Дополнительная образовательная программа «Эстрадный вокал»
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
Каждую песню дети сопровождают свойственными её характеру и содержанию ритмическими или танцевальными движениями.
Движения – это средства для передачи того, что выражено в песне, движение помогает детям полнее и глубже понять содержание исполняемого репертуара, придают исполнению особую выразительность и красочность. Поэтому большое значение на занятиях придаётся разучиванию музыкально-ритмических композиций и танцевальных элементов. Через движения дети глубже понимают, распознают музыкальные средства выразительности – темп, динамику, регистры, различают музыкальные жанры.
В связи с тем, что исполнители эстрадных песен должны в должной мере владеть своим телом, пластично и ритмично двигаться, в занятия внесён раздел по музыкально- ритмическим движениям.
Задача музыкально — ритмического воспитания — развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. И, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки...
Нужно рассматривать и оценивать красоту, выразительность движения под музыку в его гармоничности, как проявление индивидуальности восприятия образа, музыкальности, и, главное, естественности самого движения. Ведь что такое правильная осанка, красивая походка? Скорее всего, это наиболее естественное и удобное положение тела во время движения, наиболее оптимальная поза.
Другими словами, использование на занятиях в вокальной эстрадной студии музыкально-ритмических движений, танцевальных элементов нацелено на общее, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие. Содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей в вокальной деятельности.
Поэтому практический материал может варьироваться с учетом задач, поставленных на конкретных занятиях. И, главное, на что должен быть нацелен педагог - это приобщение к движению под музыку всех детей: Не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. В то же время, движение под музыку является для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.
Поскольку речь идет о развитии детей в процессе занятий по эстрадному вокалу, содержание работы связано со спецификой этого вида деятельности, рассмотрим более детально особенности развития музыкально - ритмических способностей.
Во-первых, ритмика — это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают песенный музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности.
Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движение тесно взаимосвязаны также и тем, что это временные виды искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримым, ощутимым течение времени. Музыка и движения, таким образом, имеют много общих параметров, к которым относятся:
• все временные характеристики (начало и конец звучания, темп, ритм);
• динамика (чем громче песня (музыка), тем больше амплитуда движения);
• форма песни и композиционная структура двигательной композиций. В связи с этой взаимообусловленностью исполняемой песни и движения, а также целями программы по обучению детей эстрадному вокалу, сформулированы задачи обучения детей музыкально – ритмическим движениям:
I.Развитие музыкальности:
· развитие способности воспринимать музыку, текст песни, то есть чувствовать настроение и характер, понимать ее содержание;
· развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;
· развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;
· развитие музыкальной памяти.
II. Развитие двигательных качеств и умений:
· развитие ловкости, точности, координации движений;
· развитие гибкости и пластичности; воспитание выносливости, развитие силы;
· формирование правильной осанки, красивой походки;
· развитие умения ориентироваться в пространстве;
· обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений;
III. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:
· развитие творческого воображения и фантазии;
· развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной
· деятельности, в слове.
IV. Развитие и тренировка психических процессов:
· развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;
· тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;
· развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.
· V. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
· воспитание умения сопереживать другим людям и животным;
· воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.