данный курс «Физическая культура – путь к успеху» знакомит учащихся с элементарными основами теории физической культуры, раскрывает идеи физической культуры, как части общечеловеческой культуры, углубляет понимание ключевой роли физической культуры в борьбе за здоровый образ жизни. В рамках курса рассматриваются методы развития основных физических качеств человека.
Кроме того, данный курс формирует навыки самоконтроля антропометрических параметров и функционального состояния вегетативной нервной и сердечнососудистой систем, позволяет на элементарном уровне дать оценку физического состояния своего организма.
1 Настольная книга учителя физической культуры, Г.И. Погадаев, ФиС, 1998, М.