СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе-описание управленческого опыта.

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное эссе - попытка описания управленческого опыта директора школы. Основные вопросы - организация методической работы. формирование педагогического коллектива, управленческие решения в учебно-воспитательном процессе.

Просмотр содержимого документа
«Эссе-описание управленческого опыта.»

Описание управленческого опыта.



Вместо вступления


Вот уже скоро 35 лет, как я работаю в школе. Пятая Всеволожская – единственное место моей педагогической деятельности. Без малого в 50-летней истории школы я третий директор. Учитель начальной школы, пионервожатая, заместитель директора по воспитательной работе, руководитель – вехи моей педагогической деятельности. Я люблю свою работу, поэтому школа для меня – это моя жизнь.

Стаж работы директора у меня небольшой, всего пять лет.

Ежегодно, подводя итоги очередного учебного года, я думаю, какие задачи поставлю перед собой, своими коллегами на новый учебный год. Куда и как поведу я «школьный корабль», чтобы все участники образовательного процесса чувствовали себя комфортно, добивались определённых результатов в соответствии со своими возможностями, были успешными. Вопрос эффективности управления образовательным учреждением в постоянно изменяющихся условиях развития современного общества является актуальным для каждого директора школы.

В быстро меняющихся современных условиях, я считаю, управление становится главным фактором дальнейшего развития школы. Оно должно быстро реагировать на изменения и предупреждать негативные моменты.

Анализируя собственную управленческую деятельность, мне хочется отметить актуальные для меня моменты, которые позволяют решать основную задачу - становление эффективной системы управления школой и образовательным процессом, направленной на развитие личности ученика и обеспечение качества образования в школе.


О качествах руководителя


Но начинать надо с себя.

В рамках мини-исследования «Ключевые компетенции директора школы: личностные качества, управленческие умения, профессиональные знания» я попросила педагогический коллектив отметить те качества, которыми, по их мнению, должен обладать директор школы. Среди личностных компетенций, с точки зрения респондентов, являются стрессоустойчивость, самостоятельность, ответственность. Из управленческих компетенций значимыми для коллег являются умение слушать и слышать (учителя часто доверяют мне свои проблемы), умение выделять главное, умение работать с информацией. Среди профессиональных знаний – знания теории управления, общей педагогики, общей и возрастной психологии.

Вполне компетентный подход к качествам руководителя! Коллеги всё понимают правильно, а значит правильно решают поставленные перед ними задачи, возникающие вопросы, реагируют на замечания и рекомендации.

У меня хорошие личные и профессиональные отношения с коллегами. Но почитать на лаврах не стоит! Поэтому, учась сама, вовлекаю в этот процесс педагогический коллектив.

Дистанционные курсы в университете «Первое сентября» по созданию гуманистической модели образовательной системы, дистанционные курсы «Взаимосвязь ключевых компетенций и качества образовательного процесса», участие в проекте «Руководитель школы цифрового века», получение второго образования по направлению «Управление образованием» - вот некоторые курсы, которые я закончила в последнее время. Полученные знания помогают в формировании и развитии системы управления образовательной организацией.



О методической работе


Что меня волнует в первую очередь? Конечно, компетентность и профессионализм педагогов. Поэтому большое внимание уделяю методической работе. В результате выстраивается система, цель которой – повышение профессионального мастерства учителей. Компоненты системы: курсовая переподготовка, включение учителей в конкурсы профессионального мастерства, неформальная организация методической работы в школе, участие в инновационной деятельности – направлены на достижение этой цели.

Анализ работы методических объединений показал недостаточную эффективность их деятельности. Объединили в методические объединения учителей историко-филологического цикла и учителей естественно-научного цикла соответственно. Продолжили работу методические объединения учителей начальной школы и классных руководителей. Провели семинары для руководителей МО. И процесс пошёл! Сегодня мы можем говорить об активности этой структуры в образовательном процессе. Несомненно, существуют проблемы, например, самообразования учителей, взаимопосещения уроков и др., но администрация всячески создаёт условия для их решения.

Следующий шаг – проведение педагогических советов. Продумали тематику педагогических советов с учётом проблем и затруднений предыдущего учебного года:

  • Общеучебные умения и навыки – необходимое условие для успешности обучения (2012г.)

  • Формы и методы контроля знаний учащихся как способ повышения качества знаний (2013г.)

  • Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни (2013г.)

  • От общеучебных умений и навыков к формированию универсальных учебных действий (2014г.)

  • Новые подходы к психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в образовательном процессе (2014г.)

К педагогическим советам готовимся неформально, практически всем коллективом. Заинтересованно знакомимся с теорией по данному вопросу, обсуждаем открытые уроки, выступления коллег. Результат – повышение качества уроков.

Появилась новая традиция – ежегодное проведение методической конференции «Методический рост учителя и качество образовательного процесса» под девизом «Обучать – значит вдвойне учиться».

На протяжении ряда лет школа работает в инновационном режиме:

  • Развитие сети образовательных учреждений: обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства (2011г., региональный уровень)

  • Расширение общественного участия в управлении образованием(2011г., региональный уровень)

  • Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Ленинградской области (2012г., региональный уровень)

  • Воспитательное пространство как основа развития личности ученика (2012г., муниципальный уровень)

  • Развитие коммуникативной компетентности учащихся надомного обучения с ОВЗ в условиях применения дистанционных технологий (2013г., муниципальный уровень)

  • Использование возможностей социокультурного пространства Санкт- Петербурга для обеспечения личностного развития учащихся в соответствии с ФГОС (2013г., муниципальный уровень)

  • Психолого- педагогическое сопровождение учащихся при выборе профессии (2014г., муниципальный уровень)

Тематика инновационной деятельности свидетельствует о разнообразных направлениях работы школы, что позволяет двигаться вперёд.

Большинство учителей участвуют в проекте «Школа цифрового века». Учитель русского языка участвовал во Всероссийском съезде филологов в Москве (2013г.), двое учителей – во Всероссийском форуме педагогов в Сочи (2014г.), четверо заканчивали дистанционные курсы в университете «Первое сентября». Начали печатать свои работы в Интернет - пространстве, создавать свои сайты. Что ценно, это личный выбор учителей. Моя задача – предложить, подсказать и поддержать.

И разговоры среди учителей стали другие: не столько о контингенте, сколько о том, какую книгу приобрели, какие методы применил на уроке, что получилось, над чем следует поработать. Прекрасно!

Результатами методической работы за последние годы можно считать:

  • Первое место в муниципальном конкурсе «Ярмарка педагогических инноваций» - 3учителя

  • Лауреат муниципального конкурса «Талантливый учитель»

  • Победитель муниципального этапа конкурса в рамках ПНПО – 3 учителя

  • Лауреат муниципального конкурса по ЦОР – 3 учителя

  • Лауреат Всероссийского конкурса «Учитель 3-го тысячелетия»

  • 2-е место в дистанционном мероприятии "3- ий Международный конкурс цифровых образовательных ресурсов "

  • 3- е место во втором Международном конкурсе презентаций портфолио «Профессионализм в системе образования»

  • 3-е место МО учителей начальной школы в муниципальном конкурсе школьных методических объединений

  • 3-е место в муниципальном конкурсе «Классный самый классный»

Но, как говорится, не хлебом единым… Следовало подумать, как помочь учителям восполнить израсходованные эмоциональные затраты. Так появилась ещё одна традиция – экскурсионные поездки, которые решают ещё и задачи сплочения коллектива. Наш коллектив много где побывал: в Петербурге – Русский музей, православные храмы; в Ленинградской области – Тихвин, Гатчина, Приозерск, Выборг, Карельский перешеек; за пределами региона – Пушкинские горы, Новгород, Валдай, Карелия. Знания, полученные на экскурсиях, затем передаются ученикам; эмоциональное восприятие способствует психологической стабильности.

Кроме совместных поездок организую для учителей психологические тренинги по профилактике эмоционального выгорания с психологом – профессионалом.

Повлияла ли эта работа на качество педагогического состава? Несомненно. В чём трудности? В сменяемости учительского коллектива. Приходят учителя, к сожалению, просто работать, а не проживать свою жизнь в школе. Наверное, повторюсь, но школа – это не просто место работы…


О традициях


Следующее направление работы, которому я уделяю внимание, - это сохранение и преумножение школьных традиций. Это очень важно, так как школа находится в микрорайоне, не одно поколение жителей которого училось в ней. Жива память о первом директоре, Петриашвили Елене Семёновне, которая возглавляла школу более 20-ти лет. Она работала ещё в годы войны. Известна во всём городе. Вот почему для меня было важно и значимо увековечить память заслуженного учителя РФ Петриашвили Елены Семёновны. В. 2011.г к 90-летию со дня рождения мы открыли мемориальную доску в честь этого замечательного педагога. Это стало резонансным мероприятием и для коллектива школы, и для жителей микрорайона, и для общественности города.

