СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе по философии на тему: «Э. Тоффлер «Третья волна»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе по философии на тему: «Э. Тоффлер «Третья волна»

Просмотр содержимого документа
«Эссе по философии на тему: «Э. Тоффлер «Третья волна»»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»




















Эссе по философии на тему:

«Э. Тоффлер «Третья волна»

студентки 1 курса 172 группы

направления 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки «Логопедия»

факультета психолого-педагогического и специального образования

Колесниковой Анастасии Витальевны













Проверил: Кузнецов А.С.



Саратов 2021

Работа Элвина Тоффлера «Третья волна» произвела на меня впечатление не по той причине, что в ней представлена строго структурированная последовательность развития общества, а по той, с какой стороны это процесс был им представлен. О этапах развития, я думаю, большинство узнало на истории, обществознания, но вся совокупность дат и чисел, которыми обусловливали переход от одной стадии развития к другой, не давал такого полного представления о двигателях данного прогресса.

Элвин Тоффлер – один из современных социальных философов, который наряду со многими своими современниками занимался изучением становления, развития и основных принципов функционирования социума. Во многих своих книгах, в частности в «Третьей волне», он изложил свою концепцию постиндустриального общества. В данном произведении Тоффлер пишет не о важной роли технологического процесса, а о том, что именно непрерывно возрастающие человеческие амбиции и потребности являются ключевыми факторами развития, именно благодаря тому, что в обществе существует та часть людей, которая способна смело смотреть в будущее, а не «пытается подавить» его, способны генерировать новые идеи, замыслы и в целом формировать новое сознание. Благодаря исключительно этому фактору человечество прошло столь долгий путь, и в наше время не стоит на месте, продолжая беспрерывно развиваться и «настраивать свою жизнь в соответствии с ритмами завтрашнего дня».

Тоффлер считает, что историческая эволюция протекает не линеарно, плавно, но и не хаотично – она осуществляется через социальные противоречия и конфликты, которые укладываются в общую картину изменений, протекающих через некоторые интервалы. Автор выделяет в общественном развитии 4 взаимодействующие сферы: техно-, социо-, инфо- и психосфера. Главную роль в потоке изменений Тоффлер отдает техносфере, согласно его концепции, технологические революции – источник и движущая сила нововведений в обществе. «Все общества – «примитивные», сельскохозяйственные или индустриальные пользуются энергией, все они производят какие-то вещи, и все они как-то распределяют их. Во всех обществах энергетическая система, система производства и система распределения — это взаимосвязанные компоненты некоего гораздо более крупного целого. Это целое и является техносферой.

В течение долгих тысячелетий, когда в мире «царила» Первая волна, население можно было разделить на 2 категории – «примитивные» и «цивилизованные» народы. Первые жили небольшими группами и племенами, добывали себе пропитание сбором плодов охотой и рыбной ловлей. «Цивилизованные» народы – та часть планеты, в которой большинство населения трудилось на земле.

Однако Э.Тоффлер считает эти развития лишь внешними, он иллюстрирует их фундаментальное сходство: во всех этих странах земля была основой экономики, жизни, культуры, семейного быта и политики, «в каждой из них жизнь была организована вокруг деревенского поселения», в каждой из них существовало простое разделение труда и небольшое количество четко определенных части классов. Кроме того, во всех таких странах власть была авторитарной, положение человека в жизни определялось фактом его рождения. И повсюду в этих странах экономика была децентрализованной, так что каждое сообщество производило большую часть того, в чем они нуждались.

Таким был мир, в котором произошел взрыв индустриальной революции, запустившей Вторую волну. Продвижение Второй волны по различным обществам оказывало влияние на долгое противостояние защитников сельскохозяйственного прошлого и приверженцами индустриального будущего.

Необходимым предварительным условием всякой цивилизации является энергия. Общества Первой волны использовали энергию «живых батарей» (мышечную силу человека или животных) и энергию солнца, ветра, воды. Все общества Первой волны использовали возобновляемые источники энергии.

Все общества Второй волны начали извлекать нужную им энергию из угля, газа и нефти, т.е. из ископаемого топлива, которое, невосстановимо. Этот революционный сдвиг, начавшийся после того, как , как Ньюкомен изобрел работающий паровой двигатель, означает, что впервые цивилизация разрушает основной капитал природы, а не просто живет тем, что природа ей предоставила.

Это погружение в энергетические запасы земли послужили скрытой дотацией для роста индустриальной цивилизации, сильно ускорившей её экономический прогресс. «И в капиталистическом, и в коммунистическом индустриальном обществе, на Востоке и на Западе стал очевиден один и тот же сдвиг – от рассредоточенной энергии – к концентрированной, от возобновляемой – к невозобновляемой, от многих разных источников и видов топлива – к немногим.»

