СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эпоха дворцовых переворотв

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка была составлена в рамках моей аттестации на первую квалификационную категорию. Структура урока соответствует требованию ФГОС. Предусмотрены презентация и видеофрагмент к данной разработке.

Просмотр содержимого документа
«Эпоха дворцовых переворотв»

Эпоха дворцовых переворотов

Цель: охарактеризовать внутреннюю политику преемников Петра I.

План урока:

  1. Общая характеристика эпохи;

  2. Внутренняя политика правителей эпохи дворцовых переворотов;


Мотивационно-целевой этап (7 минут)

Просмотр фрагмента из фильма «История русских царей. От Екатерины I до Екатерины II» (слайд 1)

Вопросы:

1. Какой вопрос всех волновал во дворце? (кто сядет на престол)

2. Как определялось престолонаследие в России в конце правления Петра Великого? (Указом Петра I о престолонаследии 1722 г.)

3.В чем его суть? (Император оставлял за собой право передать трон тому, кого он сам выберет.)

Учитель: Указ о праве императора назначать своего преемника не был использован. Династическая ситуация оказалась сложной.

Учитель: Обратите внимание на генеалогическое древо династии Романовых в XVIII веке, кто же мог наследовать Российский престол? (слайд 2) (Правами на престол обладали внук умершего императора Петр (сын царевича Алексея), жена Екатерина и дочери Анна и Елизавета. Была еще родня по линии старшего брата Ивана, с которым Петр начинал царствовать в 1682 году)

Учитель: Какой период в истории России наступил после смерти Петра I? (эпоха дворцовых переворотов)

Предположите, какова тема нашего урока? (эпоха дворцовых переворотов) (слайд 3)

Какие причины способствовали началу эпохи «дворцовых переворотов»? (усиление роли гвардии в государственных делах; указ Петра I о престолонаследии 1722 г., который оставлял за монархом право передавать российский трон тому, кого он сам выберет; появление дворцовых группировок, борющихся за власть.)

Каковы особенности эпохи дворцовых переворотов? (частая смена правителей, опора на гвардейские полки, усиление роли дворянства)

Учитель: А. С. Пушкин так охарактеризовал преемников Петра I: «Ничтожные наследники северного исполина». (слайд 4)

Вопросы: Кто такой «северный исполин»? Кого так называл поэт? (Исполин – это великан, великий человек. Северным исполином А.С. Пушкин называл Петр I)

Был ли прав поэт? (ребята дают ответы, но в их словах будут некоторые сомнения)

Определите цели нашего урока (ученики определяют цели урока: познакомиться с правителями эпохи дворцовых переворотов, дать характеристику внутренней политике императоров эпохи дворцовых переворотов, доказать или опровергнуть высказывание А.С. Пушкина)


Ориентировочный этап (2 минуты):

Давайте наметим план нашей работы:

Для того, чтобы достичь наши цели, чтобы ответить на наш проблемный вопрос, с чем нам нужно познакомиться? (с деятельностью правителей эпохи дворцовых переворотов)

Предположите, как мы организуем работу? (в группах)

Зачитайте правила работы в группе (слайд 5): (один ученик читает правила, также правила лежат на партах каждой группы)

Где вы можете найти необходимую информацию? (в книге, в интернете)

Поисково-исследовательский этап (20 минут)

Учитель: Все верно. Обратите внимание на рабочие листы, лежащие на ваших партах. Для знакомства с характеристикой внутренней политики правителей данной эпохи каждая группа заполнит таблицу «Дворцовые перевороты XVIII века». Все группы будут рассматривать своего представителя этой эпохи. Также вам необходимо заполнить вторую таблицу, содержащую проблемный вопрос нашего урока. Во время подготовки вашей таблицы, а также во время выступления ребят из других групп, необходимо подобрать аргументы «за» и аргументы «против» точки зрения А.С. Пушкина, при этом у вас должны быть и те, и другие аргументы.

5 минут-на заполнение таблицы.

2-3 минуты – на выступление каждой группы.

Правители России с 1725 по 1762 г. (лента времени) (слайд 6):

1. Екатерина I (слайд 7);

2. Петр II (слайд 8);

3. Анна Иоанновна (слайд 9);

4. Иван Антонович и Анна Леопольдовна (слайд 10);

5. Елизавета Петровна(слайд 11);

6. Петр III (слайд 12).

Выступление групп. Учащиеся заполняют таблицу №2.

Учитель: Какой правитель осуществил последний дворцовый переворот? (Екатерина II) (слайд 13)

Учитель: Молодцы, все справились. А теперь оцените свою деятельность, а также деятельность каждого члена вашей группы на листах оценивания.

