ЭССЕ «АКТУАЛЬНОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ВЫБОРА СВЯТОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА В XXI ВЕКЕ»
В 2015 году Россия отмечает 1000-летие равноапостольного великого князя Владимира. Как отмечал Святейший Патриарх Кирилл, «крещение Руси знаменовало собой масштабный цивилизационный поворот в историческом пути русского государства. Значимость этого события нашей истории, несмотря на множество «пробелов» и спорных вопросов, не вызывает разногласий в обществе».
В наше время, христианство подвергается многочисленным испытаниям, так как с каждым днем все больше людей становятся идолопоклонниками. Вы спросите: чему они поклоняются? Нетрудно перечислить: деньгам, средствам массовой информации, свободе, или вседозволенности, лже-кумирам. Всему, в окружающем их мире, кроме самого важного – Бога. Поэтому я считаю, что тема эссе важна, как никогда, ведь и князь Владимир, до принятия христианства, был далеко не праведником. Однако, этот важный шаг позволил изменить не только себя, но и все государство. Каждый человек отвечает за свою судьбу и вправе изменить свою жизнь: стоит только задуматься.
Доподлинно известно, что Русь принимала христианство 2 раза: первый при княгине Ольге – 957г., второй при князе Владимире – 988г. Но, как и в любом событии, важны причинно-следственные связи.
Итак, на мой взгляд, главных причин, побудивших князя Владимира принять христианство было две:
Сплотить разрозненные славянские племена под своим управлением.
Заполучить международное признание у ведущих стран Западной Европы.
Таким образом, он поставил два столпа-основы государства и, почти воплотил в жизнь закон византийского императора Юстиниана: « Единое государство, единый закон, единая религия». Единое государство – Киевская Русь, единая религия – христианство. Не хватало последнего – единого закона. Его, как нам известно, создал сын Владимира Ярослав, и он имеет название «Русская Правда».
Естественно, что любое новшество вызывает неприятие у общества, и недоверие существует на протяжении долгого времени. Не прошло это и мимо принятия христианства, известно много случаев сопротивления крещению, однако, силой, или по собственной воле, оно было проведено, и повлекло за собой только положительные результаты
Христианство оказало большое влияние на развитие культуры на Руси: строились храмы, пришла славянская письменность и литература, архитектура и живопись не знали и не знают равных. В наше время практически вся правовая база российского общества строится на христианских началах. Уважение старших, запрет на убийство, отсутствие кровной мести, гуманное отношение к больным и старым, помощь малоимущим и многое другое – всё это плоды цивилизационного выбора, сделанного князем Владимиром в пользу христианства. Кроме того, выбор Владимира подтвердился и во второй половине XV века, после падения Византии. Была сформулирована теория «Москва – третий Рим», которая несла в себе политический и духовный смысл. Таким образом, Москва стала являться официальной преемницей Византии.
Получается, что приняв христианство самостоятельно и «крестив» Русь равноапостольный князь Владимир оказал большую услугу не только своим современникам, но и нам, потомкам. И, несомненно, мы должны не только помнить и чтить его благодеяние, но и приумножать его, не давая исчезнуть из души русского человека.
Эссе Актуальность цивилизационного выбора Святого князя Владимира в XXI веке
Краткое описание документа:
В 2015 году Россия отмечает 1000-летие равноапостольного великого князя Владимира. Как отмечал Святейший Патриарх Кирилл, «крещение Руси знаменовало собой масштабный цивилизационный поворот в историческом пути русского государства. Значимость этого события нашей истории, несмотря на множество «пробелов» и спорных вопросов, не вызывает разногласий в обществе».
В наше время, христианство подвергается многочисленным испытаниям, так как с каждым днем все больше людей становятся идолопоклонниками. Вы спросите: чему они поклоняются? Нетрудно перечислить: деньгам, средствам массовой информации, свободе, или вседозволенности, лже-кумирам. Всему, в окружающем их мире, кроме самого важного – Бога. Поэтому я считаю, что тема эссе важна, как никогда, ведь и князь Владимир, до принятия христианства, был далеко не праведником. Однако, этот важный шаг позволил изменить не только себя, но и все государство. Каждый человек отвечает за свою судьбу и вправе изменить свою жизнь: стоит только задуматься.
Доподлинно известно, что Русь принимала христианство 2 раза: первый при княгине Ольге – 957г., второй при князе Владимире – 988г. Но, как и в любом событии, важны причинно-следственные связи.
Итак, на мой взгляд, главных причин, побудивших князя Владимира принять христианство было две:
1. Сплотить разрозненные славянские племена под своим управлением.
2. Заполучить международное признание у ведущих стран Западной Европы.