На совершенно новый уровень подняла Вторая волна технологию. Она породила гигантские электронные детали. Эти новые машины не просто увеличивали силу живых мышц – появились машины, которые могли видеть, слышать и осязать с гораздо большей точностью, чем человек. Вторая волна породила так называемую «технологию чрева», изобретая машины, предназначенные для того, чтобы создавать новые машины. Как грибы после дождя, начали появляться крупные индустриальные центры. Из них поступало бесконечное количество одинаковой продукции. Новая технология, питаемая новой энергетической системой, открыла двери для массового производства. Оно повлекло за собой изменения в системе распределения. В обществах Первой волны товары изготавливались вручную. В единственном экземпляре, на заказ. То же, большей частью. Относилось и к их распределению. С приходом Второй волны, распределение товаров, изготовленных на заказ, уступило место массовому распределению и массовой торговле.

Так изменилась техносфера.

Однако эта техносфера Второй волны нуждалась в измененной социосфере. Изменился тип семьи. Во время господства Первой волны преобладали крупные семьи: совместно проживали сразу несколько поколений, все они были «привязаны» к сельскому хозяйству и земельному участку. «Семья тогда была неподвижной — она своими корнями уходила в землю». На смену ей Вторая волна «принесла» подвижную нуклеарную семью.

Изменилось и образование: массовое производство требовало большое количество квалифицированных кадров, поэтому образование стало всеобщим.

С приходом Второй волны появились корпорации, потому что технологии Второй волны требовали гигантских вложений капитала – больших, чем это могли себе позволить отдельные люди.

Произошли изменения в средствах связи: информация, необходимая для производств в обществах Первой волны, относительно проста, напротив, экономика Второй волны нуждается в тесной координации работы, требовалось «массовое» движение информации.

По этой причине, как только Вторая волна набирала силу, каждая страна начинала быстро создавать почтовую службу, а позднее стали развиваться телефонная связь и СМИ. Так выросла хорошо разработанная инфосфера.

Укреплялась в своих позициях Вторая волна, которая продлилась около 300 лет. На смену ей пришла Третья волна, которая, как предполагает Э. Тоффлер, несколько десятилетий.

Понять Третью волну нам поможет осознание того факта, что перед индустриальной революцией экономика Первой волны состояла из двух секторов. В секторе А люди производили продукты для собственного использования. В секторе Б — для торговли или обмена Сектор А был огромным; сектор Б — ничтожным. Поэтому для большинства людей производство и потребление сливались в единственную функцию жизнеобеспечения. Это единство было столь полным, что греки, римляне и европейцы в средние века вообще не проводили различия между этими категориями. В их языке даже не было слова для обозначения такого понятия, как потребитель. На протяжении всей эры Первой волны лишь очень незначительный процент населения находился в зависимости от рынка; большинство людей жило вне его. По словам историка Р. Г. Тони, «денежные операции были узенькой каемкой на мире натурального хозяйства».

Вторая волна резко изменила эту ситуацию. Вместо самодостаточных по существу людей и сообществ она впервые в истории создала такую ситуацию, при которой подавляющее количество всех продуктов, товаров и услуг стало предоставляться для продажи, меновой торговли или обмена. Она действительно смела с лица земли товары, производимые для собственного употребления, т. е. для использования тем, кто их произвел, для его (или ее) семьи, и создала цивилизацию, в которой почти никто, в том числе и фермер, не является больше самодостаточным. Каждый человек стал почти полностью зависеть от товаров или услуг, производимых кем–то другим.

Почему пришла Третья волна?

Индустриальная цивилизация изжила себя по многим причинам, из которых основными являются две: 1) биосфера больше не в состоянии выдерживать беспрерывные и неконтролируемые индустриальные атаки; 2) мы не можем больше бесконечно полагаться на невосстановимую энергию, являющуюся главной предпосылкой и субсидией индустриального развития.

В отличие от индустриального производства, в котором главными были мускулы и машинная технология, в развитых отраслях постиндустриального производства главными становятся информация, творчество и интеллектуальная технология. На смену пролетариату, являвшемуся придатком машины, приходит по Тоффлеру, «когнитариат», т.е. интеллектуальный работник, обладающий мастерством и информацией, которые составляют набор его духовных инструментов, позволяющих квалифицированно и эффективно работать с все более сложной и разнообразной информацией.

В заключении, хочу сказать, что размышления Элвина Тоффлера действительно описывают ситуацию, происходящую в нашем мире, волна сменяется новой волной, затрагивая при этом все вокруг, начиная от средств производства, заканчивая сознанием людей. Сложно сказать, когда же человечество полностью «окунется» в эпоху третьей волны и сколько она будет существовать. Ясно одно, оно никогда и не при каких обстоятельствах не будет стоять на месте, как бы ни сопротивлялись люди, их коснется новая реальность с новыми стереотипами и новым уровнем жизни.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!