СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Эпоха Петра I"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа составлена на 3 варианта. Включает различные типы заданий, ориентированных на проверку хронологии, понятийного аппарата эпохи, работу с историческими документами.

Просмотр содержимого документа
«"Эпоха Петра I"»

Контрольная работа «Эпоха Петра1»

ВАРИАНТ 1

1. Верны ли следующие утверждения?

А. При Петре I был учрежден Правительствующий Сенат во главе с генерал-прокурором.

Б. В 1708 г. Россия была разделена на крупные административные единицы-уезды.

1} верно только А

2) верно только Б

3) верны оба утверждения

4) оба утверждения неверны.


2. Историк С.Ф. Платонов писал о военной реформе Петра I:

«Петр видоизменил организацию войск. Воспользовавшись старым военным материалом, он сделал регулярные полки господствующим, да­же исключительным типом военной организации (только малороссийские и донские казаки сохра­нили старое устройство). Кроме того, изменив быт солдат, он иначе, чем прежде, стал пополнять вой­ска. Только в этом отношении он и может считаться творцом новой русской армии. Как именовалась воинская повинность, введенная Петром I?

1) стрелецкая 2) казачья 3) рекрутская 4) даточная.


3. Установите соответствие между коллегиями и их занятиями.

КОЛЛЕГИИ

ЗАНЯТИЯ

1) Камер-коллегия

А) производство сукна и полотна

2) Берг-коллегия

Б) организация внут­ренней и внешней торговли

3) Мануфактур-коллегия

В) контроль за дохода­ми казны

4) Коммерц-коллегия

Г) металлургическая и военная промыш­ленность


Д) набор рекрутов


4. Что из названного относится к военным реформам Петра I?

1. переход к всеобщей воинской повинности;

2. введение рекрутской повинности;

3. комплектование армии даточными людьми;

4. разделение территории на военные округа;

5. образование регулярных кавалерийских частей;

6. начало формирование полков нового (иноземного) типа;

7. издание  «Устава воинского»;

8. создание военно-морского флота.


5. Соотнесите даты и события:

А. Первый Азовский поход 1) 1711г.

Б. Учреждение Сената 2) 1701г.

В. Открытие Навигацкой школы в Москве 3) 1695г.

Г. Гангутское сражение 4) 1697г.

Д. Открытие Кунтскамеры в Петербурге 5) 1714г.

Е. Начало «Великого посольства» в Европу 6) 1719г.

Ж. А. Перенос столицы в Петербург 7) 1712г.

З. Сражение у Лесной 8) 1721г.

И. Учреждение Синода 9) 1708г.


6. Расположите в хронологической последовательности события.
1) прекращение патриарших выборов
2) начало строительства Петербурга
3) взятие Азова
4) создание потешных полков.


7. Кто такие «посессионные крестьяне»?

1) крестьяне, направленные на строительство Санкт-Петербурга

2) общее название рабочих на промыслах и в промышлен­ности

3) крепостные крестьяне, купленные без земли для работы на мануфактурах

4) крестьяне, принадлежащие царской семье.


8. Что стало причиной принятия Петром I Указа о престоло­наследии?

1) большое число иноземных претендентов на русский пре­стол

2) необходимость ввести порядок наследования по прямой линии среди сыновей Петра I

3) желание царя, чтобы престол наследовался только по муж­ской линии

4) борьба Петра I с сыном царевичем Алексеем, вокруг кото­рого группировалась оппозиция


9.  К результатам деятельности Великого посольства не относится

1) приглашение в Россию более 800 иностранных мастеров

2) освоение достижений европейской цивилизации

3) заключение союзных договоров с рядом европейских стран против Турции

4) была достигнута тайная договоренность с некоторыми северными странами о борьбе против Швеции.


10. Петр упразднил приказы и создал коллегии потому что:

а) приказные чиновники были недостаточно грамотны

б) приказная система была громоздка и неповоротлива

в) чиновники приказов поддерживали царевича Алексея

г) большая часть приказной бюрократии поддержало восставших стрельцов.


11. Укажите событие петровского времени, произошедшее раньше других:

а) создание Сената

б) разделение государства на губернии

в) образование Синода

г) появление «Табели о рангах»


12. Установите соответствие между историческими личностями и их деятельностью.


ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А) Н. Зотов

1) «дядька» царевича Петра

Б) А. Шеин

2) руководитель Великого посольства, военачальник

В) Ф. Лефорт

3) дипломат


4) командующий русской армией во вто­ром Азовском походе


13. Укажите нормативные акты, появившиеся с участием Петра I:

А) Генеральный регламент; Б) Соборное уложение; В) Уложение о службе;

Г) Табель о рангах; Д) Указ « О заповедных летах»;

Е) Устав воинский; Ж) Духовный регламент; З) Устав морской


14. Прочитайте характеристику исторического деятеля и укажите его имя.

