Эмпирическое исследование толерантного отношения матерей к детям
Теоретический анализ исследуемой проблемы показал необходимость разработки практических путей ее решения. В нашем исследовании мы ориентировались на основные психодиагностические принципы обследования:
- комплексное применение различных, взаимодополняющих друг друга методик для изучения определенного свойства, явления;
- экономичность процедуры психодиагностического обследования, простота и доступность обработки и анализа данных;
- соответствие выбранных методик целям исследования;
- формулирование результатов психодиагностического обследования;
- сочетание обновления арсенала психодиагностических методик по мере развития психологической науки и практики с применением методик проверенных, хорошо зарекомендовавших себя по параметрам надежности, валидности и экономичности процедуры применения.
Женщины данной группы отвечали на вопросы анкеты «Толерантное отношение к детям» и принимали участие в рисуночном тесте «Я и дети», в проективной методике «Родительское сочинение», в методике PARI.
Для изучения толерантного отношения матерей к детям нами были проведены методики. Ниже представлено их краткое описание.
Проективная методика «Родительское сочинение».
Методика представляет одну из наиболее информативных и достаточно надежных техник, позволяющих продиагностировать особенности родительской позиции, выявить особенности восприятия и переживания матерью характера отношений и взаимодействия с ребёнком. Кроме того, методика «Родительское сочинение» позволяет выявить личностные особенности самого родителя (матери).
Базовой темой родительского сочинения являлась тема открытого типа «Я и дети». Тема сочинения задавалась в открытой форме, без конкретизации того содержания, которое должно быть представлено. Матерям предлагалось написать всё, что они хотят, считают важным и нужным. Время написания сочинения не ограничивается.
Рисуночный проективный тест «Я и дети».
Данная методика представляет собой рисуночную технику – модификацию проективных методик «Рисунок моей семьи» (Л.Кормана, Р.Бернса, С.Кауфмана, А.И.Захарова, В.В.Столина). Методика была использована нами для исследования толерантного отношения матерей к своим детям, поскольку отражает переживание и восприятие женщинами, девушками ребёнка и отношение к нему. Согласно методике требовалось нарисовать себя и ребёнка, как всё представляют испытуемые. Для исследования необходимы: лист белой бумаги, простой карандаш, стирательная резинка. Время задания не ограничивалось.
Анкета «Толерантное отношение к детям»
Цель методики – выявить толерантное отношение у матерей к детям дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста.
Инструкция к данной анкете: Вам представлены различные ситуации взаимоотношений взрослого и ребенка. Вам необходимо выбрать один наиболее типичный для Вас вариант поведения (а, б или в) и обвести его кружком. Используйте собственный опыт общения с детьми, их воспитания или стереотипное представление о подобных отношениях(см. приложение 2).
Методика изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument - РARI)
Данная методика предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы - американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл, в России методика адаптирована Т.В. Нещерет. Методика позволяет оценить: особенности внутрисемейных отношений и организации семейной жизни; специфику родительско-детских отношений (см. приложение 3).
Опросник PARI включает 115 утверждений о семейной жизни и воспитании детей. В него заложены 23 шкалы, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье, в каждой из шкал по 5 вопросов. Из них 8 шкал описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. В свою очередь эти 15 шкал делятся на следующие 3 группы:
1 - оптимальный эмоциональный контакт,
2 - излишняя эмоциональная дистанция с ребенком,
3 - излишняя концентрация на ребенке.
Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни.
В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений: хозяйственно-бытовые, организация быта семьи межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера отношения, обеспечивающие воспитание детей, «педагогические».
Посмотрев на цифровые данные, можно составить «предварительный портрет» семьи. Очень важна шкала 7 (семейные конфликты). Высокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликтности, переносе семейного конфликта на производственные отношения.
Психологическая помощь направляется на разрешение семейных конфликтов и улучшение отношений в производственном коллективе.