Большой вклад в развитие школы внесла второй директор Евкайкина Тамара Александровна. Именно под её руководством школа апробировала модель культуротворческой школы, стала победителем в конкурсе школ России в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Так что школа с традициями! Что налагает определённую ответственность.

Прежние традиции школы были связаны с годовым кругом праздников. Одна из самых старых – проведение Рождественского театрального фестиваля. Когда задумывали, думали, - разовое мероприятие, а оказалось вот уже на 12 лет. Почему? Потому что «зажигаются» звёзды, сплачивается коллектив и, наконец, несёт добро. Сейчас в его подготовке участвуют и родители.

В последние годы сложились такие традиции, как:

  • подведение итогов года «За честь школы»;

  • осенний кросс на кубок директора ОУ

  • проведение семейного кафе к Дню Матери;

  • встреча ученического актива с администрацией школы;

  • конкурс личных портфолио;

  • проведение вечера встречи выпускников и др.

Традиционные мероприятия разноплановые, они направлены на формирование позитивного взаимодействия участников образовательного процесса, воспитательной среды, которая, в частности, является одним из компонентов воспитательной системы.


О внутришкольной оценке качества образовательного процесса


Важным моментом в организации деятельности управленческой команды школы является планирование действий и управленческих решений на учебный год по основным направлениям работы, мониторинг осуществления образовательного процесса. По окончании учебного года проводится анализ выполненных действий и достигнутых результатов. Выявляются проблемы. Я, находясь в процессе работы, чётко вижу ещё и те проблемы, которые возникают в течение учебного года. Одни из них решаются оперативно, другие ставятся во главу угла следующего учебного года. Фактически получается, что и управленческая команда, и директор, как лидер этой команды, должны находиться в постоянной рефлексивной позиции по отношению к тем процессам, которые протекают в школе и по отношению к своей собственной управленческой деятельности.

Именно мониторинг и контроль позволяют соотнести реальное положение с запланированным, выявить качество организации того или иного мероприятия, направленного на совершенствование учебно-воспитательного процесса, определить результативность учебной и воспитательной работы в целом.


О воспитательном процессе


Что можно считать достижением в воспитательном процессе? Хорошее поведение учеников? Выполнение поручений? Отсутствие состоящих на учёте? Высокий процент занятости дополнительным образованием? Наверное, формально, всё это верно. Но мы знаем, что результаты воспитания – это долгосрочная перспектива, предполагающая, что выпускник состоялся в жизни. А для этого важно, чтобы в школе была сформирована воспитательная система.

С моей точки зрения, в нашей школе такая система есть. Это гуманистическая модель, цель которой – напитать сердце и душу ребенка «всеми лучшими,…возвышающими» образами. (Ш.А. Амонашвили).

Задача школы – включение учащихся в различные виды деятельности, чтобы дети развивались в соответствии с тремя фазами: становление, формирование, преобразование, а в конечном итоге стали социализированными, успешными, нравственными людьми.

Реализация воспитательной компоненты происходит за счёт проведения мероприятий ряда программ, а именно: «Духовно-нравственное воспитание учащихся», «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни», «Профилактика употребления психоактивных веществ», «Память поколений», «Вместе мы шагаем дружно», Программа внеурочной деятельности.

Достижениями в воспитательной работе считаю:

  • активность участия обучающихся в школьных и внешкольных мероприятиях, ученическом самоуправлении составляет % и, как следствие, ежегодное награждение лучших поездкой в районный лагерь актива в Болгарию ( чел.), стипендией главы администрации муниципального образования (3 человека), премией главы администрации МО по итогам года ( 12 человек);

  • развитие спорта через создание спортивного клуба «Олимпийские надежды», проведение школьной спартакиады, участие в городской спартакиаде «Россия молодая» и городских спортивных мероприятиях. Школьная команда по флорболу – призёр в Ленинградской области.

В 2014г. школа награждена Грамотой регионального представительства партии «Единая Россия» за развитие школьного спорта.

