СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Мои мысли о наставничестве, баддинге, тьюторстве"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

К написанию эссе пришла с мылью  подытожить Год наставничества. Были взлеты и недолеты. Есть успехи в обеих учебных группах. Решили продолжить сотрудничество! 

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Мои мысли о наставничестве, баддинге, тьюторстве"»

Мои мысли о наставничестве, баддинге, тьюторстве

Образование среднее профессиональное -Донецкий техникум общественного питания - 1986, г. Донецк

Общий стаж – 52 года

Работа в системе СПО – 42 года, с 23.08.1982,

Работа мастером производственного обучения - 40 лет

Тарифный разряд - 12

Педагогическое звание – «Мастер производственного обучения 1 категории» ГБПОУ «Донецкий техникум пищевой и перерабатывающей промышленности», 12 тарифный разряд

Профессиональный опыт, стаж работы:

с 01.10.1986: ГБПОУ «Донецкое профессионально-техническое училище торговли и ресторанного сервиса» мастер производственного обучения групп повар, кондитер; официант, бармен; повар, кондитер;

Работа в данном учебном учреждении ГБПОУ «Донецкий техникум пищевой и перерабатывающей промышленности» - 3 года (со 02.11.2020 г.)

Опыт работы наставником: 18 лет


В профессию я пришла не случайно. Моя мама, Романцова Валентина Семеновна готовила вкусно, и многие соседки часто приходили к ней за рецептами. В Еманжелинской геологоразведовательной партии, каждое лето мама выезжала работать поваром.

В далеком 1982 году я пришла в Техническое училище №8, работать учебным секретарем. Баун Валентина Николаевна, директор училища, настояла, чтобы я пошла учиться в наш техникум – Донецкий техникум общественного питания, который я закончила в 1986 году.

Первыми мастерами наставниками у меня были Мироненко Любовь Ивановна и Назарова Нина Федоровна, у которых научилась мастерству разделки четвертин говядины, разделку осетра, бестера, камбалы и прочих морепродуктов.

В 2005 году мне впервые предложили взять наставничество над молодыми мастерами, хотя у меня еще не было категории (Мастер производственного обучения П категории 2009).

В 2012 из Комсомольского индустриально-педагогического техникума прибыли стажеры и у меня под опекой стал Фадеев Андрей. Наши уроки производственного обучения были образцовыми, как мне казалось, а воспитательные мероприятия «Мастер шеф», «Гордость и гордыня» оставили самые прекрасные отзывы.

2015-2017 годы для меня были самыми насыщенными и плодотворными, так как руководила школой молодого мастера: Задорожная Виктория Валерьевна, Моисеенко Екатерина Владимировна, Залуцкая Вита Анатольевна. В декабре 2017 года Моисеенко Е.В. уходит из ДПТУТРС по семейным обстоятельствам, Залуцкая В.А. – пятый курс ДонНУЭТа.

На протяжении почти всего периода работы - образцом рабочей энергетики, инициативности была и есть наш старший преподаватель спецдисциплин Прилепская Алла Владимировна, у которой часто бываю на уроках МДК.01,02,03,04, часто советуюсь, как провести плодотворно и занимательно мастер-класс.

С сентября прошлого года наставник молодого мастера Гармаш Татьяны Александровны. Инициативы и энергии ей не занимать! Она учится в университете на пятом курсе. В этот учебный год мы провели мастер-класс для преподавателей и мастеров «Молочные коктейли», в учебной группе №5 провели малый мастер-класс «Бутерброды, бутербродики», подготовлен доклад и запланирован мастер-класс для преподавателей и мастеров производственного обучения «Паштеты, рийеты».

Кроме того, в декабре 2022 года обе наши учебные группы участвовали в студенческой научно-практической конференции «Я современный повар». Идеи остались, планируем работать дальше. Чтобы сохранить динамику обучения и мотивацию, студенту важно ощущать, что он находится в безопасном пространстве, где можно совершать ошибки. Без них обходится редко, но они необходимы для развития. Поэтому хорошо, когда рядом есть тот, кто подставит плечо и скажет, что и сам прошёл непростой путь, а теперь готов помочь.

В 2023 учебном году провели совместно с Гармаш Т.А. «Кулинарный батл» между группами 4,5 по приготовлению быстрых закусок к Новому году, затем провели мастер-класс между студентами учебных групп №5 и №8 по приготовлению милкшейков.

Баддинг — понятие, известное в разных сферах. Но в последнее время о нём всё чаще говорят в дистанционном обучении. Слово образовано от английского buddy — друг, приятель. Бадди может стать сокурсник, а может друг или просто знакомый, у которого схожие задачи — пройти обучение и достичь результата. Обычно оплата баддинга не предусматривается.

Общение на равных. Во время обучения можно подхватить вирус «все вокруг опытные и крутые, а я обычный». Но бадди — не наставник, не коуч. Он равный. И с ним можно не переживать о разном статусе.

Даже если партнёром по обучению стал опытный специалист, а студент только делает первые шаги в профессии, он всё равно сможет общаться на равных и вместе погружаться в задачи, а не становиться в позицию «ученик-учитель». Есть с кем обсудить обучение. Один из вариантов усвоения материала— пересказать кому-то, что узнал на занятиях. Между «я знаю материал» и «я понимаю его» большая разница. Баддинг — общение, которое строится на инициативе двух людей.

