Методика развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры
Школьный возраст – время, когда активно формируются физические качества, закладывается фундамент разнообразных двигательных навыков, совершенствуются функциональные возможности организма. Регулярные занятия физическими упражнениями позволяют целенаправленно воздействовать на естественные изменения этих показателей и эффективно способствуют их росту.
Двигательные возможности детей и подростков обусловлены специфическими для каждого возраста морфофункциональными и психологическими особенностями. В процессе непрерывного развития организма, функции различных организмов и систем совершенствуются неравномерно. В отдельные периоды интенсивное развитие одних жизненно важных органов и систем сопровождается явным отставанием в развитии других органов и функций. По возможности нивелировать отрицательные явления неравномерности развития организма в целом помогают регулярные и разнообразные физические упражнения. Такие упражнения, как бег, прыжки, силовые, в силу своей естественности и доступности, должны органически входить в процесс возрастного формирования учащихся. Однако они могут принести пользу только при условии их применения с учетом анатомических и психологических особенностей детей
Средний школьный возраст (подростковый) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (5-8 классы).
В подростковом периоде продолжается морфофункциональное созревание различных органов и систем. Совершенствуется нейронная организация коры больших полушарий, в особенности её филогенетически наиболее новых отделов – ассоциативных областей коры, играющих важнейшую роль в осуществлении психофизиологических функций. Существенные преобразования претерпевает мышечный аппарат: дифференцируются мышечные волокна, обеспечивающие совершенствование энергетических процессов и двигательной функции; созревают отдельные звенья сердечно - сосудистой, дыхательной систем, эндокринные органы.
Однако изменения, связанные с продолжающимся, морфофункциональным созреванием, далеко не на всём подростковом этапе развития приводят к совершенствованию физиологических функций. Причина важно отметить, что в этом возрасте не только существенно увеличивается оббьем мышечной массы, но и изменяются функциональные свойства мышц. В этот период мышечная сила у мальчиков растёт значительно быстрее, чем у девочек. При этом у мальчиков увеличиваются одновременно показатели и абсолютной, и относительной (в пересчёте на 1 кг. массы тела) мышечной силы, а у девочек при значительном росте абсолютной мышечной силы относительные её показатели могут в это время даже уменьшаться. Это обстоятельство необходимо учитывать не только учителям на уроках физической культуры, но и тренерам при определении способностей у девочек к легкой атлетике вообще и к отдельным легкоатлетическим упражнениям в частности.
Подростковый возраст – период активного формирования скелета. В этом возрасте мышечно-связочный аппарат у детей всё ещё недостаточно крепок. Поэтому возможны различного рода искривления позвоночника (лордозы, сколиозы, кифозы). В связи с этим не рекомендуется давать подросткам такие упражнения, как тройной прыжок с полного разбега и в полную силу, прыжки в глубину с высоты более 90-100 см и с приземлением на жесткую опору, приседания с отягощениями, превышающими собственную массу тела, и некоторые другие. Организм подростков по-разному реагирует на нагрузки различного характера. Школьники 10-13 лет легче переносят нагрузки скоростного и скоростно-силового характера и значительно труднее – нагрузки силового характера и связанные с проявлением выносливости. Таким образом, в этом возрасте надо отдать предпочтение воспитанию скоростных и скоростно-силовых качеств, а также совершенствованию координационных способностей.
Физическое развитие детей в периоде подросткового возраста существенно отличается от предыдущего периода. Происходит интенсивный рост и увеличение размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4 – 7 см главным образом за счёт удлинения ног. Масса тела увеличивается ежегодно на 3 – 6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13 – 14 лет, когда длина тела увеличивается за год на 7 – 9 см, а у девочек в 11 – 12 лет происходит увеличение роста в среднем на 7 см. поскольку период ускоренного роста у девочек начинается раньше, чем у мальчиков, в возрасте с 11 до 13 лет девочки имеют большие размеры тела. После 14 – 15 лет рост девочек замедляется, и мальчики снова начинают их опережать.
Изменяется в связи с возрастом и полом скорости роста антропометрических показателей (длиннотных, диаметров окружностей) обусловливают различия в пропорциях тела отдельных соматических типов. В период полового созревания отчётливо прослеживается долихоморфный и брахмиморфный соматотипы. Подростки долихоморфного соматотипа более высокорослы и относительно длины тела характеризуется более длинными ногами, более коротким туловищем, меньшей физиономической высотой лица, меньшей окружностью и диаметром грудной клетки, меньшими размерами плечевого и тазового диаметров, более короткими руками относительно длины ног.
