СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эпохи модерна в архитектуре Санкт-Петербурга.Сто двадцать лет дому семьи Лидваль

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Архитектор Фёдор Лидваль является очень важной для истории Петербурга личностью - он был одним из тех, кто формировал облик нашего города в самом начале 20 века. Его по праву можно назвать мастером целой архитектурной эпохи - он был популяризатором стиля модерн. Непривычна и окраска здания: его основание пепельно-серое из камня, верхние этажи оштукатурены и окрашены в матово-бурые тона с чередованием тёмных и светлых оттенков.

Просмотр содержимого документа
«Эпохи модерна в архитектуре Санкт-Петербурга.Сто двадцать лет дому семьи Лидваль»

Эпохи модерна  в архитектуре  Санкт-Петербурга  Сто двадцать лет дому Иды Лидваль Павлова Вероника Дмитриевна Методист Детского клуба «Квартирка MEL » Санкт-Петербург

Эпохи модерна в архитектуре Санкт-Петербурга Сто двадцать лет дому Иды Лидваль

Павлова

Вероника Дмитриевна

Методист

Детского клуба

«Квартирка MEL »

Санкт-Петербург

Путешествие в школьном автобусе начинается Облик современного Петербурга создавался на протяжении нескольких веков. Мосты и скульптуры, парковые комплексы, загадочные дворы-колодцы, дворцы, музеи и соборы — всё это отражает несколько веков жизни Петербурга. Строительный устав, утвержденный в 1857 году, разрешал строить многоэтажные флигели очень тесно, главное, чтобы между ними соблюдалось расстояние не менее двух сажень (1 сажень = 2,16 метра). К строительству доходных домов привлекались известные архитекторы, а дома получали названия по именам своих первых владельцев. Нумерация домов и названия улиц в Санкт-Петербурге появились лишь при генерал-губернаторе Федоре Трепове — в царствование Александра II, а до этого извозчики возили к «именным домам». Наш северный модерн, наш серый, моложавый,  Ампиру не в пример, обойден громкой славой  И, более того, едва не уличен  В безвкусице, меж тем как, сумрачно-шершавый,  Таинствен, многолик и неподделен он.  Александр Кушнер

Путешествие в школьном автобусе начинается

Облик современного Петербурга создавался на протяжении нескольких веков. Мосты и скульптуры, парковые комплексы, загадочные дворы-колодцы, дворцы, музеи и соборы — всё это отражает несколько веков жизни Петербурга.

Строительный устав, утвержденный в 1857 году, разрешал строить многоэтажные флигели очень тесно, главное, чтобы между ними соблюдалось расстояние не менее двух сажень (1 сажень = 2,16 метра). К строительству доходных домов привлекались известные архитекторы, а дома получали названия по именам своих первых владельцев. Нумерация домов и названия улиц в Санкт-Петербурге появились лишь при генерал-губернаторе Федоре Трепове — в царствование Александра II, а до этого извозчики возили к «именным домам».

Наш северный модерн, наш серый, моложавый, Ампиру не в пример, обойден громкой славой И, более того, едва не уличен В безвкусице, меж тем как, сумрачно-шершавый, Таинствен, многолик и неподделен он. Александр Кушнер

Санкт-Петербург, имея статус крупной европейской столицы, стал одним из центров развития этих тенденций. Архитектурный стиль под влиянием северных традиций получил местный колорит. В российской литературе данный стиль, характерный для Скандинавии, Финляндии и Петербурга, часто называют «северным модерном», или «национальным романтизмом».

Санкт-Петербург, имея статус крупной европейской столицы, стал одним из центров развития этих тенденций. Архитектурный стиль под влиянием северных традиций получил местный колорит. В российской литературе данный стиль, характерный для Скандинавии, Финляндии и Петербурга, часто называют «северным модерном», или «национальным романтизмом».

