СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эллектив 10 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эллектив 10 класс»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

города Бузулука

«Средняя общеобразовательная школа № 8»



«Рассмотрено и принято»

на заседании ШМО

учителей естественного цикла

МОАУ «СОШ №8»

_______ И.П.Калашникова

протокол № 1

от«28» августа 2019 г.





«Согласовано»

Зам. директора по УР

МОАУ «СОШ №8»

_______ И.В.Добрынина

«28» августа 2019 г.






«Утверждаю»

Директор МОАУ «СОШ №8»

_____________ С.В. Саяпина

«28 » августа 2019 г.

Приказ № 01-08/270

от 28 августа 2019 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

по химии

«Химическая лаборатория знаний»

на 2019-2020 учебный год



Класс: 1 0(профиль)

Количество часов: 34





Составитель:

учитель химии

Мазаева Наталья Николаевна





Бузулук, 2019 г.

1. Пояснительная записка.

Элективный курс «Химическая лаборатория знаний» направлен на углубление и расширение химических знаний учащихся через: решение расчетных задач, системно -деятельностный подход к цепочкам превращений, окислительно - восстановительные реакции в органической химии.

В настоящее время целый ряд разделов школьной программы рассматривается весьма поверхностно - например: решению задач отводится неоправданно мало внимания. А между тем решение задач служит средством для осмысления, углубления и закрепления теоретического материала. При решении задач у учащихся вырабатывается самостоятельность суждений, умение применять свои знания в конкретных ситуациях, развивается логическое мышление, появляется уверенность в своих силах.

Среди многообразия процессов и явлений, протекающих в окружающем нас мире, окислительно - восстановительные реакции являются жизненно важными. Без изучения окислительно - восстановительных реакций невозможно понять и современную химию.

Генетические цепочки превращений органических соединений в материалах ЕГЭ встречаются довольно часто. Для их выполнения необходимо знать основные классы органических соединений, их классификацию, номенклатуру, способы получения веществ и их химические свойства, механизмы реакций. К сожалению времени урока порой недостаточно для того, чтобы выполнить подобные задания. Цепочки - это оптимальный способ проверки большого объема знаний практически по всем разделам органической химии.

Данный элективный курс имеет, прежде всего, практическую направленность, так как предназначен не столько для формирования новых химических знаний, сколько для развития химических умений и навыков.

Изучение курса предполагает реальную помощь учащимся в подготовке к олимпиадам, а в будущем к ЕГЭ. Курс рассчитан на 34 часа в год, при ведении 1 час в неделю.


Цель курса:

Формирование у учащихся умений и навыков:

1. Решения расчетных задач различных типов,

2. Составления уравнений окислительно - восстановительных реакций органической химии,

3. Составления уравнений химических реакций по цепочкам превращений.

4. Решения органического компанента КИМов ЕГЭ.


Задачи курса:

1. Показать способы решения различных типов расчетных задач;

2. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи при решении задач;

3. Познакомить с: типами ОВР, закономерностями их протекания, методикой составления ОВР различными способами;

4. Познакомить с методикой выполнения цепочек превращений органических веществ на основании системно - деятельностного подхода;

5. Развивать умение осуществлять переходы, характеризующие генетическую связь между органическими соединениями

6. Содействовать развитию умений применять знания в конкретных ситуациях;

7. Расширять кругозор учащихся, повышать мотивацию к обучению, социализацию учащихся через самостоятельную деятельность;

8. Помочь учащимся получить реальный опыт решения нестандартных заданий;

9. Развивать учебно-коммуникативные умения.

10. Содействовать развитию у детей умений осуществлять самооценку и контроль своей деятельности.


2. Основное содержание курса:

Тема 1 «Органическая химия в расчетных задачах» ( 8 часов )

Определение молекулярной формулы вещества по известной общей формуле и массовой доле одного из элементов.

Определение молекулярной формулы вещества по его реакционной способности

Определение молекулярной формулы вещества по отношению масс элементов, входящих в состав данного вещества

Задачи на смеси газов, не реагирующих между собой

Задачи на смеси газов, реагирующих между собой.

Задачи на смеси веществ, если компоненты смеси проявляют сходные свойства.

Задачи на смеси веществ по их мольным, массовым соотношениям.

