СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе «Какое отношение имеет проектирование к реализации ФГОС»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

эссе "Какое отношение имеет проектирование к реализации ФГОС" на уроках георафии, проектная деятельность широко используется на уроках и во внеурочной деятельности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Эссе «Какое отношение имеет проектирование к реализации ФГОС»»

Михалап Е.И.

«Какое отношение имеет проектирование к реализации ФГОС?»


Стремительное развитие человеческой цивилизации, технологическое и культурное разнообразие начинает опережать способность человека осмысливать без соответствующей подготовки новые явления, учитывать риски и прогнозировать перспективы.

Возникла потребность в подготовке активного, думающего человека, ориентированного на знания и использование новых технологий, способного творчески подходить к решению задач, понимать и формулировать смыслы человеческой деятельности, обладающего установкой на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, ведущего здоровый и безопасный для себя и окружающих образ жизни, способного на эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации.

Проектирование современного урока – это главная составляющая педагогической деятельности учителя.

Что необходимо предпринять, чтобы современный урок был результативным и действенным? В первую очередь надо осваивать ИКТ технологии. Это связано с тем, что в 21 веке человечество вступило в переходный период от общества индустриального к информационному, от письменной культуры к культуре информационно-компьютерной.

Ключевыми особенностями ФГОС основного общего образования, которые должны быть обязательно учтены при проектировании современного урока определены:

  1. системно-деятельностный подход лежащий в основе стандарта;

  2. требования к результатам освоения основной образовательной программы;

Становление целостной картины мира и компетентностей в любой предметной области на основе развития УУД – личностных, познавательных, коммуникативных (формирования общеучебных умений и навыков).

Следовательно, методическими принципами инновационного урока становятся следующее:

  1. Субъективизация ( ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса).

  2. Методическое сопровождение образовательного процесса, помогающее учителю реализовывать требования ФГОС — технологические карты.

  3. Технологические карты — это методический инструментарий, обеспечивающий учителю качественное преподавание нового учебного курса путём перехода от планирования урока к проектированию изучения темы. В технологических картах определены задачи, планируемые результаты (личностные и метапредметные), указаны возможные межпредметные связи, предложен алгоритм прохождения темы и диагностические работы (промежуточные и итоговые) для определения уровня освоения темы учащимися.

Технологическая карта проекта

«Формирование и развитие универсальных учебных действий школьников»


Виды УУД

Уровни проявления

Деятельность педагога по развитию УУД

Творческий

Репродуктивный

Достаточно-необходимый

1

Личностные:

самоопределение,

смыслообразование,

нравственно-этическая ориентация.

 - способен  испытывать гордость за свою Родину, народ и историю;

-готов осознавать ответственность за благосостояние общества;

-способен осознавать этническую принадлежность и культурную идентичность на основе сформированности  «Я» как гражданина России;

-владеет умением устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

-умеет соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

-проявляет активность в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций.

- понимает сопричастность и испытывает гордость за свою Родину, народ и историю; осознаёт ответственность человека за благосостояние общества;

- осознаёт этническую принадлежность и культурную идентичность на основе осознания «Я» как гражданина России;

- устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

- знает моральные нормы;

- участвует в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций.

-позитивно принимает информацию о Родине, истории;

-знает нормы и правила морального поведения и применяет их под контролем старшего;

-понимает задачи деятельности и применяет  их в практической ситуации;

- не проявляет активности в работе органов школьного самоуправления

- создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учеников к учению;

- формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью); обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений;

- организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.

2

Регулятивные:

целеполагание, планирование,

прогнозирование,

контроль,

коррекция,

оценка,

саморегуляция.

- готов выбирать средства для организации своего поведения;

- умеет помнить и удерживать правило, инструкцию во времени;

- способен планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу;

- способен предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки;

- умеет начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент;

- умеет тормозить реакции, не имеющие отношения к цели;

- способен взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

- осуществляет действие по образцу и заданному правилу;

- сохраняет заданную цель;

- обнаруживает указанную ошибку и исправляет её по указанию взрослого;

- контролирует свою деятельность по результату;

- адекватно воспринимает оценку взрослого и сверстника.