Северный модерн отличается строгим, лаконичным стилем, лишен вычурности, но по-своему экстравагантен. Архитектуру северного модерна можно разделить на три части, каждая из которых преследует свой творческий метод:

Северный модерн отличается строгим, лаконичным стилем, лишен вычурности, но по-своему экстравагантен. Архитектуру северного модерна можно разделить на три части, каждая из которых преследует свой творческий метод:

зодчие стремились к стилизации - воспроизведению средневековых памятников северной архитектуры: норманнских замков и романских базилик. влияние франко-бельгийскому Ар Нуво с его изогнутыми линиями рациональное направление, где композиция состояла из линий и геометрических форм.
  • зодчие стремились к стилизации - воспроизведению средневековых памятников северной архитектуры: норманнских замков и романских базилик.
  • влияние франко-бельгийскому Ар Нуво с его изогнутыми линиями
  • рациональное направление, где композиция состояла из линий и геометрических форм.
Доходный дом Иды Амалии Лидваль  Адрес: Каменноостровский проспект, дом 1-3  отметил столетие: 18 февраля 2019 28 сентября 1898 года участок купила  шведская подданная Ида Амалия Лидваль. Проектирование нового дома она поручила своему сыну, только что окончившему Академию художеств. К 1904 году здесь был построен новый дом по проекту Фёдора Лидваля.  В облике этого здания чувствуется стремление придать всему недосказанный вид. Формы, краски, линии прихотливы, вычурны, переходы мягки. Декоративные детали играют большую роль в ансамбле.  

Доходный дом Иды Амалии Лидваль Адрес: Каменноостровский проспект, дом 1-3 отметил столетие: 18 февраля 2019

28 сентября 1898 года участок купила  шведская подданная Ида Амалия Лидваль.

Проектирование нового дома она поручила своему сыну, только что окончившему Академию художеств. К 1904 году здесь был построен новый дом по проекту Фёдора Лидваля. В облике этого здания чувствуется стремление придать всему недосказанный вид. Формы, краски, линии прихотливы, вычурны, переходы мягки. Декоративные детали играют большую роль в ансамбле.  

Ида Амалия (Ида Балтазаровна) Лидваль купила объединённый участок Кокса. 23 марта 1899 года Ида Лидваль написала прошение в Санкт-Петербургскую управу, желая произвести постройку на принадлежащей ей земле.

Ида Амалия (Ида Балтазаровна) Лидваль купила объединённый участок Кокса. 23 марта 1899 года Ида Лидваль написала прошение в Санкт-Петербургскую управу, желая произвести постройку на принадлежащей ей земле.

Архитектор Фёдор Лидваль является очень важной для истории Петербурга личностью - он был одним из тех, кто формировал облик нашего города в самом начале 20 века. Его по праву можно назвать мастером целой архитектурной эпохи - он был популяризатором стиля модерн. Непривычна и окраска здания: его основание пепельно-серое из камня, верхние этажи оштукатурены и окрашены в матово-бурые тона с чередованием тёмных и светлых оттенков.

Архитектор Фёдор Лидваль является очень важной для истории Петербурга личностью - он был одним из тех, кто формировал облик нашего города в самом начале 20 века. Его по праву можно назвать мастером целой архитектурной эпохи - он был популяризатором стиля модерн. Непривычна и окраска здания: его основание пепельно-серое из камня, верхние этажи оштукатурены и окрашены в матово-бурые тона с чередованием тёмных и светлых оттенков.

Федор Лидваль учился в Училище технического рисования барона Штиглица, затем в Академии художеств - в мастерской Л. Н. Бенуа. Лидваль всегда считал себя его последователем. Бенуа сильно повлиял на его творчество. За двадцать лет непрерывной творческой деятельности Лидваль построил в Петербурге несколько десятков зданий, оставивших заметный след в архитектурном облике города. 

Федор Лидваль учился в Училище технического рисования барона Штиглица, затем в Академии художеств - в мастерской Л. Н. Бенуа. Лидваль всегда считал себя его последователем. Бенуа сильно повлиял на его творчество.

За двадцать лет непрерывной творческой деятельности Лидваль построил в Петербурге несколько десятков зданий, оставивших заметный след в архитектурном облике города. 

Основной сферой творческого применения архитектор Лидваль избрал для себя архитектуру доходного бизнеса. Большинство его сооружений - доходные дома и гостиницы.

Основной сферой творческого применения архитектор Лидваль избрал для себя архитектуру доходного бизнеса. Большинство его сооружений - доходные дома и гостиницы.

Организация дома архитекторами этого направления строилась с учетом образа жизни его обитателей. Знаменитый доходный дом Фёдора Лидваля, расположенный в самом начале Каменноостровского проспекта под номером 1, действительно является непревзойдённым образцом архитектуры модерна.

Организация дома архитекторами этого направления строилась с учетом образа жизни его обитателей.

Знаменитый доходный дом Фёдора Лидваля, расположенный в самом начале Каменноостровского проспекта под номером 1, действительно является непревзойдённым образцом архитектуры модерна.