Процесс окостенения скелета продолжается: если окостенение запястья и пясти заканчивается, то в эпифизарных хрящах и межпозвоночных дисках лишь появляются зоны окостенения. Поэтому позвоночник очень подвижен и податлив. И при неблагоприятных условиях, особенно при недостатке движений, могут возникнуть различные нарушения осанки или деформации позвоночника. А чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.
В пубертатный период быстрыми темпами развивается и мышечная система. К 14 –15 годам развитие суставно-связочного аппарата, мышц и сухожилий и тканевая дифференциация в скелетных мышцах достигают высокого уровня. В этот период мышцы растут особенно интенсивно, с 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц. С увеличением массы мышц изменяется диаметр мышечных волокон. Масса мышц увеличивается главным образом за счёт увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13 – 14 лет, а у девочек – в 11 – 12 лет.
Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1 – 2 года раньше, чем у мальчиков. В эндокринной системе в этот период происходит глубокая перестройка: начинается усиленный рост половых желёз, повышается активность щитовидной железы и надпочечников. Особенно существенные изменения в функционировании организма, связанные с эндокринными сдвигами, происходят в начале подросткового возраста (11 – 12 лет у девочек и 12 – 14 лет у мальчиков) и приходятся на начальные (II и III) стадии полового развития.
Для этих стадий, в течение которых происходят значительные морфофункциональные перестройки, характерны высокая активность обменных процессов, усиление клеточной и тканевой дифференцировки, интенсификация ростовых процессов. Следствием этого является избыточная функциональная активность всех органов и систем в состоянии покоя, обусловливающая низкую или чрезмерную реактивность к внешним воздействиям, что приводят к снижению функциональных и адаптационных возможностей организма подростков, находящихся на II и III стадиях полового созревания.
Существенные изменения происходят в сердечно-сосудистой системе. Так, сердце от 6 до 14 лет увеличивает свой объём на 30 – 35%, а в процессе полового созревания объём сердца увеличивается на 60 – 70%. Особенностью сердечно-сосудистой системы подростков является более выраженное увеличение ёмкостей полости сердца по сравнению с увеличением просвета сосудов. Это одна из причин возникновения так называемой юношеской гипертонии.
Возрастные изменения системы кровообращения в этом периоде характеризуются равномерностью и относительно более медленными темпами увеличения объёма сердца по сравнению с суммарным просветом сосудов.
Увеличение объёма сердца в периоде полового созревания идёт параллельно с нарастанием массы тела, однако не так стремительно, как увеличение основных антропометрических признаков. Поэтому отношение объёма сердца к массе тела в пубертатном периоде меньше, чем в других возрастах. В связи с акселерацией физического развития и ускорением сроков созревания современных детей и подростков размеры сердца у них также больше, чем у их сверстников 15 – 29 лет назад.
Нередко в периоде полового созревания происходит нарушение в гармонии роста тотальных размеров тела и увеличении размеров сердца, что наблюдается чаще у подростков с акселерированным типом развития или, наоборот, редко замедленным половым созреванием. Это может привести к снижению функциональных возможностей растущего организма.
Более быстрое увеличение объёма сердца по сравнению с ростом ёмкости сосудистой сети нередко обусловливает повышение сосудистого тонуса. Не меньшую роль в повышении сосудистого тонуса играют вегетативно-эндокринные влияния во время полового созревания и различные неблагоприятные факторы (нарушение режима, переутомление, очаги хронической инфекции, изменение реактивности организма, гипокинезия или физические перегрузки.
В подростковом возрасте происходит, тем не менее, значительное увеличение адаптационных возможностей сердечнососудистой системы к физическим нагрузкам. Изменение соотношения симпатических и парасимпатических влияний развития обеспечивает более экономическую деятельность сердца, расширяет резерв работоспособности системы кровообращения.
И, несмотря на это, следует помнить, что и у детей, и у подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости разных элементов сердца и сосудов, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершённость формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей и подростков при мышечной деятельности значительно меньше, чем у юношей, а тем более у взрослых. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердец достигает лишь к 20 годам.
