СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Размышления по поводу образовательного стандарта тьютора"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

эссе "Размышления по поводу образовательного стандарта тьютора " выполнено в 2017 году

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Размышления по поводу образовательного стандарта тьютора"»

Бюджетное учреждение Чувашской Республики дополнительного профессионального образования

«Чувашский республиканский институт образования»

Минобразования Чувашии


Кафедра педагогики и практической психологии






Итоговая аттестационная работа


Размышление по поводу образовательного стандарта тьютора










Работу выполнил:

Васильева Наталья Александровна

слушатель КПК по программе «Развитие профессиональных компетенций педагогических работников системы дополнительного образования»


Научный руководитель: Никулина Т.Г.










Чебоксары 2017


Содержание.

  1. Введение ………………………………………………………………..3

  2. Размышление по поводу образовательного стандарта тьютора ........4

  3. заключение ....................................................................................7

  4. Список литературы……………………………… ………..........................9

  5. Приложение………………………………………………………………...10






















Введение

Российскому тьюторскому педагогическому движению почти двадцать лет. С самого начала оно сочетало в себе научный и практический поиск, результаты которого в концентрированном виде представлялись на всероссийских тьюторских конференциях (г. Томск, с 1996 г.). Но, отличаясь высоким уровнем новизны для системы российского образования, тьюторское движение какое-то время оставалось достаточно закрытым. В последние годы сложились условия и появилась потребность в более широком распространении идей и практики тьюторского сопровождения как особой педагогической деятельности по сопровождению формирования и реализации индивидуальных образовательных программ (ИОП). Новые ФГОС всех уровней ориентируют образовательные учреждения на то, чтобы уделять особое внимание формированию условий реализации основной образовательной программы.

Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов и происходит из Великобритании. Он оформился примерно в XIV веке в классических английских университетах — Оксфорде и несколько позднее — в Кембридже. С этого времени под тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества.

В то время университет представлял собой братство, исповедующее единые ценности, говорящее на одном языке и признающее одни научные авторитеты. Студенты могли быть слушателями лекций профессоров из других колледжей. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Студенту предстояло самому решать, каких профессоров и какие предметы он будет слушать. Университет же предъявлял свои требования только на экзаменах, и студент должен был сам выбрать путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени. В этом ему помогал тьютор. Задача тьютора состояла в том, чтобы соединять на практике личностное содержание и академические идеалы.

Процесс самообразования был основным процессом получения университетских знаний, и тьюторство изначально выполняло функции сопровождения этого процесса самообразования.

В современной системе образования решение указанных задач возможно на основе установления и поддержания единых требований к содержанию и качеству тьюторского сопровождения как профессиональной деятельности. Этой цели и должен служить данный профессиональный стандарт.




Размышление по поводу образовательного стандарта тьютора


В настоящее время в нашей стране наблюдается ускоренный темп развития инновационных технологий и как следствие ускорение динамики жизни взрослого населения, что влечет за собой необходимость раннего развития, получение ими большего количества знаний в разных областях, чем предыдущие поколения.

Обществу требуются инициативные и умеющие творчески мыслить люди. Характерной чертой развития современного общества является рост индивидуального самосознания.

Новые подходы к современному бизнесу пересматривают устоявшиеся ранее взаимоотношения между технологиями, социальными институтами и ценностями, делают акцент на новую роль человека в экономике, основанной на свободе выбора .

