СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эстетическое воспитание школьников на уроках обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реферат о важности эсетического воспитания и возможности такого воспитания на уроках обществознания 

Просмотр содержимого документа
«Эстетическое воспитание школьников на уроках обществознания»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Иркутский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ИГУ»)

Педагогический институт

Кафедра социально-экономических дисциплин





Направление: 44.04.01

Педагогическое образование

Программа:Обществоведческое образование

Квалификация: магистр

Форма обучения: очная



Проскурякова Мария Анатольевна


Эстетическое воспитание школьников на уроках обществознания


Реферат




Проверил:

Демин Ю.А.,

К.И.Н.,





Иркутск – 2015

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..…....3

  1. Нормативно-правовая база в вопросе воспитании культурологических взглядов школьников……………………………………………………..9

  2. Культурологическое воспитание обучающихся на уроках обществознания в 5-11 классах. Эстетическое воспитание………………………….13

  3. Методы и приемы эстетического воспитания школьников на уроках обществознания в основной школе…………………………..………….18

Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………23





















Введение

Культурологическое воспитание школьников является основной целью предмета обществознание. При этом стоит различать стороны такого воспитания. Так можно выделить политическую культуру, правовую, культуру общения и др. Кроме того, немаловажным является формирование и эстетических компетенций обучающихся в основной школе. Данную задачу решают многие школьные дисциплины гуманитарного характера: история, литература, мировая художественная культура. Немалый вклад в развитие эстетических компетенций может внести и обществознание. Анализу роли обществознания в воспитании эстетических чувств учащихся и будет посвящена данная работа.

На взгляд автора в современных программах и учебных пособиях уделяется недостаточное внимание данному вопросу. Между тем культурологическое воспитание в общем и эстетическое в частности выступают основой успешной социализации личности. Уроки обществознания в школе являются важным фактором культурологического воспитания школьников, так как в курсе обществознания представлена информация по теме «культура». Это способствует формированию знаний, умений и навыков по данному вопросу, а также форсированности общего взгляда на культуру как на систему, состоящую из таких частей, как: образование, наука, религия, искусство и др.

Рассмотрение степени изученности проблемы логичнее представить в форме обзора сфер гуманитарных дисциплин, так или иначе связанных с изучаемой проблематикой. Для начала автор считает необходимым провести обзор литературы, посвященной конкретно эстетическим и культурологическим воззрениям.

Так В.С. Соловьев в своей «Философии искусства и литературной критики» рассматривает красоту, как предмет эстетики. Автор раскрывает общий смысл искусства, приводя в защиту своей точки зрения взгляды Платона1. Также он рассматривает нравственную миссию художника. Но главной ценностью работы является, несомненно, проведенная литературная критика, элементы и приемы которой могут быть использованы даже на уроках обществознания. Также интересной в данном плане является работа М. М. Бахтина, раскрывающая эстетику слова, а значит документа2.

Прослеживая роль культурологии в жизни общества, взаимосвязь ее с действительностью, а также характерные этапы истории культуры, можно обратиться к работе Рескиена Джона. 3 Автор считал важной частью воспитания и нравственности всеобщее образование, отводя в этом огромную роль искусства. По мнению автора, искусство любой страны является выражением ее нравственной жизни.

Ян Мукаржовский в своей работе уделил достаточное внимание природе, сущности искусства и его знаковый символам. 4 А Умберо Эко приводит подлинную историю искусства, концентрируясь на конкретных произведениях, их сущности и роли в истории живописи5.

Также для исследователя может крайне интересным показаться литература, посвященная психологии искусства6, а также присутствии эстетики в разных сторонах жизни общества7.

Так Шамес Л.Я. приводит пример новой образовательной парадигмы, состоящей из трех частей: понимание ребенка как носителя особого культурного мира, понимание учителя как носителя педагогического творчества и построение образовательного процесса в школе как модели социо-культурного пространства, где совершается становление личности8.

Смысл образования, как указывает автор, не в адаптации к наличному социуму, а в развитии способности к его адекватному пониманию, критической оценке и сознательному выбору среды деятельности»9

Методическая литература преподавания обществознания достаточно обширна, однако в ней не уделяется специального внимания эстетическому воспитанию.

Л.Н. Боголюбов в своей работе приводит историю данного предмета в школе, со всеми перипетиями его возникновения, развития и утверждения в школе. Современное обществознание автор характеризует приоритетом научных знаний. Определением отбора знаний с помощью выводов, полученных общественными науками в результате исследования изменений, происшедших в современном мире. Базовыми для курса являются социальная философия, философская антропология, социология, экономическая теория, политология, этика, правоведение, социальная психология, социальная экология, культурология10.