«Лишенный знатных предков, он с лихорадочной поспеш­ностью стремился восполнить пробел в своем родословии. Каких только чинов и званий он не нахватал! Утолив не­померную жажду к славе, он начал удовлетворять жажду к деньгам. ...Брал без зазрения совести все, что плохо лежало. Датский посол Юст Юль заметил, что он "во всем, что относится до почестей и до наживы, является ненасытнейшим из существ, когда-либо рожденных женщиною"».

1) Б.П. Шереметьев

2) П.П. Шафиров

3) П.А. Толстой

4) А.Д. Меншиков.


15. Из работы И.С. Аксакова.

«Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутрен­нему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца... Всё, что только носило на себе печать народности, было предано осмеянию, поруганию, гонению; одежда, обычай, нравы, самый язык — всё было искажено, изуродовано, изувечено...»

Из сочинения С.М. Соловьева,

«Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачи­вать на Запад... Само сближение было делом народным, и [он] явился во­ждём в этом деле... Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое по­ложение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчуждённости и невеже­ства, в каком она находилась до сей поры...»

Из исторического труда В.О. Ключевского.

«Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвеще­нию и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя «общего блага», любя и служа Отечеству. «Россию поднял на дыбы»...».

С1. О каком правителе идёт речь в источниках? В чём суть позиции И.О. Аксакова?

С2. На основании текста документа раскройте отношение С.М. Со­ловьёва к реформам и личным качествам правителя, о котором идёт речь. Укажите не менее двух положений.

СЗ. Объясните, почему личность и реформаторская деятельность указанного правителя по-разному оценивались современниками и историками. Приведите не менее трех положений.























Контрольная работа «Эпоха Петра1»

ВАРИАНТ 2

1. Верны ли следующие утверждения?
А. Согласно петровскому указу о единонаследии вотчины уравнивались с поместьями.
Б. При Петре I был установлен новый порядок престолонаследия - по завещанию правящего монарха.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба утверждения
4) оба утверждения неверны.


2. Прочитайте характеристику документа, принятого в правле­ние Петра I, и укажите его название.

«Он вводил иерархическую лестницу из 14 чинов, по ступенькам которой должен был взбираться чиновник в за­висимости от своих способностей, знаний и усердия. Уста­новленный порядок продвижения по службе обеспечивал представителям неродовитого дворянства быстрое получение высоких чинов. Открывалась возможность для проникнове­ния в ряды дворянства выходцев из "подлых сословий". Все, кто получил первый офицерский чин на военной или мор­ской службе, становились потомственными дворянами. На гражданской службе потомственное дворянство предоставля­лось с восьмого класса (коллежский асессор)».

1) Генеральный регламент

2) Табель о рангах

3) Уложение о службе

4) Указ о майорате.


3. Что из перечисленного было сделано Петром I в социально-экономической сфере?

1. ведение в обиход медной монеты;

2. разрешено покупать крепостных крестьян владельцам заводов;

3. проведение политики меркантилизма;

4. прикрепление тяглового городского населения к месту проживания;

5. введение государственной монополии на торговлю некоторыми видами товаров;

6. введение единого налога – стрелецкие деньги, взимавшиеся со двора с учётом достатка людей;

7. создание тяжёлой промышленности: металлургии, горного дела, кораблестроения.


4. Соотнесите даты и события:

А. Введение главного Магистрата 1) 1696 г.

Б. Второй Азовский поход Петра 2) 1705 г.

В. Указ «О бритье бород» 3) 1720 г.

Г. Ништадтский мир 4) 1725 г.

Д. Введение коллегий 5) 1721 г.

Е. Год смерти Петра Великого 6) 1718 г.

Ж. А. Начало правления Петра 7) 1703 г.

З Основание Петербурга 8) 1689 г.

И. Начало восстания К. Булавина 9) 1707 г.


5. Соотнеси термины и определения

Термины

Определения

1.Ассамблея

А. Печатный оттиск рельефного рисунка на бумаге

2.Гравюра

Б. Экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства путем ограничения ввоза товаров и оказания экономической помощи предпринимателям

3.Протекционизм

В. Основной прямой налог, взимавшийся с мужского населения податных сословий, вне зависимости от возраста

4. Подушная подать

Г. Собрание-бал с участием женщин


6. Установите последовательность реформ Петра I.
А) учреждение Правительствующего Сената
Б) начало взимания подушной подати
В) принятие «Духовного регламента»
Г) разделение России на губернии.


7. К реформам Петра I в области культуры относится:

1) открытие Славяно-греко-латинской академии;

2) начало издания первых печатных газет;

3) открытие первого музея – Кунсткамеры;

4) открытие школы русских лекарей;

5) создание технических учебных заведений;

6) открытие общедоступных бесплатных библиотек.


8. «Табель о рангах» 1722 г.:

1) закрепляла абсолютную монархию в России;

2) вводила рекрутские наборы;

3) устанавливала порядок работы коллегий;

4) устанавливала порядок прохождения дворянской службы.


9. Как назывались в начале 18 века собрания -балы в домах российской знати?

1) магистраты 2) резиденции 3) ассамблеи 4) сессии.


10. Какое из названных событий произошло раньше всех других?

а) Подписание Ништадского мира

б) Основание Санкт – Петербурга

в) Великое посольство Петра

г) «Нарвская конфузия»


11. Тайная канцелярия занималась
1) мануфактурной промышленностью
2) морским флотом
3) политическим сыском
4) поиском новых месторождений железной руды.


12. В результате военных реформ Петра I

1) были реформированы полки "Нового строя"

2) была введена рекрутская система комплектования армии

3) произошёл переход на наёмную систему комплектования армии

4) произошёл переход на комплектование армии по добровольному принципу.


13. Кто такие фискалы?

1) чиновники, следившие за законностью действий учрежде­ний и отдельных лиц

2) сборщики податей

3) тайные агенты спецслужбы

4) низшие офицеры на флоте.


14. Установите соответствие между историческими личностями и их деятельностью

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А) П. Ягужинский

1) первый губернатор Петербурга

Б) А. Меншиков


2) местоблюститель патриаршего престола

В) С. Яворский

3) глава Коллегии иностранных дел


4) генерал-прокурор


15. Из записок Е.Р. Дашковой.
«Он был гениален, деятелен и стремился к совершенству, но он был со­вершенно невоспитан, и его бурные страсти возобладали над его разумом. Он был вспыльчив, груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами, обязанными всё терпеть... Если бы он не ставил так высоко иностранцев над русскими, он не уничтожил бы бесценный, самобытный характер на­ших предков... Он подорвал основы Уложения своего отца и заменил их деспотическими законами; некоторые из них он сам же отменил. Он по­чти всецело уничтожил свободу и привилегии дворян и крепостных; у по­следних он отнял право жалобы в суд на притеснения помещиков. Он ввел военное управление, самое деспотичное из всех, и, желая заслужить славу создателя, торопил постройку Петербурга весьма деспотичными средства­ми,..».
С1. О каком правителе идёт речь? В какие годы он находился у вла­сти?
С2. Какие качества личности правителя отмечены в тексте докумен­та? Укажите не менее двух положительных и не менее двух от­рицательных качеств.
СЗ. Что было характерно для его политики в отношении дворянства? Что имел в виду автор, говоря об уничтожении бесценного, само­бытного характера предков? Приведите не менее трёх положений.
































Контрольная работа «Эпоха Петра1»

ВАРИАНТ 3

1. Прочитайте отрывок из обращения Сената и укажите дату, когда оно было принято.

«Всемилостивейший государь! Понеже труды Вашего Ве­личества в произведении нашего отечества и подданного ва­шего всероссийского народа всему свету известны, того ради, хотя мы ведаем, что Вашему Величеству, яко самодержцу, вся [власть) принадлежит, однакож в показание и знак на­шего истинного признания... помыслили мы... принесть свое прошение к Вам публично, дабы изволили принять от нас, яко от верных своих подданных, во благодарение титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого...»

1) 1709 г. 2) 1711 г. 3) 1721 г. 4) 1724 г.


2. Что из названного относится к военным реформам Петра I?

1) введение системы полевой подготовки;

2) образование регулярных кавалерийских частей;

3) начало комплектования полков нового типа;

4) указ царя о лишении дворян поместий в случае уклонения от полковой службы;

5) введение рекрутской повинности;

6) введение всесословной воинской повинности;

7) создание военно-морского флота;

8) формирование казачьих войск во главе с атаманами.


3. Установите соответствие между понятиями и оп­ределениями. Полученный ответ запишите в таб­лицу:

ПОНЯТИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

1) протекционизм

А) право государства распоряжаться опре­деленными товарами

2) ассамблеи

Б) регулярные войска

3) рекруты

В) политика защиты внутреннего рынка страны от конкурен­ции иностранцев

4) меркантилизм

Г) собрания-балы для аристократов


Д) превышение вывоза над ввозом товаров


4. Расположите в хронологическом порядке события Северной войны.