Решение комбинированных задач

Тема 2 «Окислительно - восстановительные реакции в органической химии»-10 часов

Степень окисления. Положительная и отрицательная, минимальная и максимальная, промежуточная, нулевая степени окисления. Определение потенциальных степеней окисления атомов на основе их строения. Окислители, восстановители. Процессы окисления и восстановления. Окислительно - восстановительные реакции. Классификация окислительно - восстановительных реакций. Метод электронного баланса. Зависимость протекания ОВР от различных факторов. Среда как участник ОВР. Соединения марганца и хрома в ОВР. Шкала степеней окисления, важнейшие соединения и реакции. Окислительно - восстановительные реакции алканов, алкенов, алкинов, диенов, аренов, спиртов, альдегидов, карбоновых кислот, углеводов.

Тема 3 «Выполнение заданий органической части ЕГЭ разных уровней» ( 9 часов)

Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная)

Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах. Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная групп.

Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и гомологов бензола, стирола). Основные способы получения

углеводородов (в лаборатории).

Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола.

Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров.

Основные способы получения кислородсодержащих органических соединений (в лаборатории).

Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот.Важнейшие способы получения аминов и аминокислот. Биологически важные вещества:жиры, углеводы (моносахариды,дисахариды, полисахариды), белки.

Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и гомологов бензола, стирола). Важнейшие способы получения

углеводородов. Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии.

Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров. Важнейшие способы получения кислородсодержащих органических соединений.

Взаимосвязь углеводородов, кислородсодержащих и азотсодержащих органических соединений.

Реакции, подтверждающие взаимосвязь органических соединений.

Классификация цепочек превращений. Цепочки по форме: линейные, разветвленные, циклические. Цепочки однородные и разнородные. Цепочки открытые и полуоткрытые, полузакрытые и закрытые. Комбинированные цепочки. Программа деятельности по решению цепочек превращений органических соединений.

Установление молекулярной и структурной формулы вещества




Промежуточная аттестации в форме контрольной работы - 1 час.

Анализ аттестационной работы. Подведение итогов - 1 час.

3.Календарно-тематическое планирование курса

№ занятия

Тема занятия




Дата проведения



Предполо-гаемая

Фактическая



Тема 1 «Органическая химия в расчетных задачах» ( 8 часов)



1

Определение молекулярной формулы вещества по известной общей формуле и массовой доле одного из элементов.

4.09



4.09






2

Определение молекулярной формулы вещества по его реакционной способности

11.09

11.09



3

Определение молекулярной формулы вещества по отношению масс элементов, входящих в состав данного вещества.

18.09

18.09



4

Задачи на смеси газов, не реагирующих между собой.

25.09

25.09



5

Задачи на смеси газов, реагирующие между собой.

2.10

2.10



6

Задачи на смеси веществ, если компоненты смеси проявляют сходные свойства.

9.10

9.10



7

Задачи на смеси веществ по их мольным, массовым соотношениям.

16.10

16.10



8

Решение комбинированных задач

23.10

23.10



Тема 2 «Окислительно - восстановительные реакции в органической химии» ( 15 часов)



9

Окислительно - восстановительные реакции в органической химии. Степень окисления . Определение СО углерода по структурной формуле

6.11

6.11



10

Окислитель. Восстановитель. Процессы окисления и восстановления.Особенности этих понятий в органической химии

13.11

13.11



11

Окислительно - восстановительные реакции и их классификация.

20.11

20.11



12

Зависимость протекания ОВР от различных факторов. Среда как участник ОВР.

27.11

27.11



13

Соединения марганца и хрома в ОВР. Шкала степеней окисления, важнейшие соединения и реакции

4.12

4.12



14

Метод электронного баланса для реакций с органическим веществом.

11.12

11.12



15

Окислительно - восстановительные реакции алканов

18.12

18.12



16

Окислительно - восстановительные реакции алкенов

25.12

25.12



17

Окислительно - восстановительные реакции алкинов


15.01

15.01



18

Окислительно - восстановительные реакции диенов

22.01

22.01



19

Окислительно - восстановительные реакции аренов

29.01

29.01



20

Окислительно - восстановительные реакции спиртов

5.02

5.02



21

Окислительно - восстановительные реакции альдегидов

12.02

12.02



22

Окислительно - восстановительные реакции карбоновых кислот

19.02

19.02



23

Окислительно - восстановительные реакции углеводов

26.02

26.02



Тема 3 «Выполнение заданий органической части ЕГЭ разных уровней» ( 9 часов)



24

Решение вариантов ЕГЭ (орг.часть )

4.03

4.03



25

Решение вариантов ЕГЭ (орг.часть )