Также Боголюбов приводит обработанные цели преподавания обществознания в школе:

  • на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

  • на развитие гражданского общества;

  • на укрепление и совершенствование правового государства11.

Причем не трудно заметить, что реализация этих целей невозможна без культурологического воспитания учащихся, так как все три вышеизложенных пункта, собственно, и объединяет термин «культура». Таким образом, цели логичнее было бы представить в таком виде:

- развитие общего уровня культуры личности, создание условий для ее самообразования,

- развитие гражданского общества через развитие политической культуры,

- укрепление и совершенствование правового государства как итог развития правовой культуры граждан,

Цель работы: выявить и проанализировать способы эстетического воспитания на уроках обществознания в основной школе.

Соответственно задачи работы будут раскрывать каждую ступень изучения данной проблематики:

  1. Рассмотреть нормативно-правовые документы в сфере образования, которые отражают проблематичность данного вопроса,

  2. Проанализировать линии учебников и рабочие программы предмета «Обществознание» в основной школе, а также наличие в них приемов и методов эстетического воспитания

  3. Выявить основные приемы и методы эстетического воспитания, которые могут применяться в обучении школьников обществознанию и качественно улучшать их общий уровень культуры.

Объектом исследования является культурологическое воспитание обучающихся в основной школе, предметом – конкретные приемы и методы, качественно улучшающие эстетическую компетентность школьников.

В исследовании применялись нормативно-правовые акты, раскрывающие сущность культурологического воспитания школьников, эстетической компетенции обучающихся, а также цели преподавания предмета «Обществознание» в основной школе.

Так Федеральный закон «Об образовании» дает право обучающимся, осваивающим основные образовательные программы, бесплатно пользоваться на время обучения учебниками и учебными пособиями.12

Кроме того, статья 66. ФЗ «Об образовании» указывает, что основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения) и др. Интересной в этом плане является статья 83 «Особенности реализации образовательных программ в области искусства», целями которого в том числе являются художественной образование и эстетическое воспитание граждан, выявление одаренных детей и молодежи в раннем возрасте, основанное на личностных индивидуальных характеристиках.

Особо интересно проанализировать утопично написанную Национально образовательную инициативу «Новая школа», в которой поставлены не цели, а скорее перечислены мечты13. И проблема вовсе не в их неосуществимости – большинство из пунктов имели место и до данного документа – недоумение может вызвать вопрос к документу: неужели до данного этапа школа была настолько убога, что не отвечала совершенно никаким требованиям?

При написании работы были использованы как теоретические, так и практические методы научного исследования. Из теоретических были использованы: анализ, позволяющий выявить сущность нормативно-правовых источников, их преимущества и недостатки; синтез, позволяющий взглянуть на наличие культурологических подходов в литературе и источниках, как на совокупность важного блока информации; а также аналогия, индукция и дедукция, которые позволили выявить проблемные для исследования вопросы. Также был использован эмпирический метод сравнения, с помощью которого удалось выявить преимущества и недостатки различных образовательных программ, методов и подходов эстетического воспитания обучающихся в основной школе.

Научная новизна данного реферативного исследования может вызвать некоторые сомнения, тем не менее, в нем присутствуют некоторые интересные взгляды, которые могут стать отправной точкой для более важного исследования. Так данная работа поднимает вопрос не просто эстетического воспитания, которое, несомненно, важно для социализации личности, но и культурологического (в широком смысле), являющегося едва ли не важнейшим в жизни индивидуума. Кроме того, исследование ставит вопросы о коррекции целей культурологического и эстетического воспитания в нормативно-правовых актах и рабочих программах, а также, собственно, проблемах реализации этих целей в среднем учебном заведении.

Практическая значимость данной работы вполне очевидна, так как ее итоги направлены конкретно на качественное изменение не только принципа проведения урока по обществознанию и содержания учебных программ, но и некоторые изменения нормативно-правовых документов в области образования, затрагивающие цели и результаты преподавания обществознания в основной школе.



















Параграф 1. Нормативно-правовая база в вопросе воспитании культурологических взглядов школьников

Логика изложения проблемы эстетической компетенции школьников на уроках обществознания, на взгляд автора, должна начинаться с нормативно-правовой базы культурологического воспитания в целом. Для первоначально следует разобраться в понятийном аппарате проблемы.

