СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эмотивная и эстетическая функции в стихотворении М. Цветаевой "Вчера еще в глаза глядел". Анализ стихотворения в помощь учителю- словеснику

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эмотивная и эстетическая функции в стихотворении М. Цветаевой "Вчера еще в глаза глядел". Анализ стихотворения в помощь учителю- словеснику»

Эстетическая и эмотивная функции в стихотворении М.Цветаевой «Вчера еще в глаза глядел». Анализ стихотворения в помощь учителю- словеснику

Жизнь и творчество великого русского поэта ХХ века Марины Ивановны Цветаевой (1892-1941) - яркая страница национальной истории культуры. Тонкий лирик, глубокий психолог, выразительная драматическая личность, стихийная натура, с раннего детства отличавша­яся от других сосредоточенностью на своем духовном мире, многим она казалась странной. Еще будучи маленькой, Цветаева называла себя «необычным ребенком в обычном мире» Осоз­нание своей «непохожести» пришло к ней рано: «Я ничего не умею, что умеют люди» , «Не могу жить. Все не как у людей» , «Я с рождения хотела умереть» , «Я ободранный человек, а Вы все в броне. У всех вас: искусство, общественность, дружбы, развлечения, семья, долг, у меня, на глубину, НИ-ЧЕ-ГО», «Просьба: не относитесь ко мне, как к человеку. Ну – как к дереву, которое шумит Вам навстречу».

Со свойственными ей «ненасытностью» чувств и восприятием малейших жизненных проявлений на пике страстей Цветаева «бросалась» во все новые и новые дружбы и привязанности, поиски понимающей души, оставаясь духовно одинокой и непонятой многими. Поскольку все духовные метания поэта нашли отражение в творчестве, ее художественный мир оказался также доступен немногим. Стремительный, порывистый ритм, неожиданные рифмы, сжатость мысли,энергия чувств, лирический накал стихов, предельно выразительная и насыщенная страстями манера творческого самовыражения в полной мере отражают стихийность натуры автора.
Задачи работы:

во-первых, рассмотреть особенности фонетической организации стихотворений, которые отражают языковую личность поэта.
Во-вторых, исследовать выбор лексики, выяснить, какие слова наиболее частотны в данном стихотворении.
В-третьих, изучить синтаксическую организацию стихотворений и то, как эта организация отражает языковую личность поэта.

Рассмотрим, как на различных языковых уровнях отразилась языковая личность М. Цветаевой.

1.Фонетический уровень

Во-первых, стихотворение изобилует звукописью: как аллитерацией, так и ассонансом, причем в каждом четверостишии мы находим разные звукоупотребления, которые подчеркивают состояние лирической героини: от стенаний до сжатия зубов от душевной боли:

Итак, в первой строфе наблюдаем повтор глухих с, ч, п,щ, которые передают шепот, приговаривание лирической героини, создается ощущение, что до этих слов было много других, выражающих переживания, страдания лирической героини, а здесь она, обессилев, шепчет читателю свои мысли:

Вчера еще в глаза глядел,
А нынче - все косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, -
Все жаворонки нынче - вороны!

В третьей и четвертой строфах находим ассонанс- частотное употребление гласных У, О, которое передает, как междометие о, страдание, стенание, складывается ощущение, будто бы героиня с новой силой начала плакать.

И слезы ей - вода, и кровь -
Вода, - в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха - Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
"Мой милый, что тебе я сделала?"

В пятой строфе аллитерация р, ж,з создает ощущение, будто лирическая героиня начинает злиться, негодовать, говорить сквозь зубы, вспоминая, как резко изменилось отношение ее возлюбленного:

Вчера еще - в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал, -
Жизнь выпала - копейкой ржавою!

В остальных четворостишиях находим ассонанс со звуком о: спрошу, мой, отцеловал, колесовать, самом огне, бросил, вот что, вновь, не прекословь, не любовница, садовница, само, в срок, яблоко, спелое, прости. Этот прием передает стенания, стон страдающей женщины, который звучит всеобъемлюще за счет повтора практически во всех строчках звука о, а также из-за фразы: «И стон стоит вдоль всей Земли».

Таким образом, на уровне фонетики проявляется одиночество М. Цветаевой, ее максимальная эмоциональность, несдержанность, в то же время ее стремление к другим людям: она не одна так страдает, стонет. Этот стон стоит вдоль всей земли.

2.Лексический уровень

Если рассмотреть лексический уровень, то также можно отметить те же тенденции в отражении языковой личности поэта. Так, например, лирическая героиня на протяжении всего стихотворения противопоставляет себя и других, себя и этот мир: эта антитеза проявилась в использовании таких антонимов: вчера- нынче, глядел в глаза- косится в стороны, жаворонки- вороны, глупая-умен (даже на грамматическом уровне полная форма прилагательного противопоставлена краткой), живой- остолбенелая, мать- мачеха, суд (осуждение)- милость (прощение), отцеловал- колесовать, огонь- степь заледенелая, ты-я, Любовь- Смерть- садовница. При этом вся лексика, носящая негативные коннотации, относится именно к лирической героине. Таким образом, можем отметить, что Цветаева будто занимается самобичеванием, намеренно усиливает негативное в своем мире.

Данные мысли подтверждают и выбор других лексем, например, лирическая героиня заранее, сама обрекает себя на ад:

Детоубийцей на суду
Стою - немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
"Мой милый, что тебе я сделала?"

И снова мотив одиночества: стою немилая, несмелая- то есть беззащитная, ей некому помочь, некому заступиться.

Лирическая героиня М. Цветаевой обращается с вопросами не к близкому человеку, маме, сестре, подруге:

Спрошу я стул, спрошу кровать:
"За что, за что терплю и бедствую?"