Дом семьи Лидвалей – выдающийся образец комплексного градостроительного и художественного решения большого участка.

Дом семьи Лидвалей – выдающийся образец комплексного градостроительного и художественного решения большого участка.

Архитектуру домов Ф. Лидваля в стиле северного модерна отличает классическая строгость пропорциональных членений фасадов с характерной асимметричностью композиции, полукруглые или многогранные эркеры .

Архитектуру домов Ф. Лидваля в стиле северного модерна отличает классическая строгость пропорциональных членений фасадов с характерной асимметричностью композиции, полукруглые или многогранные эркеры .

Здание состоит из нескольких корпусов - одного главного, углублённого по отношению к двум другим, боковым корпусам. Есть и четвертый корпус, расположенный за центральной частью здания и выходящий на Малую Посадскую улицу. Этот корпус семья Лидвалей использовала как собственное жилье, тогда как основную часть здания со стороны Каменноостровского проспекта они сдавали в наём.

Здание состоит из нескольких корпусов - одного главного, углублённого по отношению к двум другим, боковым корпусам. Есть и четвертый корпус, расположенный за центральной частью здания и выходящий на Малую Посадскую улицу. Этот корпус семья Лидвалей использовала как собственное жилье, тогда как основную часть здания со стороны Каменноостровского проспекта они сдавали в наём.

К особенностям дома Лидвалей можно отнести уютный курдонёр, летом скрытый от глаз проезжающих по проспекту высокой зелёной стеной, и большое количество интересного декора на фасаде.

К особенностям дома Лидвалей можно отнести уютный курдонёр, летом скрытый от глаз проезжающих по проспекту высокой зелёной стеной, и большое количество интересного декора на фасаде.

Корпуса дома объединенные полуоткрытым двором курдонёром (cour d'honneur – в переводе с французского – двор почета), что делает квартиры более освещенными. По словам Е. А. Борисовой и Г. Ю. Стернина этот новый прием композиции с большим парадным двором, раскрытым на улицу, сменившим типичные для петербургских доходных домов XIX века «дворы-колодцы», здесь был применен впервые.

Корпуса дома объединенные полуоткрытым двором курдонёром (cour d'honneur – в переводе с французского – двор почета), что делает квартиры более освещенными.

По словам Е. А. Борисовой и Г. Ю. Стернина этот новый прием композиции с большим парадным двором, раскрытым на улицу, сменившим типичные для петербургских доходных домов XIX века «дворы-колодцы», здесь был применен впервые.

Каменноостровский проспект, дом номер один не только по адресу, но и по праву своеобразного манифеста северному модерну.

Каменноостровский проспект, дом номер один не только по адресу, но и по праву своеобразного манифеста северному модерну.

От Каменноостровского проспекта здание отделяет красивая кованая решетка, установленная на столбах красного финского гранита, и возобновленная летом 1995 года. В решетке устроено двое ворот с гранитными пилонами-фонарями. Дом проектировался как единый организм, где форма соответствует содержанию.

От Каменноостровского проспекта здание отделяет красивая кованая решетка, установленная на столбах красного финского гранита, и возобновленная летом 1995 года. В решетке устроено двое ворот с гранитными пилонами-фонарями. Дом проектировался как единый организм, где форма соответствует содержанию.

Дом на Каменноостровском - практически пример того, каким северный модерн должен быть в идеале. Сто лет назад петербуржцы зачитывались новеллами Гамсуна, ставили пьесы Ибсена, слушали музыку Грига и Сибелиуса, наслаждались пейзажами Карелии. Их сюжеты подобраны с расчетом придать некоторую таинственность облику здания.

Дом на Каменноостровском - практически пример того, каким северный модерн должен быть в идеале.

Сто лет назад петербуржцы зачитывались новеллами Гамсуна, ставили пьесы Ибсена, слушали музыку Грига и Сибелиуса, наслаждались пейзажами Карелии. Их сюжеты подобраны с расчетом придать некоторую таинственность облику здания.

Украшения дома: символы эпохи романтизма – стилизованные цветы и юношу на фоне восходящего солнца, похожего на Зигфрида.

Украшения дома: символы эпохи романтизма – стилизованные цветы и юношу на фоне восходящего солнца, похожего на Зигфрида.