Так в первую очередь понятие «Культура», являющееся довольно сложным и неоднозначным, мы определяем как человеческий способ жизнедеятельности, духовно-материальную среду обитания, а также непрерывно творимую «вторую природу», создателем и созданием которой является сам человек14.

Словари отражают понятие «культура» - как совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей15.

Эстетика («чувство, чувственное восприятие») — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания16. Является важной частью культурологии.

Практически каждая область общественной жизни может стать источником эстетики, которая впитывает и концентрирует специфику любой социально-исторической конкретики.

Одним из самых важных документов, к которым нужно обратиться, изучая проблему эстетического воспитания, является Федеральный Государственный Образовательный стандарт. Интересно проанализировать портрет выпускника основной школы, где недостаточно внимания уделено собственно культурологическому воспитанию. Так выпускник характеризуется как «любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и народные традиции»17. При этом упущена важная, на наш взгляд деталь: невозможность воспитания такого идеального ученика без культурологической компетенции.

В требованиях к личностным результатам освоения основной образовательной программы также не указано становление человека культурного, обладающего разного вида компетенциями. Единственным четко прописанным видом культуры является экологическая.18

Предметные результаты изучения обществознания также несколько узки. На наш взгляд, предметные результаты освоения обществознания, логичнее было представить с формирования общей культуры обучающихся, и лишь потом конкретизировать виды культурного воспитания: политическую, социологическую, правовую и др.

В ФГОС Среднего Полного Общего образования ставятся более конкретные цели и результаты освоения стандарта. Так среди личностных результатов освоения указывается эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений19.

ФГОС Основного Общего Образования ставит следующие требования базового уровня к предметным результатам освоения интегрированного учебного предмета «Обществознание» должны отражать:

1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития20.

Для объективного анализа целей культурологического воспитания необходимо также проанализировать программы развития образования, действующие на современном этапе в Российской Федерации. Так «Национальная доктрина Развития Образования в Р.Ф. рассчитанная до 2025 года ставит конкретные культурологические цели, которые могут реализовываться в том числе и на уроках обществознания. Среди них: «формирование культуры мира и межличностных отношений», «…развитие культуры межэтнических отношений», «воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства (…), обладающих высокой нравственностью». 21

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. направлена, в первую очередь, на улучшение качества образования, востребованности образовательных услуг, а также инновационных изменениях в системе образования. Стоит заметить, что 2015 год является конечной точкой этой программы. Поэтому логично ожидать отчет Правительства Р.Ф. о выполнении целей и задач, поставленных в паспорте Программы. Данный документ указывает на недостатки образования в России, но при этом не ставит главную цель преодоления его: поднятие общего уровня культуры школьников, который невозможен без осознания национальной идей России. Также не ставится вопрос и о главных средствах реализации Программы – финансово-материальных, от обеспеченности которыми качество образования находится в прямой пропорциональности22. Более того, превращение школы также в организацию, которая может и должна сама себя обеспечивать (т.е. уменьшение государственного финансирования), приведет скорее к снижению общей культуры в школе, при условии резкого прекращения финансирования средних учебных заведений. Эту проблему, судя по структуре, должна решить «Государственная Программа Р.Ф. «Развитие образования», посвященная как раз финансово-материальным вопросам в сфере образования23.














Параграф 2. Культурологическое воспитание обучающихся на уроках обществознания в 5-11 классах. Эстетическое воспитание

Для введения в собственно культурологическое воспитания автор считает допустимым проанализировать собственно цели авторских программ по обществознания.

Так авторская рабочая программа предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова (5-9 кл), среди воспитательных ставит правовое и политическое воспитания, забывая про культурологическое24. Тем не менее, согласно этой программе, в курсе обществознания в 8 классе имеется тема «Сфера духовной культуры», которая вводит ученика в сферу, прежде всего морали и нравственности. Также она знаком учащихся со сферами образования, науки и религии 25(в учебнике ей уделено 7 параграфов, 53 страницы)26. Личностные результаты не представляют собой целостную систему. Среди личностных результатов освоения данной программы, на мой взгляд не хватает общей культурологической компетенции школьников, воспитание правовой, политической и др. видов культур. Важным результатом предметной деятельности, непосредственно связанным с данным исследованием, мы считаем «понимание роли искусства в становлении личности и жизни общества». Между тем, не указаны результаты формирования навыков работы с разными видами источников (письменных, иллюстративных, видео- и аудио-), которые важны для жизни в обществе27.