Таким образом, он поставил два столпа-основы государства и, почти воплотил в жизнь закон византийского императора Юстиниана: « Единое государство, единый закон, единая религия». Единое государство – Киевская Русь, единая религия – христианство. Не хватало последнего – единого закона. Его, как нам известно, создал сын Владимира Ярослав, и он имеет название «Русская Правда».
Доклад на секции XXIII Международных Рождественских образовательных чтений «Духовное наследие святого благоверного князя Владимира: правоохранительные аспекты»
Принятие христианства князем Владимиром и распространение православной веры было судьбоносным для России, именно оно определило её историческую судьбу. Из множества разрозненных племенных союзов возникло единое государство, необузданные язычники стали христианским народом.
Для князя Владимира путь к новой вере был очень трудным, ведь противостоять устоявшимся традициям и обычаям крайне сложно. Эти обычаи входят в плоть и кровь людей, и противостоять им означает совершить мужественный поступок. Во времена князя Владимира языческая вера была близкой и понятной его соплеменникам. Она потакала человеческим страстям, раскрепощала людские инстинкты, сопровождалась застольями и жертвоприношениями. Язычество определяло облик народа, его психологию и мировоззрение; однако великий князь сделал решительный шаг в другую сторону. Князь Владимир принял святую православную веру и, словно бесценный дар, преподнес ее своему народу.
По словам Святейшего Патриарха Кирилла, сказанных на открытии ХХIII Рождественских чтений, выбор Руси, крестившейся при равноапостольном князе Владимире следует рассматривать в первую очередь как ценностный, как выбор Божественной правды. И, несмотря на то, что в реальной жизни эта Правда омрачалась многими грехами, она оставалась идеалом, национальной ценностной доминантой, выраженной словами «Святая Русь».
Эта ценностная доминанта является определяющей и для нас, живущих в XXI веке. Полюс Божественной правды, добра и нравственной чистоты и сегодня продолжает быть основой нашего мировоззренческого и ценностного выбора.
Каждый человек сегодня осуществляет подобный выбор: между языческим миром идолов и Божественной правдой. Особенную актуальность данный выбор приобретает для молодого поколения.
Наше время тоже славится идолопоклонничеством, но это идолопоклонничество гораздо тоньше. Современный духовный ландшафт представлен нагромождением многообразных демонов: мелких и крупных, локальных и глобальных, то содействующих, то противодействующих друг другу. В качестве идолов выступают такие вещи, которые на первый взгляд могут показаться благими, необходимыми и даже незаменимыми: комфорт, богатство, удовольствие, собственное достоинство… Три причины заставляют человека служить этим идолам: «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Ин.2,16). Указывая на эти причины, преподобный авва Дорофей пишет: «Всякий грех происходит или от сластолюбия, или от сребролюбия, или от славолюбия» («Душеполезные поучения», поучение 9).
Первый идол – мамона, деньги
Незаметно для нас, мы стали жить в обществе потребления, все стало возможно купить, в том числе и улыбки и уважительное отношение «обслуживающего персонала». Независимо оттого, что ты из себя представляешь, – «клиент всегда прав». Когда все покупается и продается, человек начинает ощущать зависимость только от одного – от денег, которые создают для нас этот земной рай. Поэтому в жертву деньгам приносятся время, сон, увлечения, отношения с семьей и друзьями, здоровье. И незаметно человек продает свою любовь, честность, совесть, мудрость и веру.
Если пару десятков лет назад дети мечтали стать космонавтами, учителями, водителями, то сейчас детская мечта звучит примерно так: «Я хочу заработать много денег, купить крутой джип, яхту». Заработать, чтобы купить, а не чтобы создавать, исследовать, помогать.
Идолопоклонство начинается у нас с детства, когда родители, да и общество в целом, культивируют у своих чад потребительское отношение ко всему окружающему. И потом мы видим горькие плоды, когда молодые ребята, а затем и люди среднего возраста попадают в плен такого идола, как деньги. Все материальные ценности, которые нас окружают: машины, шмотки, дома, становятся самоцелью, превращаясь по сути в тех же истуканов, которые были у язычников. Выйти на улицы и посмотреть вокруг – истуканы заполонили нашу жизнь, мы ходим буквально по языческим капищам… Современный идолопоклонник постоянно хочет, чтобы сегодня у него было лучше, или, на его языке, «круче», чем вчера, и в этой гонке он забывает о самом главном – о том, что он должен думать о спасении своей души.
