Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ВОШ по немецкому языку. Эрнст Теодор Амадей Гофман»
Эрнст Теодор Амадей Гофман
немецкий романтик
- В Кёнигсгберге Гофман прожил двадцать лет, получил университетское образование, начинал свои первые робкие шаги в живописи, музыке, литературе. Гофману еще не было и двадцати лет, когда он полюбил Доротею Хатт, которую он обучал музыке и которая была замужней дамой, почти на десять лет старше его. В глазах обывателей Кёнигсберга это была скандальная история. Собственно, этот случай и заставил юношу покинуть город.
Интересно!
- Первоначально носил имя Эрнст Теодор Вильгельм, но, будучи поклонником Моцарта, изменил имя в 1805 г. Кроме этого, великий Гофман, как композитор, работал под псевдонимом Иоганн Крайслер (Johannes Kreisler).
- В шестнадцать с половиной лет Гофман поступил на юридический факультет Кёнигсбергского университета Альбертина, где преподавал Иммануил Кант, правда, Гофман его лекции ни разу не посетил. В 1800 году Гофман прекрасно окончил курс юридических наук в Кёнигсбергском университете.
К ӧnigsberg-Калининград
Дом, где Гофман провёл первые годы жизни, не сохранился, на его месте находится памятный камень
Детство Гофмана, образование
- Эрнст воспитывался в доме бабушки по материнской линии Ловизы Софи Дерфер под влиянием своего дяди-юриста Отто Вильгельма Дерфера.
- С помощью дяди Гофман сближается с ректором реформаторской школы Стефаном Ванновским, который открыл в нем несомненные художественные задатки; занятия музыкой с кантором и соборным органистом Христианом Подбельским, уроки у художника Земана также были организованы дядей Отто.
- 22 июля 1795 года Гофман успешно сдает первый экзамен по юриспруденции и становится судебным следователем при кёнигсбергском окружном управлении. В это время он много читает Шекспира, Стерна, Жан Поля, Руссо, Сочиняет музыку, с удовольствием рисует, пишет романы «Корнаро, мемуары графа Юлиуса фон С.» и «Таинственный». К сожалению, эти романы до нас не дошли.
- В июне 1796 года Гофман отправляется в Глогау (Сейчас территория Польшы). До 1807 года он работал на государственной службе в разных чинах, в свободное время занимаясь музыкой и рисованием. Но попытки зарабатывать на жизнь искусством не увенчались успехом. Лишь после 1813 года дела его пошли лучше после получения небольшого наследства. Место капельмейстера в Дрездене ненадолго удовлетворило его профессиональные амбиции. После 1815 г. он потерял это место и вынужден был снова поступить на госслужбу, уже в Берлине. Однако новое место давало и заработок, и оставляло много времени для творчества.
- Свое мировоззрение Гофман выражает в длинном ряде бесподобных в своем роде фантастических повестей и сказок. В них он искусно смешивает чудесное всех веков и народов с личным вымыслом, то мрачно-болезненным, то грациозно-веселым и насмешливым.
- При жизни писателя немецкие критики не очень жаловали его книги – им не нравился сарказм, присущий многим произведениям Гофмана. Зато за пределами Германии, в Европе и Америке, у него было много поклонников. Очень любили Гофмана и в России – его книгами зачитывались Жуковский и Пушкин, мотивы его творчества использовали в своих произведениях Погорельский и Лермонтов, а Достоевский прочел все сочинения Гофмана в оригинале.. Белинский назвал его «одним из величайших немецких поэтов, живописцем внутреннего мира» .
Многогранный талант гофмана
- Он жил в Варшаве, Берлине, Бамберге, Лейпциге, Дрездене. Плодотворно работал в театрах (сочинял музыку к спектаклям, режиссировал, писал декорации, заведовал репертуаром), написал и издал «Фантазии в манере Калло», «Ночные рассказы», «Серапионовы братья», «Эликсир сатаны», «Житейские воззрения кота Мура». У Гофмана действительно жил очень любимый им кот Мур. Писатель утверждал, что пушистый друг не только спит на его рукописях, но и любит лазить за ними в ящик его стола, чтобы читать вслух. Кот вполне имел возможность прочитать вслух первый том сатирического романа Гофмана «Житейские воззрения кота Мура», вышедший в 1819 году, однако до выхода второго тома (1821 г.) кот уже не дожил.
Память о Гофмане в Калининграде и области
- Переулок Э.Т.А. Гофмана появился на карте Светлогорска в 2005 году. В переулке создан своеобразный музей, посвященный Гофману и Калининграду-Кёнигсбергу. Здесь находится гостиница «Дом сказочника» («Hoffma ͗ nn ΄s Haus»). Туристы могут осмотреть экспозицию под открытым небом – макет средневекового Кёнигсберга, скульптуры героев гофмановских новелл. В здании отеля находится выставка, посвященная жизни и творчеству Гофмана, и небольшая картинная галерея из работ, созданных художниками на международных пленэрах «Светлогорские слезы Раушена», ежегодно проходящих в курортном городе.
Известно о трех музеях Э.Т.А. Гофмана в мире. Один из них открыт в Калининграде, второй расположен в городе Бамберге (Германия), а третий – в г. Светлогорске, прямо рядом с гостиницей «У Домика Гофмана», той, что в переулке сказочника.
