Эссе
«Метафора, символ и миф в религии»
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Миф в религии 4
2. Метафора в религии 5
3. Символ в религии 5
Заключение………………………………………………………………………...6
Список использованной литературы…………………………………………….7
Введение
Религия существует много веков, по-видимому, также долго, как существует человечество.
Религия сопровождала историю всех народов с истоков цивилизации и пронизывала едва ли не все сферы человеческого бытия, проникая в глубины сознания и даже подсознания людей. Религия – особая сторона духовного мира, главный признак которой – вера в сверхъестественные силы и существа.
Религиозная вера неизменно связана с поклонением святыням, божествам, служением им при помощи особых, верованиями установленных сакральных действий-ритуалов. Религиозная вера и ритуалы составляют органическое единство, без которого не может быть религии. Верования, специфические для каждой религии, составляют их духовное ядро. Все остальное в них – осуществление этого духовного, идеального начала.
Глубины каждой религии едины в истинном, так же, как все люди едины в Боге, но единство религий еще не означает их равенства, равенства всех течений. Во всякой мировой религии есть некое духовное ядро, есть труднодоступная глубина. Это глубинное ядро каждой религии гораздо ближе к глубинному ядру другой мировой религии, чем к своей собственной. И в каждой религии путь открывается только великому личному усилию.
Классическим орудием, является метафора. Ее особенность состоит в том, что она может передать сущность без излишнего упрощения путем восприятия ее через схожий образец эквивалентной многосложности. Эти свойства метафоры нашли отражение в религии. Символы в религиозном мире – это еще один способ доказать, что религия таит в себе очень много загадок.
1. Миф в религии
Чтобы правильно понять, как соотносятся миф и религия, необходимо обратиться к трактовке слова «миф».
Согласно толковому словарю В.И. Даля миф – это «сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нем, о происхождении всего сущего, о Богах и героях».1
Исходя из этой трактовки, можно соотнести «миф» и «религию». Оба данных явления в те далекие времена помогли человеку понять вечные вопросы «кто мы?», «откуда мы?» и «куда мы идем?». Они давали возможность не бояться необъяснимого, а принимать его как данность. И миф, и религия давали человеку веру и чувство защищенности.
Тогда возникает вопрос: в чем же отличие этих двух явлений?
Религия – это соотношение двух миров, реального (человеческого) и сверхчувственного (божественного). Религия возникает в тот момент, когда в понимании человека эти два мира отделяются друг от друга.
Миф - это целостный мир, в нем нет разделения на естественное и сверхъестественное, человеческое и божественное.
Когда человек стал отличать одно от другого? Согласно версии Лосева А.Ф. все произошло в так именуемое «осевое время»2, а именно в интервал между 800г. и 200г. до н. э., именно в это время зарождается философия.
В эпоху древнего мира, античных цивилизаций, миф имел доминирующее положение. Но, после «осевого времени» ситуация изменяется, и миф теряет свою главенствующую роль. Укрепляется положение религии.
Однако, миф жив и сегодня. Он существует в настоящее время и находит свое место во взаимодействии с религией, наукой, философией и суевериями.
2. Метафора в религии
Согласно словарю В.И. Даля метафора – это «от греч. иноречие, инословие, иносказанье; обиняк; риторический троп, перенос прямого значения к косвенному, по сходству понятой»3. Иными словами, метафора предполагает сравнение между двумя явлениями на основе их сходства.
Как же соотносятся «метафора» и «религия»?
Религия давала человеку возможность принять необъяснимое, именно метафора помогала сконцентрировать неизвестное в терминах уже известных явлений. Так как простой человек не имел возможности прямого общения с Богом и только немногие святые имели данный опыт, метафора была единственной возможностью взаимопонимания.
Метафора считается как бы проводником из мира божественного в мир людского понимания. Важнейшие вопросы, появляющиеся в религии, такие как происхождение жизни, противостояние добра и зла, жизни и смерти могли быть разъяснены лишь с помощью метафорических понятий. Потому, представить язык религии без метафор почти невозможно.
3. Символ в религии
Жизнь человека пронизана символикой. Каждая культура, религия, взаимосвязана с символами. Именно религиозные символы считаются самыми распространенными и наиболее используемыми. Их основная цель – объединение людей, исповедующих ту или другую религию, или же культуру. Символ может быть многозначным и истолковывается согласно той религии, к которой обращен. Наряду с главными символами, у каждой религии имеется масса других образов, совместно с которыми формируется целостный эмоциональный образ для верующего4.
Если рассматривать христианскую веру, то важнейшим символом будет крест. Изображение распятия Христова считается господствующим символом в христианстве. Необходимо обозначить, что сначала христиане не делали изображение креста, и на первых символах Христос был представлен живым, в одеждах и увенчанный короной. Терновый венец, раны и кровь появились позднее, в Средневековье.
В каждой религии имеются свои, особенные символы, имеющие сакральное значение и исполняющие цель объединения людей. В некоторых конфессиях символы могут повторяться или же быть схожими, но, не надо их сопоставлять, необходимо учитывать их многозначность.
Так, например, обращаясь к католической вере, можно увидеть символ – причастие хлебом и вином, которое католики трактуют как кровь и плоть Христа. Тогда как протестанты видят в данном символе лишь напоминание о событии Тайной вечери.
Символическое изображение религиозных идей – это попытка человека абстрактно изобразить божественную суть. Религиозные символы облегчают восприятие божественных сил. Символ соединяет осмысленное восприятие веры с эмоциональным5.
Заключение
Резюмируя, можно сказать, что миф, метафора и символ – это сильно и тесно взаимосвязанные явления, призванные помочь человеку принять себя, мир вокруг и божественную сущность.
Шаг за шагом миф, метафора и символ укореняли веру человека в сверхчувственные миры, объясняли необъяснимое и давали возможность понять суть божественного замысла.
Миф был первой ступенью на пути к образованию религий. Метафора являлась проводником из мира божественного опыта в мир человеческого понимания. В то время как символ был призван объединять людей, исповедующих ту или иную религию.
Список использованной литературы
1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебник. — М.: Проспект. 2020. - 592 с.
2. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка / В.И. Даль. - М.: АСТ, 2018. - 736 c.
3. Демина Л. А., Малюкова О. В., Бучило Н. Ф. Философия. Учебник. — М.: Проспект. 2020. - 360 с.
4. Лосев, А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии / А.Ф. Лосев. - М.: Учпедгиз, 2019. - 619 c.
5. Сергейчик Е. М. Философия истории. Учебник для вузов. — М.: Юрайт. 2019. - 408 с.
1 Даль, В.И. Толковый словарь русского языка / В.И. Даль. - М.: АСТ, 2018. - c.418
2 Лосев, А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии / А.Ф. Лосев. - М.: 2019. - c.396
3 Даль, В.И. Толковый словарь русского языка / В.И. Даль. - М.: АСТ, 2018. - c. 476
4 Сергейчик Е. М. Философия истории. Учебник для вузов. — М.: Юрайт. 2019. - с. 297
5 Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебник. — М.: Проспект. 2020. с. 354