СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе «Механизмы и инструментарий оценивания образовательных результатов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представляет интерес для учителей начальных классов, руководителей методических объединений, с целью реализации Программы оценки достижения УУД, осуществления мониторинга достижения образовательных результатов, в том числе при реализации Программы преемственности между начальной и средней ступенью обучения; для родителей, при использовании результатов мониторинга достижений в качестве ориентира при планировании работы с ребёнком)

Просмотр содержимого документа
«Эссе «Механизмы и инструментарий оценивания образовательных результатов»»

Ольга Васильевна Халина,

учитель начальных классов, высшая квалификационная категория,

МКОУ СОШ № 7 г.- к. Кисловодска, г. Кисловодск, Ставропольский край, РФ


Эссе «Механизмы и инструментарий оценивания образовательных

результатов»


  1. Краткая аннотация работы:

(работа представляет интерес для учителей начальных классов, руководителей методических объединений, с целью реализации Программы оценки достижения УУД, осуществления мониторинга достижения образовательных результатов, в том числе при реализации Программы преемственности между начальной и средней ступенью обучения; для родителей, при использовании результатов мониторинга достижений в качестве ориентира при планировании работы с ребёнком)


  1. Содержание

    1. Введение

    2. Общие подходы и принципы построения системы оценки в соответствии с требованиями ФГОС

    3. Виды контроля и критериальность системы оценки

    4. Мониторинг образовательных результатов

  1. Список использованных источников и литературы
















    1. Введение

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых особо следует выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (п.9) устанавливает требования к предметным, метапредметным и личностным результатам обучающихся, освоивших ООП начального общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

метапредметным, включающим в себя освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающим овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе предметного изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Успешность достижения этих результатов зависит от того, как сформирована система оценки, которая позволит оценивать не только предметные, но и метапредметные результаты, наблюдать динамику личностного развития ребёнка; насколько она стимулирует и поддерживает учащихся; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления системой образования.



    1. Общие подходы и принципы построения системы оценки в соответствии с требованиями ФГОС


Система оценки должна естественным образом «встраиваться» в образовательный процесс на различных уровнях и этапах обучения. Основным направлением оценки становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ:

- общероссийской, региональной и муниципальной системой образования;

- образовательными учреждениями и педагогами;

- обучающимися.

Основными компонентами системы оценки являются контроль и оценка. В процессе контроля выявляются, измеряются и оцениваются знания, умения обучающихся. Проверка является составной частью контроля. Основной её функцией является обеспечение обратной связи между учителем и учащимся, получение педагогом объективной информации о степени усвоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях обучающихся.

Кроме проверки контроль включает оценивание (как процесс) и оценку (как результат проверки), чаще всего - в её формальном виде – в виде отметки.

Оценка включает в себя степень развитости определённых знаний, умений и навыков, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности. Нередко происходит отождествление понятий "оценка» и «отметка». Их разграничение крайне важно для дидактических и воспитательных аспектов оценочной деятельности педагога.

На основе оценки может появиться отметка как её формально-логический результат. В отличии от формального - в виде балла – характера отметка, оценка может быть дана в виде развёрнутых вербальных суждений, объясняющих для ученика смысл проставленной затем «свёрнутой» оценке – отметке.

Чрезвычайно важно, чтобы оценочная деятельность педагога осуществлялась им в интересах социально-психологического развития ребёнка. Оценка учителем приводит к благоприятному воспитательному эффекту только тогда, когда обучаемый согласен с ней. Оценка должна быть адекватной, справедливой и объективной.

В школьной практике применяются различные виды оценочных шкал: количественная (сколько? на сколько?), порядковая (упорядочение множества по признаку или критерию), рейтинговая (опрос экспертов), дискриптивная (описание достижений и усилий ученика). Они, наряду с цифровыми отметками, являются абстрактными нормативными оценками и не учитывают усилия ребёнка в достижении цели. Психологически не оправдано подвергать оценке то, что находится в стадии становления, что будет изменяться, уточняться в дальнейшем при усвоении новых знаний. При выборе шкал принципиальное значение имеет возраст обучающегося, их уровень психофизического развития. Шкалы должны быть критериально-ориентированными.

В начальной школе я использую логические описательные оценки, а также суждения – прогнозы о способностях детей, формируемые в виде рекомендаций. Прогноз при этом должен быть благоприятным и осторожным, ведь ребёнок находится только в начале пути, только начинает учиться.

В своей работе я часто применяю сочетание двух дискрептивных шкал - языковой и аналоговой. По итогам темы или четверти выдаю родители лучшие работы ребёнка (аналоговая) и оценку работы - написанную мною характеристику (языковая). Сопоставив работу и характеристику, родители с ребёнком планируют работу над ошибками.

