СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе "Учитель и ученик растут вместе"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель и ученик. Недаром между этими словами стоит союз. На мой взгляд, это симбиотическая система, в которой сотрудничество жизненно необходимо для обоих партнеров-участников. Обучая других, мы учимся сами.

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Учитель и ученик растут вместе"»

«Учитель и ученик растут вместе» (Конфуций)


Учитель и ученик. Недаром между этими словами стоит союз. На мой взгляд, это симбиотическая система, в которой сотрудничество жизненно необходимо для обоих партнеров-участников. И если бы мне предложили заменить в этом словосочетании союз «и» на математический знак, то я бы поставила знак равенства. Только в этом случае возможен совместный рост, достижения, радость, победы.

Я – учитель физики, науки, которая изучает законы, по которым живёт и существует природа. А, следовательно, и мы – люди, являющиеся её частью. Третий закон Ньютона, один из фундаментальных законов физики, гласит: «два тела действуют друг на друга силами одной природы равными по величине и направленными вдоль одной прямой в противоположные стороны». Следовательно, никогда не бывает так, что одно тело действует на другое, а второе по отношению к первому остаётся пассивным. Такого в принципе быть не может. Правило однозначно: взаимодействие! Физика своих законов не меняет никогда, даже если речь идёт о человеческих отношениях. Взаимодействие и точка. Любой контакт: общение, сотрудничество, совместная деятельность – ведёт к преобразованиям, которые происходят с каждой из взаимодействующих сторон. Изменяются обе стороны, естественно, в разной степени. Именно сотрудничество «Учитель-Ученик» является основой, краеугольным камнем любого учебно-воспитательного процесса, способствующего личностному росту обоих участников.

Как понимать слово «растут» в этой цитате? С учеником всё понятно. Он развивается: расширяется круг знаний, умений, усложняется система взаимодействий. Развиваться для ученика - значит больше понимать, знать, больше чувствовать... Школьник приобретает новые знания под руководством учителя. Формируется его мировоззрение, формируются навыки, которых раньше не имел.

Но что с учителем? Ведь ясно, что у него жизненный опыт, знания… Чему он может учиться у ученика в процессе совместного обучения и сотворчества?

А учится учитель многому. Во-первых, расширяет знания о самом ребенке: каждый ученик – это новый мир, непредсказуемый, со своими законами, неоткрытыми талантами. Учителю еще предстоит их найти, понять, зажечь и показать не только другим, но и главное – самому ребенку его возможности. Вдохновить его, помочь поверить в себя, в свои силы.

Во-вторых, учитель тоже приобретает новые умения, И прежде всего, умение ладить с учениками, находить особый ключик к каждому. С каждым приходится говорить на том языке, который понятнее именно для данного ребенка. При этом нужно самому владеть различными приемами, чтобы построить свое объяснение и общение интересно и доступно. Постоянно нужно совершенствовать это мастерство, идти в ногу со временем, «расти» в соответствии с его требованиями.

В-третьих, в наш век информационных технологий, в динамично развивающемся мире меняются и требования к школьному образованию, и роль учителя. Если в ещё недавнем прошлом учитель был почти единственным основным источником информации, то с развитием информационного общества основным источником становится интернет. Поэтому учитель должен хорошо ориентироваться в безбрежном потоке информации, разбираться в многообразии интересующих школьников вопросов, владеть современными информационными технологиями. Бывает и так, что ученики учат учителя освоить какую-нибудь сложную программу: они уже раньше и лучше разобрались с ней. А учитель не всегда успевает идти «в ногу со временем», вот и приходится им временно поменяться ролями. Педагог имеет право на незнание. Признавшись, что мы чего-то не знаем, мы даём понять, что сами еще учимся. А дети доверяют и охотно работают с теми, кто делится с ними своими сомнениями. И это просто замечательно! Это прекрасная возможность сотрудничества, сотворчества, сопереживания.

Загадок и тайн в этом мире открывается все больше, ведь недаром еще великий Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю». Думаю, что любой учитель, думающий и анализирующий, не раз в своей жизни говорил себе то же самое. И в этом смысле он ничем не отличается от ученика. И в этом я вижу его собственный «ученический» путь, полный взлетов и падений, радости открытий и неудовлетворенности от полученных результатов, тревоги за судьбу любимых учеников и признательности им за годы совместного труда.

Вместе, проходя через тернии ученического труда, учитель и ученик взрослеют, духовно растут, приближаются к совершенству. Как сказал римский философ Сенека: «Обучая других, мы учимся сами». В этом и заключается суть того, что мы называем жизненным ростом учителя и ученика.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!