СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе учителя русского языка и литературы (на Муниципальный конкурс "Учитель года")

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эссе учителя русского языка и литературы (на Муниципальный конкурс "Учитель года")»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Петелинская средняя общеобразовательная школа»

ул. Ленина, д. 25, с. Петелино, Ялуторовский район, Тюменская область, 627047 тел./факс 95-168

ИНН/КПП 7228001043/720701001 ОГРН 1027201463728 [email protected]


ЭССЕ


Учителя русского языка и литературы МАОУ Петелинской СОШ Терентьевой Татьяны Владимировны


«Человек создан для счастья, как птица для полета...», - говорил В.Г. Короленко. Желая быть счастливым, человек не может стоять на месте, он открывает новые горизонты, покоряет высоты, которые были недоступны прежде; двигается вперед, подчиняя себе пространство и время.

И если человеку удастся, по выражению великого педагога К.Д. Ушинского, «удачно выбрать труд и вложить в него свою душу», «счастье само вас отыщет». Мой жизненный путь неразрывно связан со школой и педагогикой. С чего все началось? Старый советский черно-белый фильм «Сельская учительница», просмотренный в детстве, стал напутствием: счастье нужно делать своими руками и приносить счастье тем, кто рядом. Выбор профессии был очевиден. Образ главной героини с твердым характером и одновременно женской слабостью, человечностью и нравственностью примеривала на себя. Твердость проявила, когда, вопреки пожеланиям родителей, поступила в Педагогический институт г. Ишима; твердость при выборе факультета любимых русского языка и литературы, когда одна из всех подруг стала учиться там..

Детским мечтам суждено осуществляться. Родившись и выросши в г. Ялуторовске, в 1992 году я приехала работать в среднюю школу деревни Криволукская. Вот уже 30 лет я - сельская учительница, я житель Ялуторовского района, патриот своей любимой деревни, жизнь в которой ни за что не променяю на жизнь в другом населенном пункте.


С детских лет символом движения вперед стали для меня корабли, такие, как в прочитанных книгах: «Дункан», «Наутилус» и «Пилигрим» из романов Ж. Верна, «Арабелла» из приключений Р. Сабатини, «Св. Мария» из книги В. Каверина. Корабль – символ безопасности, надежды, стремления к светлому, перехода на новые уровни. Школа – это тоже корабль, который воплощает мечты детей в реальность, наполняет их сердца любовью, погружает в уникальные переживания, а педагог – рулевой, отважный и пытливый искатель, который не сворачивает с намеченного пути, мастерски управляет кораблем в любую погоду.

В моей профессии учителя я ценю не только возможность передавать знание, но и быть исследователем, мне интересно находить различные языковые факты, анализировать языковые явления, в том числе отраженные в литературе. Стараюсь пробуждать исследовательский интерес к нашему языку и у детей, зачастую ребенок сам не подозревает, что может совершить свое маленькое открытие. Я помогаю ему пройти этот путь, и тогда ученик открывает не только глубины предмета, но и себя, свои возможности и таланты. И это, на мой взгляд, основная задача школы. Мои уроки – это путь учеников к постижению невозможного, потому что научить невозможному можно, если стараться сделать каждый урок «интересным и увлекательным», если сделать «обучение как приключение», использовать в работе активные формы обучения. Вызывая интерес к теме с помощью ассоциаций, намеков, сопоставлений и сравнений, открытий, выводов и заключений, учим мыслить логически, повышаем объем памяти учащегося. Обучение без движения не построить, поэтому так важно включать в учебный процесс элементы двигательной активности: говорить, задавать вопросы и искать ответы, перемещаться по классу, двигаться, работать в парах и группах, играть и выражать эмоции, быть соучастником урока. «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии», - говорил педагог-новатор И. Волков.


А.С. Пушкин писал: «О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух..». Каждый день в школе, каждый урок – это открытие нового, нового знания, нового способа действия для всех учеников, способных и не очень, фантазеров и озорников. С годами поняла, что я нуждаюсь в них больше, чем они во мне. С удовольствием вместе с детьми занимаемся на уроке и во внеурочное время поиском, творчеством, тем, чем, действительно, хочется. Здорово осознавать, что мои уроки для многих становятся уроками жизни, решением многих проблемных вопросов: взаимодействием в социуме, решением практических задач.


Я полностью согласна с Е. Ильным в том, что «школьный учитель, какие бы творческие манеры и наклонности он ни исповедовал», «по сути и в основе» его – «Воспитатель». Являюсь «автором» приключенческого романа в одном томе – классным руководителем 8 класса. События школьной жизни всегда развиваются стремительно и оставляют глубокий след в душе каждого ученика. И выпуская одних, думаю, что уже нужна другим. Как не вспомнить прощальные слова выпускницы, которая сказала, что любит меня за то, что я как учитель смогла вызвать любовь не только к русскому языку и литературе, а еще и к себе, открыть свой внутренний мир для них и не побояться, что что-то пойдет не так. Что может быть дороже этих слов, сказанных человеком, в тебе уже не нуждающимся, но благодарным и помнящим тебя. И все время думаю, как там мои две Вики. А Алена? А Виктор, все такой же «воздыхатель» женских сердец?..

На мышление учеников 20 века оказывал влияние голубой экран. «Зуммеры» 21 века родились и живут в цифровом мире, постоянно меняющемся. Современному учителю не приходится конкурировать с технологиями, гораздо интереснее осваивать их и умело использовать в образовательном процессе.

Учителю важно «спуститься с высоты своего знания до незнания учеников, чтобы вместе с ними совершить восхождение» (Авиценна). Я убеждена в этом. Нельзя требовать от учеников того, чего не умеешь сам, поэтому учителю важно сохранять открытость новому, идти в своих поисках вперед, не бояться ошибаться. Необходимо постоянно заниматься саморазвитием и самообразованием, выезжать на семинары и конференции, делиться собственным опытом и внедрять в свою работу опыт коллег. В философии процесс познания наглядно изображается в виде расширяющегося круга знаний. Чем большим объемом знаний обладает человек, тем больше он ощущает недостаток знаний. Истинный учитель знает, чем мы больше знаем, тем больше мы не знаем. Значит, всякий учитель навсегда остается учеником. Так думали мыслители Древней Греции.

Поэтому я в вечном пути, моя жизнь – это осмысленная и бесконечная дорога вперед. Уверенно двигаюсь по траектории, заданной в начале пути, не догоняя время, а идя вместе с ним и стараясь опередить его. Как герои романов Ж. Верна, сохраняю уверенность в мечте, что смогу пробудить в детях исследовательский интерес к жизни и себе, передать им ценности, идеи, способы действий, чтобы они смогли построить лучший мир будущего.

Чтобы все успеть, стараюсь восполнить силы в общении с семьей и совместном активном отдыхе. Большое удовольствие получаю от чтения книг и просмотра фильмов, старых советских фильмов и экранизации классических произведений. Концерты, постановки, путешествия, общение с друзьями и коллегами – лучший способ противостоять профессиональному выгоранию.

Счастлива ли я? Могу с уверенностью сказать: да, очень счастлива! Почему? Потому что я умею радоваться мелочам, потому что люблю видеть красоту, добро и любовь и дарить их другим, люблю творить прекрасное Новое.

Движение – это жизнь. Попутного ветра вашим парусам! А если нет ветра, нужно браться за весла, грести изо всех сил. Уверена, тогда каждому удастся написать свою счастливую Книгу жизни. В добрый путь!






































раскрыть талант каждого ребенка. Техникумы и колледжи получают новые мастерские, усиливается конкурентоспособность российской высшей школы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!