Просмотр содержимого документа
«Эпоха раннего Ренессанса Сандро Боттичелли»
- Презентация преподавателя
- МБУДО «МАРТЮШЕВСКОЙ ДШИ»
- Каменский район Свердловской области
- Алёхиной Ларисы Геннадьевны
Алессандро ди Мариано Филипепи, известный как Сандро Боттичелли , родился во Флоренции в 1445 г.
В начале 1460-х годов поступил в ученики к Филиппо Липпи (ок. 1406— 1469), одному из самых известных художников того времени.
Сандро оставался у Липпи до 1467 года, после чего открыл свою собственную мастерскую.
В 1470 году Боттичелли получил свой первый большой заказ. Он взялся написать аллегорию Силы для серии, прославляющей христианские добродетели. Картина предназначалась для зала суда Торговой гильдии.
К концу следующего года Боттичелли уже был вполне востребованным мастером. Он написал образ святого Себастьяна для церкви Санта-Мария Маджоре, а потом его пригласили в Пизу, где в капелле Коронования Богоматери, Боттичелли создал ныне утраченную фреску .
Приблизительно 1475 годом датируется первый шедевр Боттичелли — картина «Поклонение волхвов», заказанная художнику банкиром Джованни Лами.
Это одна из самых известных картин художника – “Весна”. Сделана художником как украшение для виллы Медичи, представляет собой аллегорию прихода весны (а с ней и любви). В центре картины изображена прекрасная Венера – богиня любви. Сверху над ее головой летает Амур, который только и думает – кого бы подстрелить своими стрелами (А весной он, почему то стреляет особенно часто). Слева от Венеры можно увидеть цветущую даму, которая босиком элегантно ступает по земле. Это Флора – богиня Весны, по легенде там, где ступают ее ноги, сразу вырастают цветы, а все вокруг расцветает. Возле нее местная нимфа убегает от фавна (видимо там не обошлось без участия Амура) Три девушки в правой части картины являются грациями, а юноша рядом с ними – Меркурий – посланник богов.
«Весна», около 1477-1478
- Картины Боттичелли пользовались большой популярностью среди образованных флорентинцев. Однако во второй половине жизни художника, в его творчестве произошли значительные изменения. Сандро Боттичелли был очень страстным религиозным человеком, и поэтому его сильно захватили пылкие проповеди доминиканского монаха Савонаролы, который в них призывал всех каяться, угрожая быстрым концом света. (Такие фанатики и в наше время, к сожалению, встречаются) В своих фанатичных, экзальтированных проповедях Савонарола объявил непримиримую войну богатству, роскоши, различным земным развлечениям (особенно, таким как музыка и танцы). Его проповеди имели большой успех среди простых флорентинцев, и после смерти Лоренцо Медичи, Савонарола фактически стал править Флоренцией. Во внутреннем мире Боттичелли долгое время шла борьба между гуманистическими ценностями ренессансной культуры и призывами к покаянию и аскетизму, звучавшие из уст Савонаролы.
- По всей Флоренции запылали костры, в которых последователи Савонаролы жгли книги, золотые и серебряные украшения, предметы роскоши, и в частности бесценные произведения искусства, картины, скульптуры. Боттичелли находясь в фанатичном восторге от варварских идей Савонаролы, собственноручно сжег несколько своих ранних картин. Под конец жизни, в своем творчестве Боттичелли полностью отказался от любых античных тем на своих картинах, а все его полотна стали посвящены сугубо христианским сюжетам.
В 1481 году по зову папы Сикста IV Боттичелли отправился в Рим, чтобы принять участие в оформлении только что построенной Сикстинской капеллы. Этот заказ Боттичелли выполнял с другими выдающимися живописцами — Перуджино, Гирландайо и Синьорелли. Его частью работы стали фрески «Искушение Христа», «Юность Моисея» и «Наказание восставших левитов».
«Рождение Венеры», около 1483-1484
Картина написана на известный античный миф о рождении из пены прекрасной богини любви Венеры, которая представлена на картине в образе красивой мечтательной девушки. Слева изображена нимфа, которая спешит накрыть уважаемую госпожа Венеру покрывалом. Справа ласковый западный ветер Зефир несет на своих крыльях Флору-Весну. (Тема весны и любви неразрывно связана на картинах Боттичелли).
«Мадонна с Младенцем и ангелами», 1470
«Оплакивание Христа »
В 1480-х годах художник находился на вершине славы, и заказчики шли в его мастерскую один за другим. Справиться со всеми заказами в одиночку было совершенно невозможно, поэтому большую часть работы выполняли ученики Боттичелли, неплохо имитировавшие манеру своего мэтра.
В 1493 году он потерял своего любимого брата Джованни. В это же время у художника начали возникать сомнения в оправданности его художественной деятельности. Поддержать Боттичелли было некому.
В начале следующего десятилетия во Флоренции начались бурные политические события, изменившие жизнь Боттичелли. В 1492 году умер Лоренцо Великолепный. Пришедший к власти его сын Пьеро оказался не слишком талантливым правителем.
В последние годы жизни Боттичелли его слава померкла. О былой популярности оставалось лишь вспоминать. Примечательно, что в 1502 году королева Изабелла Кастильская, выбирая кого-нибудь из флорентийских художников для исполнения ее заказа, категорически отвергла кандидатуру Боттичелли.
Сандро Боттичелли умер в мае 1510 года. Боттичели не был женат, детей у него не было. Его похоронили на кладбище при флорентийской церкви Оньисанти. Вместе с художником умерла и память о нем. О Боттичелли забыли. Заново открыт был Боттичелли только в конце XIX века стараниями английского искусствоведа Джона Рёскина и группы художников-прерафаэлитов.