Практический этап (10 минут)

Учитель: Был ли прав А.С. Пушкин, называя преемников Петра I «ничтожными наследниками северного исполина» (слайд 14)? Проанализируйте ваши аргументы, сравните с аргументами ваших товарищей. Сделайте общий вывод в группе. Познакомьтесь с мнениями историков о данном историческом периоде. Подберите ту точку зрения, которая наиболее соответствует вашему выводу. (Представитель каждой группы высказывает мнение группы, доказывая точку зрения группы соответствующими аргументами, читает мнение историка)

Учитель: Хорошо. На данном этапе также оцените свою деятельность, а также деятельность каждого члена вашей группы на листах оценивания.

Учитель (если время позволяет): Для закрепления материала выполните небольшую самостоятельную работу.

Рефлексивно-оценочный этап (6 минут)

Учитель: Давайте сделаем общие выводы по теме «Дворцовые перевороты». Каждой группе необходимо составить 2 синквейна: один – по теме «Дворцовые перевороты», другой – должен отражать ваше отношение к уроку. (здесь можно отразить настроение, плюсы, минусы урока, что понравилось, что не понравилось, то, чем занимались ученики в ходе урока)

Повторите правила написания синквейна (слайд 15).

(Пример синквейна

Дворцовые перевороты

жестокая безнравственная

убивать захватывать преобразовывать

Эпоха борьбы за власть

Фаворитизм)

Учитель: Достигли ли мы целей, поставленных на урок? Решили ли проблему? У кого-нибудь имеются вопросы по теме? (ребята отвечают)

Учитель: Всем спасибо за работу! До свидания!

Домашнее задание: Прочитать параграфы 4-5, изучить внешнюю политику правителей эпохи дворцовых переворотов.













Эпоха дворцовых переворотов


Екатерина I

Петр II


Анна Иоанновна

Елизавета Петровна

Петр III

Дата правления

1725-1727

1727-1730

1730-1740

1740-1761

1761-1762

Опора, фавориты

Гвардия, А.Д. Меншиков

Гвардия, А.Д. Меншиков, Иван Долгорукий

Гвардия, немецкое дворянство: Э.И. Бирон, А. И. Остерман, Б.Х. Миних.

Гвардия, Шуваловы, А.Г. Разумовский, В.В. Долгорукий

Не имел опоры

Изменение в системе управления

Верховный тайный совет

Верховный тайный совет

Кабинет министров, Тайная канцелярия

Совет министров, Сенат

Закрыта тайная канцелярия

Политика в отношении дворянства

Дворянам облегчены условия службы, разрешение заниматься торговлей и промышленностью

«Ставка на старую» боярскую аристократию

Сократила срок службы дворян (25), отменен закон о единонаследии, поместья уравнены с вотчинами. Создан Кадетский корпус, откуда дворянские дети сразу выходили офицерами

Сокращен срок государственной службы в армии, на флоте. Право ссылать провинившихся крестьян в Сибирь. Продавать крестьян для отдаччи в рекруты. Передача казенных заводов, монополия дворян на винокурение

Манифест о вольности дворянства, освобождал от обязательной 25-летней службы



















Таблица №1. «Дворцовые перевороты XVIII века. Екатерина I»

Дата правления


Опора, фавориты



Изменение в системе управления




Политика в отношении дворянства






Таблица №1. «Дворцовые перевороты XVIII века. Петр II»

Дата правления


Опора, фавориты



Изменение в системе управления




Политика в отношении дворянства






Таблица №1. «Дворцовые перевороты XVIII века. Анна Иоанновна»

Дата правления


Опора, фавориты



Изменение в системе управления




Политика в отношении дворянства






Таблица №1. «Дворцовые перевороты XVIII века. Елизавета Петровна»

Дата правления


Опора, фавориты



Изменение в системе управления




Политика в отношении дворянства






Таблица №1. «Дворцовые перевороты XVIII века. Петр III».

Дата правления


Опора, фавориты



Изменение в системе управления




Политика в отношении дворянства






Таблица №2. «Ничтожные наследники северного исполина» А.С. Пушкин

Аргументы «за»

Аргументы «против»





















Таблица №2. «Ничтожные наследники северного исполина» А.С. Пушкин

Аргументы «за»

Аргументы «против»























Таблица №2. «Ничтожные наследники северного исполина» А.С. Пушкин

Аргументы «за»

Аргументы «против»






















Таблица №2. «Ничтожные наследники северного исполина» А.С. Пушкин

Аргументы «за»

Аргументы «против»





















«Ничтожные наследники северного исполина» А.С. Пушкин

Подтверждаем

Опровергаем
















«Ничтожные наследники северного исполина» А.С. Пушкин

Подтверждаем

Опровергаем



















«Ничтожные наследники северного исполина» А.С. Пушкин

Подтверждаем

Опровергаем
















«Ничтожные наследники северного исполина» А.С. Пушкин

Подтверждаем

Опровергаем





















Мнения историков об эпохе дворцовых переворотов.

1. «Время от кончины Петра Великого до вступления на престол Екатерины II обыкновенно рассматривалось как время печальное, непривлекательное, время малоспособных правителей, дворцовых переворотов, недостойных любимцев. Но мы не можем разделять этих взглядов. Названное время имеет высокий интерес для историка именно потому, что здесь русские люди были предоставлены самим себе ввиду громадного материала, данного преобразованием..»

