СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Педагог XXI века"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мои размышления по поводу цели педагогической деятельности

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Педагог XXI века"»

Эссе «Педагог XXI века»

Педагог XXI века. Хорошую я выбрала тему, ничего не скажешь. И звучит красиво, и актуальна сегодня, рисует радужные перспективы. А как же? Педагог XXI века – человек активный, любознательный, владеющий всеми навыками работы с компьютером, имеющий в своем арсенале сотни методических приемов на все случаи жизни, обладающий всеми необходимыми компетенциями с точки зрения ФГОС, прекрасно разбирающийся в документации, регулярно спускаемой сверху, постоянно занимающийся самообразованием. Ничего себе картинка получилась, достойная; можно даже сказать, идеальная. Вот только чего-то все-таки не хватает! Методической основы? Нет, уже есть. Медиа-ресурсов? Тоже есть. Программ и планов? Были!... А точно, ребенка! Ребенка-то забыли!

Как строить отношения с ребенком? Какой выбрать стиль преподавания: авторитарный или демократический? Как оценивать достижения? Всё это, казалось бы, решается само собой, но в результате играет самую важную роль.

Говоря о педагоге XXI века, мы неизменно ищем в нём подходящие качества, интересные, яркие, новые. Но так ли ново то, что ожидают от нас сам ученики, родители, общество? Ребятам нужен наставник, помощник в освоении просторов неизвестного. Родителей чаще всего интересуют успеваемость и качество знаний, необходимых для дальнейшего обучения в ВУЗе. Обществу также требуются грамотные специалисты, умеющие логически мыслить, компетентные в любой области знаний, важна и гражданская позиция представителя молодого поколения.

Стоит ли изобретать и выдумывать, как собрать из отдельных качеств личность? Ребенок тем и отличается, что растет и формируется целостно, как единый организм тела и души.

Без сохранения наследия нашей цивилизации мы уподобимся глупому строителю, который, согласно библейской притче, построил дом на песке. И дом, какой бы он ни был красивый и крепкий, все равно обречен на разрушение. Так и человек, не сохраняя собранных традиций педагогического мастерства, теряет еще больше.

Веками люди из поколения в поколение передавали самое лучшее, как будто отсеивали на ветру шелуху и примеси ошибок и неудач. И то зерно, получившееся, отобранное, благодатное, передавали новым поколениям. Всё новые и новые методы и приемы, новаторские идеи диктует нам время. И чуткий педагог овладевает ими, и это естественно. Но есть то, что остается неизменным. Ключевский, Каменский или Макаренко и в наши дни засверкали бы такими же яркими талантами, как и в свое время. Но форма и идеи были бы облачены в современную форму.

Так что же позволяет человеку быть педагогом вне зависимости от времени и условий? На мой взгляд, это качества личности самого учителя, его способность чувствовать ребенка, влиять на него. Это, так называемая, харизма, способность производить впечатление..

Давайте будем реалистами. Сколько из детей, сидящих сегодня за партами на уроке истории, станут историками сами? Очень мало. Чуть большему количеству детей история пригодится при получении профессионального образования. Но ведь все учащиеся живут в нашей стране, являются её гражданами. Совсем скоро они станут взрослыми, будут родителями. Они унесут с собой не вызубренные определения и немые даты, а впечатления и воспоминания своего детства, в том числе и об учителе. И если педагог научил их любить свою Родину, гордиться славным прошлым, помнить «откуда есть пошла земля русская», прочувствовать те горести, что выпали на её долю, то он выполнил свое предназначение.

Из всех своих школьных учителей я чаще всего вспоминаю четверых. Кто-то преподавал математику, а кто-то химию, кто-то учил меня год, а кто-то больше. Дело не в этом. Прежде всего запоминается впечатление, которое производит учитель: его особая манера общения, справедливая строгость, увлеченность своим предметом. Один из них - Виктор Андреевич Голиков, мой первый учитель истории. Строго говоря, он не использовал новейшие подходы, заставляя детей самостоятельно добывать информацию. Многое рассказывал сам, рассказывал живо, эмоционально, захватывающе. Все в классе любили его, хотя и побаивались. Он был уже совсем седой, но всегда подтянутый, бодрый, в костюме с галстуком. Виктор Андреевич был строг, ругал за опоздания и невыученный параграф. Но в то же время любил пошутить, поиграть на последнем перед каникулами уроке. Кстати, даты по истории Древней Руси почти все дети знали наизусть.

Так каким же должен быть педагог XXI века? Я думаю, что он должен быть огнем, способным зажечь других. Он должен быть наполненным сосудом, способным питать других. Он должен быть рукой, способной поддержать других.

Я убеждена, что в нашей профессии не должно быть случайных людей, ведь душа ребенка – тончайшая материя, с которой не доводилось работать даже самому искусному ювелиру. Воспитывать и наставлять, учить ребенка также сложно, как и создавать сверкающий своими гранями бриллиант. Педагог XXI века – мастер, способный сотворить подобное чудо.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!