Зодчий пытался преодолеть привычные плоскостность и симметрию. Средний щипец криволинейного абриса и широкие окна под ними смещены с центральной оси. Нижний этаж отделен не горизонтальной тягой, а волнообразной линией. Эркеры не повторяют друг друга: левый – округлый, правый – трехгранный.

Зодчий пытался преодолеть привычные плоскостность и симметрию. Средний щипец криволинейного абриса и широкие окна под ними смещены с центральной оси. Нижний этаж отделен не горизонтальной тягой, а волнообразной линией. Эркеры не повторяют друг друга: левый – округлый, правый – трехгранный.

В элементах отделки стиля северный модерн в основном используется орнамент из северной флоры и фауны. В наружном оформлении дома встречаются разнообразные растительные рельефы, фигуры рыб, сов, зайцев, львов, и даже пауков.

В элементах отделки стиля северный модерн в основном используется орнамент из северной флоры и фауны.

В наружном оформлении дома встречаются разнообразные растительные рельефы, фигуры рыб, сов, зайцев, львов, и даже пауков.

Лозунгом нового стиля стало полное обновление искусства, а источником вдохновения – природа и народное творчество.

Лозунгом нового стиля стало полное обновление искусства, а источником вдохновения – природа и народное творчество.

Северный модерн имеет отличительные черты. Цоколь домов часто облицовывается грубо обработанным гранитом, а плоскости стен верхних этажей покрыты фактурной штукатуркой или отделочным кирпичом. Это делает дома похожими на естественные скалы или массивные средневековые сооружения.

Северный модерн имеет отличительные черты. Цоколь домов часто облицовывается грубо обработанным гранитом, а плоскости стен верхних этажей покрыты фактурной штукатуркой или отделочным кирпичом. Это делает дома похожими на естественные скалы или массивные средневековые сооружения.

Многообразие оконных проёмов поражает. Непривычна и окраска здания: его основание пепельно-серое из камня, верхние этажи оштукатурены и окрашены в матово-бурые тона с чередованием тёмных и светлых оттенков.

Многообразие оконных проёмов поражает.

Непривычна и окраска здания: его основание пепельно-серое из камня, верхние этажи оштукатурены и окрашены в матово-бурые тона с чередованием тёмных и светлых оттенков.

Здания Федора Лидваля массивны и монументальны, кажутся построенными на века. Скупые на декор, они выглядят строго и просто, но при этом сохраняют аристократичность и изысканность.

Здания Федора Лидваля массивны и монументальны, кажутся построенными на века. Скупые на декор, они выглядят строго и просто, но при этом сохраняют аристократичность и изысканность.

«Орнамент — почерк эпохи». В нём модерн более всего узнаваем Одна из главных черт творчества Лидваля – пристальное внимание к деталям. Эта особенность нашла выражение в незаурядных декоративных и разнообразии архитектурных элементов.

«Орнамент — почерк эпохи». В нём модерн более всего узнаваем Одна из главных черт творчества Лидваля – пристальное внимание к деталям. Эта особенность нашла выражение в незаурядных декоративных и разнообразии архитектурных элементов.

Орнаментальная стилизация олицетворяла родство с приро­дой, и определенный круг идей и образов, порожденных «философией жизни» и поэтикой символизма. Мотивы северной природы, изображения зверей и птиц. на колоннах растут мухоморы и опята, среди которых прячется ящерица.

Орнаментальная стилизация олицетворяла родство с приро­дой, и определенный круг идей и образов, порожденных «философией жизни» и поэтикой символизма. Мотивы северной природы, изображения зверей и птиц. на колоннах растут мухоморы и опята, среди которых прячется ящерица.

В архитектуре Ф. Лидваля отразились романтические представления о природе Скандинавии, об облике народных построек и сюжетов фольклора. На фасаде дома мастер поселил героев фольклорно-мифологических сюжетов рысей, львов, филинов, пауков и другую живность.

В архитектуре Ф. Лидваля отразились романтические представления о природе Скандинавии, об облике народных построек и сюжетов фольклора. На фасаде дома мастер поселил героев фольклорно-мифологических сюжетов рысей, львов, филинов, пауков и другую живность.

Горельефный филин с распростертыми крыльями, для которых специально расширен верх среднего щипца, расположился под самой крышей. Смешение северных и южных, ночных и дневных, реально существующих и вымышленных птиц и зверей в оформлении здания – одна из черт модерна.