Второй идол – это «Ego», Самость, «Я», наша гордыня
Для таких идолопоклонников «Я» — это самое главное, центр мироздания. «Я» всегда прав, «Мое» мнение очень важное, все для «Меня», все «Мои» желания надо исполнять. На человека «Я» смотрит сквозь призму того, выгоден ли он «Мне» или нет, делает «Мне» приятно или нет, поступает ли так, как «Я» хочу, или нет. Эгоизм постулируется как стиль и принцип жизни, о популярности и живучести данного идола говорят журналы и клубы с соответствующими названиями: «Эгоист», «Эгоистка». Популярность лозунга «Я этого достойна!»
Сопутствует данному идолу идол удовольствия, комфорта, когда вместо стремления принести пользу человек строит жизнь, опираясь на «принцип удовольствия», в жертву которому всегда приносятся человеческие отношения и ценности.
Третий идол – блуд
Бесспорно, важнейший идол современности — блуд, который стал считаться чуть ли не подвигом. Фильмы, журналы возносят идола блуда на небывалую высоту. Вместе с тем, у «подвигов» существует множество жертв. Так в России в жертву этому идолу приносятся тысячи и тысячи нерожденных младенцев.
Четвертый идол — свобода
Во многих западных странах в ранг идола возведена «свобода» Уже забывается простая человеческая мудрость, что «свобода кулака человека заканчивается там, где начинается чужое лицо». Глумление над христианскими ценностями уже не называется оскорблением чувств верующих, а всего лишь свободой самовыражения. Грехи, о которых ещё столетие назад никогда бы не сказали в приличном обществе, стали не грехами, а особенностью некоторых категорий людей, их правом на личную и свободную жизнь. Но ведь если эти грехи выносятся на обсуждение, проходят содомские шествия и некоторые протестантские церкви венчают содомские пары – это становится не только их свободой, но и ущемляет свободу тех людей, которые живут нравственно и не хотели бы видеть открытые демонстрации тяжких грехов.
Пятый идол – виртуальная реальность, интернет
Одним из появившихся в последнее время идолов является Интернет, который обрушивает на нас огромный вал информации и дезинформации. Пользование им при неправильном отношении может стать настоящим идолослужением. Достаточно посчитать, сколько времени проводят дети в интернете, засоряя свои мозги и сердца.
Интернет, виртуальная реальность, является идолом в предельно откровенном виде, потому что этой реальности не существует. Тем не менее, мы вовлекаемся в нее и начинаем жить несуществующей жизнью по несуществующим законам, и эта виртуальная жизнь начинает, в конце концов, обладать нами. В результате, человек живет не своей жизнью, в то время как реальная жизнь проходит мимо – в ней он оказывается не способным решить самые простые и насущные вопросы, которые стоят перед ним, – отношения с близкими, коллегами… В результате современный человек находится в мире игр и иллюзий, подсунутой ему надуманной информации, а вот духовный мир остается от него в стороне.
Шестой идол – лжекумиры
Следующей категорией «почитаемых» идолов являются современные популярные музыкальные исполнители, актеры, певцы. Значительная часть современной молодежи гораздо охотнее проведёт время в клубе, на концерте своего любимца, вместо того, чтобы приобщиться Богу на воскресном Богослужении, сотворить дела милосердия.
Нередко в комнатах подростков и молодых людей можно видеть фотографии и плакаты «звезд» телеэкрана, шоу-бизнеса. Наши дети поклоняются этим лжекумирам, носят их изображения на своей одежде, бездумно растрачивают себя и свое время на их концертах. А что они получают взамен? Лишь душевную пустоту. Если человек пытается найти свое счастье вне Бога, то это не что иное, как идолослужение.
Седьмой идол – гламур, гламурность
Знаковый для нашего времени идол – гламур, глянец, внешний блеск, повышенное внимание к внешней оболочке. Но ведь внешняя красота без заботы о состоянии души совсем не является красотой. Украсили плоть дорогим костюмом и косметикой, а душа в грязи, увы. Красотой является гармония, соразмерность всех частей целого. Когда понятие о человеке подменяется лишь представлением о его внешности – это идолослужение. Такая «красота» есть ни что иное, как «похоть очей», она сопряжена с «похотью плоти» – стремлением к комфорту и удовольствию.
На этих идолах стоит современный мир. И так или иначе они вторгаются в жизнь каждого христианина. Важно осознавать это и стараться, живя в мире, не увлекаться служением этим идолам и сокрушать их, основываясь на примере равноапостольного князя Владимира. Таким образом, наш выбор – нравственные ценности христианства: Божественная правда, милосердие, жертвенная любовь, чистота, сострадание, смирение – ценности традиции, к которой приобщил нас Великий князь Владимир.
ПОЛОЗОВА И.В, д.ф.н, МосУ МВД России
Сегодня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом на открытии XXIII Международных Рождественских образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси», сообщает Патриархия.ru.