-осуществляет деятельность пошагово, нуждается в контроле и помощи педагога;

-выполняет деятельность по плану, предложенному учителем;

-самостоятельно не способен найти и исправить допущенную ошибку;

-не способен самостоятельно контролировать свою деятельность;

- не всегда адекватно воспринимает критические замечания со стороны взрослых и сверстников

- постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности. Не учитель оценивает ученика и сообщает ему оценку в готовом виде, а с самого начала обучения перед ребёнком ставят как особую задачу оценку результатов своей деятельности;

- предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности;

- организация объективации для ребёнка изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений;

- формирование у ученика установки на улучшение результатов своей деятельности. Оценка становится необходимой, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать;

- формирование у учащегося умения сотрудничать с учителем и самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной деятельности, включая умение проводить анализ причин неудач и выделять недостающие операции и условия, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи;

- организация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении, принятии, доверии, эмпатии и признании индивидуальности каждого ребёнка.

3

Познавательные:

общеучебные действия,

логические действия,

постановка и решение задач.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельно выделяет и формулирует познавательные цели;

- осуществляет поиск и выделение необходимой информации; применяет методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- умеет осознанно и произвольно построить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-способен  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- умеет поставить и сформулировать проблему, самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-готов  осуществлять знаково-символические действия: моделирование, преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- контролирует и оценивает процесс и результат своей деятельности;

- владеет смысловым чтением; извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определяет основную и второстепенную информацию; свободно ориентируется и воспринимает тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимает и адекватно оценивает язык средств массовой информации.

Логические универсальные действия:

- анализирует объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- умеет выбрать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;

-  устанавливает причинно-следственные связи;

- умеет построить логические цепи рассуждений;

- умеет доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Постановка и решение проблемы:

- умеет формулировать проблему;

- самостоятельно создаёт способы решения проблем творческого и поискового характера.

-обнаруживает изменения, происходящих с объектом по результатам наблюдений, простых опытов, работы с имеющейся информацией.

-анализирует результаты сравнения для получения самостоятельно разработанного образовательного продукта

- умеет вести сравнение признаков по одному или нескольким основаниям.

-использует соответствующих приборы и инструменты для решения практических задач.

-работает с простейшими готовыми предметами, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов.

- владеет элементарными навыками наблюдения за объектами окружающего мира;

- знает основные признаки объекта изучения;

- под руководством учителя выявляет с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;

- под руководством учителя знакомится с решением задач творческого характера;

- под руководством учителя проводит простейшие измерения разными способами;

- под руководством учителя составляет простой план наблюдения за объектами;

- выполняет рекомендации учителя по поддержанию внимания на учебном занятии.

- формирование умения целенаправленно осуществлять наблюдение за объектами;

- формирование умения выполнять творческие исследовательские, проектные работы;

- формирование умения решать учебные задачи на сравнение, анализ объекта, выделение общего и различного, установление аналогий;

- разработка памяток по формированию умений пользоваться источниками информации;

- ежеурочная отработка техники чтения;

- разработка приёмов поддержания работоспособности школьников, применение здоровьесберегающих технологий.



Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного подхода требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и чёткой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников.

Исходя из этого, необходимо на каждом этапе урока предоставить возможность ученику стать реальным субъектом деятельности, то есть сделать так, чтобы он не только выполнял определённые действия по намеченному плану, но и принимал участие в постановке (формулировании) цели и задач данного урока на основе границы собственного знания и незнания; планировании способов достижения намеченной цели; осуществлении контроля и оценки полученных результатов (самостоятельный и взаимный контроль и оценка); осуществлении необходимой коррекции учебной деятельности на основе собственных затруднений; рефлексии деятельности по итогам урока; выборе домашнего задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!