Система оценки включает как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности учащихся.

Наши школы долгое время работали в условиях пятибалльного оценивания, которое с определенного момента стало тормозящим фактором в развитии образования. Эта система оценивания не позволяет обучающемуся увидеть динамику собственного развития, поддерживать и повышать мотивацию учения. Ребёнок в условиях традиционного оценивания не учится контролировать и оценивать сам себя, что во взрослой жизни ему надо будет делать постоянно. Следствием этого является отсутствие у многих детей адекватной самооценки.

Одним из новых подходов к оцениванию является безотметочное обучение.

При моделировании системы оценивания, учитель должен чётко представлять:

- что оценивать ( что подлежит оцениванию, а что оценивать не следует);

- как оценивать (какими средствами нужно фиксироваться то, что оценивается);

- каким образом оценивать (каковы необходимые педагогические условия эффективности безотметочной системы оценивания.





    1. Виды контроля и критериальность системы оценки


Особенностью процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом для обсуждения.

Организуя безотметочную систему оценивания систему в 1 классе, я использую:

словесную оценку мотивирующей направленности («Ты постарался!», «У тебя получилось!», «Ты справился!», «Будь внимателен!», «Горжусь тобой!», «Дорогу осилит идущий!», «Нет предела совершенству!», «Равняемся на тебя!», «Ошибки преврати в друзей!», «Верь в себя!»); уровневую шкалу самооценки (рис. 1), которая выступает для первоклассника в роли зримой отметки (при определении уровня качества работы на полях тетради: повышенный, средний, низкий). После выполнения определённого задания или этапа работы ребёнок сначала сам оценивает её качество (зелёной «бусинкой», по принятым нами критериям: аккуратность, каллиграфия, правильность выполнения работы по заданию), а затем оцениваю я (красной «бусинкой», устно объясняя критерии, если наш уровень оценки не совпал). Дети всегда рады, когда уровень оценки совпал или повышен мною. Работа по шкале помогает мне выявить и уровень психологической самооценки ребёнка и в тандеме с педагогом - психологом осуществлять коррекционную работу.



Уровень самооценки повышенный

Оценивает:

- ученик; средний

- учитель

Низкий


Рисунок 1. Оценочная шкала «Уровень самооценки».


Критерии и форма оценивания каждой работы могут быть различными и обсуждаются мною и учениками.

Таким образом, система оценки достижения результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС должна строиться на критериальной основе. Критериальная система оценивания дает возможность всем ребятам активно участвовать в процессе учения. Дети с 1 класса приучаются вырабатывать вместе со мной критерии оценки той или иной работы. Когда критерии сформулированы и за фиксированы на бумаге или на доске, то я и ученик становимся на один уровень в оценивании выполненного задания. Большое значение для становления рефлексии у младших школьников имеет в обсуждение соответствия работы принятым критериям. В процессе критериального оценивания у ребёнка формируется оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, т.е. самооценка.

В традиционной системе критерии и способы оценивания дети получают от взрослых. Не участвуя в разработке критериев, ученик не может самостоятельно и объективно себя оценить. (Таблица 1)


Таблица 1. Критериальное оценивание выполнения заданий.

Русский язык. 1 класс

Задание

Критерии оценивания

Спиши текст.


- аккуратность;

- соблюдение норм каллиграфии;

- использование алгоритма списывания;

Составь «орфографическую карту»

3-его предложения.

- найдено нужное предложение;

- указаны все известные ребёнку

орфограммы;

- отмечены другие «опасности письма»

буквенной гипотезой

Проведи неполный фонетический анализ 4-го слова 1-го предложения.

- указаны позиции гласных, буквы орфограммы;

- записана транскрипция слова;

- указано количество слогов, звуков, букв


Контрольно-оценочную деятельность я строю на основе ООП и рабочей программы каждой образовательной области, все положения которой подлежат контролю и проверке. все положения ко Мною используются три вида оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, итоговое оценивание. Эти виды виды контроля определены в Положении о системе оценивания образовательных учреждений.

С целью выявления уровня готовности первоклассников к обучению вместе с педагогом-психологом я провожу стартовую диагностику. Результаты мониторинга исследования лежат в основе дальнейшей коррекционной работы с ребёнком в адаптационный период. Стартовую диагностику провожу также перед изучением каждой темы основного курса русского языка, с целью определения уже имеющихся знаний, полученных в период обучения грамоте. Формы диагностики выбираю разные: устный опрос, письменное тестирование, «Грамматическое лото» (таблица 2), «Продолжи высказывание», «Поле безопасности» («разминируют» ошибки в тексте»). В дальнейшем к созданию вариантов тестирования, я привлекаю детей. Результаты стартовой диагностики не подлежат бальной оценке.


