СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе «Следует ли педагогу всегда применять образовательные технологии на уроке?»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из реальной жизни учителя музыки. Очень часто в учительском сообществе поднимается данная проблема. Жизнь доказывает: надо меняться, совершенствоваться и двигаться вперёд.

Просмотр содержимого документа
«Эссе «Следует ли педагогу всегда применять образовательные технологии на уроке?»»

«Следует ли педагогу всегда применять образовательные технологии на уроке?»

Урок музыки в пятом классе... Веду урок с неподдельной заинтересованностью и творческой искренностью. В помощь мне для раскрытия темы все интерактивные приспособления и мультимедия, компьютер с открытым браузером в сети Интернет, мощный синтезатор «KORG» и вся группа электро-музыкальных инструментов, большая ударная установка. Все учащиеся зрительно мною охвачены… и вижу, что за первым столом ряда у двери мой пятиклассник Владик Анлин смотрит на меня грустным, равнодушным и пустым взглядом. Молнией ударили мысли: почему ему грустно и скучно? Достаточно ли я понятен? Умело ли я применяю образовательные технологии на своих уроках? Интересно ли ему?

Вчера, готовясь к уроку, я старался придерживаться технологии продуктивно-творческой деятельности: с качественно новым подходом к подбору содержания музыкально-художественного материала « от прошлого - к настоящему, от настоящего - к будущему». Такой подход позволяет рассмотреть любое музыкальное явление и произведение с точки зрения традиций и современности, а продуктивно-творческая деятельность позволяет смоделировать его существование в будущем. Ярким акцентом моего урока является музыкальная импровизация учащихся, интеграция различных видов искусств,  интерпретация собственного исполнения  музыкального произведения. Не забываю и о здоровьесберегающей технологии, которая методами музыкальной терапии обязана сохранить здоровье учащихся, их физическое и психическое развитие, для последующей адаптации в социуме. Не забыл, что мои пятиклашки обожают играть. Что обязывает меня вводить в уроки игровые технологии (ролевые, деловые и другие виды обучающих игр), развивая общеучебные умения и навыки, необходимые в практической деятельности и многое другое. И конечно-личный пример, моя заинтересованность и культура восприятия музыки в целом. Любовь к музыке и мои личные исполнительские способности ретрансляции произведений классиков.

Так что же не так? Возможно, во мне крепко засели учительские стереотипы, которые вырабатывались за долгие годы работы в школе. Может реже надо подсказывать готовые ответы, позволив учащимся в трудном поиске самостоятельно найти правильный ответ. Внушить учащимся, что играть, а не заигрываться, есть суть развития в музыке. Нужно из помощника перейти в наставники, и как за дирижёрским пультом, аккуратными дирижёрскими жестами направлять свой класс-оркестр по траектории «идеального звучания».

Так в мыслях моих кажется, пролетела вечность. Мой Владик, вяло улыбнувшись, видя мою обеспокоенность, подошел ко мне. Он поведал, что с утра он вяло себя чувствовал. Затем поссорился с одноклассниками и попросился выйти.

Но профессиональный анализ не отпускал меня. Современная школа это быстро меняющийся, интенсивно совершенствующийся, мчащийся вперёд состав, который внутри себя несёт неограниченные множества инновационных методик и образовательных технологий. Она позволяет учителю выбрать те, «свои», которые позволят пристальней взглянуть на себя и свой опыт работы. Переосмыслить субъективные позиции, понять, зачем и для чего нужны изменения, и, прежде всего, измениться самому.

Прозвенел звонок…. Дети шумно начали собираться…. Я, попрощавшись, поймал себя на мысли, что очень жаль, что в учебном плане школы на урок музыки выделен всего один час в неделю. Для воспитания высоко духовной и культурной личности нашего современного и развивающегося общества этого не достаточно. Ну, спасибо хоть так.





