Возрастное урежение пульса связано с качественными изменениями иннервационных влияний на сердце. С возрастом усиливается воздействие на сердце блуждающего нерва. С возникновением вагусной иннервации и дальнейшим увеличением степени её выраженности в процессе онтогенетического развития деятельности сердца становится более экономной, повышается резерв его работоспособности и устойчивости.
У девочек ЧСС, как правило, несколько выше. У школьников, систематически занимающихся физическими упражнениями и спортом, частота сердечных сокращений меньше.
Средние величины ЧСС у мальчиков разного возраста в покое.
Возраст, лет | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Частота ударов в минуту | 82-88 | 80-86 | 78-84 | 70-82 | 74-80 | 74-80 |
Показатели артериального давления у школьников разного возраста приведены в таблице.
Показатели артериального давления (АД) у школьников разного возраста в покое.
Возраст, лет | Артериальное давление (максимальное/минимальное), мм рт.ст. |
9 | 92-112/50-72 |
10 | 92-114/50-72 |
11 | 94-115/50-72 |
12 | 95-117/52-73 |
13 | 95-120/53-73 |
14 | 100-125/55-75 |
На величину АД помимо основных факторов (сила сердечного сокращения величина просвета сосудов, количество циркулирующей крови, её вязкость) большое влияние оказывают многие факторы: условия жизни, климатогеографические особенности в период интенсивной нейроэндокринной перестройки организма, обусловленной половым созреванием. У ряда школьников возникает гипотония. При отсутствии заболеваний (инфекция, дистрофия, заболевания сердечнососудистой системы, пищеварительного тракта и др.) пониженный уровень АД можно расценивать как гипотоническое состояние, или первичную гипотония. Такие школьники жалуются на головную боль, утомляемость, слабость, головокружение, боли в области сердца, раздражительность и кратковременные обморочные состояния.
Важнейшими показателями кровообращения, непосредственно характеризующими функциональное состояние сердца, являются систематический объём или выброс крови (т.е. тот её объём, который выбрасывает сердце за одно сокращение), а также объём крови за 1 мин (минутный объём крови).
Скоростно-силовые упражнения, наряду с бегом и другими двигательными действиями, изучаемыми в процессе обучения в школе, относятся в своем большинстве к группе естественных локомоций, которые выполняют важное прикладное значение в повседневной жизни.
В настоящее время особое внимание уделяется воспитанию скоростно-силовых качеств у детей школьного возраста. Под скоростно-силовыми качествами понимается способность человека к развитию максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени.
Особый интерес исследователей к изучению взаимосвязи между быстротой и силой мышечного сокращения объясняется тем, что эти два физические качества постоянно связаны с движением и определяют его (Н. Н. Гончаров,).
В ряде исследований выявлена возрастная динамика скоростно-силовых качеств у школьников, определены периоды наиболее интенсивного и замедленного роста скоростно-силовых показателей и проведен анализ взаимосвязи уровня развития скоростно-силовых качеств и показателей, оказывающих влияние на развитие этих качеств (В. С. Топчиян, Е. А. Масловский, Маркосян А.А.).
В подростковый период дети увеличиваются в длину на 5-8 см в год. Девочки растут наиболее активно в 11-12 лет (их рост в это время увеличивается до 10 см в год), рост мальчиков наиболее интенсивно идет в 13-14 лет, и после 15 лет в росте они обгоняют девочек. Вместе с ростом увеличивается и масса тела. Девочки прибавляют в год 4-8 кг, особенно заметна прибавка в 14-15 лет; у мальчиков прибавка в массе составляет 7-8 кг в год. Однако темпы роста массы несколько отстают от темпа роста скелета, что сказывается на внешнем виде подростка (фигура вытянута, нескладна, костлява).
Средний школьный возраст считается самым трудным с точки зрения организации с детьми этого возраста учебно-воспитательной работы, и в тоже время этот период исключительно важен в отношении психического, физического развития, формирования личности. Именно в этот период происходит усиленное усвоение социальных ценностей. Формирование жизненной позиции, «рождение гражданина». Подросток в одно и тоже время и ребёнок, и взрослый, а точнее сказать, подросток - это уже не ребёнок, но в тоже время ещё и не взрослый. Это период, когда как раз и происходит переход от детства к взрослости.