Таблица 2. Грамматическое лото.

В столбиках лото найди части верного утверждения и соедини карточки.


Имена собственные …

занимают йотированную позицию


Между словами при письме …

не обозначают звуков


Буквы е, ё, ю, я в начале слова …

пишутся с заглавной буквы


Буквы «ь» и «ъ» ….

оставляю пробел



Осуществлять комплексный подход к оценке результатов обучения позволяет текущее оценивание. Оно даёт возможность оценить предметные, метапредметные и. личностные результаты методом «сложения» (устных и письменных, индивидуальных и групповых, само- и взаимооценки). Текущее оценивание осуществляется методами: наблюдение, оценивание процесса выполнения, мониторинг формирования навыка, ответ, индивидуальные или аспектные листы достижений по формированию видов деятельности в рамках изучения темы, общеучебных умений и навыков (таблица 3), мониторинг выполнения домашних заданий, участие в проектной деятельности и др.) В начальной школе, как правило, разрабатываются краткосрочные проекты: «Заглавная буква», «Моя ассоциация» (таблица 4), «Отгадай загадку» и др. Проектная работа подлежит оценке по выработанным критериям.



Таблица 3. Индивидуальный лист достижений уровня сформированности

общеучебных умений и навыков. 1 класс


Фамилия учащегося ___________________



Общеучебные умения и

навыки

Оценка уровня

% обу чен

ности

% ка

чест

ва

1 ч

2 ч

3 ч

Год

1

Умение подготовить рабочее место







2

Умение пользоваться учебными принадлежностями







3

Понимание учебной задачи







4

Определение последовательности действий при выполнении задания







5

Умение учиться работать в заданном темпе







6

Умение слушать рассказ учителя, ответы учеников







7

Формирование каллиграфических навыков







8

Умение сироить собственное речевое высказывание по теме







9

Умение подобрать заголовок текста







10

Умение выделить главную мысль текста







11

Умение знакомиться с детской книгой







12

Распознавание простейших плоских фигур







13

Построение прямой. отрезка.







14

Выявление разлия и сходства при сравнении объектов.







15

Умение работать по образцу







Уровни сформированности общеучебных умений и навыков:

  1. не владеет;

  2. умеет выполнять лишь при помощи взрослого;

  3. умеет выполнять самостоятельно лишь по образцу;

  4. умеет выполнять свободно, осознавая каждый шаг;

  5. автоматизировано, свёрнуто, и безошибочно выполняет действие (навык)



Таблица 4. Мои ассоциации.

Словарное

слово

Ассоциация

Тип ассоциации:

зрительная, смысловая,

этимологическая,

эмоциональная и т. д.

Критерии:

краткая, понятная, убедительная, запоминающаяся


собака

«о»- круглая форма медали на ошейнике

зрительная


суббота

«бб» - две мои бабушки приходят в гости по субботам!

эмоциональная


грипп

«пп» - Противная простуда!

смысловая. эмоциональная




язык

«я» - Я – зык! (Я – зычный, громкий!)

этимологическая


Итоговое оценивание проводится с целью проверки накопленных достижений учащихся в освоении планируемых результатов в форме стандартизированных итоговых работ (итоговые комплексные работы и итоговые работы по предметам, совокупность итоговых работ).


    1. Мониторинг образовательных результатов


С целью получения объективной информации о состоянии и динамике уровня освоения планируемых результатов у младших школьников в образовательном учреждении проводится комплексный мониторинг.

Мониторинг сформированности образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС может проводиться как с помощью специально сконструированных задач и методик, так и в рамках проведения итогового оценивания посредством итоговых контрольных работ по предметным областям и итоговых комплексных работ.

Итоговая комплексная работа (ИКР) позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность ребёнка в решении разнообразных проблем. Задания КР даются на основе несплошного (с иллюстрациями) по областям знаний: русскому языку и литературному чтению, математике, окружающему миру.

Цель ИКР – установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыка чтения умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции),позволяющими ребёнку успешно продвигаться в освоении нового материала на следующем этапе обучения.

Задания основной и дополнительной части носят метапредметную направленность. Основная часть работы даёт возможность проверить оценить сформированность таких способов действий и понятий. Которые являются опорой на следующем этапе обучения. Содержание и уровень сложности заданий основной части соотносятся с таким показателем достижения планируемых результатов обучения, как «учащиеся могут выполнять самостоятельно и уверенно». Выполнение основной части обязательно для всех учащихся, а полученные результаты рассматриваются, как показатель успешности достижения учеником базового уровня требований. Задания дополнительной части имеют более высокую сложность, поэтому их выполнение необязательно (выполняется по желанию ребёнка), а значит, и негативные результаты по заданиям дополнительной части интерпретации не подлежат. Успешное же их выполнение может рассматриваться как показатель достижения учащимся повышенного уровня требований и служит поводом исключительно для дополнительного поощрения ребёнка. Задания каждой части оценивается бально по на основе критериев (таблица 5).

