СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эмпирические методы психолого-педагогических исследований

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эмпирические методы психолого-педагогических исследований»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ

ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ)






Направление –44.03.01 Педагогическое образование

Направленность (профиль) – Дошкольное образование






Мансурова Розалия Ранисовна




Контрольная точка 1

Тема: Эмпирические методы психолого-педагогических исследований (25.03.2022)






Преподаватель Сиренко Юлия Валериевна
















Уфа 2023

План

1. Анализ научно-методической литературы, документальных и архивных материалов.

2. Педагогическое наблюдение

3. Беседа, интервью, анкетирование.

4. экспертное оценивание. Изучение продуктов деятельности.

5. Тестирование

6. Педагогический эксперимент.

  1. Научно исследовательская работа-это работа научного характера. Данная работа связана с поиском, проведение исследования, с экспериментом в рамках тематики избранной для того чтобы расширить и получить новые знания.

Цель исследования научной работы заключается в проверке научных гипотез, т.е. предположений которые мы выдвигаем, для того чтобы установить закономерности тех связей которые содержаться и в природе, и в обществе, для того чтобы сделать обобщение и в дальнейшем реализовать какие-то проекты.

Основным результатом научно- исследовательской работы является определенный продукт, в нашем случае (курсовые, ВКР и т.д). Научная работа направлена на получение новых знаний об определенных закономерностях образования о его структуре, механизмах, о содержательном аспекте, признаках, технологиях.

Анализ литературных источников требует от исследователя знаний определенных правил поиска литературы, соответствующей методики изучения, владения методами теоретического анализа, методами работой литературы.

  1. Метод педагогического наблюдения- это организованное исследование педагогического процесса в естественных условиях.

Виды наблюдения:

  1. Прямое наблюдение-вид наблюдения, в ходе которого исследователь непосредственно учувствует в исследуемом процессе, действует совместно с участниками исследования.

  2. Опосредованное (косвенное) наблюдение- вид наблюдения, который не предусматривает непосредственного участия исследователя в процессе. Это наблюдение, к которому привлекаются другие лица.

  3. Самонаблюдение- процесс созерцания внутренних психических процессов с одновременным наблюдением за их внешними проявлениями.

Классификация наблюдений по форме:

  1. Осознанное (открытое) наблюдение: наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают.

  2. Неосознанное (скрытое) наблюдение: наблюдаемым субьектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь находится внутри системы наблюдения, становится частью.

Классификация наблюдений по времени:

  1. Непрерывные (от начала- через развитие- к завершению)

  2. Дискретные

Организация наблюдения:

  1. Определить цели, стоящие перед наблюдением.

  2. Наметить обьекты наблюдения. Ими могут быть отдельные учащиеся, различные классы или группы.

  3. Разработать схему (план) наблюдения. Подготовить документы.

  4. Подобрать способы фиксации результатов.

  5. Выбрать методы анализа полученных результатов. Определить цели, стоящие перед наблюдением.

  1. Беседа, интервью и анкетирование- методы опроса.

Беседа- как самостоятельный метод или как дополнительный (в целях получения необходимой информации или разъяснений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении)

Беседа- как дополнительный метод в структуру эксперимента: на первом этапе (сбор первичной информации об испытуемом, инструкция и т.д) последнем этапе (постэкспериментальное интервью)

Интервью- метод получения информации путем устных ответов респондентов; ответы могут записываться

Анкетирование- получение информации от респодентов путем письменного ответа на систему стандартизованных вопросов и заблаговременно подготовленных анкет. Вопросы анкет должны быть понятными, однозначными, краткими, ясными и обьективными. Открытые

вопросы- не определяют заранее ожидаемые варианты. Закрытые- ограничиваются заранее определенным числом вариантов.

  1. Экспертное оценивание. Изучение продуктов деятельности

  • Метод экспертных оценок используется для оценивания педагогических явлений, которые не имеют количественного выражения (качество выполнения гимнастических упражнений, артистизм в фигурном катании, уровень воспитанности личности и т.д)

  • Метод экспертных оценок (оценивание)- привлечение специалистов- экспертов.

  • Изучение продуктов деятельности- исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности (рисунки, поделки, сочинения, контрольные и проверочные работы).

  1. Тестирование

Тестировнаие- исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов и результатов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. (тестов)

Тест- стандартизированное задание, которое позволяет исследователю диагностировать наличие или отсутствие у испытуемого тех или иных психологических характеристик, знаний, умений, способностей, а также отношение к тем или иным обьектам.

  1. Педагогический эксперимент

Слово «эксперимент» проба, опыт, испытание.

Существует множество определений понятия «педагогический эксперимент»

Педагогический эксперимент- это метод познания, с помощью которого исследуются педагогические явления, факты, опыт. (М.Н.Снаткин)

Педагогический эксперимент- это специальная организация педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений или гипотез. (И.Ф. Харламов)

Педагогический эксперимент- это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях (И.П. Подласый)

Педагогический эксперимент- это активное вмешательство исследователя в изучаемое им педагогическое явление с целью открытия закономерностей и изменения существующей практики. (Ю.З.Кушнер).









































Возраст детей

Наименование, авторы методики

Цель методики

Описание (инструкция)

4-5

Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду»

формирование детей дошкольного возраста культурных

ценностей, развитие творческого потенциала личности.

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Классификация театрализованных игр:

- Режиссерские игры

- Игры-драматизации

- Настольный театр

- Теневой театр

- Театр на фланелеграфе

- Игры-драматизации с пальчиками

- Игры-драматизации с куклами би-ба-бо

- Импровизация

- Игры-имитации

- Ролевые диалоги

- Инсценировки и спектакли

4-5

Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников»

Театрализованные игры, содержащиеся в этой книге, помогут воспитателю, любящему своих детей, создать радостную, непринужденную обстановку в группе.

Данная книга представляется как поиск, открытый для всех, кто хочет принять в нем участие. Предлагаются идеи, которые воплощены в практические разработки.

КАК РАЗВИВАТЬ И ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ В ИГРЕ?

Для этого прежде всего необходима правильная организация театрализованных игр. Основными ее требованиями являются:

содержательность и разнообразие тематики;

постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры;

максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;

сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, определяются требованиями программы воспитания для каждой возрастной группы детского сада.

4-5

Маханева М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду».

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся

с окружающим миром во всем его многообразии че-

рез образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы

над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь

ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких

переживаний и открытий ребенка, приобщает его к

духовным ценностям. Это — конкретный, зримый

результат. Но не менее важно, что театрализованные

занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать

разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, — как отмечал психолог и педагог, академик

Б.М. Теплов (1896—1965), — создаются определенные

отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто

сообщаемые и усваиваемые». Таким образом, театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных

ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей — длительная

работа, которая требует участия родителей. Активизации их интереса способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными

участниками. Тематика таких вечеров может быть различной, например: «Любимые сказки», «Театральные-

встречи», «Смешные истории» и др.

Желательно привлечь родителей к активному участию в таких вечерах в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д. В любом случае союз педагогов и родителей будет

способствовать интеллектуальному, эмоциональному и

эстетическому развитию детей. Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи

и социально эмоционального развития ребенка становится

возможным при выполнении следующих условий:

— единства социально-эмоционального и когнитивного развития;

— насыщении этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;

— постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;

— наличия интересных и эффективных методов и

приемов работы с детьми;

— совместного участия в данном процессе детей и

взрослых (педагогов и родителей).

Далее вниманию читателей предлагаются конкретные

материалы и разработки по организации театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях.

Цель занятия обозначена знаком ♦, содержание

занятия — знаком ©, пояснения к занятию — знаком Д.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!