Музей Гофману в Калининграде был открыт в 2009 году в здании бывшего кинотеатра «Ленинград». Кинотеатр функционировал до 1997 г., сейчас в этом здании располагается районная музыкальная школа имени Гофмана.
К 220летию со дня рождения Э.Т.А. Гофмана, в школе был открыт музей, отражающий страницы его жизни, творчества и эпоху, в которой он жил.
Особенности творчества
- Особенность гофмановской фантастики в том, что человеческий и надчеловеческий миры сближены и оказываются одновременно существующими сторонами одной и той же жизни. Реальное стыкуется с сверхреальным, время предполагает переход во вневременное.
- Расстроив себе вином и бессонницей нервы, Гофман приходил домой и садился писать; ужасы, создаваемые его воображением, иногда приводили в страх его самого.
Литературные и музыкальные успехи
- 1803 - Первая литературная публикация Гофмана: эссе «Письмо монаха своему столичному другу»
- Литературный прорыв Гофмана случился в 1809 году с публикацией дебютной новеллы «Кавалер Глюк».
- С момента выпуска «Кавалера Глюка» в творчестве Гофмана наступили золотые времена. В 1814 году вышла повесть «Золотой горшок», завершилось сочинение оперы «Ундина». Тогда же автор начал писать «Эликсир сатаны» (1815), которого про себя называл «эликсир жизни» — он надеялся, что успех романа принесет прибыль. Надежды обернулись явью. Короткие рассказы, собранные в сборник «Фантазии в манере Калло», были приняты обществом благосклонно.
- 1805 Гофман пишет музыку к спектаклю Захарии Вернера «Крест на Балтике». «Весёлых музыкантов» ставят на сцене в Варшаве. 31 мая возникает «Музыкальное общество», и одним из его руководителей становится Гофман.
- 1806 Гофман занимается оформлением дворца Мнишков, приобретённом «Музыкальным обществом», сам расписывает многие его помещения. На торжественном открытии дворца Гофман дирижирует своей симфонией ми-бемоль мажор.
Необычная повесть Гофмана «Золотой горшок» была им написана в 1814 году. Сюжет этого произведение переносит читателя в Дрезден, где живет студент Ансельм. Он настолько сильно предается своим мечтам, что в день Вознесения Господня случайно у злой торговки опрокидывает корзину с яблоками. Она тут же гневно предсказывает ему, что он попадет под стекло. Ансельм отправляется на берег Эльбы, где начинает печалиться о своей жизни, а дальше идут разные приключения…
- В 1819 году «рождается» уродливый и циничный «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (сказочная повесть). После заклинания доброй феи окружающие перестают замечать внешнее несовершенство карлика Цахеса. Напротив – его злобные идеи кажутся блестящими, сальные шутки – верхом остроумия. Прежним Цахеса видят студент Бальтазар и другие люди творчества.
Знаменитый щелкунчик
История про Щелкунчика подходит для чтения детям, в отличие от других внушающих ужас произведений Гофмана. Например, в сборнике «Ночные этюды» собраны злобные мистические поверья: «Песочный человек», «Майорат», «Церковь иезуитов в Г.».
- в 1816 году появляется его рождественская повесть-сказка «Щелкунчик и Мышиный король».
- Первый русский перевод повести Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» (1816 г.) имел название «Сказка о Щелкуне» (1834 г). Второй перевод назывался «Кукла г-н Щелкушка» (1835 г). Но настоящую всероссийскую (и всемирную!) известность эта повесть получила во многом благодаря балету Петра Ильича Чайковского. Идея балета была предложена Чайковскому хореографом Мариусом Петипа, который в качестве основы для своего либретто взял не саму повесть Гофмана, а ее несколько «смягченное» переложение, выполненное Александром Дюма-отцом в 1844 г.
- Обстоятельства биографии Гофмана обыграны в опере Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» и поэме Миколы Бажана «Ночь Гофмана».
- Известный писатель Эрнст Гофман с трудом справлялся с жизненными сложностями. Его здоровье было подорвано уже в сорок три года. В 1819 году сложно было представить в Гофмане литератора и композитора, так как он просто превратился в пьяницу. Кроме того, заболевание сифилисом вызвало ослабление сначала конечностей, а затем уже в 1822 году у него произошел паралич шеи. Но Гофман продолжал писать. И хотя руки его не слушались, он постоянно диктовал тексты своему секретарю или жене.
Музыка и гофман
Наиболее известные музыкальные произведения Гофмана:
- зингшпиль «Веселые музыканты»
- балет «Арлекин»
- опера «Аврора»
- опера «Ундина»
Музыка на основе произведений гофмана
- Опера Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» (первая постановка в 1881 году).
- Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» (первая постановка в 1892 году).
Друзья о Гофмане
24.01. 1776, Кёнигсберг – 25.06. 1822. Берлин
Надпись на памятнике Иерусалимского кладбища Берлина в районе Кройцберг гласит:
«Э.Т.А. Гофман род. в Кёнигсберге в Пруссии 24 января 1776 года. Умер в Берлине 25 июня 1822 года. Советник апелляционного суда отличился как юрист как поэт как композитор как художник. От его друзей».