Педагогический марафон « FAST STUDY: EMO-ZONE »
Подготовила Хмырова Н.И. педагог-психолог МАДОУ 1
Что такое эмоциональный интеллект?
Способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и сои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
5 шагов к эмоциональному интеллекту
Базовые эмоции
- Гнев (злость, агрессия, ярость, возмущение, негодование, раздражение)
- Радость (веселье, торжество, ликование, удовольствие)
- Страх (ужас, тревога, паника, беспокойство, волнение)
- Удивление (любопытство, увлечение, страсть, шок, потрясение, изумление )
- Печаль (грусть, тоска, скорбь, горе, уныние, сожаление, жалость)
- Отвращение (брезгливость, антипатия, ненависть)
В реализации ФГОС ДО одной из приоритетных задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей в том числе их социально-эмоционального благополучия.
В разделе «Социально-коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирования готовности
к совместной деятельности со
сверстниками, положительного отношения
к миру, к себе и другим людям.
Задачи работы по развитию эмоциональной сферы
Распознавать эмоциональные проявления у себя и у других людей
Знакомить с основными эмоциями
Обогащать словарь словами, обозначающими эмоции, чувства, настроение
Формировать навыки совместной деятельности общения
Научить простым приёмам саморегуляции
Ожидаемые результаты
Первичная ориентация в эмоциях человека
Управление собственными эмоциями
Открытость в проявлении и описании чувств
Способность помогать и сотрудничать
Позитивное эмоциональное состояние
Умение сотрудничать
Бесконфликтное общение
Снижение негативных реакций
Понимание и уважение чувств других
Управляемость при воспитании и обучении
Контактность, адаптированность в группе
Зрелое и уверенное поведение
Выпуск пара в приемлемой форме
Уголок настроения
Список литературных произведений
Работа с эмоцией печали:
Остер «Вредные советы»;
С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»;
К. Чуковский «Краденое солнце»;
И. Токмакова «Мне грустно»;
А Плещеев «Скучная картина»;
В. Лунин «О чём грустят кораблики»;
Р.н.с. «Гуси-лебеди»;
«Петушок и бобовое зёрнышко»;
«Снегурочка»;
«Заюшкина избушка»;
«Крошечка-Хаврошечка»;
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,
В. Драгунский «Друг детства»;
А. Барто «Лебединое горе»;
Д. Николаенко «Всё сделалось грустным»;
И. Хагеруп «Грустный кондитер»,
М.Л. Моравская «Волчья тоска»
Работа с эмоцией удивления:
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»;
Д. Хармс «Что это было? »;
Н. Носов «Живая шляпа»;
В. Сутеев «Под грибком»;
Н. Екимова «Облака»;
Б. Заходер «На Горизонтских островах»,
Р. Сеф «Чудо»;
В. Лунин «Бабочка»;
А. Барто «Погремушка»;
А. Барто «Машенька»;
О. Князева «И чему тут удивляться?»
Работа с эмоцией радости:
К. Ушинский «Четыре желания»;
Е. Благинина «Вот какая мама! »;
К. Чуковский «Краденое солнце», «Радость»;
Т. А. Шорыгина «Мне купили самокат»;
В. Лунин «Радость»;
М. Потоцкая «Что такое радость»;
М. Карем «Радость»
Работа с эмоцией гнева:
К. Чуковский «Краденое солнце»;
В. Викторов «Хмурый орел»;
Б. Заходер «Приятная встреча»;
В. Берестов «Серёжа и гвозди»;
Л. Толстой «Три медведя»
Работа с эмоцией вины:
А. Барто «Совесть»;
В. Катаев «Цветик-семицветик»;
В. А. Осеева «Почему?»
Работа с эмоцией страха:
А. Кушнир «Что в углу? »;
Г. Семенов «Счастливая ошибка»;
Е. Пермяк «Самое страшное»;
Т.А. Шорыгина «Не хочу быть трусом»;
К. Чуковский «Закаляка»;
А. Барто «Страшная птица»;
С. Михалков «Три поросёнка»;
«У страха глаза велики»;
«Гуси-лебеди»;
Э. Мошковская «Не буду бояться»;
С. Маршак «Храбрецы»;
Д. Хармс «Очень страшная история»;
И. Демьянов «Трусов Федя»;
В. Кудрявцев «Страх»
Все эмоции:
Н. Екимова «Облака»