«Наша нынешняя встреча, посвященная теме "Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси", открывает юбилейный год церковно-государственных празднований, приуроченных к 1000-летию преставления ко Господу равноапостольного князя, - заявил Предстоятель Русской Церкви. - В свете последних событий, происходящих на международной арене, выбранная тема приобретает совершенно особое звучание и тональность, актуализируя важнейшие смыслы в истории наших стран, наследниц Древней Руси, побуждая вновь и вновь задуматься о своих духовных корнях и культурных истоках, осмыслить богатое наследие, оставленное святым князем Владимиром нам — его потомкам и духовным преемникам».
«Вспоминая равноапостольного князя, мы обращаем наш мысленный взор к ключевому событию, связанному с его именем. Это событие вошло в учебники как Крещение Руси. То, что произошло более 1000 лет тому назад, по праву можно назвать переломным моментом в истории восточнославянских этносов. Принятие христианства князем Владимиром и последующее распространение православной веры в народе навсегда изменило не только духовно-нравственный облик самого князя и его соплеменников, оно во многом определило историческую судьбу Руси, создав из конгломерата племенных союзов единое и сильное государство, из жестоких и необузданных язычников — народ, ищущий Бога и Его правды, - сказал Его Святейшество. - Современные историки часто склонны усматривать в Крещении Руси реализацию исключительно неких политических амбиций князя Владимира: таких как союз с Византией, укрепление своей личной власти и распространение влияния на соседние славянские племена.
Но вдумаемся: если бы выбор делался только ради тактических, политических целей смогла бы Русь стать великой страной-цивилизацией, смогла бы преодолеть глубокие внутренние кризисы и тяжелейшие внешние испытания? — Определенно, нет. Иначе так бы и осталась навсегда небольшим и второстепенным государством, балансирующим между сиюминутными политическими страстями и экономической выгодой. Вне всякого сомнения, выбор, сделанный князем Владимиром, был обусловлен причинами иного порядка».
«В "Повести временных лет" преподобный Нестор Летописец довольно подробно описывает жизнь крестителя Руси, - напомнил Первоиерарх. - Владимир, как мы помним, был младшим сыном князя Святослава, победителя Хазарии, и внуком княгини Ольги, первой из русских правителей, ставшей христианкой. Князь Владимир много времени провел в походах, стремясь объединить разрозненные славянские племена под своей властью. Очень скоро князь понял, что главным препятствием для создания сильного централизованного государства является отсутствие духовного, религиозного единства между различными славянскими этносами. Довольно агрессивные попытки создать из разнообразных верований общую для всех славянских племен языческую религию не увенчались успехом. Язычество не отвечало, да и не могло отвечать высоким духовным запросам, в нем не было некой мировоззренческой универсальности.
С этого момента начинаются активные духовные поиски князя Владимира, которые, как сообщает нам летописец, побуждают его призвать к себе представителей всех знакомых ему религиозных традиций, чтобы вопросить их о вере. Пообщавшись с мусульманами, иудеями, христианами западной и восточной традиции, князь принимает решение отправить послов, чтобы они на местах увидели то, о чем говорили проповедники в Киеве.
Послы, вернувшись домой, поведали князю Владимиру о своих впечатлениях. Более всего его поразил рассказ тех, кто побывал на греческой земле. "Не знали, — с восторгом рассказывали эти достойные мужи князю, — на небе или на земле мы: ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми". Потрясенные красотой православного богослужения, испытавшие реальное действие благодати Духа Святого, послы объявили Владимиру: "Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать".
Выслушав послов, Владимир решает принять святое крещение и отправляется в греческий город Херсонес, или по-славянски Корсунь. Нам сложно даже представить себе, насколько трудным был этот шаг для князя. Думаю, каждый из своего личного опыта знает, как сложно порою противиться устоявшимся традициям и обычаям, даже если это дурные обычаи. Они входят в плоть и кровь людей, они создают некое общественное мнение, противостать которому означает совершить поступок мужественный, поступок, несомненно, сопровождаемый отрицательным к себе отношением других. Так было и во времена князя Владимира. Для многих отеческая языческая вера была близкой и понятной. Она потакала человеческим страстям, она раскрепощала людские инстинкты, она сопровождалась бурными застольями и кровавыми жертвоприношениями. Та вера формировала не только национальный облик народа, но и его культуру, психологию и само мировоззрение; однако великий князь делает решительный шаг в другую сторону.
