«Я – педагог-психолог»
Психология - наука,
Непростая, братцы, штука.
Без психолога в наш век
Жить не сможет человек.
© Н. Болтачёва
«Психолог» - профессия, которую я выбрала еще со школьной скамьи. Это одна из тех профессий, которая становится частью того, кто её носит. Став психологом однажды, ты остаешься им навсегда! Наблюдая за своими друзьями, общаясь с родными и близкими, профессия накладывает отпечаток, и ты уже не можешь не использовать свои профессиональные знания и опыт.
Я всегда была хорошим слушателем, со мной делились проблемами мои друзья, я находила для них нужные слова, вселяла веру и надежду в их желания и стремления. Одноклассники всегда советовались со мной, вместе мы находили решение непростых, как казалось, подростковых проблем.
После школы я поступила в институт, где смогла по-новому взглянуть на выбор своей профессии. Глубже погрузиться в практические и теоретические аспекты специальности Психология.
После окончания третьего курса обучения я попала на работу в детский оздоровительный лагерь, где работала вожатой. Именно там мне стало понятно, что хочу работать с детьми. Они постоянно держат в тонусе, заставляют непрерывно учиться новому. Школа - идеальное место для профессионального становления личности психолога. Моя школа необычная, в ней обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Основное направление образования в школе – подготовка каждого учащегося к жизни в социуме с учетом показателей здоровья, личных характеристик и индивидуальных возможностей. Школа реализует программы для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Однако необходимо отметить, что психологическое сопровождение детей с ОВЗ не ограничивается работой психолога с детьми и сотрудничеством со специалистами. Сфера деятельности психолога распространяется и на родителей детей с ОВЗ, как гласит один из афоризмов: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями».
Моей главной целью в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями является оказание ей помощи в решении трудной задачи воспитания и социальной адаптации, а также мобилизация ее возможностей.
Моя деятельность – это точечная работа, работа с определенной проблемой, которая требует определенного решения. Не бывает одинаковых проблем, как и не бывает универсальных решений. Вся прелесть моей профессии заключается в том, что каждая ситуация требует особого подхода.
На своих занятиях использую различные методы, техники и приемы работы с детьми: арт-терапия, сказкотерапия, дыхательные и релаксационные техники, психогимнастические упражнения. Благодаря моей коррекционно-развивающей работе, за последний год у детей наблюдается положительная динамика в развитии когнитивных функций, коммуникативных навыков. Положительные результаты приносят и занятия с обучающимися по снижению агрессивного поведения.
Работу психолога с детьми можно сравнить с работой ювелира. Она требует усидчивости, внимательности к деталям и творческого мышления. В своей работе, я следую главному принципу «Не навреди».
Важный момент в моей работе - научить детей ценить дружбу, дорожить близкими людьми, правильно оценивать поступки людей, уметь понимать себя и других, помогать и поддерживать тех, кто нуждается в помощи.
Педагог-психолог - это не профессия, это образ жизни, хобби и моё увлечение.
Я постоянно повышаю свой профессиональный уровень. Участвую в методических объединениях, семинарах, педагогических советах, посещаю мастер-классы и уроки коллег и активно занимаюсь самообразованием.
Подводя итог, скажу о том, что психологическое сопровождение детей с ОВЗ - это серьезная и активная деятельность, в которую вовлечены педагог-психолог, ребенок и его родители. Поэтому смысл деятельности школьного психолога состоит в оказании помощи детям, испытывающим различные трудности психологической или социально - психологической природы, выявлении и профилактике этих проблем. А главной целью и смыслом моей работы является развитие личности ребёнка и сопровождение его в процессе обучения.
Хотелось бы закончить свое повествование четверостишьем очень интересной притчи:
«Ребёнок вырастет, ему
Своё подарит кто-то сердце.
И этот хрупкий дар хранить
Людей готовить надо с детства.
©Лидия Слуцкая
Я благодарна своим родителям, что научили меня ценить такой хрупкий дар! Любить, дарить радость и счастье! Беречь чувства другого человека! Поэтому я и выбрала эту профессию и обучаю этой ценности своих учеников.