Недостаточность разработки принципа индивидуализации в российской педагогической науке, возможно, связана с тем, что до сих пор еще не поставлена принципиальная задача осмысления и описания средств индивидуализации образовательной среды и процессов. И в данное время это является самой актуальной проблемой. Выявление и описание такого педагогического феномена как тьюторство в отечественном образовании позволит осмыслить и описать важнейшее средство индивидуализации – тьюторство как профессиональную педагогическую деятельность. Нельзя сказать что профессия тьютора абсолютно нова. Вы, возможно, согласитесь, что всегда были педагоги и Учителя с большой буквы. Именно Учителя мы воспринимали как мудрого наставника, старшего товарища, мнение которого было важно для нас. В советских фильмах на производственную тематику часто обыгрывалась тема воспитания и обучения молодого сотрудника, который только-только пришел на предприятие после вуза или техникума. В роли воспитателя обычно выступал заслуженный работник, передовик, мастер своего дела. Сначала, как правило, имел место конфликт отцов и детей, а потом молодой специалист осознавал важность жизненного и профессионального опыта, а наставник проникался идеями Нового, и они вместе совершали прорыв в производственной сфере. На этом борьба хорошего с лучшим завершалась, и фильм заканчивался...

Несмотря на то, что часто говорят о традиционной системе обучения, рассматривая ее с позиции "учитель-ученик", не могу согласиться с тем, что учитель - это тот, кто передает знания. Но давайте вспомним своих учителей. Разве не к ним мы обращались за советом, говорили о своих мечтах и планах? Разве не они подсказывали нам что стоит почитать, где найти интересующий нас материал, то, чего не было в учебниках? Ни за что не поверю, что повезло только мне. А мне действительно повезло с учителями. Конечно, не со всеми. Но о многих я до сих пор вспоминаю с теплотой.

Наставничество много лет применялось как один из наиболее эффективных методов обучения молодых специалистов и при предпрофессиональной подготовке. Сегодня подобная практика используется значительно реже. И даже в тех профессиональных сферах, где наставники существуют, эффективность обучения не всегда оправдывает ожидания.

Тьютор — (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая должность. В России должность тьютора регулируется приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"» от 02.08.10 № 761н.

С 2008 года профессия тьютор официально введена в список должностей педагогических работников общего, дополнительного и высшего профессионального образования (см. приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. №№216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под №№11731 и 11725 соответственно), однако на сегодняшний день она еще не имеет стандартизированного описания специфики тьюторства как профессиональной педагогической деятельности и процесса подготовки к её осуществлению.

Социологи и психологи утверждают, что сегодня укрепляет свои позиции качественно новое социальное явление (новый тип социального субъекта) – самостоятельно действующие личности, активность и инициативность которых определяют ситуацию в различных сферах жизни современного общества. Человек становится субъектом и агентом исторического процесса и имеет большие шансы стать соавтором и режиссером-постановщиком. Каждый человек все в большей степени получает определенные воз- можности влиять на различные аспекты собственной жизни и жизни общества: в экономике, политике, в социальной и духовной сферах. На историческую арену выходит новая социальность – коллективный субъект, понимаемый как сложная сеть индивидуальностей.










Тьютор и учитель

Сегодня ученые различают следующие процессы: обучения, образования и подготовки, полагая их как относительно самостоятельные педагогические процессы. В организационно-педагогическом плане это означает, что целостное образовательное пространство старшеклассника представлено в трех «горизонтах» или в трех относительно самостоятельных пространствах — учебном, образовательно-рефлексивном и социально-практическом.

В традиционном понимании образовательного пространства акцент делается на обучении, а процессы социальной практики и образовательной рефлексии, как правило, не рассматриваются. В тьюторской же модели, в отличие от традиционной, ведущая функция — за процессом образовательной рефлексии..

Тьютор в инклюзивном образовании

В Федеральном государственном образовательном стандарте отмечено, что реализация индивидуальных учебных планов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения. Мне кажется, что именно в данной области тьютор необходим. Но важно какое образование должно быть у тьютора, медицинское и педагогическое? Ведь, в данном случае, необходимы знания и практические навыки в разных областях. Необходимость индивидуального сопровождения ребенка в образовательном учреждении тьютором может быть прописана в индивидуальной программе реабилитации, если ребенок имеет инвалидность. Рекомендацию на тьюторское сопровождение с прописанными требованиями к квалификации тьютора и особенности сопровождения может дать психолого-медико-педагогическая комиссия.

















Заключение

Насколько в действительности тьютор востребован временем, и что необходимо для дальнейшего развития этого движения?