"И вот сошло на него посещение Вышнего, призрело на него Всемилостивое Око Благого Бога. И воссиял разум в сердце его, чтобы уразуметь суету идольской лжи, взыскать же Бога Единого, создавшего всю тварь, видимую и невидимую". Такими замечательными словами описывает митрополит Иларион — автор выдающегося произведения древнерусской литературы "Слово о законе и благодати" — произошедшие с князем Владимиром духовные перемены. Святой князь Владимир не случайно именуется Церковью равноапостольным. Не будучи святителем по сану, он стал светильником для всех окружающих, являя пример доброй и благочестивой христианской жизни. Князь Владимир принял святую православную веру и, словно бесценный дар, преподнес ее своему народу».
«Принятие христианства, - продолжает Святейший Патриарх, - приобщило наших предков к богатейшей сокровищнице христианской цивилизации Европы и Ближнего Востока. Подобно дикой маслине мы некогда привились к большому древу народов (см. Рим. 11:17) и на протяжении веков жадно впитывали в себя живительную влагу веры Христовой, напитывали свой разум, сердце и душу соком спасительных евангельских истин. И со временем не в ветвь лишь только, но в могучее плодоносящее древо преобразился Русский мир — единое духовное пространство восточнославянских стран-наследниц исторической Руси. И к этому миру потянулись и увидели в нем опору и поддержку другие братские православные народы, сам факт исторического выживания которых был в значительной мере определен этой поддержкой, питаемой жертвенностью и бескорыстием Православной Руси».
«И сегодня наши братья, с полыхающего военными конфликтами ближневосточного региона, помня о прошлом, именно с Русским миром связывают свои надежды на мирное будущее, - отметил он. - Нынче справедливо говорится о необходимости создания многополярного мира, об образовании нескольких центров силы на международной арене. И действительно, любая, в том числе и политическая система устойчива, в том случае, если она сбалансирована. Поэтому разумный баланс сил и интересов обеспечивает предпосылки к миру и стабильности. Однако с духовной и религиозной точки зрения полюсов всегда только два: плюс и минус, добро и зло, истина и ложь, с Богом и без Него. Каждый человек определяет для себя, где он находится и что поддерживает. Ценностный выбор Руси, крестившейся при Великом и равноапостольном князе Владимире, был выбором Божественной правды. И, несмотря на то, что в реальной жизни эта Правда омрачалась многими грехами, она оставалась идеалом, к которому стремились, национальной ценностной доминантой, выраженной словами "Святая Русь"».
«Огромным вызовом для нас, живущих в XXI веке, является эта ценностная доминанта. Сохраняем ли мы способность, несмотря на радикальные перемены, произошедшие во всех сферах человеческого бытия, актуализировать ее в потоке быстротекущей повседневной жизни? – задается он вопросом. - Можем ли мы утверждать, что полюс Божественной правды, добра и нравственной чистоты продолжает быть нашим мировоззренческим и ценностным выбором. Другими словами, готовы ли мы, действительно, продолжать дело святого равноапостольного князя Владимира?
Но на многосложном пути своего исторического развития наше общество не раз становилось и доныне становится перед мировоззренческой дилеммой: сохранить верность тем идеалам и ценностям, принесенным на земли восточных славян равноапостольным Владимиром, сберечь благословенное духовное единство наших народов, за которое так ратовал князь, или же поддаться соблазну свернуть с этого пути, "сдать" свой духовный суверенитет силам иного полюса, отказаться от своей национальной и культурной идентичности, лишь бы сохранить возможность удовлетворять свои материальные потребности, лишь бы избежать неких санкций и ограничений.
Цивилизационный выбор совершается и ныне. И дай Бог, чтобы он был во благо нашим народам, чтобы каждый, в том числе и те, кто облечен властью и представители деловых кругов, сознавали свою особую ответственность за судьбу страны и народа. Дай Бог, чтобы, заглядывая в прошлое, мы извлекали правильные уроки для нашего настоящего и будущего».
«Переживания моего сердца и горячие молитвы с народом Украины, где общественно-политические противоречия и злая человеческая воля привели к братоубийственной вражде на Донбассе, которая приносит неизмеримые страдания в первую очередь мирным жителям, - подчеркнул Первоиерарх. - И сегодня вновь обращаю к сторонам этого конфликта свой призыв: братья, остановитесь, оставьте злобу и взаимные обиды, примиритесь!
Мое сердце и молитвы также с народами Сирии, Египта, Ирака, где наши братья-христиане сейчас подвергаются гонениям и преследованиям. Трагедию христиан в этих регионах мы воспринимаем как свою собственную, ведь совсем недавно, еще в прошлом веке мы пережили такие же гонения за веру, и память об этом страшном времени всегда будет жить в наших сердцах. Убежден, и об этом я не раз заявлял на самом высоком уровне: отток христиан с Ближнего Востока грозит обернуться цивилизационной катастрофой для этого региона. Ведь христианство не импортированная религия. Оно здесь зародилось, здесь его колыбель. Уничтожение, вытеснение христиан является фактором, который постоянно будет нарушать покой и разрушать сложившийся веками баланс сил в этом регионе, способствуя его дальнейшей радикализации.