1. Полтавская баталия.

2. Битва под Нарвой.

3. Победа русского флота у острова Гренгам.

4. Битва у деревни Лесной.

5. Морское сражение у мыса Гангут.


5. Приведите не менее 3 положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими данную точку зрения.

«Преобразования Петра I в сфере культуры привели к значительному продвижению в развитии российской науки, системы образования, приобщению страны к достижениям европейской культуры».


6. Соотнесите дату и событие.

1. Ништадтский мир                                                               1. 1725 г.

2. Введение коллегий.                                                            2. 1721 г.

3. Дата смерти Петра I.                                                           3. 1718 г.

4. Учреждение Сената                                                            4. 1697 г.

5. Начало «Великого посольства» в Европу                         5. 1711 г.


7. Что такое протекционизм?

1) поощрение развития промышленности и торговли при со­блюдении активного внешнеторгового баланса, преоблада­ний вывоза товаров из страны над их ввозом

2) политика государства, направленная на защиту отечествен­ной промышленности путем введения высоких таможен­ных пошлин на импортируемые товары

3) защита границ государства с помощью военной силы

4) государственное регулирование мануфактурного производ­ства.


8. Церковная реформа Петра I привела к

1) повышению самостоятельности Русской православной церкви

2) подчинению церкви государству

3) слиянию православной и католической церквей на терри­тории России

4) выборам нового патриарха на церковном Соборе


9. Какие новые государственные органы и должно­сти появились в России при Петре I?

А) губернаторы

Б) Синод

В) воеводы

Г) магистраты

Д) приказы.


10. Какое событие произошло в 1705 г.?

1) введение подушной подати

2) восстание под руководством К. Булавина

3) Астраханское восстание

4) принятие Таможенного тарифа.


11. Укажите нормативные акты, появившиеся с участием Петра I:

1) Генеральный регламент;   2) Соборное уложение;                   3) Уложение о службе;

4) Табель о рангах;                 5) Указ « О заповедных летах»; 6) Устав воинский;              

7) Духовный регламент;        8) Устав морской.


12. В результате Северной войны Россия:

1) завоевала выход в Балтийское море;

2) лишилась части свое северной территории;

3) укрепила своё международное положение;

4) потеряла свою независимость.


13. Какой основной налог с податных сословий был введен при царе Петре в 1724 г.?

1) посошное обложение

2) налог на соль

3) подушная подать

4) государево тягло.


14. Два царя, Иван и Пётр, оказались на русском престоле

1) в результате восстания стрельцов

2) согласно завещанию Алексея Михайловича

3) по решению царя Федора Алексеевича

4) после свержения власти царевны Софьи.


15. Какая точка зрения (из нижеприведенных) на реформы Петра I и его неординарную личность вам ближе? Составьте политический портрет Петра Великого с учетом взглядов историков.

1) “Везде Петра Великого вижу, в поте, в пыли, в дыму, в пламени… Часто размышляю я: каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море; дохнет дух его и потекут воды: прикоснется горям и воздымятся. Но мыслям человеческим предел предписан! Божество постигнуть не могут!.. И так, ежели человека Богу подобного, по нашему понятию, найти надобно, кроме Петра Великого не обретаю”.
Цит. по: Ломоносов М.В. Полн.собр. соч. Т. 8., м., Л., 1959. С. 611

2) Обозревая царствование императора Петра Великого… Невольно чувствуешь трепет, падаешь духом и не знаешь с чего начать, что сказать и что умолчать. Сколько созданий! Сколько разрушений, преобразований!.. Все делают разное, мечутся беспрестанно из угла в угол, но никто не мешает друг другу… какой же всемогущий чародей управляет всею совокупностью этих многочисленных, разных действий? Нет, не чародей, а гений Петр”.
Цит. по: Погодин М.Н. Петр Великий. Историко-критические отрывки. М., 1846, Т. I. С. 335–345

3) “Петр не был вовсе славолюбцем – завоевателем… Гений Петра высказался в ясном уразумении положения своего народа, он сознал, что его обязанность – вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации”.
Цит. по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1993. Кн. IХ. Т. 18. С. 532–534




































Установите последовательность важнейших ре­форм Петра I.

А) приписка крестьян к заводам

Б) принятие указа о единонаследии

В) учреждение Сената

Г) издание «Духовного регламента»







25. Прочитайте характеристику государственного органа и напи­шите его название.

