СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе по обществознанию.«Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце этого пути – благо или зло» (Й. Хейзинга).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст эссе по обществознанию.«Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце этого пути – благо или зло» (Й. Хейзинга) является результатом совместной деятельности десятиклассников и педагога, использован ранее размещенный материал о противоречивости прогресса.

Просмотр содержимого документа
«Эссе по обществознанию.«Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце этого пути – благо или зло» (Й. Хейзинга).»

К1 К2 К3

«Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце этого пути – благо или зло» (Й. Хейзинга). 

Прогресс – это противоречивое явление, которое несет не только благо, но и зло, проблема общественного прогресса комплексная и прогресс в одной сфере жизни приводит к регрессу в другой, что очень метко выразил нидерландский философ Й. Хейзинга. С развитием техники возрастают и темпы жизни людей, начинает формироваться индустриальная цивилизация. На этом этапе люди и начинают рассуждать о направлении прогресса, его неоднозначности и противоречивости. Всё чаще человечество посещает вопрос о возможных угрозах, стоящих перед ним.

Приведем теоретические доводы и аргументы в обоснование моей точки зрения. Прежде всего, рассмотрим само понимание общественного прогресса. Общественный прогресс - это направление движения, совокупность всех поступательных изменений в развитии общества, развитие общества от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. В разное время, разными мыслителями общественный прогресс понимался по-своему, в соответствии с исторической эпохой. Например, французские просветители (А. Тюрго, М. Кондорсе) видели его в развитии человеческого разума, распространения просвещения. Некоторые мыслители (например, А. Сен-Симон) оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности, приближению ее к раннехристианским идеалам. Г. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. В XIX в. марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, степени развития производительных сил. Некоторые социологи считали, что прогрессом являются усложнение социальной структуры и рост социальной неоднородности. Современные же ученые приходят к выводу, что критерием прогресса является создание возможностей для максимального развития личности. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Большинство социологов согласны с тем, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, цивилизационных тупиков и даже срывов. Само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад.

Неоднозначность прогресса можно проиллюстрировать тем, что последствия одних и тех же открытий и изобретений могут быть направлены, как во благо, так и во зло. К примеру, открытие деления атомного ядра привело к созданию новых источников энергии, а также созданию массового оружия. Из курса истории мы знаем об открытиях в области ядерной физики, о создании нового источника энергии: в 1954 в СССР вступила в строй первая в мире АЭС (г. Обнинск), в 1954 г. в США вошла в строй первая атомная подводная лодка «Наутилус». В 1959 году в СССР спущено на воду первое в мире невоенное атомное судно - ледокол «Ленин». Но эта энергия применялась и для создания атомного оружия: в августе 1945 г. на японские города американцами были сброшены первые атомные бомбы «Малыш» (6 августа, Хиросима) и «Толстяк» (9 августа, Нагасаки). Общее количество погибших составило от 90 до 166 тысяч человек в Хиросиме и от 60 до 80 тысяч человек — в Нагасаки. Негативную всемирную известность получила авария четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции в 1986 г.  реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. 

Каждый из нас является свидетелем развития средств связи: появление Интернета, позволяющего людям из всех стран и всех континентов обмениваться огромными объемами информации, привело к информационному перевороту. Письмо по электронной почте доставляется мгновенно и цена доставки не зависит от места назначения, проверить электронный почтовый ящик можно из любого места, где есть телефонные линии и доступ в Интернет. Но эти изменения приводят к неоднозначным последствиям: ослабление зрения, потеря навыков живого общения, страх общения лицом к лицу, психологическая зависимость от всевозможных гаджетов, доступ к «сомнительной» информации, - вряд ли можно назвать благом для человека. 

Итак, приведя теоретические доводы и ряд примеров, мы убеждаемся, что прогресс в одной сфере жизни приводит к регрессу в другой, что сами усовершенствования, изобретения становятся благом или злом для человека и общества в зависимости от того, как эти нововведения используются самими людьми.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!