Таблица 5. Примеры критериев оценивания заданий комплексной письменной

работы

Основная часть

Задание

Критерии оценивания

2 .


Продолжи предложение из текста:


Одно только зёрнышко____________

2 .

Оценка 1 балл в оценочном листе ставится,

если списанное предложение:

а)оформлено верно, выделены начало и конец предложения. есть пробелы между словами);

б) содержит не более одной ошибки или допущенные ошибки были обнаружены и исправлены ребёнком

Дополнительная часть

1.

Запиши последовательность прорастания яблоньки.

1.

Оценка 1 балл ставится, если верно указана последовательность прорастания яблоньки. Оценка 0 баллов ставится. Если ребёнок с заданием не справился.

По результатам выполнения ИКР можно определить уровень сформированности регулятивных и познавательных УУД младших школьников при выполнении ИКР (высокий, средний, низкий). Регулятивные УУД: контроль и коррекция результата; работа по предложенному алгоритму; определение способа действий, алгоритма при выполнении задания и следования ему. Познавательные УУД: смысловое чтение; анализ, сравнение. Классификация; умение выявить, установить закономерность, установить связь между арифметическим действием и условием задачи;. информационный поиск; построение свободного речевого высказывания в письменной форме.

Об уровне сформированности УУД говорит и самостоятельность выполнения заданий ИКР, которая оценивается по 3 уровням: высокий - задания выполнены полностью самостоятельно; средний- обращение к помощи учителя не более 2 раз; низкий- часто обращался за помощью к учителю.

Таким образом, если уровень самостоятельности обучающихся соответствует показателям уровня сформированности УУД, то мы можем говорить об объективной оценке образовательных результатов выполнения ИКР.

Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является потфолио учащегося. В портфель достижений ученика начальной школы включаю следующие материалы:

- выборки детских работ (формальных и творческих по различным учебным предметам, материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизованных работ по отдельным предметам;

- систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений) за процессом овдадения УУД; - материалы характеризующие достижения учащихся во внеурочной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.

Подбор работ портфолио призван демонстрировать нарастающую успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формирования учебных действий.

Я активно вовлекаю учащихся и их родителей в оценочную деятельность Формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само-и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Формы оценки портфолио: публичные презентации в конце учебного года (классный час. родительское собрание, занятие детского объединения); выставки портфолио (по желанию учащихся).

Новый стандарт позволяет использовать накопленную в ходе текущего образовательного процесса оценку, представленную в форме портфолио, для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся. Мониторинг стал более дифференцирован, направлен на отслеживание отдельных видов образовательных результатов. Добавился контроль за организацией внеурочной деятельности. Контроль метапредметных результатов приобрёл систематический характер. Но самое главное – мониторинг осуществляется на единой критериальной и содержательной основе, заданной в стандарте. Проводя мониторинговые исследования, необходимо учитывать воспитывающие эффкты отдельных форм и методов оценки. Прежде всего они связаны с интеллектуальным воспитанием учащихся, формированием у них культуры учебного труда и развитием опыта волевой саморегуляции.

Воспитывающая среда оценочной деятельности должна включать:

- использование метода поощрения (например, посредством утверждения номинации «Победа над собой» или «За старание и ответственность»);

- визуализацию образцов учебной дисциплины, проявление силы воли и ответственности (например, посредством организации передвижных выставок детских книг или иллюстрированных страниц биографии известных людей; также можно организовать встречи со старшими школьниками, добившимися результатов благодаря самодисциплине);

- регулярное публичное обсуждение успехов класса в достижении образовательных результатов и выделение заслуг тех, кто смог улучшить индивидуальные результаты в учебной и внеурочной деятельности (такого рода публичные обсуждения желательно сопровождать демонстрацией грамот, сертификатов, поощрительных писем и др., включаемых в портфолио учащихся);

- организацию обратной связи с родителями в части анализа динамики формирования УУД учащихся.



  1. Список использованных источников и литературы


1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р

2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под редакцией А. Г. Асмолова - М.: Просвещение, 2011.-152 с.

3.Планируемые результаты начального общего образования/под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой.-М.: Посвещение, 2009.

4. Интернет-ресурс «Мультиурок»

«Система оценки достижения планируемых результатов»

https://multiurok.ru/files/sistiema-otsienki-dostizhieniia-planiruiemykh-riezul-tatov-2.htm





9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!