Я-учитель!
Одной из наиболее злостных ошибок является суждение, что педагогика – это наука о ребенке, а не о человеке. Нет детей – есть люди, но с другим масштабом понятий, другими источниками опыта, другими стремлениями, другой игрой чувств. Сто детей – сто людей. Которые не когда-то там завтра, но уже теперь, сегодня уже люди.
Януш Корчак
Все мы родом из детства. В детстве формируются наши мечты, стремления, желания, которые мы пытаемся достигнуть в течение всей нашей жизни. И я не исключение…
«Мама, я буду учителем!» - воскликнула я. Мама недоверчиво посмотрела на меня, не скрывая удивления: в нашей семье нет ни одного педагога.
Школа… Дни самоуправления… Участие в деятельности общественных организаций… И вот я перед выбором: кем быть? Я ни минуты не задумывалась об этом. Все было уже решено. Мой выбор – стать учителем.
Так начиналась новая глава моей жизни.
«Я – учитель?» - звучало во мне каждый раз, когда я переступала порог кабинета. С одной стороны я знала, чему сегодня буду учить ребят, что нового они смогут узнать, по каким интересным тропинкам мы прошагаем. С другой – я испытывала страх и неуверенность: смогу ли увлечь своих учеников, захотят ли они продолжить познание нового или с нетерпением, скучая, ждут звонка с урока.
Однако видеть глаза ребят, чувствовать, что я могу их удивить, вовлечь в интересную работу – это, по-моему, главное удовольствие, которое я получаю от своей профессии. Да, это нелегко – сделать урок по-настоящему интересным и нужным каждому ребенку. Это нелегко – удивлять на каждом уроке, заинтересовывать каждого. Это нелегко – учитывать способности и возможности каждого из пришедших ко мне в класс.
Многих моих молодых коллег пугают трудности, которых немало в работе учителя. Но есть несколько факторов, которые поддерживают меня.
Каждый раз, проводя рефлексию завершенного дня, я строга с собой и требовательна. Мне всегда кажется, что урок можно было бы провести лучше, интереснее. К счастью, мне есть с кем посоветоваться. Сплоченный коллектив, команда единомышленников – вот что является вечным двигателем нашей работы.
Оглядываясь назад и вспоминая себя начинающим учителем, робким и сомневающимся, я понимаю: то, как я ощущаю себя сегодня, было бы невозможно без постоянного желания узнать что-то новое. Лучший способ объяснить – дать возможность сделать самому, - такой вывод я сделала по истечении определенного времени своей работы. Это выражение можно применить как к работе педагога, так и к работе с учениками. Ведь только самостоятельная деятельность может дать тот драгоценный опыт, к которому мы все стремимся. Методы, приемы, технологии, семинары, мастер-классы, курсы повышения квалификации, участие в конкурсах – все это помогает совершенствоваться и идти в ногу со временем.
Сегодня в образовании много проблем. Это обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие у обучающихся универсальных учебных действий, изучение курса ОРКСЭ. Пути решения всех проблем мы рассматриваем на школьном методическом объединении, привлекая различных специалистов. Я считаю, что опыт старших коллег очень важен в развитии и становлении молодого поколения педагогов.
Стала ли я учителем?
Когда я вижу, что ребенок, который не так давно еще не умел читать, сегодня уже выступает с докладом на Дне науки, как загораются глаза моих учеников от познания нового, как они взрослеют, учатся по-новому относиться друг к другу, к родителям, к самим себе, я получаю удовольствие.
Очень важным в своей работе я считаю создание коллектива ребят, в котором нет равнодушных, в котором каждый заинтересован в успехе другого. Меня радует, что в школьном конкурсе «Лучший класс» мои ученики заняли первое место.
Однажды, зайдя в кабинет, мои ребята выпрыгнули из-за парт и закричали: «Сюрприз!». Так они хотели порадовать и удивить меня. По-моему, это свидетельствует о том, что мы стали хорошо понимать и чувствовать друг друга.
«Ура, окружающий мир!»
«Я так люблю математику!»
«А мне больше всего нравится русский язык!»
«А давайте не пойдем на перемену, а продолжим литературное чтение?!»
«Вы всегда придумываете что-то интересное на урок!»
«Я хочу быть учителем, как вы!»
«Александра Михайловна, нас только сегодня выписали из больницы, но Лиля не хочет оставаться дома, очень просится в школу. Мы придем на последний урок!»
В такие моменты я понимаю, что двигаюсь в правильном направлении.
Я – учитель!