СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эскиз модели деятельности педагога по выявлению одаренности у детей 6-8 лет в условиях художественно-творческого процесса. (Объединение «Палитра»)

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность.

... Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо важная задача обучения одаренных детей.

Просмотр содержимого документа
«Эскиз модели деятельности педагога по выявлению одаренности у детей 6-8 лет в условиях художественно-творческого процесса. (Объединение «Палитра»)»

Мурасина Нина Александровна

Педагог дополнительного образования

СП «Поиск» ГБОУСОШ№1«Образовательный центр» с. Сергиевск.





Эскиз модели деятельности педагога по выявлению одаренности

у детей 6-8 лет в условиях художественно-творческого процесса.

(Объединение «Палитра»)



I. Пояснительная записка.

Актуальность.

... Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо важная задача обучения одаренных детей.

Модель деятельности по выявлению художественной одаренности детей и её развитию при помощи нетрадиционных техник рисования

Уникальность этих техник – в их простоте исполнения. Даже если у ребенка совсем нет навыков рисования, после первого же урока он создает картины, используя всего несколько приемов различных техник нетрадиционного рисования. Еще одно преимущество это –результат. Здесь нет не получившихся картин. Следующий плюс- доступность. Можно создавать творения не задумываясь, рисовать на чем угодно и чем угодно.

Свобода творчества, которая появляется при создании подобных картин – это развитие способностей ребенка в восприятии окружающего мира, воплощению образов в художественном произведении, это свобода движений и владение своим зарождающим замыслом.




Целью разработанной модели является: Выявить одаренность у детей 6-8 лет, вовлеченных в процесс декоративно-прикладного творчества, и познакомить с нетрадиционной техникой живописи, на занятиях в объединении «Палитра». Задачи модели:

  1. … Создание образовательной среды «арт – мастерской» в условиях объединения «Палитра».

  2. Формировать умение создавать композиции от лица автора, используя нетрадиционные техник и в живописи.

  3. Формировать умение концентрироваться не только на конечном результате, но и на процессе создания чего-то нового.

  4. Проведение диагностики одаренности детей с использованием методики «Искусство+».

  5. Создание банка данных об одаренных детях, обучающихся в объединении «Палитра».


Конструкция модели:

Нетрадиционная техника живописи полностью соответствует принципам обучения.


— Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Обучение живописи способствует не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.

— Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Цели, содержание и процесс обучения более полно учитывают индивидуальные и типологические особенности учащихся. Каждый рисунок – уникальное творение автора. Огромное количество вариантов нанесения мазков дает возможность сделать работу только так как ты задумал. Нет эталонов и правил в вариациях. Нет «неправильных» или «испорченных» работ.

— Принцип учета возрастных возможностей. Этот принцип полностью соответствует содержанию образования и методам обучения живописи -специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, что позволяет избежать отрицательных последствий, учитывая более высокие возможности детей. Разработка четких градиентов исключает завышение уровней трудности обучения.

На занятиях по приобщению детей к данному виду живописи решается особо важная задача обучения одаренных детей - поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей.

Ориентиры результатов прохождения данной модели – это успешный, то есть свободный в движении и творчестве воспитанник, умеющий спокойно и уверенно выражать свое отношение к миру с помощью живописи.

Результативно-оценочный блок 

Основным показателем одаренности скорее всего будет:

 -  высокий уровень выполнения художественной деятельности. Это значит, что ребенок быстро и успешно осваивал, изобретал новые способы деятельности, выдвигал новые цели, которые вели к созданию нового продукта

Также, если в процессе работы создалось единство «могу» и «хочу» и ребенок осознал, что он узнал что-то новое и знает как правильно это делать, то есть применять в рисунке мазки и с помощью этого передавать какую то идею. Если он овладел специфическими способами деятельности, свойственными только ему и смог создать неповторимый продукт.

В связи с этим методы обучения являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению одаренных детей, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных детей. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, и разработанных четких градиентов по степени сложности.  

В целом, в обучении одаренных эффективность использования средств обучения определяется главным образом содержанием и методами обучения, которые реализуются с их помощью.



II. Планируемые результаты модели:

- Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.

-Наблюдение и диагностика детей из банка данных одаренности.

-проследить динамику развития или снижение уровня одаренности у детей из банка данных

- Формирование банка технологий и различных диагностических материалов по программам ранней диагностики одаренных детей.