Содержание темы «Культура», представлено следующими образовательными единицами: культура, ее многообразие и формы, диалог культур, роль религии, культура России, образование, наука, искусство28.

В Рабочей Программе к УМК Кравченко А.И. среди воспитательных целей также не указано культурологическое воспитание. В шестом разделе курса, который попадает на 9 класс обучения, прописаны следующие образовательные единицы: наука, образование, их функции и система, мораль, нравственность, религия, искусство. Данные тему изучаются на протяжении семи уроков29.

Такой же принцип изучения обществознания в школе представлен в программе А.Ф. Никитина.

Использование иллюстраций на уроках обществознания является неотъемлемой частью изучения данного предмета, поскольку позволяет разнообразить процесс обучения. Но главная задача иллюстраций – это развитие критического мышления обучающихся, развитие культурологических (этетических) представлений.

Тем не менее главной функцией иллюстрации выступает, как ни странно, создание визуальной картины – как пространственного так и временного значения. Между тем культурологическое значение иллюстрации вообще не рассматривается.

Так например тот Боголюбов приводит пример одной из целей образования в США: «эстетическое и нравственное воспитание, развитие умения разумно использовать досуг»30

Культурологическое воспитание обучающихся является важнейшей частью общего образовательного процесса. И то, насколько российская школа сможет обеспечить такое воспитание, во многом зависит дальнейшее развитие Российской культуры.

Так все более важными кажутся слова Д.А. Медведева о том, что «…российская школа не может быть ветхой – и в прямом и в переносном смысле этого слова…», а также, что «Находиться в школе ребенку должно быть комфортно и психологически, и физически»31

Школа для ребенка была и остается главным генератором культуры, является важной частью культурного восприятия молодежи. И эстетический вид самой школы также воспитывает эстетику обучающихся. Поэтому комфорт школы положительно влияет на психику ребенка, в дальнейшем именно он может ассоциироваться с школьным культурным пространством. И уже в силах государства и его граждан решать – какой будет внешний вид школы.

В работе Л.Я. Шамес интересным является акцент, сделанный на сельской школе. Так ее ценностно-смысловыми ориентирами (которые несомненно являются и целями для российского образования в принципе) названы: возрождение нравственных основ сельской семьи (логичнее указать семья в принципе) и нравственности как формы культуры32.

Автор указывает, что «Сегодня должна быть возрождена культуротворческая школа, в которой работали (...) великие русские учителя. Человек начинает учиться ребенком и выходит «недоучившимся учеником» - процесс самосовершенствования (…) – одна из актуальных задач педагога»33.

Важно в данном контексте понять, что образование в государстве неизменно испытывает на себе влияние образовательной парадагмы. Исторические школы свидетельствуют, что смены образовательных парадигм происходят в момент «эпохальных социокультурных сдвигов, стимулирующих и определяющих становление новых качеств общественного сознания»34. Не стоит забывать, что это является итогов смены типа культур, часто – научного мышления и даже типа экономического уклада государства.

Но не стоит забывать также и о том, что идет и обратный процесс: от того насколько мобильна система образования, насколько она может впитывать новые идеи и представления, зависит также и интенсивность социокультурных перемен, их динамика и способность закрепиться в новой системе.

Образование, несомненно, является решающим процессом становления личности. Но идеальный выпускник – это еще не культурный человек, не гражданин своей страны. Иными словами речь в образовании должна идти не о «сумме знаний и широте эрудиции, но о фундаментальных качествах сознания личности, обеспечивающих свободу ориентации и выбора собственной позиции, о личностной «культуре достоинства» человека XXI столетия»35

Конечно при этом становится важным сформировать, как это модно сейчас говорить, целостную картину мира – а это и есть картина культурного пространства, созданного человеком и создающее людей.

Таким образом, культуротворческая школа призвана решить следующие задачи:

- школьные дисциплины должны охватывать мир человеческого бытия и познания целостно, т.е. природо-культурно-социальную картину мира,

- показать всемирно-исторический культуротворческий процесс как непрерывно развивающуюся целостную картину мира и человека в нем.

