Эссе
«Моя педагогическая философия»
Поляковой Людмилы Михайловны
Воспитателя МБОУ Дубровской №1 СОШ
им. генерал – майора Никитина И.С.
«…Быть может, труд наш с виду неприметен, но лишь одно я знаю — малыши, спешат к нам в сад, с утра торопят маму — давай быстрее, мама, побежим! Наверно — это вот и есть ответ — ценнее нашего труда на свете нет!» Л.Ф.Евстратикова
Есть такая профессия — любить детей. Я всегда с гордостью произношу: «Я воспитатель!». Что может быть трепетнее ощущения теплоты обнявших тебя малышей, блеска доверчивых, любознательных глаз!
У меня никогда не было колебаний в выборе профессии. Меня всегда привлекали эти смешные, непоседливые, шаловливые, любознательные почемучки. Еще в школе я решила, буду воспитателем. И закончив Смоленский педагогический колледж, моя мечта осуществилась.
Основой моей философии является убеждение, что ребенок — ценность, выше которой ничего нет и быть не может.
Я, как педагог, готова нести и несу ответственность за него. Моя главная цель - чтобы каждый мой воспитанник состоялся как личность, чтобы он узнал и понял, каковы его возможности, определил: чего он хочет, что уже умеет и что он обязательно сможет постичь.
В своей работе я придерживаюсь девиза: «Моя работа — любовь и забота».
Что значит быть воспитателем? Это значит любить детей, отдавать себя детям, понимать и чувствовать их, находить радость в общении с ними, верить в то, что каждый из них – личность индивидуальная, неповторимая. Действительно, без любви не может быть воспитателя. Любовь воспитателя к детям – это любовь не к избранным, а к каждому ребенку - покладистому и трудному, подвижному и медлительному, дерзкому и вежливому, застенчивому и бойкому.
Я уверенна, что детей надо любить такими, какие они есть. Воспитывать в них чувства собственного достоинства и ответственности за себя и свои поступки. Хвалить, поощрять, одобрять, создавать положительную атмосферу вокруг него. Всегда нужно верить в возможности каждого ребёнка, в то доброе, что в нём заложено.
Воспитатель первый ближайший человек, после родителей, с которым дети общаются, которому стараются подражать. Я считаю, что воспитатель, должен обладать высокими моральными качествами, глубокими знаниями, культурой. Очень важно, чтобы этот человек был одарен теплотой души, чтобы для него слово „воспитатель» означало не просто профессию, а чтобы это было состояние души, образ жизни.
Воспитатель должен быть мастером на все руки. Его руки должны уметь делать все: шить, вязать, рисовать, лепить, мастерить.
Воспитатель должен уметь совмещать в одном лице массу профессий, и все они должны выполняться хорошо, добросовестно, только тогда усилия окупятся, дадут результат, принесут пользу детям, удовлетворение самому воспитателю. Воспитатель возводит фундамент нравственного облика человека, а известно — на крепком фундаменте всю жизнь будет стоять крепкое, красивое здание.
Быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно, так как нужны не только всесторонние знания, опыт, но и огромное терпение, необходимость постоянно находиться в творческом поиске, вносить в работу что-то новое, в совершенстве владеть компьютерными технологиями.
Понимая это, стремлюсь соответствовать требованиям современного педагога, стараюсь создать для детей атмосферу любви и радости, сделать их жизнь интересней и содержательней.
Но из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Моя профессия обязывает меня дать обществу детей, подготовленных к дальнейшей взрослой жизни, уверенных в себе, желающих получать знания, умеющих жить в коллективе, ориентироваться в современном обществе. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а постичь им нужно очень многое. Я стараюсь научить детей понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Стараюсь воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, интеллектуально развитую личность.
К сожалению, меня, как педагога, волнует, что в современном обществе духовные ценности вытесняются на второй план, уступая место материальным благам, поэтому большое внимание уделяю патриотическому воспитанию детей, которое является частью духовного воспитания, особенно воспитанию любви к малой Родине, ведь чувство Родины у ребенка начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Считаю, что в нравственном воспитании детей весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. Воспитывая детей, я стараюсь научить их дружить, сделать их коллективом, где не было бы лишних, не особенных. Моя цель, как воспитателя, создать благоприятную атмосферу для успешного обучения и воспитания, чтобы ребята чувствовали себя комфортно, уверенно, чтобы они находили в группе поддержку и взаимопонимание, чтобы детский сад стал для них второй семьей, чтобы им хотелось сюда идти.
Важным составляющим успеха в деле развития личности ребенка, считаю, является установление тесного контакта с родителями. С гордостью могу сказать, что мне это удалось. Мои родители - мои единомышленники: всегда с пониманием отзываются на просьбы, прислушиваются к советам и пожеланиям, делятся секретами семейного воспитания, охотно принимают участие во всех мероприятиях группы.
Да, нелегок труд воспитателя.
Обязанностей масса, всё надо успеть, но вглядываюсь в лица своих малышей, в их доверчивые глаза, трогаю их теплые ладошки и сразу становится легче на душе.
В хороводе детских вопросов, царстве эмоций чувствуешь себя особенным человеком, способным сделать их умными, добрыми, здоровыми, знающими. Основными инструментами педагогического воздействия являются, по-моему, голос, взгляд и слово.
Никогда не забываю, что дети улавливают не только смысл наших слов, но и интонацию. Поэтому стараюсь выражать в голосе тепло, понимание, заботу. Доброта, эмоциональность плюс чуть-чуть юмора – вот мой рецепт для голоса воспитателя детского сада. Считаю, что каждый наш недобрый взгляд, каждая недобрая интонация, каждое недоброе слово – это проступки перед детьми, не позволяющие колокольчику в их душах зазвенеть добротой, лаской, отзывчивостью, душевным здоровьем.
И ещё я поняла – в педагогической профессии нет конечной точки развития своего профессионального мастерства. Приходит новый ребёнок, и ты с ним снова учишься находить себя, искать ниточку, соединяющую его и тебя как взрослого и ребёнка, как педагога и воспитанника, как друга и друга. Быть воспитателем, значит осознавать всю ответственность, взятую за сохранение тонкой ранимой души ребёнка: уметь прислушиваться к детям и их просьбам, уметь считаться с их интересами и желаниями, уметь жить их проблемами, уметь хранить их тайны, быть чутким и терпеливым.
Вот это и есть основные идеи моей педагогической философии – сплав знаний о ребёнке и о воспитании с собственным опытом.
Иногда я спрашиваю себя: «Она – моя педагогическая философия – завершена?» И понимаю, что нет. Завтра я снова приду в свою группу, открою дверь, за которой моя жизнь, мои ребята и масса вечных вопросов, задач, проблем, которые надо решать.
Сейчас я могу с полной уверенностью сказать, что профессию воспитателя выбрала не я сама, а ОНА выбрала меня! Случайных людей в этой профессии не бывает, они просто не смогут жить в этом детском мире.
Сколько нужно ласки и заботы
Каждому помочь и каждого понять.
Благодарна и трудна работа -
Ежедневно маму заменять.