Соловьев С.М. «История России с древнейших времен». В 29 т. Т 18. – М.: Голос; Колокол-Пресс, 1998. – С. 26.

2. «Никогда в нашей стране, да, кажется, и ни в каком другом государстве, верховная власть не переходила по такой ломаной линии. Так ломал эту линию политический путь, каким эти лица достигали власти: все они попадали на престол. случайно, путём дворцового переворота или придворной интриги. Виною того был сам преобразователь [Пётр I]. Политические вкусы и притязания, усвоенные гвардией.., распространялись по всем дворянским углам…»

Ключевский В.О. Курс русской истории. - М., 1989. С. 236-239.

3. «За каждым из претендентов на престол стояла определённая группировка знати, которая, возведя на престол с помощью гвардейских полков своего претендента, получала высшие государственные должности, привилегии и поместья. Преемниками Петра I, царствовавшими до 1762 г., оказались слабовольные и малообразованные люди, проявлявшие подчас больше заботы о личных удовольствиях, чем о делах государства»

Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. - М., 1983.

4. «В первые 16-17 лет, прошедших со смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной: на нем сменилось пять монархов; Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у власти стояли иногда люди, чуждые стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти».

С. Ф. Платонов, Лекции по русской истории. М., 1993.

5. «Послепетровский период, и в частности елизаветинский, не был «безвременьем», калейдоскопом событий придворной жизни. Он — одно из звеньев той непрерывной цепи событий, фактов, явлений, которая связывает нас с нашим прошлым. Именно в эти годы петровские преобразования показали свою жизнеспособность, прошли испытание временем, а Россия прочно утвердилась как одна из ведущих мировых держав»

Анисимов Е. В. Россия в середине XVIII в.: Борьба за наследие Петра. – М.: Мысль, 1986. – 239 с.

6. «Это был период испытания реформ Петра I жизнью, проверки их на прочность, период своего рода адаптации новых социальных, политических и культурных институтов к российским реалиям. В целом петровские реформы именно тогда доказали свою необратимость и, соответственно, довольно высокий уровень органичности этим реалиям»

Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: реформы в России XVIII века (опыт целостного анализа). – М.: РГГУ, 2001. – С. 521.





ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ СИНКВЕЙНА


1 строка - 1 существительное (название темы, явления);

2 строка - 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;

3 строка - 3 глагола, показывающие действие понятия;

4 строка – ассоциация (предложение, показывающее отношение автора к теме)

5 строка – вывод (синоним к теме)


ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ СИНКВЕЙНА


1 строка - 1 существительное (название темы, явления);

2 строка - 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;

3 строка - 3 глагола, показывающие действие понятия;

4 строка – ассоциация (предложение, показывающее отношение автора к теме)

5 строка – вывод (синоним к теме)


ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ СИНКВЕЙНА


1 строка - 1 существительное (название темы, явления);

2 строка - 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;

3 строка - 3 глагола, показывающие действие понятия;

4 строка – ассоциация (предложение, показывающее отношение автора к теме)

5 строка – вывод (синоним к теме)


ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ СИНКВЕЙНА


1 строка - 1 существительное (название темы, явления);

2 строка - 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;

3 строка - 3 глагола, показывающие действие понятия;

4 строка – ассоциация (предложение, показывающее отношение автора к теме)

5 строка – вывод (синоним к теме)


ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ СИНКВЕЙНА


1 строка - 1 существительное (название темы, явления);

2 строка - 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;

3 строка - 3 глагола, показывающие действие понятия;

4 строка – ассоциация (предложение, показывающее отношение автора к теме)

5 строка – вывод (синоним к теме)









Тест по теме «Дворцовые перевороты в России».

1. «Шпионаж, доносы, казни, разворовывание государственной казны, засилье иностранцев, распущенность нравов» – все это являлось характеристикой какого явления России XVIII века?

а) эпоха пресвященного абсолютизма б) бироновщина в) золотой век русского дворянства г) пугачевщина

2. Как назывался Манифест Петра 3, освободивший дворян от обязательной службы государству?

а) «О престолонаследии» б) «Табель о рангах» в) «О вольности дворянства» г) «О единонаследии»

3. Какое название получил орган власти, возникшей при императрице Екатерине I?

а) Сенат б) Верховный тайный Совет в) Кабинет трех министров г) Синод

4. Какой из русских монархов посидел на троне 186 дней и был назван в истории «Случайным гостем русского престола»?

5. Кому наследовала трон императрица Анна Ивановна?

а) Петр I б) Иван VI Антонович в)Петр II г) Петр III

6.При каком монархе А.Д.Меншиков был разжалован и арестован?

а) Петр I б) Иван VI Антонович в)Петр II г) Петр III

7. При каком русском монархе действовал Кабинет 3 министров?

а) Анна Иоановна б) Елизавета Петровна в) Екатерина I г) Екатерина II






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!