1.Знания о человеке как единстве природного и социального начал, о его способностях, потребностях, возможностях и интересах, о путях развития и совершенствования;

2. Представление о многообразии социальных общностей и особенностях механизма социализации, о различных типах общественных связей и отношений, о структуре и значении первичных коллективов, о социальных статусах и социальных ролях личности в обществе;

3. Знания о различных способах регулирования общественных отношений и поведения личности, нормативных структурах, символах культуры;

4. Знания о целостности общества и соотношении его основных структурных элементов, об основных тенденциях развития общества и его современном состоянии, общественном прогрессе и его критериях; понимание соотношения необходимости и свободы в общественном развитии и деятельности людей;

5. Знания о чертах и особенностях развития нашего общества, о его месте и роли в общецивилизационном процессе, о возможных перспективах будущего. Понимание сущности и значение осуществляемых реформ;

6. Представления о некоторых направлениях в развитии общественной мысли прошлого и современности, о различии в методологических подходах и оценках общественных явлений;

Неоспоримым является тот факт, что в преподавании обществознания, а также эстетическом воспитании, необходимо учитывать возрастную специфику обучающихся, психологию развития школьников.


















Параграф 3. Методы и приемы эстетического воспитания школьников на уроках обществознания в основной школе

Данный раздел нашей работы будет посвящен практической части воспитания эстетики на уроках обществознания и будет основан, прежде всего, на авторских разработках и линии учебников Л.Н. Боголюбова.

Эстетическое воспитание на уроках обществознания возможно осуществлять не только по разделу «Культура», но и всего предмета в целом.

Это воспитание должно включать: эстетику чтения и анализа письменного источника: учебника, нормативно-правового акта, литературного произведения, периодической печати, источника личного происхождения и др., если они способствую раскрытию темы урока. Также данный вид воспитания включает в себя работу со схемами, графиками и таблицами, и их эстетическое оформление. Не стоит забывать и о культуре и эстетичности речи: правильность речи, умение доступно и научно (на уровне общеобразовательной школы) выразить свое мнение. И конечно, более всего приближенным к эстетическому воспитанию и искусству на уроках обществознания, может стать работа с иллюстрациями (изображениями картин, фотографиями, графикой, любыми рисунками учебника и других источников, а также изображения на носителях коммуникационных технологий).

Нами же, в данном исследовании, более детально будут рассматриваться именно изобразительные источники. Их наличие в учебниках говорит, на наш взгляд, о качественной работе составителей учебных линий, поскольку иллюстрации выполняют ряд важных функций.

Среди них: самоценность наглядных пособий: иллюстрации как средство формирования критического мышления, средство привлечения внимания, способ закрепления знаний через художественный образ, средство раскрытия теоретического материала, средство создания игровой ситуации, средство закрепления пройденного материала. Кроме того, современная обеспеченность техническими средствами как нельзя качественно улучшает работу с наглядными материалами.

Это не значит, что на уроке будет осуществляться полноценная критика и анализ визуального источника, как это происходит на уроках искусства. Тем не менее, учителю обществознания следует овладеть некоторыми приемами такой критики. Однако анализ визуального источника на уроках обществознания должен осуществляться с позиции данного предмета и отвечать теме урока.

Учебные пособия А.Ф. Никитина и Т.И. Никитиной, составленные согласно ФГОС, содержат большое количество тематических иллюстраций, 36схем, небольшое количество иллюстраций картин, например, В.В. Верещагина «Апофеоз войны «37; а также иллюстрации монументов, таких, как «Памятник Минину и Пожарскому» И.П. Мартоса38. К слжадению, приходится отметить, что иллюстрации являются невыразительными, если не сказать скучными, и мало передают тему параграфа, в котором находятся. Единственной яркой иллюстрацией является обложка учебника.

Очень качественный набор иллюстраций можно увидеть в учебниках обществознания под редакцией Л.Н. Боголюбова, которые соответствуют требованиям ФГОС. Такого рода источники имеются в каждом параграфе учебников и выполняют все вышеизложенные функции иллюстративного материала.

Так при изучении темы «Загадка человека» (где рассматриваются отличия человека от животного, наследственность, биосоциальная сущность человека), имеются иллюстрированная схема, отражающая отличия человека от животного, а также изображения животных.39При изучении темы «Отрочество – особая пора жизни» используются интересные карикатуры40. Раскрывая сущность «Свободного времени», авторы используют иллюстрации картин различных художников: К.П. Брюллова, П.А. Федотова, Г.В. Сорока, В.А. Тропинина, К.А. Сомова, Е.П. Антипова. Это лишь малая часть изобразительного материала. Стоит отметить качественное издательство учебной литературы: яркость, красочность изображений позитивно влияет на познавательные навыки обучающихся.