11.03

11.03



26

Решение вариантов ЕГЭ (орг.часть )

18.03

18.03



27

Решение вариантов ЕГЭ (орг.часть )

1.04

8.04



28

Решение вариантов ЕГЭ (орг.часть )

8.04

15.04



29

Решение вариантов ЕГЭ (орг.часть )

15.04

22.04



30

Решение вариантов ЕГЭ (орг.часть )

23.04

29.04



31

Решение вариантов ЕГЭ (орг.часть )

30.04

6.05



32

Решение вариантов ЕГЭ (орг.часть )

6.05

13.05



33

Промежуточная аттестация

13.05

22.05



34

Анализ аттестационной работы. Подведение итогов.

20.05

27.05



4. Требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать:

1. Расчётные формулы для любых типов задач;

2. Строение, физические и химические свойства неорганических веществ.

3. Типичные окислители и восстановители,

4. Типы ОВР,

5. Закономерности протекания ОВР,

6. Методику составления ОВР различными способами,

7. Классификация цепочек превращений органических соединений.

Учащиеся должны уметь:

1. Определять тот или иной тип расчётных задач;

2. Анализировать условия задач;

3. Выявлять химическую сущность задачи;

4. Составлять уравнения всех химических процессов, заданных в условиях задачи;

5. Производить математические расчёты;

6. Использовать несколько способов при решении задачи,

7. Свободно ориентироваться в большом количестве все возможных ОВР,

8. Составлять уравнения ОВР органических соединений на основании методов: электронного и полуреакций,

9. Осуществлять цепочки превращений любого типа, используя системно-деятельностный подход.

типа;


5. Форма аттестации учащихся

Проверочные и контрольные работы по каждой теме; тестирование; итоговой работы по данному курсу ( промежуточная аттестация )


6. Литература для учителя и учащихся

УЧЕБНИКИ

Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии М.:«Дрофа», 2014

Кузнецова Н.Е., Гара Н.Н. Органическая химия. 10 кл. М.: «Вентана-Граф», 2016

Лисин А. Ф., Ахметов М. А. Органическая химия Ульяновск: Симбирская книга, 2005. - 224 с

Лисин А. Ф., Ахметов М. А. Органическая химия. (файлы в WORD на компакт-диске)

Новошинский И.И.,Новошинская Н.С. Готовимся к Единому государственному экзамену: органическая химия: пособие для учащихся: теория, упражнения, задачи, тесты / И.И. Новошинский , Н.С. Новошинская.- 3-е изд..- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019.- 176 с.

Цветков Л.А. Органическая химия Москва. : «Владос», 2012 год


СБОРНИК ТЕСТОВ

Ахметов М. А. , Прохоров И. Н. СИСТЕМА Заданий и упражнений по органической химии в тестовой форме: Для учителей, преподающих химию в классах естественнонаучного профиля. - Ульяновск: УИПКПРО, 2014 – В 2-х частях


ЗАДАЧНИК

1. Кузьменко Н. Е. и др. Химия. Для школьников ст. кл. и поступающих в вузы: Учеб. пособие/ Н. Е. Кузьменко, В. В. Еремин, В. А. Попков. - М.: Дрофа, 2007 и более поздние издания - 528 с.: ил. – раздел «Органическая химия»

2. Косова О.Ю. Химия в расчётных задачах, - Челябинск: «Взгляд» 2006;

3. Лидин Р.А. Дидактические материалы, - М:. «Дрофа» 2009;

4. Хомченко И.Г. Решение задач по химии 8 -11 кл , - М:. «Новая волна» 2005;

5. Шипуло Е.В. Решение задач по химии, - М:. «Эксмо» 2005;


КОМПЬЮТЕРНЫЕ ДИСКИ

Органическая химия.// МарГТУ, Лаборатория систем мультимедиа

Органическая химия. //Самарский государственный университет

Химия для всех - XXI век (самоучитель). Решение задач.// Образовательная коллекция 1С

Химия (полный мультимедийный курс химии).// Руссобит

Уроки химии K&M (10-11 классы )

Виртуальная химическая лаборатория. // МарГТУ, Лаборатория систем мультимедиа


САЙТЫ В ИНТЕРНЕТЕ


1.Органическая химия. Электронный учебных для средних школ / http://www.chemistry.ssu.samara.ru/


2.Органическая химия .Электронный учебник / http://cnit.ssau.ru/organics/index.htm











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя