СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе «Технологическое сопровождение достижения качества образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе «Технологическое сопровождение достижения качества образования»

Просмотр содержимого документа
«Эссе «Технологическое сопровождение достижения качества образования»»

Эссе «Технологическое сопровождение достижения качества образования»



Современная концепция информатизации образования направлена на решение следующих стратегических задач: повышение эффективности, доступности и качества образования за счет интеграции новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс; обеспечение технологического сопровождения с целью повышения качества образования; развитие индустрии образовательных услуг; уточнение содержания образовательных программ и обеспечение контроля качества образования.

Информационно-технологический подход заключается в максимальном использовании в образовательном процессе новейших технологий поиска и использования имеющейся в современном мире знаниевой информации.

Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса представляет собой социально, педагогически и технически организованное взаимодействие субъектов, которое реализуется в целях повышения эффективности образовательного процесса и заключается в сборе, обработке, хранении и поиске информации, а также в предоставлении этой информации всем субъектам образовательного процесса в соответствующее время и в удобной для них форме.

Основными принципы информационно-технологического сопровождения являются непрерывность и мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения.

Информационные технологии в образовании (ИТО) классифицируют по функциональному назначению:

– информационно-поисковые – обеспечивают представление информации и осуществление операций по поиску и систематизации информации при использовании различных систем поиска и обработки данных (информационно-поисковые системы, учебные базы данных и знаний, информационно-справочные программные средства);

– демонстрационные – позволяют визуализировать изучаемые объекты, обеспечивают наглядное представление информации;

– тренинговые – предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения и закрепления пройденного материала;

– диагностирующие и тестирующие – оценивают знания, умения, навыки учащихся, уровень обученности, интеллектуального развития, сформированности личностных качеств;

– контролирующие – автоматизируют процессы контроля (самоконтроля) результатов обучения;

– экспертные – управляют ходом учебного процесса, организуют диалог между пользователем и ИТО при решении учебной задачи;

– коммуникативные – обеспечивают возможность доступа к любой информации в локальных и глобальных сетях, обеспечивают удаленное интерактивное взаимодействие субъектов учебного процесса;

– вычислительные – автоматизируют процессы обработки результатов учебного эксперимента, расчетов, измерений;

– офисные – предназначены для создания, хранения, передачи и обработки информации общего назначения, ведения дел (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы различного структурированного представления информации, графические редакторы, компьютерные коммуникации);

– сервисные – обеспечивают безопасность и комфортность работы пользователя на компьютере;

– управленческие – автоматизируют управление процессами, объектами, явлениями, информационными потоками (от управления приборами в эксперименте до автоматизирования рабочего места руководителя, сетевого управления, распространения информационно-методического обеспечения, ведения делопроизводства в учебном заведении и т.д.);

– моделирующие – осуществляют моделирование изучаемых сложных или нереальных объектов, явлений и процессов в целях их исследования;

– имитационные – управляют действиями реальных объектов, устройств, представляют определенный аспект реальности или изучения структурныз или функциональных характеристик;

– инструментальные – языки программирования, авторские инструментальные среды и пр.;

– досуговые – компьютерные игры и средства компьютерной коммуникации для организации досуга, внеклассной работы в целях воспитания и личностного развития учащихся.

Наиболее разработанным направлением является использование ИТО в учебном процессе.

Выделим принципы использования ИТО в образовании:

– принцип гуманистичности обучения – обращенность ИТО к человеку, создание максимально благоприятных условий для развития, проявления творческой индивидуальности;

– принцип педагогической целесообразности, требующий педагогической оценки эффективности применения ИТО в сочетании с педагогическими технологиями;

– принцип обеспечения безопасности информации – необходимость организационных и технических способов ее безопасного хранения, передачи и использования;

– принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании электронных образовательных продуктов;

– принцип мобильности, вариативности обучения – использование информационных сетей, баз и банков знаний и данных, дистанционного образования;

– принцип интеграции в традиционную систему образования.

В становлении информационной культуры педагога можно выявить следующую динамику развития:

– уровень компьютерной грамотности – «Я – исполнитель» (деятельность по образцу, последовательность действий не продумана, ситуативность информационной деятельности;

– методологический уровень – «Я – тактик» (рефлексирует свою информационную деятельность, разрабатывает тактику ее достижения, универсальность межпредметность информационной деятельности);

– уровень саморазвития – «Я – стратег» (способен к выработке стратегии деятельности, личностная свобода, творчество в информационной среде).

Одной из важных проблем школьного образовательного процесса является диагностика достижений учеников. Рост эффективности обучения напрямую связан с повышением качества оценки успехов детей. Большое значение в этой связи приобретают такие факторы, как функции проверки, ее содержание, методы и формы, измерители и средства измерения.

Выделяют несколько видов контроля.

Текущий- систематическая проверка знаний, умений и навыков (ЗУН), подразумевающая оценивание результатов обучения на каждом уроке и дома. Она отличается оперативностью, гибкостью, разнообразием форм и методов (устный ответ, письменное задание, работа с карточками, выполнение теста и т. д.). Главные недостатки - выборочный характер и сосредоточение внимания преподавателя на отстающих учениках.

Периодический - всеобщая (срезовая) оценка знаний по итогам изучения крупных разделов программы (тем), определенного периода обучения в течение года (например, по итогам четверти). Она более традиционна по формам и содержанию (практические контрольные, проверочные работы, сочинения).

Итоговый - проверка, направленная на фиксацию уровня формированности ЗУН, готовности к переходу на новый уровень. Ее проводят по завершении каждой ступени обучения при выпуске или приеме в образовательное учреждение следующего порядка.