С таким видом наглядности возможны различные варианты типов и видов уроков, уровни заданий, способы усвоения материала. Если рассматривать данные иллюстрации с точки зрения эстетики, то они, несомненно, позитивно влияют на развитие вкуса, критического мышления и анализа изобразительных источников. Такие самостоятельные иллюстрации, которым в учебнике уделено много места, могут использоваться в групповой работе на уроке, а также как средство фронтально-группового приема усвоения информации.

Также нами были проработаны учебники линейки Кравченко А.И., Певцовой Е.А., также содержащие богатый иллюстративный материал. Данные иллюстрации представлены в основной фотографиями обыденной жизни ребенка, реже – сценами из истории. Стоит отметить, что изображения менее выразительны, нежели в линейке учебников Л.Н. Боголюбова, также менее разнообразны и качественны. Данные иллюстрации сложнее использовать как дополнительный источник информации, так как они сравнительно небольшого размера41.

Тем не менее, в учебнике тех же авторов для обучающихся 9 класса, имеется большое количество карикатур и изображений, предназначенных для активизации критического мышления школьников42. Карикатуры, на наш взгляд, являются важным фактором формирования эстетического вкуса обучающихся в основной школе и могут активно использоваться на уроках обществознания, если они отвечают его теме. Учитывая актуальность каждого раздела предмета «Обществознания» для жизни ребенка и критическую оценку современности любой карикатуры – они могут использоваться практически на каждом уроке. Такого рода изображения совершенно не используются в учебных пособиях Л.Н. Боголюбова.

Еще одной ценностью учебников под редакцией А.И. Кравченко и Е.А. Певцовой, является большой объем и число первоисточников по различным темам обществознания: статьи, выдержки из книг известных социологов и политологов и др. Данный виды документов несомненно формируют эстетику письма, речи, умения работы с источниками. Кроме того, их удобно использовать при групповой работе с документом, а также в качестве самостоятельных заданий в классе и дома.

Таким образом, нами были подробно проанализированы несколько учебных пособий разных авторов, подробно выявлены достоинства и недостатки каждого из них. Также автором были проработаны основные методы и приемы использования визуальных средств обучения, которые могут быть использованы в процессе обучения.















Заключение

Подводя итоги нашему исследованию, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, анализ Федеральных нормативно-правовых актов показал их недостатки, как в их целевых установках, так и в результатах освоения предмета «Обществознания», который мы предлагаем скорректировать, учитывая необходимость культурологического воспитания на современном этапе развития России. Подобранная литература культурологического и эстетического характера подтверждает точку зрения исследования. Кроме того, данная литература подтверждает факт присутствия эстетики как красоты во всех сферах жизни общества, а значит логичность ее воспитания на уроках обществознания в основной школе.

Во-вторых, была оценена роль эстетического воспитания в контексте культурологического, а также собственно роль предмета «Обществознания» в этом воспитании.

И последнее, были приведены примеры учебных пособий с наличием в них конкретных видов изобразительных источников, а также методы и приемы работы с ними на уроке.

Все вышесказанное подтверждает возможность эстетического воспитания на уроках обществознания, а значит, интегративные подходы в преподавании данного предмета в основной школе.










Источники и литература.

Нормативно-правовые акты.

  1. Государственная Программа Р.Ф. «Развитие образования» на 2013-2020 гг. Распоряжение Правительства Р.Ф. от 15.05. 2013 г. № 792-р. http://school564.ru/doc/2013/g-pr-razv.pdf

  2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271 // Режим доступа: http://www.fgos-kurgan.narod.ru/Doc/nns.pdf

  3. «Национальная доктрина образования в РФ», одобрена Постановлением Правительства Р.Ф. от 04 октября 2000. №751. // Собр. Законодательства Р.Ф. – 2000.

  4. ФГОС Основного Общего Образования. Утвержден приказом Минобороны Р.Ф. от 17 декабря 2010. №1897// http://www.fgos-kurgan.narod.ru/Doc/fgos-ooo.doc

  5. ФГОС Среднего Полного Общего образования. Утвержден приказом Министерства Образования от 17 мая 2012 г. №413 // http://www.fgos-kurgan.narod.ru/Doc/fgos-spoo.doc

  6. Федеральный закон «Об образовании в РФ»: принят Государственной Думой Р.Ф. от 21 декабря 2012 г. / / Собрание законодательства Р.Ф. - 2012.

  7. «Федеральная целевая программа развития Образования в Р.Ф. на 2011-2015 гг.»/ одобрена Постановлением Р.Ф. от 07.02.2011 №61 (ред. от 27.12.2012)// http://madou-ds108.ru/upload/docs/2014/05/federalnayatselevayaprogrammarazvitiyaobrazovaniya2011-2015.pdf

Рабочие программы и учебная литература

  1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Изд-во «Русское слово». - 2010.