Горельефный филин с распростертыми крыльями, для которых специально расширен верх среднего щипца, расположился под самой крышей. Смешение северных и южных, ночных и дневных, реально существующих и вымышленных птиц и зверей в оформлении здания – одна из черт модерна.

Кованые элементы, рельефная разноцветная штукатурка, необычная конфигурация окон и карнизов, привлекала внимание зрителя.

Кованые элементы, рельефная разноцветная штукатурка, необычная конфигурация окон и карнизов, привлекала внимание зрителя.

На втором этаже по обе стороны корпуса расположены балконы. На решетках которых «сидят» большие кованые пауки. Справа и слева от них, словно поддерживая паутину, «цветут» металлические подсолнухи.

На втором этаже по обе стороны корпуса расположены балконы. На решетках которых «сидят» большие кованые пауки. Справа и слева от них, словно поддерживая паутину, «цветут» металлические подсолнухи.

Паук – символ портных и ткачей. В мастерской семьи Лидваль занимались пошивом мужской одежды и униформы для императорского двора. Созданные фантазией зодчего ограждения замечательны в двух отношениях: филигранно выполненная кузнечная работа делает их произведением искусства, а выбранный им сюжет несет в себе многозначный образ: паук – символ рукоделия, ремесла, ткачества и еще шире – судьбы. решетки с пауками дома Лидваль служат своеобразной иллюстрацией к словам французского искусствоведа Ш. Блана, заметившего, что «… архитектура в высшем ее понимании – не сооружение, которое украшают, а украшение, которое строят»

Паук – символ портных и ткачей. В мастерской семьи Лидваль занимались пошивом мужской одежды и униформы для императорского двора.

Созданные фантазией зодчего ограждения замечательны в двух отношениях: филигранно выполненная кузнечная работа делает их произведением искусства, а выбранный им сюжет несет в себе многозначный образ: паук – символ рукоделия, ремесла, ткачества и еще шире – судьбы. решетки с пауками дома Лидваль служат своеобразной иллюстрацией к словам французского искусствоведа Ш. Блана, заметившего, что «… архитектура в высшем ее понимании – не сооружение, которое украшают, а украшение, которое строят»

Непривычна окраска здания: его основание пепельно-серое из камня, верхние этажи оштукатурены и окрашены в матово-бурые тона с чередованием тёмных и светлых оттенков. Стена покрыта фактурной штукатуркой «в набрызг». Этот прием затем будет любимым в творчестве Лидваля.

Непривычна окраска здания: его основание пепельно-серое из камня, верхние этажи оштукатурены и окрашены в матово-бурые тона с чередованием тёмных и светлых оттенков. Стена покрыта фактурной штукатуркой «в набрызг». Этот прием затем будет любимым в творчестве Лидваля.

Архитектура модерна выдвигает требование проектирования зданий

Архитектура модерна выдвигает требование проектирования зданий "изнутри наружу", когда формы, пропорции, членения и декор фасада органически вызваны решением внутреннего пространства.

Особенности внутренней планировки квартир отразились на внешнем облике дома, что характерно для архитектуры модерна. Его характеризуют постройки строгого, сурового стиля с элементами классической ордерной системы и национальных финских, близких средневековой архитектуре норманнского стиля мотивов декора, выразительного силуэта и использование фактуры распространенных на севере материалов – крупных квадров неотесанного гранита, дерева, составляющих гармоническое единство с природой.

Особенности внутренней планировки квартир отразились на внешнем облике дома, что характерно для архитектуры модерна.

Его характеризуют постройки строгого, сурового стиля с элементами классической ордерной системы и национальных финских, близких средневековой архитектуре норманнского стиля мотивов декора, выразительного силуэта и использование фактуры распространенных на севере материалов – крупных квадров неотесанного гранита, дерева, составляющих гармоническое единство с природой.

Во внутренние рамы окон северного корпуса, где проживала семья Лидвалей, и в двери подъездов вставлены стекла с фасетом. Это, создаёт красивый радужный эффект в лучах солнца, которое летом освещает двор в течение всего дня. На окнах сохранились и оригинальные замки.

Во внутренние рамы окон северного корпуса, где проживала семья Лидвалей, и в двери подъездов вставлены стекла с фасетом. Это, создаёт красивый радужный эффект в лучах солнца, которое летом освещает двор в течение всего дня. На окнах сохранились и оригинальные замки.

В парадных находятся мраморные и изразцовые камины, мраморные лестницы двери в квартиры, оконные рамы имеют красивые изгибы. На стене лестницы левого флигеля сохранилась мозаичная картина.