"Как показывают наблюдения, управленцы сейчас вводят тьюторство очень по-разному и зачастую стихийно. Кто-то вводит потому, что это стало модно, кто-то вводит потому, что хочет некую новую позицию, чтобы жизнь в школе была ярче. Однако если говорить о целесообразности введения тьюторства, то вводить его стоит только тогда, когда в школе реально создается богатая среда, в которой по-настоящему могут существовать выбор и самоопределение. В случае отсутствия их достаточного разнообразия тьютор является излишним. В школе все регламентировано, есть расписание. При этом школа может очень хорошо обеспечивать процесс обучения, но само по себе это находится вне тьюторства, и введение новой позиции не нужно.

Некоторые управленцы, отвечая на вызовы времени, создают в школе множество кружков, различные формы работы, обилие типов выбора, возможности для самоопределения обучающихся в разных видах деятельности. Такую работу сейчас проводят не столько даже школы, сколько университеты, которые, стремясь быть современными, многое уже сделали в этом направлении. Когда же в учреждении такая богатая среда создана, то следом логически возникает вопрос для любого управленца. А кто со всем этим разнообразием будет работать, проявлять его обучающимся, обсуждать с ними возможности для реализации индивидуальных траекторий образовательного движения в избыточной среде, искать индивидуальные способы навигации в этой среде и стратегии движения человека в своем образовании?"- говорила Татьяна Михайловна Ковалева, президент Межрегиональной тьюторской организации, доктор педагогических наук.

Сколько детей с ОВЗ будет курировать тьютор? Будут ли созданы необходимые условия для работы? Не останется ли тьютор один на один со своими проблемами? Не возникнет ли конфронтация с педагогами при решении неоднозначных вопросов и ситуаций?

Эти и многие другие вопросы по-прежнему остаются без ответов. Для введения нового необходимы условия. Если условия не созданы и все держится на энтузиазме, то даже хорошее дело не принесет результатов. Замечательно, что в нескольких городах России, Москве, Ижевске, Томске, Волгограде, Чебоксарах, уже проходят курсы повышения квалификации, переподготовки кадров. Мы не можем сказать, что то, что написано сейчас не измениться в ближайшем будущем.Будут разрабатываться и, возможно, меняться стандарты, еще будут разрабатываться единые требования к оценке качества работы...Очень хочется, чтобы новое находило опору в том, что было накоплено ранее.

Образовательный стандарт тьютора - это словно живой организм, растущий, взрослеющий и меняющийся.











































Список литературы

  1. Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе.– М.: Прометей, 2005.

  2. Битова А.Л. - Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации. - М., 2000.

  3. Долгова Л.М. Тьюторство в аспекте результативности образования - Тьюторство: идеология, проекты, образовательная практика. – М.,2004г.

  4. Карпенкова И.В. «Тьютор в инклюзивной школе»: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы, - М., ЦППРиК «Тверской», 2010.

  5. Ковалева Т.М. - К вопросу о тьюторском сопровождении как образовательной технологии // Основные тенденции развития современного образования: Материалы международной научно-практической конференции – М., ИТОиП РАО, 2002.

  6. Ковалева Т.М., Попова (Смолик) С.Ю. и др. "Профессия -тьютор", Москва, 2012

  7. Ковалева Т.М "Тьюторство как эффективная практика индивидуализации", Электронный журнал об образовании
















Приложение

Организация деятельности тьютора в школе определяется соответствующей нормативной базой. На федеральном уровне — это непосредственно закон   «Об образовании в Российской Федерации», Трудовой кодекс, «Единый  квалификационный  справочник  должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009). На уровне образовательной организации — это устав образовательной организации, коллективный договор, правила внутреннего распорядка, трудовой  договор работника с работодателем.

Нормативно-правовые акты являются основанием  для разработки школьных локальных актов: положения, должностной инструкции и др.

При этом основополагающим документом является квалификационная характеристика тьютора (приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009), согласно которой тьютор:

  • имеет должностные обязанности:

Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения; координирует поиск информации обучающимися для самообразования; сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).

Совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей; координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи.

Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования; создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий); обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.

Организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана, содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов.

Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов.

Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования.

Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности.

Поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона.

Синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения.

Способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося.

Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (лицам, их заменяющим).

Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).

Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации  образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

  • должен знать:

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;

основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;

методы и формы мониторинга деятельности обучающихся; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся; технологии открытого образования и тьюторские технологии;

методы управления образовательными системами; методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);

современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы установления контактов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, убеждения, аргументации своей позиции; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

основы экологии, экономики, права, социологии; организацию финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; административное, трудовое законодательство;

основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

  • должен иметь (требования к квалификации):

высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Так как тьютор относится к педагогическим работникам, то согласно квалификационному справочнику он должен иметь профессиональную, информационную, коммуникативную и правовую компетентности.

Представленный на интернет-сайтах опыт работы ОУ, где практикуется должность тьютора, позволяет сделать следующие выводы:

тьютор:

  • работает в соответствии с планом (на учебный год, четверть, месяц, неделю), утверждаемым администрацией школы. Содержание плана определяется  выбранной моделью тьюторского сопровождения, особенностями направлений, определенных  обучающимися. На основании этого плана тьютор организует индивидуальную и групповую работу;

  • ежедневно ведёт учёт посещаемости и успеваемости обучающихся  в отдельном журнале;

  • еженедельно отслеживает продвижение учеников в обучении;

  • один раз в четверть заполняет соответствующие его функционалу разделы портфолио ученика (уровень владения учебным материалом, степень готовности к самостоятельной работе, активность на уроках и внеурочной деятельности, развитие исследовательских и проектных навыков);

  • подводит предварительные итоги успеваемости по окончании четверти, полугодия  и составляет с учениками планы ликвидации пробелов и задолженностей;

  • представляет отчёт по итогам полугодия, года промежуточной и итоговой аттестации в закрепленных группах, классах;

  • отчитывается о проделанной работе и ее результатах перед  директором школы, заместителем директора по УВР,  на совещании при директоре, информационных совещаниях, на педагогическом совете;

  • разрабатывает организационно-методические материалы:

— комплекс вариантов  индивидуальных образовательных программ и маршрутов,

— комплекс материалов для диагностики интересов и проектирования образа будущего,

— макет портфолио достижений обучающегося,

—  макет индивидуального плана  обучающегося;

  •  как сопровождающий индивидуальную образовательную программу обучающегося не берёт на себя принятие каких-либо решений, не вынуждает обучающегося делать определённый выбор и не гарантирует быстрый образовательный результат;

  •  ответственность тьютора перед обучающимися и их родителями (законными представителями)  состоит в следовании ценностям профессии и создании необходимых условий для появления образовательного результата.

Специалисты считают, что  результатом деятельности тьютора в образовательном плане может быть:

  • рост уровня мотивации и культуры личностного и профессионального развития обучающегося;

  • рост уровня развитости и сформированности базовых компетентностей (информационной, предпринимательской, коммуникативной) обучающегося;

  • рост уровня развитости личностных качеств, умений и способностей обучающегося: умения видеть и формулировать цель, умения планировать,  умения делать выбор, умения принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность;

  • развитие у обучающегося творческих, рефлексивных способностей, интеллектуальной активности, способности к самообразованию;

  • расширение горизонтов образовательного, профессионального, соци­ального самоопределения обучающегося.

Примерная документация тьютора:

  • программа (план) тьюторского сопровождения обучающегося;

  • план работы с обучающимися на неделю, месяц, четверть;

  • индивидуальные образовательные траектории обучающихся;

  • план-график работы с тьюторской группой;

  • журнал учета  посещаемости детей;

  • анализ выполнения образовательной программы (требований ФГОС) обучающимися;

  • портфолио обучающихся;

  • материалы мониторинга образовательных результатов и эффектов индивидуализации образования обучающихся и др.











11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!