Данное обращениек предметам мебели также подчеркивает одиночество героини. Данные предметы находятся в доме, поэтому создается ощущение замкнутости, закрытости ее от окружающего мира, что еще больше усиливает чувство одиночества.

Жизнь для лирической героини М. Цветаевой не мыслится вне любви: потеря предмета обожания, потеря его внимания, любви равна смерти:

«Враз обе рученьки разжал, -
Жизнь выпала - копейкой ржавою!»

Видим, что жизнь обесценивается без любви и превращается в ненужную вещь. Или в строчке, например:

«Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница».

Отсутствие любви для лирической героини автоматически заменяется смертью. Цветаева наделяет последнюю именем садовница, подчеркивая тем самым, что в душе человека без любви живет смерть, но это не просто пустота. Смерть – садовница, она выращивает свои цветы, и они не яркие и разноцветные, как у любви, а черные, некрасивые.

На уровне лексики также следует отметить фразу, напоминающую идиому:

«Само - что дерево трясти! -
В срок яблоко спадает спелое…»

Лирическая героиня будто бы понимает, что любовь не вечна, чувства изменяются, созревают, то есть проходят определенный путь своего развития, и в итоге они имеют свое завершение: как плоды, которые растут не вечно- они когда- то созревают. И ничего не сделаешь с этой закономерностью, хоть тряси дерево, хоть оберегай его от любого воздействия. Однако понимание этой мысли для лирической героини длится не долго, оно сиюминутно. Это доказывает многоточие в конце предложения. Она остается со своим негодованием, непониманием, почему она покинута, что она сделала?

Композиция стихотворения подсказывает, что оно построено в форме монолога, исповеди, и кажется, что у этой исповеди есть слушатель, однако, мы видим, что обращения сменяют одна форма другую: то она говорит лично с возлюбленным: «Я глупая, а ты умен», то говорит о нем в третьем лице:

Вчера еще в глаза глядел,
А нынче - все косится в сторону!

То говорит о себе в третьем лице:

И слезы ей - вода, и кровь -
Вода, - в крови, в слезах умылася!

Эту же мысль доказывает выбор разговорного глагола глядел (вместо нейтрального смотрел), что подчеркивает исповедальный характер произведения, настроенность поэта на искренность.

Таким образом, можно предположить, что лирическая героиня настолько эмоционально истощена, потрясена, что разговаривает сама с собой, ее мысли путаются, она одинока, ее некому выслушать, хотя она стремится к объединению с другими.

Таким образом, лирическая героиня не мыслит своей жизни без любви, она видит в ней предназначение человека. При видимом одиночестве ощущается также постоянное самобичевание. Лирическая героиня не обвиняет своего любимого в изменении отношения, она лишь риторически вопрошает: мой милый, что тебе я сделала? И при этом мы видим, как она находит причины угасания любви в себе: грешница, глупая. И лишь однажды восклицает:

Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе - я сделала?

Указательная частица вот подчеркивет упрек в этой фразе, однако здесь же лирическая героиня смягчает этот упрек с помощью обращения «милый» (которое использует два раза) и вопросительной интонации предложения.

И лишь в одной строчке проскальзывает некоторая жалость к себе:

Спрошу я стул, спрошу кровать:
"За что, за что терплю и бедствую?"

Контекстуальные синонимы терплю, бедствую и повтор за что, за чтоподчеркивают это сострадание, недоумение по поводу происходящего.

3.Синтаксический уровень

Рассмотрим, как на синтаксическом уровне данного стихотворения проявилась языковая личность М. Цветаевой.

Во- первых, по интонации четырнадцать предложений стихотворения являются восклицательными. Это указывает на особую эмоциональность, чувственность лирической героини. Она не стесняется своих эмоций, она не скрывает их, открыто выражая свое отношение к происходящему, однако, как мы говорили выше, ее никто не слышит, она одна.

Во- вторых, необходимо отметить наличие односоставного предложения именительного темы- «О вопль женщин всех времен», которое повторяется рефреном на протяжении всего стихотворения: данное предложение звучит как попытка одинокой лирической героини объединиться со всем миром, как попытка объяснить случившееся несчастье как закономерное событие: не одна она покинута любимым. Поэтесса примыкает к лагерю всех брошенных женщин, чувствуя свое кровное родство с ними. Такой тип предложения и повтор усиливает чувства героини до планетарных размеров- «Стон стоит вдоль всей земли.»

В- третьих, в стихотворении множество односоставных определенно- личных конструкций, например, «Детоубийцей на суду- Стою немилая, несмелая.» «Все ведаю- не прекословь», «За все, за все меня прости». Данные конструкции отражают максимальную настроенность героини на искренность, желание высказаться, открыться.

С точки зрения композиции стихотворение четко разграничено на «до» и «после», между которыми находится роковое известие (вчера- нынче, глупая- умен, живой- остолбенелая). Однако с другой стороны, складывается ощущение, что у стихотворения нет начала, будто перед первым четверостишием стоит множество других, содержащих страдания, жалобы, будто данной истории предшествует множество других- настолько страдающей изображена лирическая героиня.

Таким образом, в данном стихотворении на всех языковых уровнях нами были обнаружены характерные черты, отражающие языковую личность М. Цветаевой. Перед нами предстала одинокая, страдающая женщина, которая была покинута возлюбленным. Вместе с всеобъемлющим одиночеством стихотворение отражает желание поэтессы к общению, ее желание выговориться, найти поддержку. Любовь для М. Цветаевой - самое главное в жизни. Она понимается ею платонически, без нее она не представляет жизни. (стихотворение посвящено О. Мандельштаму, отношения с которым развивались на расстоянии).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!