МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №40 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СМОЛЯНЫХ ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА
Эссе на тему:
«Педагогический компромисс;
желаемое и возможное».
учителя технологии Качаловой Людмилы Николаевны
2017г
Дорога в школу.
Февраль… Школьная аллея, усаженная деревьями…. Я иду в школу, а снег тихонько поскрипывает, как будто говорит мне о чем-то …
Ученицей я мчалась в свою школу, размахивая портфелем. Сидя на уроках и вглядываясь в лица родных учителей, я думала: «Как же это, наверное, скучно, из года в год повторять одно и то же». Наивная! Нет ничего более меняющегося в этом мире, чем Школа. И нет ничего более постоянного…
Первая учительница, словно сошедшая с экрана, с длинной пшеничной косой, уложенной короной вокруг головы. Имя, звучащее как музыка - Анна Васильевна! Статная, величественная и такая родная! Именно она и повлияла на мой выбор профессии учителя.
Я поступила в педагогический колледж и после его окончания пришла работать в детский сад. И здесь возник первый компромисс: моё образование не позволило оставаться работать с малышами и мне пришлось перейти работать в школу. Сначала я расстроилась – ведь мне нравилась моя прежняя работа. А здесь всё новое, незнакомое, нужно начинать с самого начала: устанавливать контакты с коллегами, родителями, детьми. И скоро я поняла, что надо продолжать совершенствовать своё педагогическое мастерство, а для этого нужно учиться дальше.
Вспоминая это время, я думаю о том, как многое пришлось постичь, сколько жизненных дорог пройти, сколько мудрых людей встретилось на моем пути.
Мои мечты не всегда совпадали с холодной действительностью. Хотелось больше проводить время с детьми в неформальной обстановке, наладить контакт между родителями и детьми, между родителями и школой и т. д и т.д. Но школьная жизнь расставляет свои приоритеты. Пришлось отказаться от заоблачных идей и опуститься на землю. Я сосредоточилась на совершенствовании мастерства в своём предмете. Любовь к рукоделию у меня зародилась еще с детства. В свободное время я всегда что-то резала, клеила, вязала, шила, конструировала и всегда старалась изобрести свое, новое, не как у всех. И сложность моего учительского труда заключается в том, чтобы развивать и в каждом своем ученике такую же тягу к познанию, интерес к творчеству.
Считаю, что учитель, который перестал внутренне развиваться, учиться, искать, – становится неинтересным для обучающихся. Это еще один педагогический компромисс: не выгореть на работе, но остаться интересным своим ученикам. Я сосредоточилась на качестве уроков технологии, стараясь воплотить свои первые педагогические мечты. Первым моим вопросом был: Как же создать ситуацию успеха на уроке? Каждый учитель ищет свои ответы на этот вопрос. Для меня - это любовь к своему предмету, его глубокое знание, постоянный поиск новых форм работы, творческий подход, подключение родителей к сотворчеству с детьми.
Работая, я пришла к выводу, что детям мало того, что они изучают по программе, ведь у них такой огромный творческий потенциал! Вот вам и новый учительский компромисс: Как совместить прочные знания по предмету с неуёмным творчеством детей? Решая эту проблему, во главу я поставила интересы моего ученика. Я старалась посредством урока обнаружить затаенный родничок детского таланта, поддержать интерес, творческую мысль, развить индивидуальность ребенка, научить его самостоятельно творить, научить многое делать своими руками, ведь это залог уверенности человека в себе. Созданная собственным разумом и изготовленная своими руками вещь, делает человека добрее, гуманнее и бережливее. Успех ученика и учителя – две половинки одного целого - одна не может существовать без другой.
События сменяли друг друга, как календарные листы, облетающие с быстротой падающих осенних листьев, день за днём, класс за классом, росла я, росли и мои дети.
И опять компромисс… Прежние мои ученики выросли и пошли дальше по жизни, а пришли новые, маленькие несмышлёныши. И опять всё по-новой: учи, переучивай, воспитывай. Как отпустить тех, любимых? Как, полюбить этих, новых?
Я, размышляя над своей учительской судьбой, пришла к выводу , что процесс воспитания и обучения детей – это вечный компромисс, компромисс не только между людьми, но более значимый - компромисс с самим собой. Все это я ощутила в полной мере.
Само это слово никак не хотело прикладываться ко мне, и очень скоро я поняла, что любые, даже самые идеальные планы подвергаются корректировке жизненной реальностью.
Я чувствовала, что как учителю мне необходима возможность реализовать свой потенциал, раскрыть свои возможности, и мне казалось, что именно этого хотят и мои ученики. Хотелось изменить все и сразу: и образовательный процесс, и воспитательный блок, и работу с родителями.
И вот тогда- то ко мне в очередной раз пожаловал компромисс между новыми требованиями образовательных стандартов и материальными и методическими возможностями, а самое главное между планами и временем, которого на всё не хватало. Во главу всего я поставила развитие творческого потенциала своих детей через участие в конкурсах различного уровня. И мои дети в очередной раз меня не подвели, стали победителями и призёрами разных творческих конкурсов. А я всерьёз занялась своим самообразованием.
«Компромисс» у многих людей очень часто ассоциируется с понятием "конфликт". Но такая трактовка компромисса мне совсем не по душе.
Компромисс, на мой взгляд, это мирный поиск точек соприкосновения, когда нет ни победителей, ни побежденных, и вместе с тем школа или же сам человек делает шаг вперед по пути развития. А если подумать, то вся моя деятельность, как учителя, так и классного руководителя основывается на компромиссах во взаимоотношениях между коллегами, родителями, детьми, и самыми сложными и болезненными являются компромиссы, на которые я иду, внутри меня. Для меня это оказалось наиболее сложным: диалог получался не всегда. Я чувствовала себя "одиноким воином в поле": с одной стороны коллеги, которые ждали от меня мудрых решений, правильных поступков, с другой стороны – родители, ожидающие реальной помощи в воспитании своих любимых детей, а над всем этим - дети и снова дети.
Я металась по замкнутому кругу, пытаясь найти золотую середину,
баланс между желаемым и возможным...
Признаюсь, руки опускались, и закрадывалась мысль: "Для чего всё это мне нужно?" Становилось стыдно и в ушах звучали слова мамы: "Если взялась за дело - делай! И делай все, что можешь!" И мне пришлось научиться находить время для всего - для занятий спортом, для отдыха и для личностного роста. Компромиссы ли это? Я считаю, что да. Но самый важный и единственный компромисс, на который я никогда не пойду - это компромисс со своей совестью.
Февраль… Школьная аллея, усаженная деревьями… Я иду в школу, а снег тихонько поскрипывает, как будто продолжая говорить мне о чем-то …Моя дорога в Школу продолжается, но теперь она интереснее тем, что я стала участником школьного конкурса « Учитель года 2017».
2