Универсальной процедуру контроля делает целый спектр его функ­ций:

1) проверочная - заключается в выявлении степени освоения ребенком материала, умений и навыков и их соответствия образовательному стандарту, в определении общего уровня умственного развития (в том числе коммуникативного), в закреплении приемов интеллектуальной деятельности, навыков рационального труда;

2) обучающая - предполагает совершенствование системы ЗУН, их обобщение, систематизацию, применение в новой ситуации;

3) развивающая - подразумевает стимулирование познавательной потребности школьника, формирование его творческх способностей, развитие речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления;

4) социальная - призвана сориентировать ребенка в процессе обучения на достижение определенной цели (с учетом выбора будущей профессии);

5) аксиологическая - служит воспитанию ответственности (исполнительности, дисциплине, аккуратности), формированию сознательного выбора;

6) диагностическая - означает, что для использования наиболее адекватной по интенсивности методики обучения необходимо владеть информацией не только о пробелах в знаниях школьника, но и о порождающих их причинах;

7) прогностическая - помогает предоставлять опережающую информацию об учебно-воспитательном процессе с целью стратегического руководства, создания модели дальнейшего развития.

Качественные изменения, происходящие в системе образования, проявляющиеся в усилении внимания к личности ребенка, требуют существенных изменений в осуществлении контроля и оценки его личных достижений, под которыми понимаются:

- степень прогресса личности по отношению к ее предшествующим проявлениям в образовательной деятельности (Илюшин Л.С., 1995);

- личное продвижение учащегося по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психических процессов, личностных качеств.

Современная пятибалльная (в реальности 4-хбалльная) система не может удовлетворить растущую потребность общества в качественном образовании, поэтому с особой остротой встает вопрос о необходимости отслеживания индивидуального продвижения ребенка в процессе освоения знаний, умений, навыков, развития личностных процессов, формирования личностных образований.

Однако, несмотря на активное обсуждение данной проблемы в педагогической науке, в образовательной практике сохраняется ориентация на традиционную модель оценки достижений учащихся.

При традиционном подходе достижения учащихся трактуются как возрастание объема знаний, умений и навыков учащихся, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки. В данном случае, центром внимания педагога является главным образом учебная деятельность, а диагностика достижений представляет фиксацию уровня обученности учащихся.

Ни для кого не секрет, что при таком подходе обнаруживается ряд характерных особенностей, которые оказывают негативное влияние на качество образования:

- субъективный характер оценивания, который выражается, во-первых, в том, что главным образом от учителя, его настроения и отношения к ребенку складывается общая оценка, во-вторых, у каждого учителя вырабатывается своя «авторская» система оценивания;

- ребенок, как правило, лишен возможности участвовать в оценивании своих результатов, оценка и отметка педагога теряют для ученика содержательный смысл, немотивированные оценки отстраняют его от выработки содержательных оценочных суждений, что затрудняет развитие у него самостоятельности и ответственности;

- за отметками закрепляются социальные ярлыки, по словам В.А. Сухомлинского: «отметка превращается в идола», выставление оценок становится мощным стрессогенным фактором для ребенка, формируют в нем такие негативные качества, как приспособленчество, цинизм, зависть и др.

- нивелируется основное назначение оценки – стимулировать познавательную деятельность учащихся, акценты смещаются в сторону установившихся отношений между учителем и учащимся (завоевать его доверие, «понравиться»);

- оценка качества образования на всех уровнях образования сводится чаще всего к оценке качества обучения.

Перечисленные факторы обуславливают необходимость создания подлинно гуманистической модели образования, поскольку такая модель ориентируется не столько на результат, соотносимый с государственным образовательным стандартом, сколько на личностные достижения учащихся.

Ученые по-разному подходят к определению структуры достижений учащихся. Так, О.Е. Лебедев считает, что достижения учащихся складываются из четырех основных компонентов:

1) уровня академической успеваемости с учетом государственного стандарта образования и профиля конкретного образовательного учреждения;

2) фонда коммуникативных умений;

3) творческой познавательной активности ребенка;

4) личных социальных достижений внутри школы и вне ее.

Е.В. Бондаревская, занимающаяся проблемой личностно-ориентированного образования, выделяет следующие компоненты достижений учащихся:

1. ценностный, мировоззренческий компонент, т.е. систему ценностей или жизненных смыслов;

2. культурологический компонент, то есть освоение культуры;

3. компонент социализации, накопления общественного опыта, опыта гражданского поведения личности;

4. личностный компонент, связанный с развитием способностей личности к самопознанию, самореализации, самоконтролю, самоорганизации;

5. природосообразный компонент, связанный со здоровьем, физическим развитием.

ЮНЕСКО провозглашает, что главной целью образования должно стать формирование жизнеспособной личности. Данная идея жизнеспособности общества и личности и исходящая из нее модель личностных качеств человека определяет основные черты современного типа образования и основополагающие цели образовательного процесса, а именно:

1. формирование проектно-ориентированного мышления, позволяющего личности эффективно использовать знания для решения своих жизненных проблем;

2. формирование способности и готовности к позитивной коммуникации на межличностном, межкультурном, межгосударственном уровне;

3. формирование социальной ответственности перед собой, ближайшим окружением, обществом, государством, человечеством, природой.

Альтернативные формы оценивания: самооценка, портфолио, система образовательного рейтинга.

Итак, технологическое сопровождение достижения качества образования играет важнейшую роль на современном этапе и требует постоянного внимания, развития, совершенствования.



Автор: Ходыкина Валентина Валентиновна


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!