Эмоционально-смысловой подход к коррекции и обучению детей с расстройствами аутистического спектра
Особенности эмоционального развития детей с аутизмом
Типы поведения, три области:
- социального взаимодействия;
- коммуникации;
- поведения.
Тревожность
К психологическим симптомам тревожности относятся:
- быстрая потеря терпения,
- проблемы с концентрацией внимания,
- постоянные мысли о наихудшем варианте развития событий,
- проблемы со сном,
- полная увлеченность или навязчивые мысли об одном и том же предмете.
К физическим симптомам тревожности можно отнести:
- чрезмерную жажду,
- расстройства желудка,
- проблемы с кишечником,
- приступы сердцебиения,
- мышечные и головные боли,
- покалывание кожи,
- треморы.
Эмоционально-смысловой подход к коррекции расстройств у детей аутистического спектра
Помощь психологическая педагогическая
Эмоционально-смысловой подход .
Смысловой
Основная задача – накопление и осмысленное упорядочивание индивидуального аффективного опыта ребенка, такого, который сможет стать опорой для развития активных и дифференцированных отношений с окружением.
Эмоциональный -– это совместное проживание и эмоциональное осмысление происходящего.
Определение специфики нарушения психического развития при аутизме
Нарушение выносливости при аутизме проявляется:
с одной стороны - критическое снижение порогов дискомфорта к интенсивности, качеству и степени новизны впечатлений;
с другой - в снижении активности, не позволяющем ребенку полноценно перерабатывать информацию и адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.
Выбор направленности психологической помощи и определение ресурса нормализации психического развития ребенка с аутизмом
направлен:
- на нормализацию аффективного развития;
- на формировании первичной эмоциональной общности с близким взрослым;
- на параметры организации общения: дистанции, продолжительности, ритма, интенсивности и формы, сенсорной модальности привлекаемых впечатлений
Цель – совместное осмысление происшедшего в домашней жизни, в школе, увиденного на прогулке, в зоопарке, в цирке, на приеме в поликлинике и т.д.
Формы и методы работы с детьми с РАС
Формы работы:
- индивидуальные;
- групповые занятия;
- интегрированные занятия со специалистами;
- игра
Методы:
- сенсорная интеграция;
- игровое взаимодействие;
- коррекционные занятия по лексическим темам ;
- метод альтернативной коммуникации;
- метод обучения чтению
Специфика построения коррекционной работы
Оказание помощи родителям
Индивидуальная работа с психологом
Гибкая работа учителя
Подбор доступных заданий
Совместные коррекционные усилия
родителей, медиков, педагогов и
психологов
Комплексная коррекционно-развивающая программа и психологическое сопровождение личности выступает как продуктивное условие развития личности аутичного ребенка, если осуществляется: - работа с культурными посредниками, т.е. педагогами, психологами и родителями, с целью понимания и принятия ими особенностей ребенка; - создание блоков упражнений, развивающих произвольные стороны психических функций, а также рефлексивные способности, самоконтроль и самосознание; - создание символических опор для осуществления детьми самоконтроля и освоения ими социально-бытовых навыков.
Коррекционно-воспитательную работу с обучающимися характеризуют такие черты, как:
- целостность;
- системность;
- комплексность;
- связь с социальной средой
В основу коррекционной работы с детьми-аутистами положены следующие принципы:
- принцип принятия ребенка;
- принцип помощи;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип единства медицинских
- и психолого-педагогических воздействий;
- принцип сотрудничества с семьей
Коррекционную работу должна проводить команда профессионалов: - врач-педиатр; - врач-психоневролог; - психолог–дефектолог; - логопед; - социальный работник; - учитель
Психологическая коррекция строится поэтапно:
- установление эмоционального контакта;
- стимуляция активности, направленной на взаимодействие;
- снятие страхов;
- купирование агрессии, самоагрессии, негативизма
и других отрицательных форм поведения;
- формирование целенаправленного поведения.
Роль игры в коррекционной работе при расстройствах аутистического спектра
Игра понимается не как сумма отработанных игровых навыков, а традиционным для отечественной психологии образом - как целостная деятельность, ведущая в школьном возрасте.
Работа с семьей
Главными принципами ведения этой работы с родителями:
- уважительный и демократичный характер отношения педагога с семьей ребенка-инвалида;
- охват системой просвещения родителей;
- участие в педагогическом просвещении родителей всех специалистов школы;
- создание условий для посещения родителями занятий с целью ознакомления с программой и методами обучения детей и дальнейшего закрепления полученных ими знаний в условиях семейного воспитания.
Ш. А. Амонашвили
«Ребёнок становится счастливым, как только ощущает к себе искреннюю и бескорыстную любовь». Успех в любых начинаниях может создать именно учитель, который сам переживает радость успеха.
Спасибо за внимание!!!