-выявление одаренности детей, которые изначально не проявляли своей одаренности и раскрылись позже.





III. Средства оценивания результатов модели.

Диагностический инструментарий по выявлению одаренности у детей 6-8 лет включает:

Методика «Искусство +» разработана для выявления «дуовекторной» одаренности. Она доступна для педагогов и экономична по времени. Она представляет собой часть диагностического инструментария в которые входят тесты Е.П. Торренса, Дж.Дрейк и Э. Виннер, Н.И. Гуткиной, И. Богдановой, М.С. Бриля, В.П. Анисимова, Й. Йырасика, и 4-ый субтест методики МЭДИС.

Новизна методики заключается в ее содержании, направленном на вовлечении ребенка в творческую деятельность по принципам современного искусства, не ограничивающим автора в выборе средств выразительности, способов освоения «плодотворного беспорядка». Действия и арт-продукт увлеченного художественным творчеством ребенка указывают на одаренность, «маркируя» ее признаки.

Возможность валидизации заданий субтестов подтверждена соответствиями: субтест «Живой орнамент», субтест «Сигналы с другой планеты» и субтест «Музыка чисел». Если анализ данных показывает частоту и стабильность проявления ребенком одаренности в двух областях, объединённых субтестом, диагностируется дуовекторная одаренность.

Использование данной методики не приводит к скованности ребенка во время тестирования, а, наоборот, стимулирует творчество. Задания – субтесты предполагают, что 6-7 летний автор будет импровизировать движения, стихи, музыкальные ритмы и мотивы, рисовать. Арт-продукт в данном случае – ризома, элементы которой объединены лишь выбранным ребенком смысловым центром.


III. Средства оценивания результатов модели.

Диагностический инструментарий по выявлению одаренности у детей 6-8 лет включает:

Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей А.А. Лосевой. 


Методика «Искусство+» (Л.Ю. Калинина, Д,В. Иванов)




IV. Материально-техническое обеспечение модели.

Обогащенная образовательная среда (объединение «Палитра») включает:

- образцы готовых работ

- кисти различной плотности, ширины и качества щетины. А также специальные кисти для живописи

- бумага различного качества (для письма, для ксерокса, рисовая бумага, для черчения, для акварели и тп)

- краски (гуашь, масляные, тушь разных оттенков и цветов)

-палитры, салфетки, стаканчики для воды, трубочки для коктейля.

-прозрачные файлы, оргстекло, мыльная пена ( для создания эффекта фактуры).



ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностическая карта методики «Искусство+»

Шифр обучающегося  012

Возраст (_5 лет)

Образовательный модуль  Объединение «Палитра»

Форма занятия (подчеркнуть): а) групповое; б) индивидуальное

Первый субтест – «Мелодия чисел».

Уровень проявления музыкальной одаренности (от 0 до 3 баллов) _3

Уровень проявления математической одаренности (от 0 до 3 баллов) _2

«Дуовекторная» музыкально-математическая одаренность  2 

Проявилась обоснованность выбора материала для творческой деятельности замыслом ребенка (подчеркнуть): да, нет

Создан художественный образ, содержание которого совпадает с названием арт-композиции, понятно педагогу и другим детям (подчеркнуть): да, нет.

Второй субтест – «Живой орнамент».

Уровень проявления одаренности:

– в области изобразительного искусства (от 0 до 3 баллов) __2_____

– спортивной (от 0 до 3 баллов) ___2___

Дуовекторная одаренность. (от 0 до 3 баллов) ___2___

Проявилась обоснованность выбора материала замыслом ребенка (подчеркнуть): да, нет

Создан художественный образ, содержание которого, совпадающее с названием арт-композиции, понятно педагогу и другим детям (подчеркнуть): да, нет

Третий субтест – «Сигналы с другой планеты».

Уровень проявления музыкальной одаренности (от 0 до 3 баллов) __2____

Уровень проявления лингвистической одаренности (от 0 до 3 бал-лов) ___2___

Уровень проявления «дуовекторной» музыкально-лингвистической одаренности (от 0 до 3 баллов) __2____

Проявилась обоснованность выбора материала замыслом ребенка (подчеркнуть): да, нет.

Создан художественный образ, содержание которого, совпадающее с названием арт-композиции, понятно педагогу и другим детям (подчеркнуть): да,  нет.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!