СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Я знаю, как учить"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Я знаю, как учить"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14»







Эссе «Я знаю, как учить…»


(К вопросу о целях и задачах современного образования)


Учитель русского языка и литературы

Соловская Ирина Леонидовна
























Меня, как учителя русского языка. не может не волновать состояние преподавания моего предмета в школе. Ни один предмет школьного образования не имеет более важного значения, чем русский язык. Сегодня остро встала проблема экологии языка. Неблагополучное состояние природной среды может подорвать здоровье человека. Неблагополучное состояние языковой среды вызывает духовную деградацию отдельной личности и всего народа.

Неблагополучное состояние преподавания русского языка в школе ощущают и школьник, и родители, и школьные учителя. От русского человека часто можно слышать, что русский язык - "самый трудный", что он "не любит русский язык". Русский язык как предмет школьного преподавания низведен до зазубривания запутанных "правил орфографии и пунктуации", номеров орфограмм". В таком примитивно-узком понимании школьный предмет не может вызвать ни интереса, ни уважения, вызывает лишь скуку... и страх. Прежде чем правильно написать слово, пишущий будто бы должен мучительно вспомнить соответствующий номер орфограммы. На поиски слова, наиболее точно выражающего мысль, уже не хватает ни времени, ни сил... Школьник постоянно слышит на уроках и читает в учебнике: "Выучи!" "Запомни!". Иногда предлагают запомнить "алгоритм": "чтобы узнать, какое окончание следует писать, надо сначала определить род, число, падеж, склонение, а затем посмотреть в таблицу (!) правильных окончаний". Можно подумать, что перед нами робот-принтер, а не живой ребенок, уже к 3-5 годам овладевший основными грамматическими категориями родного языка стихийно.

Как мне кажется, одна из причин неблагополучного состояния преподавания русского языка в школе обнаруживается в методике. При занятиях другими учебными предметами ученика сопровождает освежающее сознание приобретения чего-то нового, ранее неизвестного, постоянно питающее его любознательность, поддерживающее интерес к предмету, к уроку, к учебнику. Интересное усваивается легче скучного.

На "традиционных" уроках родного языка сегодня трудно отделаться от гнетущего ощущения пустоты и скуки. Материал, с которым здесь приходится иметь дело, ученик уже приносит в школу почти в готовом виде. В школе следовало бы помочь ребенку осознать, разглядеть уже знакомые ему грамматические явления при обучении письму и чтению, "приклеить ярлыки" ("подлежащее", "сказуемое", "существительное", "родительный падеж" и т.п.), проанализировав и сопоставив их во всех видах речевой деятельности (аудирование и говорение, чтение и письмо).

По моему мнению, сновной задачей школьного курса русского литературного языка должно быть изучение образцовых текстов, составленных выдающимися мастерами русского слова. Не беспредметное "развитие речи" и не только чтение образцовых текстов русской классической литературы, и тем более не зазубривание "правил" грамматики, орфографии и пунктуации, а совершенствование всех видов речевой деятельности в их теснейшей взаимосвязи и должно стать центральной задачей школьного курса русского языка.

Сосредоточив все внимание на обучении "грамотному", с точки зрения орфографии и пунктуации, письму, школа почти не обучает осмысленному чтению, зачастую ограничиваясь навыками "складывания" букв в слоги и отдельные слова. Нет систематического обучения говорению, а сюда должно включаться и ораторское искусство, навыки ведения диспута и т.п. Совершенно не уделяется внимание аудированию, формированию необходимого навыка слушать, понимать и уважать собеседника. А между тем, по подсчетам психологов, до 70% разводов, развала семьи, происходит из-за неумения супругов слушать и понимать друг друга.

Стало нормой, что русский оратор не произносит, а читает свою речь по бумажке. Косноязычие становится национальной болезнью. Невероятно низка культура речи в быту и в общественных местах. Повсеместно можно слышать, что наши дети вообще мало читают, особенно классику.

Я считаю, что уроки родного языка должны содействовать формированию исследовательских способностей, прививать навыки открытия способа организации предмета исследования, ее внутренней логики и специфики.

Необходимо формировать "вопросное знание", развивать интуитивные привычки "маленьких почемучек" до сознательного умения ставить вопросы, видеть удивительное в обыденном, формулировать проблемы и творчески искать ответы на них, постоянно что-то анализируя, систематизируя, обобщая.

"Задача школьного курса грамматики заключается в том, - говорил Ф.Ф.Фортунатов на Первом Съезде преподавателей русского языка, - чтобы учащиеся сами открывали и определяли явления родного языка".

Несомненно, что основным лингводидактическим принципом преподавания русского языка в школе должно стать правило: "ничего не сообщать школьнику из того, что он уже знает!". Необходимо научить его осознавать то, чем он уже овладел интуитивно, формировать навыки самопознания, абстрактного мышления, умения видеть взаимосвязь явлений, казавшихся разрозненными, подводя отдельные факты под более общие закономерности. Вместо призыва "запомни!" должен стать призыв "исследуй и открой, посмотри, как красиво устроено!"

Действительно, открытия поджидают класс на каждом уроке русского языка. Вот нашли более точное выражение, наиболее подходящее слово, составляя фразу. Вот догадались, почему у данного слова нет "родственного" в нашем языке. Определили, почему мать и мять - разные слова, а чай и чяй - все равно чай. И сами вывели правило правописания, "орфограмму" о правописании шипящих. Желательно завести специально тетради "Мои открытия правил родного языка". Необходимо всячески поощрять самостоятельное составление разного рода словариков: личных имен, устаревших слов, грамматических терминов, пословиц и поговорок, "крылатых выражений" и т.п.

Навыки самостоятельного поиска научных истин чрезвычайно важны в эпоху НТР. Сейчас, как никогда, школа должна переносить акцент с тренировки памяти на воспитание научной интуиции, творческих и исследовательских способностей учащихся.

В заключении хочу акцентировать внимание на том, что совершенствование преподавания русского языка в школе должно опираться на значительный подъем престижа учителя-словесника в обществе. Учитель-словесник должен быть образцом для подражания в речевой деятельности, образцом в морально-этическом, нравственном, патриотическом и духовном плане. В представлении выдающегося русского врача и педагога Н.И. Пирогова, «учитель - человек с нравственной свободой мысли, верящий в правду, готовый за нее к самопожертвованию. Только истинно знающий свой предмет учитель, искренне любящий детей, может обучать и воспитывать. Он должен видеть в ребенке личность, проявлять к нему гуманность, воспитывать откровенность. Отсюда и требования к обществу, администраторам и родителям возвышать личность педагога, оказывать ему доверие и уважение..."




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!