Хороший бадди знает разницу между честностью и «какой бред у тебя получился, тут же всё неправильно. Дай покажу, как надо».

Как лучше всего давать обратную связь:

1) сначала найти и зафиксировать плюсы в проекте, алгоритме, действиях;

2) потом аргументированно описать свои пожелания и точку зрения;

3) отказаться от резких замечаний. Лучше формулировать в духе «мне кажется, можно получить хороший результат, если попробовать вот что…».

Важно не перестараться: если пожеланий слишком много, лучше выгружать их постепенно. Определить несколько самых критичных и дать знать своему бадди, что есть ещё пара мыслей, которыми хочется поделиться.

Перекладывание ответственности. Чтобы этого избежать, нельзя применять принцип «найди вместо меня решение этой задачи». Лучше попросить бадди поработать вместе. И постараться, чтобы «вместе со мной» не переросло во что-то вроде «вместо меня».

Тьютор. В отличие от бадди, тьютор непосредственно включён в процесс обучения студента — и часто это штатный сотрудник онлайн-школы. Тьютор проверяет домашние задания, даёт развёрнутую обратную связь и советы, что можно улучшить в работе. В целом он тоже поддерживает, помогает справиться с прокрастинацией и другими препятствиями на пути обучения, но ещё вникает в запрос студента и вместе с ним разбирает сложные места. Обычно оплата работы тьютора включена в стоимость онлайн-курса.

Не следует путать тьютора с куратором. Хотя бывают специалисты, совмещающие эти профессии, последний в большей степени ответственен за административные и организационные задачи. За сопровождение студентов тоже, но преимущественно в качестве мотиватора: мягко побуждает пройти весь путь и напоминает, что всё обязательно получится. То есть куратор чаще контролирует сам факт выполнения заданий, а не проверяет их.

Кроме того, тьютору стоит перечислить стандартные проблемы, которые чаще всего возникают у других студентов и, конечно, не забыть похвалить за качественное выполнение задания.

 Делится собственным опытом. Самые эффективные тьюторы — эксперты-практики. Такой специалист может поделиться релевантным опытом со студентами: кейсом или элегантным решением, которое сработало в аналогичной ситуации. Это добавляет отзывам ценности.

 Реагирует быстро. Чем быстрее студент получает отзыв, тем больше у него возможностей доработать задание и сделать проект лучше, а значит, тем больше студент вовлечён в процесс. Поэтому быстрая скорость проверки — важный критерий работы тьютора.

Как проявляет себя ответственный тьютор? Хвалит студентов. Хвалить — очень важно и очень сложно, но не у всех развит этот навык. При этом важно, чтобы тьютор хвалил по делу, за конкретные достижения, за пусть небольшой, но значимый для студента шаг. Иногда даже попытку что-то сделать стоит заметить и порадоваться ей. И важна искренность похвалы, она очень легко считывается. Отзыв на студенческую работу лучше начинать именно с такой предметной похвалы, а уже потом отметить места, которые стоит доработать, или дать осторожные рекомендации по улучшению.

Ментор. О менторе чаще всего говорят в контексте бизнес-развития. Однако такой специалист может быть полезен и в обучении. Суть менторинга состоит во взаимодействии более опытного специалиста с менее опытным. Ментора подключают тогда, когда у студента уже есть хотя бы базовое представление о том направлении деятельности, в котором он хочет развиваться.

В образовательном процессе ментор помогает студенту с мотивацией и формулированием запросов. В отличие от бадди, ментор не «друг по страданиям и достижениям», а опытный старший товарищ. В отличие от тьютора — не помогает разбирать домашние задания. В обязанности ментора не входит предоставление готовых решений, его задача — правильно формулировать вопросы и направлять студента на путь, где можно найти полезные материалы и информацию.

Какие сложности могут возникнуть при менторинге

На общий успех влияют два фактора: мотивация подопечного и его заинтересованность в собственном развитии; возникновение между ментором и менти устойчивых доверительных отношений.

Главная ошибка, которую может совершить ментор: гиперопека. Ментора подстерегает соблазн взять на себя ответственность за действия и решения подопечного, что приводит к отсутствию прозрачного учёта прогресса и обратной связи, развитию у менти прокрастинации — и может внушить студенту чувство собственной неполноценности.

Ментору необходимо помнить, что он не преподаватель и решать со студентом задания ему не нужно. Его позиция — экспертная, польза — в большом практическом опыте, связи с индустрией, полезных контактах и множестве дополнительных материалов.

Наставник должен научить студента использовать новые знания, ставить вопросы и искать на них ответы без чужой помощи. А наставник мастера производственного обучения своевременно оказывать помощь, курировать работу. Исходя из вышестоящего могу сказать, что наставник может быть по отношению к своему подопечному и бадди, и тьютором, и ментором, и куратором.

Единственное, что требуется от наставника – не гасить огонек энтузиазма в работе, обучении, обмениваться планами идеями и стараться претворять их в жизнь. К этому стремлюсь я и, помогаю молодежи заряжаться позитивом и строить далеко идущие планы!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!