«Все его члены были назначены царем из числа его не­посредственного окружения (первоначально — 8 человек). В его состав входили крупнейшие деятели того времени. Все назначения и отставки сенаторов происходили по именным царским указам. Он не прерывал своей деятельности и был постоянно действующим государственным органом; учреж­дался в качестве коллегиального органа, в компетенцию кото­рого входило: отправление правосудия, решение финансовых вопросов, общие вопросы управления торговлей и другими отраслями хозяйства. Таким образом, это было высшее су­дебное, управленческое и законосовещательное учреждение, которое выносило на рассмотрение различные вопросы для законодательного разрешения монархом».


2. Стремление усовершенствовать органы власти заставило Петра I

1) ввести систему кормлений    

2) установить местничество  

3) создать приказы    

4) учредить коллегии. 


3. Усилению обороноспособности Российского государства в первой четверти XVIII в. способствовало

1) присоединение побережья Черного моря       2) создание регулярной армии

3) введение всеобщей воинской повинности      4) создание «полков нового строя».


 4. Петровские реформы первой четверти XVIII в. способствовали

1) демократизации политической жизни         2) ослаблению феодального гнета

3) ослаблению обороноспособности страны   4) усилению самодержавной власти.



6. В результате петровских преобразований в области культуры в XVIII в. произошло

утверждение

1) «золотого века» русской культуры         2) интереса к античному искусству                                             3) классицизма в архитектуре                      4) светского искусства.


 8. В петровскую эпоху для управления делами церкви было создано учреждение

1) митрополия    2) патриархат     3) Синод        4) Сенат


9. Реформы Петра I в области государственного управления привели к

1) выборности государственных органов    2) усилению влияния родовитого боярства

3) ликвидации приказной системы         4) упразднению сословного строя.


11. К преобразованиям Петра I в сфере культуры относится (-сятся)

1) введение гражданского шрифта и арабских цифр  2) учреждение коллегий и Синода

3) начало взимания подушной подати    4) строительство Ладожского и Вышневолоцкого каналов


Одной из целей Великого посольства было

1) поиски союзников в войне с Турцией   2) заключение торговых договоров со странами Европы

3) добиться выхода к Балтийскому морю   4) поиски союзников в войне со Швецией.


Причиной проведения преобразований Петра I было стремление

1) расширению связей с Европой     2) объединению всех русских земель

3) расширению сети железных дорог             4) завоеванию колоний.

Какое событие называют «матерью Полтавской баталии»?

1) битву под Нарвой    

2) битву под Лесной  

3) основание Петропавловской крепости

4) победу русского флота у мыса Гангут.


Одним из хозяйственных нововведений Петра I является

1) создание военных учебных заведений   2) замена подворной подати подушной

3) введение «Табели о рангах»    4) переход к новому летоисчислению.


Приведите не менее 3 положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими данную точку зрения.

«Преобразования Петра I в сфере культуры привели к углублению социального и культурного раскола общества, резкому разделению культуры на народную (национальную) и дворянскую (ориентированную на западноевропейские ценности)».


Что относится к экономическим нововведениям Петра I

1) организация «огненных потех» ассамблей   2) создание системы военных учебных заведений

3) развитие овцеводства в России   4) запрещение дворянам жениться до получения образования.


Соотнесите дату и событие.

1. Перенос столицы в Петербург.                                                    1. 1712 г.

2. Сражение у Лесной.                                                                      2. 1721 г.

3. Учреждение Синода.                                                                    3. 1695 г.

4. Гангутское сражение                                                                    4. 1708 г.

5.  Азовские походы Петра I.                                                           5. 1714

 

В 1721 г. произошло событие

1) восстание Е. Пугачева       2) начало правления Петра I    

3) основание Московского университета          4) окончание Северной войны.


К преобразованиям Петра I в сфере культуры относится (-сятся)

1) введение гражданского шрифта и арабских цифр  2) учреждение коллегий и Синода

3) начало взимания подушной подати    4) строительство Ладожского и Вышневолоцкого каналов


Причиной проведения преобразований Петра I было стремление

1) расширению связей с Европой     2) объединению всех русских земель

3) расширению сети железных дорог             4) завоеванию колоний.


Заимствование европейского опыта в России XVIII в.

1) отсутствовало   2) осуществлялось во всех областях, сферах и полностью

3) осуществлялось европейскими методами  4) осуществлялось неевропейскими методами


Что относится к политическим нововведениям Петра I

1) предписание брить бороды                                             2) учреждение Святейшего Синода

3) массовое строительство мануфактур                             4) развитие овцеводства в России.

 

Кто из названных деятелей относится к cподвижникам Петра I?

А) Феофан Прокопович,        Б) Николай Новиков,        В) Григорий Потёмкин,          

 Г) В. В. Голицын,      Д) Борис Морозов.