Технология  продуктивно-творческой деятельности

Данная технология строится на принципах общехудожественного постижения искусства:

  • принцип увлеченности и эмоциональной отзывчивости;

  • принцип культуросообразности;

  • принцип природосообразности (от игры к творчеству);

  • принцип единства воспитания и образования,

  • принцип преемственности и непрерывности различных уровней музыкального образования;

  • комплексный подход к синтезу всех видов искусств и сфер жизни;

  • одновременная работа всех анализаторов (зрение, слух, осязание).

В технологии продуктивно - творческой деятельности предусматривается качественно новый подход к подбору содержания музыкально-художественного материала. Основное новообразование  в принципе подбора музыкальных произведений заключается  в технологическом подходе « от прошлого - к настоящему, от настоящего - к будущему». Такой подход позволяет рассмотреть любое музыкальное явление и произведение с точки зрения традиций и современности, а продуктивно-творческая деятельность позволяет смоделировать его существование в будущем. Так, например, анализируя жанр авторской песни в 7 классе  (тема «Что значит современность в музыке»), учащиеся знакомятся  с историей возникновения этого музыкального жанра, изучают музыку средневековых бардов, менестрелей, трубадуров. Разучивая песни современных авторов, например, В.Высоцкого, О. Митяева и др., учащиеся исследуют жанр авторской песни с точки зрения современной культуры, а обозначив в ходе обсуждения, волнующие современных подростков темы, создают фундамент для музыкальных сочинений  будущего. И неважно, если  первый опыт по созданию своей авторской песни будет не совсем удачным, главное, что он состоялся.

Основными методами обучения продуктивно-творческой деятельности являются методы музыкальной импровизации, интеграции различных видов искусств,  интерпретации собственного исполнения  музыкального произведения.

Особое  внимание уделяется методу музыкальной импровизации как первооснове продуктивно-творческой деятельности. Этот метод основан на взаимодействии художественно-образного и конструктивного мышления. Образное и конструктивное начала в музыкальном творчестве нерасторжимы и обогащают друг друга. При этом задействованным оказывается одно из важнейших качеств детской психики - фантазия, которая является базовым компонентом художественного творчества.

Процесс обучения музыкальному искусству включает в себя обязательный образовательный уровень (урок) и внеурочную деятельность. Навыки художественно-творческой деятельности, получаемые на уроках музыки, органично развиваются во всех последующих формах общения с искусством:

  • внеурочная развивающая деятельность (занятие в кружках по интересам: эстрадный вокал, театральная студия,  коллектив народного творчества, хореографическая студия);

  • внешкольные мероприятия художественно-эстетической направленности;

  • коллективное посещение концертов, музеев.

  • вокальные конкурсы, фестивали.

Здоровьесберегающие технологии

Очень важными и необходимыми в наше время стали здоровьесберегающие технологии.

Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе.

Неудивительно поэтому, что в наше время много школ работает с применением технологии здоровье сбережения.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. И музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья школьников.

Может ли учитель музыки с помощью здоровье сберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся?

По существу, каждый учитель музыки, осознает он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.

Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой.

Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты:

  • музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови

  • повышает и понижает мышечный тонус;

  • стимулирует появление эмоций;

  • улучшает вербальные и арифметические способности;

  • стимулирует процессы восприятия и памяти;

  • активизирует творческое мышление.

Эту особенность оздоравливающего воздействия музыкальных произведений на организм человека можно использовать не только на уроках музыки, а и на всех других уроках во время физминуток или в заключительной части урока.

Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение. Многие произведения школьной программы входят в список полезной классической музыки, составленный на основе данных нейрофизиологических исследований о влиянии различных музыкальных характеристик на мозг ребёнка.

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов. Во время слушания музыки допускается свободная посадка за партой, приём «слушание с закрытыми глазами» для лучшего восприятия музыки. При повторном прослушивании используются репродукции картин художников, фотографии, видеосюжеты, заранее подготовленные и связанные с содержанием музыкального произведения. Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что такое восприятие произведений искусства положительно влияет на их психоэмоцианальное состояние.