  2. Обществознание. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Под. ред. Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И. – М.: Изд-во «Просвещение». 2013 г.

  3. Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Под. Ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. - М.: Изд-во «Просвещение», 2014 г.

  4. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 8 класс. М.: «Дрофа». – 2016.

  5. Рабочая программа под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Изд-во «Просвещение», 2014 г.

  6. Рабочая программа основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право). Режим доступа: http://world histry.ucoz.ru/rab_programma/rabochaja_programma_po_obshhestvoznaniju_6-9.doc

Литература

  1. Акопджанян Е.С. Эстетическое в научном творчестве. Творческая сущность эстетического в науке. – Ереван: изд-во АН Арм. СССР, 1978. – 118 с.

  2. Акопджанян Е.С. Эстетическая сила науки. – Ереван: изд-во АН Арм. СССР, 1990. – 224 с.

  3. Арнольдов А.И. Культурный прогресс: философские проблемы. Ин-т философии. – М.: Наука, 1984. – 326 с.

  4. Арнхейм Рудольф. Новые очерки по психологии искусства. – М.: Прометей, 1994. – 352 с.

  5. Басин Е.Я. Философская эстетика и психология искусства. М.: Гардарики, 2007. – 287 с.

  6. Бахмутова Л.С., Калуцкая Е.К., Методика преподавания обществознания. Москва. Юрайт. 2016. http://static1.ozone.ru/multimedia/book_file/1012997805.pdf

  7. Бахтин М.М. Эстетика словестного творчества. – 2-е изд. – М.: Искусство, 1979. – 445 с.

  8. Бахтин М.М. Работы 1920-х гг: Искусство и ответственность у философии поступка. Автор и герой в эстетической деятельности. Проблема содержания, материала и формы в словестном художественном творчестве. – Киев: Фирма «Next», 1994. – 384 с.

  9. Большой толковый словарь русского языка. С-Пб., 1998.

  10. Выготский Л.С. Психология искусства: анализ эстетической реакции. - М.: Лабиринт, 1998. – 415 с.

  11. Клещеева Т.В. Молодежная субкультура как явление массового сознания. - Братск. 2012.

  12. Методика преподавания обществознания в школе. Под. ред. Боголюбова Л.Н. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 304с.

  13. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966;

  14. Моррис Уильям. Искусство и жизнь: избранные статьи, лекции, речи, письма. – М.: Искусство, 1973. – 511 с.

  15. Мукаржовский Ян. Исследования по эстетике и теории искусства - М.: Искусство, 1994. – 606 с.

  16. Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры. М., 1992.

  17. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 19998.

  18. Рескин Джон – Искусство и действительность. Избранные страницы. М.: Тип.- лит. т-ва И.И. Кушнерев и Ко, 1900 - 319 с.

  19. Рескин Джон. Лекции об искусстве. – М.: Б.С.Г. – Пресс, 2011. – 318 с.

  20. Русанова О.Б. Раздумья о красоте и вкусе. – М.: Знание, 1961. – 168 с.

  21. Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. Издательство: М.: Искусство, 1991. - 701 с.
    Серия История эстетики в памятниках и документах. http://www.runivers.ru/bookreader/book146796/#page/5/mode/1up

  22. Шамес Л.Я. Концепция культурно-исторического наследия в региональном сообществе современного села: образование и культура в отечественной традиции (проблемы и перспективы». Иркутск.: Изд-во ИРГСХА, 2009. –С. 9.


1 В.С. Соловьев. Философия искусства и литературная критика. С. 166.

2 Бахтин М.М. Эстетика словестного творчества. – 2-е изд. – М.: Искусство, 1979. – 445 с.

3 Рескин Джон . Искусство и действительность. Избранные страницы. М.: Тип.- лит. т-ва И.И.Кушнерев и Ко, 1900 - 319 с.

4 Мукаржовский Ян. Исследования по эстетике и теории искусства - М.: Искусство, 1994. – 606 с.

5 История Красоты. Под.ред. Умберто Эко. http://detectivebooks.ru/book/6910381/?page=1

6 Басин Е.Я. Философская эстетика и психология искусства. М.: Гардарики, 2007. – 287 с., Арнхейм Рудольф. Новые очерки по психологии искусства. – М.: Прометей, 1994. – 352 с.