  • реализация социально-патриотического проекта «Никто не забыт», в результате которого мы добились увековечивания памяти погибших блокадников на местном кладбище; ежегодно проводится акция «Подарок воину»

  • тесное сотрудничество с подростковым клубом микрорайона «Энергия», где обучающиеся занимаются в кружках в вечернее время, участвуют в предлагаемых экскурсиях, походах и других мероприятиях;

  • развитие творческих способностей учащихся через создание танцевального коллектива, включение в творческие конкурсы и мероприятия, деятельность школьного пресс-центра;

  • отработана воспитательная система детского оздоровительного лагеря

Некоторые результаты: 1 место в районной игре КВН в 2012г., 3 место – в 2014г.; 2 место в районном конкурсе юных журналистов в 2013г., 1 место – в 2014г.; 1 место в городском мероприятии «Безопасное лето» (2013,2014г.г.).

Наверное, многое из перечисленного есть в любой другой школе. Тогда чем отличаемся мы? Наверное, тем, что в предлагаемых делах учащиеся участвуют по желанию. А желающих много! И как гордятся ребята (и их родители), когда получают заслуженные награды и пополняют своё портфолио.

Маленькая зарисовка. На ученической конференции один класс прекрасно представил себя. Ученик из другого класса спрашивает меня: «А когда мы также будем выступать?». Причём ученик из категории трудных. Значит, его задело…Это говорит о том, что не все резервы исчерпаны, есть над чем работать.


Об учебном процессе


Воспитательная работа в целом носит личностно ориентированный характер и направлена на развитие у обучающихся различного рода компетенций, расширение знаний, что, в свою очередь, отражается на качестве учебного процесса.

За последние годы стабильно повышается качество знаний учащихся (37,2%  39%  42%), увеличилось количество отличников, выпускаются медалисты (2011г. - 2 золотые медали, 2013г. – 1 серебряная медаль), отмечается успешное выступление в муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников: муниципальный этап: 14 – 17 -13 победителей и призёров

региональный этап: 0  1 3 победителей и призёров

Ученица 10 класса была участницей Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ.

Следует отметить, что среди отличников школы 2 ребёнка, находящиеся на индивидуальном обучении по медицинским показаниям.

Вообще, в школе очень серьёзно относятся к инклюзивному образованию. Учащиеся с ограниченными возможностями, помимо организованной учебной деятельности, включены в конкурсное движение и достаточно результативно в нём участвуют: 3 место в муниципальном конкурсе презентаций «Музеи мира», 1 место в дистанционном конкурсе «Инфоурок» по географии, 1 место в регионе в математическом конкурсе «Кенгуру», 3 место во Всероссийском конкурсе «КИТ»и др.

Говоря об организации учебного процесса, нельзя не сказать, что в школе существуют ещё такие формы обучения, как семейное образование и очно-заочная форма обучения. Количество желающих обучаться в семье за три года увеличилось с 4-х до 11-ти. Очно-заочная форма обучения появилась в результате реорганизации нашей школы и вечерней городской школы. Учителям было достаточно сложно войти в режим работы очно-заочного обучения, но на сегодняшний день система отработана, она востребована. Как результат, практически все выпускники успешны на государственной итоговой аттестации.

Стабильность показателей учебной работы достигнута вследствие:

  • реализации программ «Одарённые дети», «Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков»;

  • включения учащихся ( %) в предметные конкурсы, в которых они успешно участвуют;

  • системной внутришкольной оценки качества образования;

  • системной методической работы, о чём писала выше.

Анализ образовательного процесса позволил выйти на создание Программы развития школы «Формирование ключевых компетенций учащихся как условие личностного развития».


О родителях


“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”, - писал В.А.Сухомлинский. Сотрудничество школы с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка. Сегодня проблемой для школы являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь образовательного учреждения. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка.

Уже на линейке 1 Сентября после того, как дети зашли в школу, говорю всем присутствующим: «Все вопросы в школе решаются в пользу ребёнка!» В конце каждой встречи с родителями говорю о взаимодействии семьи и школы во имя благополучия ребёнка! Есть надежда, что меня слышат, так как со всеми проблемами приходят прежде всего в школу. В течение учебного года принимаю до180-ти родителей по различным вопросам.

Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать. Семью нужно принимать такой, какая она есть. И думать, много думать, как и чем помочь родителям, как укрепить связь с семьёй в проблемах воспитания. Учителя, классные руководители знают мою позицию и поддерживают её.

Взаимодействие с родителями в школе строится на основе таких идей-принципов, как:

  • обращение к чувству родительской любви;

  • умение разглядеть в каждом ученике положительные черты;

  • уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной деятельности.

Придерживаюсь в этой деятельности мнения В.А. Сухомлинского “Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям и как можно больше духовного общения с детьми и родителями”.

Содержание сотрудничества с родителями включает три основных направления:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей;

  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

  • участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.

С целью реализации первого направления проводятся встречи со специалистами на родительских собраниях (психологами, врачами), организованы индивидуальные консультации с логопедом, психологом, наркологом, проводятся круглые столы по обмену опытом воспитания в семье.

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс происходит через совместное участие в школьных мероприятиях, приветствуется совместное выполнение проектных заданий. Родители могут посещать уроки как в День семьи, так и в обычные дни, когда хотят познакомиться с работой ребёнка на уроке или требованиями учителя-предметника.

В этом году на встрече ученического самоуправления с администрацией школы задали вопрос: «Почему у нас проходит семейное кафе только к Дню матери?» Что ж, резонно. Следует реализовать идею детей!

К сожалению, интерес родителей к участию в школьных делах угасает с взрослением ребёнка. Но не у всех! Самые активные участвуют в работе родительских комитетов классов, Родительского совета школы, Управляющего совета. Органы общественного управления обсуждают вопросы организации питания и безопасности учащихся, внеурочной деятельности, взаимодействия с социальными партнёрами, благоустройства школьной территории, согласовывают локальные акты и объекты ремонта. Не могу не сказать, что среди активистов-родителей много бывших выпускников.

Ничего не скрываю от родителей! На заседаниях Родительского совета обсуждаем самые злободневные вопросы организации образовательного процесса.

И обязательно говорим слова благодарности за воспитание детей на итоговых линейках и выпускных вечерах!

Постоянно проводится мониторинг уровня удовлетворённости родителей школой. 75% родителей удовлетворены качеством предоставления образовательных услуг.


Об управленческой команде


Но может ли руководитель школы быть профессионально компетентным во всех вопросах, решение которых выдвигается динамичной школьной жизнью? В этих условиях полноценное управление школой и учебно-воспитательным процессом возможно только в том случае, если в процесс управления будет включено всё школьное сообщество. По большому счёту, управление - это коллективная деятельность.

В настоящее время постоянный состав управленческой команды - это не только директор и его заместители, но и учителя , которым делегированы административные полномочия. Так, координатор по дистанционному обучению - учитель иностранного языка, ответственный за сайт - учитель математики, в начальной школе введена должность куратора и т.д..

Так же команда создаётся под решение конкретных задач. В такой команде соблюдается принцип общей ответственности за результат работы.

Совместная работа педагогического коллектива школы дала свои результаты. В 2014г. школа награждена дипломом Совета депутатов г.Всеволожска за значительный вклад в социально- экономическое и культурное развитие муниципального образования «Город Всеволожск»


О социальных партнёрах


Социальное партнёрство важно для более качественной организации образовательного процесса, информированности о работе образовательной организации и др. На сегодня установлены партнёрские отношения с учреждениями дополнительного образования, учреждения культуры и досуга, профильными комитетами администрации, общественными организациями.

За последние годы мне удалось установить отношения с представителями депутатского корпуса района и области, что способствовало, в частности, проведению в школе серьёзного ремонта.

Депутат микрорайона является председателем Управляющего совета, что также помогает решать многие задачи.


О стимулировании труда педагогических работников


Считаю важным для себя стимулировать труд сотрудников в соответствии с разработанным Положением. стабильно работает Комиссия по стимулированию, основной принцип которой – открытость и гласность. Со всеми сотрудниками заключён эффективный контракт. Разработаны критерии эффективности и результативности труда для всех категорий сотрудников, каждый из которых знает, за что он может получить стимулирующую выплату.

Организация этой работы способствует повышению качества образовательного процесса.


В заключение


Таким образом, считаю, что моя деятельность руководителя охватывает необходимые направления работы школы и имеет определённые результаты. Но всегда есть, к чему стремиться!
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!