От конфликтов страдают и многие христианские памятники и святыни. Особое беспокойство вызывают участившиеся случаи разрушения и насильственных захватов православных храмов, в том числе и представителями раскольнических групп на Украине. Здесь же подвергаются притеснениям и представители духовенства Русской Православной Церкви. Православная Церковь не имеет другого более действенного инструмента в противостоянии насилию, кроме евангельского слова, обращенного ко всем, кто несет ответственность за принятие решений, и ко всем, кто неравнодушен к чужой беде. В прошедшем году в связи с гражданским конфликтом на Украине были приняты заявления участниками собрания Предстоятелей Православных Церквей в неделю Торжества Православия в Фанаре, Священным Синодом Русской Православной Церкви, Синодом Украинской Православной Церкви. 14 августа я обратился с письмом о ситуации на Украине к Предстоятелям Православных Церквей с призывом вознести свои молитвы о мире. Прошу и всех вас не оставлять усердной молитвы о прекращении братской усобицы на Украине».
«Прежде чем перейти к следующей части своего выступления, хотел бы упомянуть еще нескольких значимых юбилейных дат, которые приходятся на 2015 год. В этом году исполняется 15 лет со времени проведения Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года, важнейшим деянием которого было прославление в лике святых более тысячи новомучеников и исповедников Церкви Русской, - напомнил Его Святейшество. - Призываю педагогов, священнослужителей, специалистов по работе с молодежью активней обращаться к теме подвига новомучеников и исповедников, разъясняйте молодому поколению смысл и значение их жертвенного подвига — в память вечную да будет праведник, по слову Священного Писания (Пс. 16:6). Думаю, развить эту тему можно было бы, в частности, в творческих произведениях наших детей: в школьных сочинениях, рисунках и исследовательских работах».
«В этом году мы также будем торжественно отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, - отметил он. - Празднования в честь Великой Победы побуждают нас с чувством особого трепета и благодарности вспомнить о героизме наших воинов в годы войны. Они отстояли нашу свободу и право самостоятельно выбирать свой исторический путь. Это особенно актуально в современных условиях, когда некоторыми политическими деятелями ставится под сомнение сама необходимость осуждения нацистской идеологии, предпринимаются попытки ложной трактовки событий и итогов Второй мировой войны. Церковь во все времена будет поддерживать борьбу против национализма и фашизма, против превозношения одной нации над другой, против искажения национальной истории в угоду политической конъюнктуре, против нивелирования богозаповеданных нравственных ценностей и уничтожения исконных духовных и культурных традиций народа».
«Особую значимость в связи с этим приобретает развитие такого важного направления церковной деятельности, как религиозное образование, духовно-нравственное просвещение и патриотическое воспитание наших современников. И в данной области необходимо продолжать сложившееся конструктивное церковно-государственное и церковно-общественное взаимодействие. Хотел бы коротко сказать об основных достижениях в этой сфере и обозначить некоторые задачи на будущее.
В 2014 году осуществлялась апробация документов, регламентирующих деятельность воскресных школ, были приняты новые документы в сфере дошкольного образования, а также церковной общественной аккредитации образовательных организаций и педагогических работников. Прошу епархиальных Преосвященных обратить на это внимание. Повышение уровня профессиональной подготовки и в целом профессионального развития педагогов становится сегодня важной сферой взаимодействия Церкви, государства и общества. Впервые по нормам нового закона об образовании стало возможным проведение в епархиях церковной аккредитации педагогов, преподающих учебные предметы, курсы, модули по православной культуре. Сейчас это добровольная аккредитация по желанию самого педагога, но и в таком формате она создает условия для того, чтобы в каждой епархии сложился круг педагогов, лично мотивированных на преподавание православной культуры при самом тесном сотрудничестве с Церковью, - рассказал Предстоятель Русской Церкви. - С этим связан и вопрос расширения преподавания "Основ религиозной культуры и светской этики" по годам обучения в школе. Разве можно серьезно говорить не только о результатах образования, но и о профессиональной подготовке педагогов применительно к курсу, который длится только один учебный год, всего 34 учебных часа? Напомню, что концепцией курса "Основы религиозных культур и светской этики", подготовленной еще в 2012 году, предусмотрено расширение преподавания "Основ религиозной культуры и светской этики" на 2-й — 10-й классы.
