Светличная Наталья Федоровна,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория,
МБОУ «Сергачская СОШ №5»
Эссе на тему:
«Профессиональное обучение и образование лиц с ОВЗ»
В настоящее время наблюдаются изменения в отношении общества к категориям населения, которые раньше не замечались, а проблемы их замалчивались. Это дети-инвалиды, дети с речевым и умственным недоразвитием, дети с нарушениями (задержками) физического и психического развития. И это изменение, на мой взгляд, не связано с увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья, в большей степени это изменение связано с самим отношением общества к проблемам детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Современные требования, предъявляемые к теории и практике образования, актуализируют проблему поиска наиболее эффективных методов и приемов коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, путей совершенствования организации, содержания и методик их обучения и воспитания.
Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи. Кроме этого, развитие инклюзивного образования обеспечивает доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.
Инклюзивное образование сегодня – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
Терпимое (толерантное) отношение российского населения к детям-инвалидам находится в настоящее время на стадии формирования, поэтому следует учитывать психологическую неготовность части общества принимать этих детей полноправными членами.
Для инклюзивного образования на данном этапе остается актуальным вопрос о создании модели совместного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной среде нормально развивающихся сверстников. Определенная модель инклюзии должна быть доступна и полезна ребенку. При этом она не должна препятствовать получению качественного образования другим развивающимся детям.
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного процесса в образовательном учреждении, должно обязательно, строиться на нескольких принципах: непрерывность, системность, обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса, индивидуальный подход, междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения.
Модернизация системы образования, новый подход к обучению и воспитанию детей с особыми нуждами и потребностями, требует кропотливого изучения и подготовки, для безболезненной реализации. Инновационная деятельность направлена на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обогащение и развитие потенциала, применение им в учебном процессе инновационных форм и методов обучения. Педагоги готовы работать, не подстраиваясь под предъявляемые требования, а шагать в ногу со временем, опираясь на свой богатый багаж знаний, умений, желание работать и огромный потенциал, который в них заложен. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и модернизация образовательных программ и их методическое и дидактическое наполнение.
Для успешности воспитания и обучения детей с особенностями развития необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей.
Для ребёнка с ограниченными возможностями главная проблема заключается в нарушении его связи с миром. В ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми. Ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем. Но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.
Главный акцент в обучении, воспитании и социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья должен делаться не столько на процессе усвоения, упорядочения и воспроизведения им системы ценностей, сколько на создании условий для его социализации.
Что же помогает мне в работе с такими «особенными» детьми?
Я думаю, что сегодня нельзя быть педагогически грамотным специалистом не изучая, обширный арсенал образовательных технологий. Из всего многообразия технологий, в своей работе с детьми с ОВЗ, я активно использую игровые технологий, также меня интересует использование компьютерных ресурсов, но и без технологий: проблемного обучения, дифференцированного подхода, разноуровнего обучения, технологии коллективного способа обучения, и особенно, здоровьесберегающих технологий свою деятельность уже не представляю. Пальчиковые гимнастики, динамические паузы, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, и конечно, соблюдение норм СанПиН – вот о чем, я просто не имею права забывать, какие бы современные образовательные подходы к образованию и воспитанию детей, я не использовала.
Актуальность использования игровых технологий, для меня обусловлена тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект.
Как я использую информационно-коммуникационные технологии в своей работе?
- Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов кабинета.
- Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России.
- Оформление документации, отчетов.
- Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей (для проведения занятий дома), и в процессе проведения родительских собраний.
Мой опыт работы показывает, что электронные игры естественно вписываются в жизнь школы и являются ещё одним эффективным средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения, а также, что немаловажно, позволило «активизировать» родителей. Я считаю, что современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ, новые педагогические технологии способствуют не только наилучшему усвоению ребенком информации, а так же положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка.
В наше время, я считаю, никак нельзя обойтись без информационно – компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми.
В своей работе с детьми с ОВЗ я широко использую здоровьесберегающие технологии, так как они позволяют решить приоритетные задачи современного образования - задачи сохранения, поддержания здоровья, обеспечения эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Мною подобраны картотеки по зрительной и пальчиковой гимнастике, картотека физкультминуток.
Самые яркие моменты в моей деятельности – это успехи моих воспитанников, доброжелательные, благодарные слова родителей. Терпеливо, шаг за шагом, стремлюсь к достижению поставленной цели.
И вот опять новый день. Новые встречи. Новые интересы. Каждый день я прихожу в свою школу, вижу распахнутые и доверчивые ребячьи глаза. Я веду их в удивительный мир.