По мере роста подготовленности занимающихся возрастает значение рационального подбора упражнений и их оптимального сочетания на уроке физической культуры. Например, И. Сукоп экспериментально «показал, что результативность процесса физического воспитания необходимо оценивать не только по уровню развития отдельных физических качеств и функций, но и по способности индивида эффективно использовать их в конкретной двигательной деятельности». Это значит, что необходимо анализировать взаимосвязь функций между собой и по отношению к уровню показанных результатов.
На основе учета механизмов взаимосвязи воспитания быстроты и силы, а также других физических качеств можно сделать заключение о том, что соотношение физических упражнений в учебном процессе подготовки школьников должно определенным образом изменяться на различных ее этапах. Так, например, существенное значение для эффективного осуществления физического воспитания имеет вопрос о взаимосвязи в развитии быстроты, скоростно-силовых качеств и выносливости у занимающихся на различных этапах их подготовки. В ряде биохимических исследований (Н. Н. Яковлев, и др.) показано, что в урочном процессе сначала возрастают биохимические показатели, имеющие отношение к аэробным процессам (т. е. к развитию выносливости), а затем уже, как бы на этой основе, увеличиваются показатели, характеризующие анаэробные возможности организма школьника (что имеет прямое отношение к развитию быстроты). Следовательно, воспитание быстроты связано с увеличением общей выносливости, так как, не обладая ею, нельзя прибегать к большой тренировочной нагрузке, направленной на развитие быстроты. При недостаточном уровне потенциальных возможностей осуществления анаэробных биохимических процессов величина и длительность выполнения скоростно-силовых нагрузок должны возрастать весьма постепенно.
В возрасте 14-15 лет скоростно-силовые качества воспитываются также в заданиях и играх с предметами (передачи, перекладывание, броски, ловля) и без предметов. Выполняют эти упражнения с предельной и около предельной скоростью с акцентом на точность и сохранение заданной амплитуды. Не обязательно включать все упражнения комплекса в урок и тем более все общеразвивающие упражнения проводить с акцентом на быстроту.
Скоростные упражнения на уроке лучше планировать ближе к началу занятия, когда нервная система подростков находится в оптимальном состоянии. Чистое время их выполнения на отдельном уроке составляет от нескольких секунд до нескольких минут (как правило, не более 2-5). При многократном повторении каких-либо скоростных упражнений у школьника может наступить стабилизация как пространственных, так и временных характеристик. Чтобы этого не наступило, рекомендуется выполнять скоростные упражнения не в стандартном, неизменённом виде, а в вариантных, изменяющихся формах и условиях. Приносят пользу и подвижные, спортивные игры, сопряжённого воздействия, когда одновременно развиваются скоростные и другие способности.
Следует отметить, что использование комплекса специальных силовых упражнений с отягощением, весом 30-50% от максимального, способствует значительному повышению силовых способностей (до 18%)у детей среднего школьного возраста. Применение отягощений весом 70-90% от максимального дает максимальный прирост силовых способностей (до 19%). Применение отягощения весом 50-70% от максимального приводит к пропорциональному развитию скоростных, силовых, скоростно-силовых качеств. Причем использование данной методики обеспечивает устойчивое сохранение достигнутого уровня скоростно-силовой подготовленности. Последовательное выполнение упражнений в комплексе с отягощением от 30 до 90 % от максимальных является наиболее действенным для развития «взрывной силы» и сопровождается адаптацией организма к нагрузке скоростно-силовой направленности.
Важно также знать, что при целенаправленном воспитании скоростно-силовых качеств необходимо руководствоваться методическим правилом: все упражнения независимо от величины и характера отягощения нужно выполнять в максимально возможном темпе.
тесты на определение скоростно - силовых способностей учащихся
Были проведены следующие тесты:
1.Прыжок в длину с места (см)
2.Челночный бег 3x10 м (сек)
3.Бег на 30 м (сек)
4.Метание набивного мяча (1 кг) (м; см)
5.Метание малого мяча на дальность (150 г.) (м)
Уровни физической подготовленности ((Лях. В.И, Зданевич. А.А. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы)
Уровни | Тесты |
| Прыжок в длину с места (см) | «Челночный» бег 3х10 м (с) | Бег 30 м (с) | Метание набивного мяча (1 кг) (см) | Метание малого мяча (150 г) (м) |
Низкий | 130 | 9,9 | 6,6 | 320 | 20 |
Средний | 140-160 | 9,5-9,0 | 6,5-5,6 | 330-380 | 30-35 |
Высокий | 170-180 | 8,6 | 5,1 | 390 | 36-40 |