Установите хронологическую последовательность событий Северной войны:

1) Битва под Лесной;     2) сражение под Нарвой;      3) сражение у острова Гренгам;  4) Полтавская баталия.


Соотнесите государственные органы Петровской эпохи с их функциями:

А) Синод;     Б) Сенат;     В) Тайная канцелярия;    Г) Ревизион-коллегия;     Д) Берг-коллегия


1) распорядительное учреждение, нёсшее ответственность за развитие тяжёлой промышленности;

2) Высший судебный, распорядительный и законодательный орган;

3) орган, ведающий политическим сыском;

4) орган, распоряжавшийся делами Русской православной церкви.



Кто из названных деятелей относится к cподвижникам Петра I?

1) А. Д. Меньшиков;    2) А.В. Кикин;   3) П.Гордон;   4) И. А. Хованский;    5) С.Полоцкий;        6) Ф. Апраксин;      7) Ф. Лефорт.



Установите хронологическую последовательность событий внешней политики Петра I:

1) Великое посольство;    2) Прутский поход;     3) Персидский поход;    4) Полтавская битва;       5) Азовские походы;        6) Ништадтский мир.


Что из перечисленного относится к изменениям в социально-экономической сфере при Петре I?

1) издание указа о посессионных крестьянах;

2) отмена урочных лет;

3) ликвидация белых слобод;

4) введение государственной монополии на торговлю некоторыми видами товаров;

5) принуждение купцов к строительству торговых кораблей;

6) юридическое уравнение в правах вотчинного и помещичьего землевладения;

7) указ об организации ремесленников в цехи.

8) выпуск бумаг государственного займа;

9) превращение России в страну, продающую за рубеж высококачественное железо.


В чём состояло главное преимущество коллегий перед приказами?

1) присутствовал принцип коллегиальности;

2) коллегии занимались определёнными участками государственного управления;

3) деятельность коллегий была основана на инициативе и самостоятельности;

4)) наличие огромного бюрократического аппарата.


Отставание России от европейских стран объяснялось:

1) отсутствие у России выхода в море;

2) наличием Крепостного права;

3) многонациональным составом государства;

4) наличием огромной территории.


Царевна Софья в борьбе за престол опиралась на:

1) гвардию; 3) бояр;

2) стрельцов; 4) казачество.


Знаменитое морское сражение Северной войны называлось:

1) Азовское; 3) Полтавское;

2) Балтийское; 4) Гангутское.


Царевна Софья поднимала на Бунты против Петра I :

1) казаков; 3) стрельцов;

2) гвардию; 4) потешные полки.



Что из перечисленного относится к народным выступлениям первой четверти 18 века?

1) восстание под предводительством С. Разина;

2) Соляной бунт в Москве;

3) восстание под предводительством К. Булавина;

4) восстание под предводительством Е. Пугачёва.


В результате петровских преобразований в области культуры в 18 веке произошло утверждение

1) интереса к средневековому искусству;

2) "золотого века" русской культуры;

3) светского искусства;

4) сентиментализма в литературе.


Что из названного относится к реформам Петра I в сфере культуры и быта?

1). создание первой в России рукописной газеты

2). начало книгопечатания

3). переход к новому летоисчислению от Сотворения мира

4). введение нового гражданского шрифта.


Что из названного относится к результатам государственных преобразований Петра I?

1) отмена кормлений

2) учреждение министерств

3) отмена местничества

4) создание регулярной армии на основе рекрутской повинности.


Среди государственных преобразований, которые не были отвергнуты в последнее время, следует отметить

1) создание регулярной армии

2) отмену местничества

3) учреждение патриаршества

4) введение "заповедных лет".


Что из названного относится к результатам победы России в Северной войне?

1) вхождение в состав России Царства Польского

2) присоединения Крыма к России

3) обеспечение выхода России к Балтийскому морю

4) присоединение к России Белоруссии с Минском и Правобережной Украины.



Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите название документа, о котором идёт речь.

"...теперь старая и новая аристократия уравнивалась и в служебном положении. Согласно ...служба делилась на гражданскую и военную. Было определено 14 классов. Каждый, получивший на гражданской или военной службе 8 класс, становился потомственным дворянином. Чины с 14 по 9 давали личное дворянство без права передачи по наследству. Такой порядок давал возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения".

1) Уложение от службе

2) Табель о рангах

3) Манифест о вольности дворянства

4) Жалованная грамота дворянству.


При Петре I начала издаваться первая печатная газета

1) «Ведомости»

2) «Новости»

3) «Известия»


14.Соотнеси даты и события

Даты

События

1.1720-1721гг.