7 Акопджанян Е.С. Эстетическое в научном творчестве. Творческая сущность эстетического в науке. – Ереван: изд-во АН Арм. СССР, 1978. – 118 с.; Акопджанян Е.С. Эстетическая сила науки. – Ереван: изд-во АН Арм. СССР, 1990. – 224 с.; Моррис Уильям. Искусство и жизнь: избранные статьи, лекции, речи, письма. – М.: Искусство, 1973. – 511 с.



8 Шамес Л.Я. Концепция культурно-исторического наследия в региональном сообществе современного села: образование и культура в отечественной традиции (проблемы и перспективы». Иркутск., - 2009. С.77-79.

9 Там же. С. 79.

10 Методика преподавания обществознания в школе. Под. ред. Боголюбова Л.Н. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 304с. С. 34.

11 Там же. С. 38.

12 Федеральный закон «Об образовании в РФ». Принят Государственной Думой Р.Ф. ОТ 21 декабря 2012 г. / / Собрание законодательства Р.Ф. 2012. - Ст. 35.

13Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271 // Режим доступа: С. 1-2. http://www.fgos-kurgan.narod.ru/Doc/nns.pdf

14 Шамес Л.Я. Указ соч. С. 69.

15 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М., 19998.

16 Большой толковый словарь русского языка. - С-Пб., 1998.

17 ФГОС Основного Общего Образования. Утвержден приказом Минобороны Р.Ф. ОТ 17 ДЕК. 2010 г№1897.. С.2. Режим доступа: http://www.fgos-kurgan.narod.ru/Doc/fgos-ooo.doc

18 ФГОС. ФГОС Основного Общего Образования. Утвержден приказом Минобороны Р.Ф. ОТ 17 ДЕК. 2010 г№1897.. С.2. Режим доступа: http://www.fgos-kurgan.narod.ru/Doc/fgos-ooo.doc . С. 6.

19 ФГОС Среднего Полного Общего образования. Утвержден приказом Министерства Образования от 17 мая 2012 г. №413. С. 5. Режим доступа: http://www.fgos-kurgan.narod.ru/Doc/fgos-spoo.doc

20 ФГОС Среднего Полного Общего образования. Утвержден приказом Министерства Образования от 17 мая 2012 г. №413. С. 10. Режим доступа: http://www.fgos-kurgan.narod.ru/Doc/fgos-spoo.doc

21 «Национальная доктрина образования в РФ», одобрена Постановлением Правительства Р.Ф. от 04 октября 2000. №751. // Собр. Законодательства Р.Ф. – 2000. Введение.

22 «Федеральная целевая программа развития Образования в Р.Ф. на 2011-2015 гг.»/ одобрена Постановлением Р.Ф. от 07.02.2011 №61 (ред. от 27.12.2012). Режим доступа: http://madouds108.ru/upload/docs/2014/05/federalnayatselevayaprogrammarazvitiyaobrazovaniya2011-2015.pdf

23 Государственная Программа Р.Ф. «Развитие образования» на 2013-2020 гг. Распоряжение Правительства Р.Ф. от 15.05. 2013 г. № 792-р. Режим доступа: http://school564.ru/doc/2013/g-pr-razv.pdf

24 Рабочая программа под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Изд-во «Просвещение», 2014 г. С. 4.

25 Там же. С. 6.

26 Обществознание. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под.ред. Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И. – М.: «Просвещение», 2013 г. - С. 29-82.

27 Рабочая программа под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Изд-во «Просвещение», 2014 г. С. 9-10.

28 Там же. С. 14.

29 Рабочая программа основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право). Режим доступа: http://world histry.ucoz.ru/rab_programma/rabochaja_programma_po_obshhestvoznaniju_6-9.doc

30 Методика преподавания обществознания в школе. Под. ред. Боголюбова Л.Н. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 304с. С. 39.

31 Шамес Л.Я. Концепция культурно-исторического наследия в региональном сообществе современного села: образование и культура в отечественной традиции (проблемы и перспективы» - Иркутск. - 2009. – С. 9.

32 Там же. С. 65.

33 Там же. С. 67.

34 Там же.

35 Шамес Л.Я. Указ.соч. С. 71.

36 Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 8 класс. М.: «Дрофа». – 2016. С. 51.

37 Там же. С. 141.

38 Там же. С. 148.

39 Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Под. Ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. - М.: «Просвещение». 2014 г. - С.10, 14.

40 Там же. С. 24.

41 Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово». – 2010.

42 Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово». - 2013 г. С. 4, 10, 40, 78, 99, 108, 114, 123, 157, 165.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!