В парадных находятся мраморные и изразцовые камины, мраморные лестницы двери в квартиры, оконные рамы имеют красивые изгибы. На стене лестницы левого флигеля сохранилась мозаичная картина.

Модерн как стиль захватил искусство мебели, утвари, тканей, ковров, витражей, керамики, стекла, мозаики. Увеличение размеров окон (для модерна очень важно обилие естественного солнечного света), которые к тому же начали приобретать закругленную, порой изогнутую форму, витражи

Модерн как стиль захватил искусство мебели, утвари, тканей, ковров, витражей, керамики, стекла, мозаики. Увеличение размеров окон (для модерна очень важно обилие естественного солнечного света), которые к тому же начали приобретать закругленную, порой изогнутую форму, витражи

Свинцово-паечные витражи и декоративное остекление имеется в трех парадных со входом из двора-курдонера.

Свинцово-паечные витражи и декоративное остекление имеется в трех парадных со входом из двора-курдонера.

После постройки дом Лидваль получил премию на 1-м конкурсе лучших фасадов Петербурга. Этот проект вошел в учебники для начинающих архитекторов.

После постройки дом Лидваль получил премию на 1-м конкурсе лучших фасадов Петербурга. Этот проект вошел в учебники для начинающих архитекторов.

Семья архитектора проживала в одном из крыльев постройки, выходящих в курдонёр. Сегодня об этом факте нам напоминает установленная здесь в 1995 году мемориальная доска. С 1918 года Ф. И. Лидваль жил и работал в Швеции.

Семья архитектора проживала в одном из крыльев постройки, выходящих в курдонёр. Сегодня об этом факте нам напоминает установленная здесь в 1995 году мемориальная доска. С 1918 года Ф. И. Лидваль жил и работал в Швеции.

Источники информации Архитекторы-строители Петербурга-Петрограда начала ХХ века./ Авторы-составители  Исаченко В.Г., Кириков Б.М., Фёдоров С.Г., Гинзбург А.М . – Л., 1982. Исаченко В.Г., Оль Г.А.  Фёдор Лидваль.- Л.: Лениздат, 1987.- 97 с. Кириков Б.М . Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома.- Изд.3-е.- СПб.: Издательский дом «Коло», 2008.- 576 с. Лидваль Ингрид . Русская семейная хроника / Публикация М.Г.Талалая, послесловие Б.М.Кирикова //  Невский архив: Историко-краеведческий сборник. - М.-СПб.: «Феникс», 1993. С.65-87. Лисовский В.Г . Мастер петербургского модерна: страницы творческой биографии Ф.И.Лидваля.// Строительство и архитектура Ленинграда. 1980, № 1. https://kulturologia.ru/blogs/200920/47620/ https://kulturologia.ru/blogs/110920/47508/ https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=813679 https://vecherka.spb.ru/?p=22319  https://kgiop.gov.spb.ru/populyarizaciya/iz-arhivnogo-sobraniya-kgiop/fedor-lidval-k-150-letiyu-arhitektora/

Источники информации

  • Архитекторы-строители Петербурга-Петрограда начала ХХ века./ Авторы-составители  Исаченко В.Г., Кириков Б.М., Фёдоров С.Г., Гинзбург А.М . – Л., 1982.
  • Исаченко В.Г., Оль Г.А.  Фёдор Лидваль.- Л.: Лениздат, 1987.- 97 с.
  • Кириков Б.М . Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома.- Изд.3-е.- СПб.: Издательский дом «Коло», 2008.- 576 с.
  • Лидваль Ингрид . Русская семейная хроника / Публикация М.Г.Талалая, послесловие Б.М.Кирикова //  Невский архив: Историко-краеведческий сборник. - М.-СПб.: «Феникс», 1993. С.65-87.
  • Лисовский В.Г . Мастер петербургского модерна: страницы творческой биографии Ф.И.Лидваля.// Строительство и архитектура Ленинграда. 1980, № 1.
  • https://kulturologia.ru/blogs/200920/47620/
  • https://kulturologia.ru/blogs/110920/47508/
  • https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=813679
  • https://vecherka.spb.ru/?p=22319
  • https://kgiop.gov.spb.ru/populyarizaciya/iz-arhivnogo-sobraniya-kgiop/fedor-lidval-k-150-letiyu-arhitektora/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!