А. Сражение у деревни Лесной

2.1708 г.

Б. Северная война

3.1720г.

В. Основание Кунсткамеры

4.1714 г.

Г. Сражение у острова Гренгам

Установите соотношение между деятелями культуры и краткой характеристикой их деятельности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбика

Деятели культуры

Характеристики

1.И.Н.Никитин

А. Первый в мире изобрел и построил ряд токарных станков

2. Доменико Трезини

Б. Автор портрета «Напольный гетман»

3.А.К.Нартов

В. Открыл месторождения каменного угля

4. Григорий Капустин

Г. Петропа́вловский собо́р 

14.Соотнеси даты и события

Даты

События

1.1707-1708 гг.

А. Принятие табеля о рангах

2.1711

Б. Образование губерний

3.1722г.

В. Прутский поход Петра

4.1708г.

Г. Восстание под предводительством К.Булавина

Установите соотношение между деятелями культуры и краткой характеристикой их деятельности: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбика

Деятели культуры

Характеристики


1.Я.В.Брюс

А. Создание и испытание первой русской подводной лодки

2.Л.Ф.Магницкий

Б. Гравюра «Баталия при Гренгаме»

3.Е.П.Никонов

В. Организация Навигацкой школы в Москве

4. А.Ф.Зубов

Г. Выход в свет «Арифметики» -энциклопедии математических знаний


Расположите в хронологической последовательности события.
1) «Дело» царевича Алексея
2) Великое посольство
3) создание Сената
4) издание «Табеля о рангах».


Сословный орган, созданный Петром I для управления городами, назывался
1) дума
2) магистрат
3) губная изба
4) совет.


Установите соответствие между событием и датой.

СОБЫТИЕ ДАТА

ДАТА

А) восстание под руководством К. Булавина

1) 1707 г.

Б) присвоение Петру I титула «император»

2) 1710 г.

В) указ о единонаследии

3) 1714 г.


4) 1721 г.



Расположите в хронологической последовательности события.

1) указ о единонаследии
2) создание коллегий
3) губернская реформа
4) прекращение деятельности Боярской думы.


Все чиновники были разделены на 14 разрядов и, начиная с 8-го разряда, могли получить потомственное дворянство в соответствии
1) с указом о единонаследии
2) с «Табелью о рангах»
3) с указом о престолонаследии
4) с реформой городского самоуправления.


Расположите в хронологической последовательности события

1) сражение у о. Гренгам
2) создание Сената
3) издание «Табеля о рангах».


Прочитайте фрагмент из сочинения историка С.Ф. Платонова:
«Нравы этой эпохи и особенно­сти окружавшей Петра среды обусловили не­сколько грубоватый характер веселых отдохно­вений Петра. Не довольствуясь семейными вече­ринками в ... слободе, Петр любил кутнуть в холо­стой компании. С этой компанией Петр устраивал иногда сумасбродные забавы (например, пуб­лично в 1694 г. отпраздновал свадьбу шута Тур­генева с шутовским церемониалом). На святках с ней Петр ездил веселиться в дома своих при­дворных». На месте пропуска вставьте слово.
1) Немецкой
2) Стрелецкой
3) Кожевенной
4) Хамовной.



Установите соответствие между коллегиями и их функциями.

КОЛЛЕГИЯ

ЗАНЯТИЯ

1) Штатс-коллегия

А) учет расходов казны

2) Иностранная коллегия

Б) ведение дипло­матических пе­реговоров

3) Адмиралтейская коллегия

В) набор рекрутов

4) Вотчинная коллегия

Г) контроль за по­местными зем­лями и крепост­ными


Д) организация флота



Кто имел право беспошлинно носить бороды при Петре1?
1) крестьянство
2) духовенство
3) старообрядцы
4) купцы.



25. . Прочитайте фрагмент из сочинения историка С.Ф. Платонова:
«Нравы этой эпохи и особенно­сти окружавшей Петра среды обусловили не­сколько грубоватый характер веселых отдохно­вений Петра. Не довольствуясь семейными вече­ринками в ... слободе, Петр любил кутнуть в холо­стой компании. С этой компанией Петр устраивал иногда сумасбродные забавы (например, пуб­лично в 1694 г. отпраздновал свадьбу шута Тур­генева с шутовским церемониалом). На святках с ней Петр ездил веселиться в дома своих при­дворных». На месте пропуска вставьте слово.


Расположите в хронологическом порядке события Северной войны:

1) Битва под Лесной;

2) сражение под Нарвой;

3) сражение у острова Гренгам;

4) Полтавская баталия.