Однако с окончанием эксперимента по внедрению ОРКСЭ, всеми признанного успешным, расширение курса было как будто «заморожено». Соответственно, и разработанная программа подготовки педагогов в объеме бакалавриата по данному направлению, несмотря на решения Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве России, тормозится, в том числе, из-за недостатка бюджетных мест в вузах для подготовки молодых педагогов. Непросто готовить педагогов-профессионалов для усеченной предметной области, не имеющей пока ни начала в первых классах школы, ни своего продолжения хотя бы на ступени основного общего образования.
Другая проблема — это ограниченное финансирование преподавания ОРКСЭ. Так из бюджета отпускаются средства только на одну ставку, в то время, как в большинстве школ преподаются два или даже три модуля. В лучшем случае деньги изыскиваются из фонда внебюджетных средств, что конечно ставит под угрозу свободу выбора модулей в рамках ОРКСЭ.
Должен сказать, что к перспективам расширения школьного курса ОРКСЭ на другие классы в обществе сложилось достаточно консолидированное положительное отношение. Поддержку эта инициатива нашла и у большинства традиционных религиозных общин России. Поэтому мы ожидаем что, по крайней мере, в наступившем году, этот процесс, наконец, начнется. Дальше оставлять преподавание данного курса только в 4-х классах значило бы свести на "нет" все усилия, предпринятые в последние годы Церковью, государством и обществом, по духовно-нравственному воспитанию школьников».
«Вместе с тем, - продолжил он, - восстановление традиционного духовно-нравственного компонента обучения и воспитания детей в российской общеобразовательной школе — это не только дело Церкви и государства. Это дело всего нашего народа, всего нашего общества, но, конечно, прежде всего, людей, занятых в сфере образования и педагогики. Призываю представителей власти всех уровней, специалистов, ученых, педагогов, полномочных представителей Церкви, а также родительскую общественность и общественные организации активно участвовать в этом процессе и использовать свой потенциал для информирования сограждан о важности производимых перемен. Предложения, замечания, заявки, присылаемые на официальные интернет-ресурсы, сегодня являются серьезным фактором влияния при планировании работы государственных структур федерального и муниципального уровней. Православные общественные организации могут и должны обращать внимание властей на решение данных вопросов».
«Остается актуальным вопрос обеспечения жизни педагогов, трудящихся в сфере православного образования. "Трудящийся достоин награды за труды свои" (Лк. 10:7), — говорит Господь. Сегодня же не до конца решенными остаются вопросы финансирования православных школ и гимназий, а ведь в них учится немало детей из малообеспеченных или многодетных семей, детей, оставшихся без попечения родителей, и других наших юных сограждан, нуждающихся в общей заботе. Многие воскресные школы по той же причине не обеспечены кадрами и потому не могут претендовать на высокий уровень обучения. Пользуясь случаем, выражаю благодарность тем настоятелям, особенно в глубинке, которые, несмотря на трудности, находят возможность в доступных формах вести просветительскую работу с детьми и подростками. Призываю педагогов во взаимодействии со священноначалием находить пути повышения качества вашей работы.
Немалую помощь в просветительских начинаниях может оказать участие членов Церкви, в том числе православного педагогического сообщества, в грантовых конкурсах, проводимых государством, а также различными организациями и фондами. К сожалению, мы еще недостаточно используем эту возможность», - посетовал Его Святейшество.
«Хотел бы выразить благодарность педагогам и всем делателем на ниве просвещения, принимающим участие в конкурсах "Православная инициатива" и "За нравственный подвиг учителя". В материалах, представляемых на эти конкурсы, содержатся богатый опыт педагогической работы и инициативы в области духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи. Призываю всех вас более активно участвовать в этой работе и побуждать ваших воспитанников участвовать в таких замечательных конкурсах, как "Красота Божьего мира", "Лето Господне", "Свеча России", "Гренадеры, вперед!", в олимпиаде по Основам православной культуры, олимпиаде "В начале было Слово…" и других творческих конкурсах, которые проводятся при поддержке Русской Православной Церкви.
2015 год объявлен Годом литературы в Российской Федерации, - напомнил Первоиерарх. - Полагаю, что в рамках тематического Года особое внимание можно было бы уделить развитию навыков литературного творчества у подрастающего поколения, стимулированию интереса к серьезному чтению. Полагаю, что необходимо знакомить наших молодых современников как с замечательными памятниками древнерусской литературы, с произведениями писателей-классиков, так и с творчеством современных литераторов, в особенности лауреатов и номинантов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Особо хотелось бы отметить духовно-просветительское значение выставок "Православная Русь. Моя история. Романовы" и "Рюриковичи", подготовленных Патриаршим Советом по культуре при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Правительства Москвы. Это направление совместной работы необходимо развивать не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах.