Логоритмическая гимнастика - это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

Фольклорная арттерапия. Русский песенный фольклор - это естественная система арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок - обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора.

В процессе использования технологий на уроке музыки дети узнают, постигают, осваивают закономерности языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развивать музыкальные способности детей.

Все технологии помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.

Использование современных образовательных технологий на уроках музыки

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. 

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволит учителю: 
- отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки различных областях деятельности; 
- развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность; 
- воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий. 


Проблемное обучение. 
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. 

Технология мастерских

Предлагается такая организация процесса обучения, при которой учитель - мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или групе с опорой на свой личный опыт, учитель - мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления.



Технология "Дебаты"

Эффективное средство обучения школьников умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку, а также развивает уверенность в способности повлиять на общественное мнение или изменить сложившуюся ситуацию.

Проектная деятельность. 
Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. 



Игровые технологии: ролевые, деловые и другие виды обучающих игр.  Развитие общеучебных умений и навыков,  необходимых в практической деятельности.


Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа). 
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности. 

Информационно - коммуникационные технологии. 
Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.



Система инновационной оценки «портфолио». 
Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности. 

Современные образовательные технологии на уроках в школе бывают разные. Очень важными и необходимыми в наше время стали здоровьесберегающие технологии.

Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты:

- музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;
- повышает и понижает мышечный тонус;
- стимулирует появление эмоций;
- улучшает вербальные и арифметические способности;
- стимулирует процессы восприятия и памяти;
- активизирует творческое мышление.

Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся. Поэтому наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках использую логоритмику, ритмотерапию, фольклорную арттерпию и др.

Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается..



Ритмотерапия. Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.



Терапия изобразительным искусством. Цвет и звук, изобразительное искусство и музыка, как вы уже, наверное, обратили внимание, имеют глубинные связи не только в истории художественной культуры, но и в арт-терапии. 



Фольклорная арттерапия. Русский песенный фольклор – это естественная система арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок- обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора.


Сказкотерапия. Музыкальная терапия сплетается со сказкотерапией прежде всего через музыкальные образы сказочных героев, сказочные темы и сюжеты в музыке. Сказкам свойственны тайны и волшебство, что помогает ребенку более открыто и заинтересованно вживаться в предложенные образы. 

Музыкально-рациональная психотерапия. Музыкально-рациональная психотерапия в условиях общеобразовательной школы представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных учащемуся переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым. В предлагаемом подходе объединяются эстетотерапия – лечение красотой и арттерапия – лечение идеалами.

Чтобы творческие проявления учащихся носили последовательный и активный характер, учителю необходимо - подбирая дополнительный репертуар для урока музыки и для внеклассной работы, включать произведения, которые могут служить основой для развития конкретных творческих навыков и в это же время отвечать дидактическим задачам общего продвижения учащихся:

- с целью формирования у школьников ассоциативного мышления привлекать аналогичный материал из смежных областей других видов искусства;

- умело импровизировать в неожиданных ситуациях;

- использовать разнообразные формы работы, способствующие созданию на занятиях атмосферы творческой активности, заинтересованности (словесно-иллюстративная, поисковая и т.д.);

- разрабатывать серии творческих заданий и находить наиболее эффективные

- формы их постановки перед школьной аудиторией (в основном для этого используется внеклассная работа);

- применять различные виды творческой деятельности на каждом занятии, исходя из главной задачи каждого конкретного занятия.

Все музыкальные технологии помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников. 
Итогом развивающего музыкального образования должно стать представление учащихся о деятельности музыканта – композитора, исполнителя, слушателя в их триединстве – как о высоком проявлении человеческого творческого потенциала, как о большом интеллектуальном и эмоциональном труде души, как о высшей потребности в преобразовании человека.
Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.
Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы.
Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!