2.Что из названного относится к военным реформам Петра I?

1) переход к всеобщей воинской повинности;

2) введение рекрутской повинности;

3) комплектование армии даточными людьми;

4) разделение территории на военные округа;

5) образование регулярных кавалерийских частей;

6) начало формирование полков нового (иноземного) типа;

7) издание «Устава воинского»;

8) создание военно-морского флота.


Указ 1714 г. о единонаследии определял:

1) новый порядок наследования царского престола

б) порядок замещения высших государственных постов

в) новый порядок наследования недвижимости дворянами

г) отмену местничества.


5. Азовские походы Петра I привели к

а) Военному поражению Турции

б) Присоединению Крыма к России

в) Установление контроля над черноморскими проливами

г) Завоеванию территории в устье Дона


7. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите, как в XVIII в. назывались собрания, о которых идет речь.

«Для того, чтобы приучить русское общество к европейским обычаям и развлечениям, Петр приказал устраивать в столицах вечерние публичные собрания…, куда гости должны были приходить со своими женами и взрослыми дочерьми и где все развлекались по желанию разговорами, играми, танцами, выпивкой и закуской».

8. Назовите не менее 3 причин проведения реформ в России. Приведите не менее 3 реформ,

проведенных Петром и их значение для дальнейшего развития России.

1.Установите хронологическую последовательность событий внешней политики Петра I:

А) Великое посольство; Б) Прутский поход;

В) Персидский поход; Г) Полтавская битва;

Д) Азовские походы; Е) Ништадтский мир.

2. Что из названного относится к военным реформам Петра I?

А) введение системы полевой подготовки;

Б) образование регулярных кавалерийских частей;

В) начало комплектования полков нового типа;

Г) указ царя о лишении дворян поместий в случае уклонения от полковой службы;

Д) введение рекрутской повинности;

Е) введение всесословной воинской повинности;

Ж) создание военно-морского флота;

З) формирование казачьих войск во главе с атаманами.

4. В начале Северной войны союзниками России являлись:

а) Османская империя и Речь Посполитая

б) Крымское ханство и Саксония

в) Османская империя и Дания

г) Дания и Саксония

5. Как называлась политика Петра I, направленная на поощрение развития отечественного мануфактурного производства, защиту интересов русских купцов от иностранных конкурентов?

а) Протекционизм

б) Благотворительность

в) Секуляризация

г) Меркантилизм

7. Прочтите отрывок из Указа Петра I от 1711 г. и напишите название государственного органа, которому были даны описанные полномочия.

«Указ, что по отбытии нашем делать. 1. Суд иметь нелице­мерный и неправедных судей наказывать...; то же и ябедникам... 2. Смотреть во всем государстве расходов и ненужные, а особ­ливо напрасные снять. 3. Денег, как возможно, збирать, понеже деньги суть артерии войны. 4. Дворян собрать молодых... 5. Вексели исправить и держать в одном месте. 6. Товары, которые... по канцеляриям... осмотреть и посвидетельствовать...».

8. Назовите не менее 3 причин начала Северной войны. Приведите не менее 3 ее итогов для дальнейшего развития России.

Какая точка зрения (из нижеприведенных) на реформы Петра I и его неординарную личность вам ближе? Составьте политический портрет Петра Великого с учетом взглядов историков.


1) “Везде Петра Великого вижу, в поте, в пыли, в дыму, в пламени… Часто размышляю я: каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море; дохнет дух его и потекут воды: прикоснется горям и воздымятся. Но мыслям человеческим предел предписан! Божество постигнуть не могут!.. И так, ежели человека Богу подобного, по нашему понятию, найти надобно, кроме Петра Великого не обретаю”.
Цит. по: Ломоносов М.В. Полн.собр. соч. Т. 8., м., Л., 1959. С. 611


2) Обозревая царствование императора Петра Великого… Невольно чувствуешь трепет, падаешь духом и не знаешь с чего начать, что сказать и что умолчать. Сколько созданий! Сколько разрушений, преобразований!.. Все делают разное, мечутся беспрестанно из угла в угол, но никто не мешает друг другу… какой же всемогущий чародей управляет всею совокупностью этих многочисленных, разных действий? Нет, не чародей, а гений Петр”.
Цит. по: Погодин М.Н. Петр Великий. Историко-критические отрывки. М., 1846, Т. I. С. 335–345


3) “Петр не был вовсе славолюбцем – завоевателем… Гений Петра высказался в ясном уразумении положения своего народа, он сознал, что его обязанность – вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации”.
Цит. по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1993. Кн. IХ. Т. 18. С. 532–534










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!