Пользуясь случаем, хотел бы выразить сердечную благодарность Министерству культуры России за помощь и всемерное содействие в подготовке и организации нынешних Чтений. Надеюсь на продолжение нашего плодотворного сотрудничества и в дальнейшем».
«В год 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира — крестителя и великого просветителя Руси — особые усилия мы должны направить на активизацию миссионерской работы в нашей Церкви. Сегодня работа по духовно-нравственному просвещению ведется среди самых разных общественных групп, в том числе военнослужащих, студентов, педагогов, деятелей культуры, сотрудников органов внутренних дел, казаков, медицинских работников, подопечных социальных учреждений, заключенных. Необходимо в разы увеличить количество, а главное, уровень подготовки штатных миссионеров на приходах и в благочиниях, - призвал он. - Важно, чтобы миряне, привлекаемые к участию в данной деятельности, получали необходимый уровень квалификации в образовательных центрах при духовных семинариях в объеме полубакалавриата, что соответствует двухгодичному обучению в семинарии. Учебный комитет уже начал выдачу высшим духовным учебным заведениям свидетельств на право реализации образовательных программ подготовки церковных специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной работы».
«Важное место в просветительской деятельности Церкви занимает катехизация, - отметил Святейший Патриарх. - Нам необходимо стремиться к тому, чтобы люди, пришедшие на катехизические беседы порой только потому, что это является неотъемлемым условием совершения Таинств крещения и брака, захотели воцерковиться, регулярно участвовать в Таинствах, найти свой путь к жизни в Церкви. Катехизация должна открыть для них духовную силу и красоту христианства, помочь встретиться с Богом. Поэтому катехизаторы помимо личного опыта жизни в Церкви должны иметь соответствующие знания и практические навыки ведения катехизической работы. Наши духовные учебные заведения призваны уделять этой теме соответствующее внимание, в том числе и адаптируя к учебному процессу программу по дисциплине "Организация и ведение катехизической деятельности", разработанную Синодальным отделом религиозного образования и катехизации».
«Несколько слов хотел бы сказать и о задачах нашего духовного образования. Одной из таких важных задач является не только возможность предоставления базового богословского образования, но и последующего повышения его уровня. Так, в качестве примера, приведу постоянно действующие курсы повышения квалификации священнослужителей г. Москвы в Новоспасском монастыре и готовящуюся Сретенской духовной семинарией программу конференций и круглых столов, где выпускники этой семинарии могли бы, в плане повышения своей квалификации, обсуждать насущные проблемы пастырской практики. Полагаю, что подобного рода начинания при участии Учебного комитета могли бы быть восприняты и другими учебными заведениями нашей Церкви.
Важной областью церковно-государственного взаимодействия является участие священнослужителей в духовно-нравственном и патриотическом воспитании военнослужащих. Выполнению этой задачи служит, в частности, формирование в Вооруженных Силах Российской Федерации института военного духовенства. Как показывает опыт, это взаимодействие уже приносит свои добрые плоды».
«Вспоминая подвиг святого равноапостольного князя Владимира, мы благодарим Бога за тот более чем тысячелетний путь, которым прошел Его народ — народ Святой Руси, непоколебимо хранящий православную веру. Только она одна и помогла народу сему не сбиться со своего исторического пути, не потерять нравственных ориентиров, не заблудиться во тьме мирских соблазнов и сохранить стремление соединять свою временную человеческую волю с волей вечного и неизменного Бога.
Все мы желаем изменить мир вокруг себя, сделать его лучше, чище, добрее и справедливее. В Евангелии мы находим совершенно ясное указание, по какому вектору должно быть направлено такое усилие человека, жаждущего преображения окружающей действительности. Этот вектор — Христос. Господь говорит: "Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни" (Ин. 8:12). Что это значит? Это значит, что мы должны прилагать усилия к тому, чтобы следовать за Христом и устраивать свою жизнь в соответствии с Евангельскими идеалами. Преображая себя, свой внутренний мир, возрастая духовно, мы сможем силой Божественной благодати преобразить и мир вокруг нас, подобно тому как равноапостольный князь Владимир, встретившись со Христом в Херсонесской купели крещения, смог преобразить жизнь своего народа, изменив весь ход его истории.
Молитвенно желаю всем организаторам и участникам Чтений, дабы предстательством святого равноапостольного великого князя Владимира Всещедрый Податель всяческих благ укрепил нас в трудах на благо Святой Руси, даровал крепость сил душевных и телесных, а также Свою неоскудевающую помощь в предстоящих трудах», - заключил Предстоятель Русской Церкви.