Примерная структура занятий и их дифференциация в зависимости от содержания занятий
Главная задача учебной программы «Эстрадный вокал» состоит в выработке вокальной техники не по частям, а целостно: дыхание, дикция, фразировка, формирование гласных, плавность звуковедения, агогика звука – все это должно развиваться одновременно и постепенно совершенствоваться в ходе целесообразных упражнений.
Структура и содержание занятий имеют интегрированный характер, который позволяет по мере необходимости варьировать образовательный процесс, конкретизировать и структурировать содержание с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, а также предоставляет возможность для развития творческих способностей всех групп обучающихся.
Примерная структура занятий
Упражнения на дыхание.
Цель: помогает восстановить дыхание, успокоить детей, настроить на рабочий лад.
Артикуляционная гимнастика (скороговорки).
Цель: помогает совершенствовать дикцию, артикуляцию, правильно и чисто проговаривать трудно произносимые слова, фразы.
Распевание.
Цель: помогает разогреть и подготовить голосовой аппарат к вокальной работе.
Основная часть – вокальная работа.
Работа над песней (разучивание, работа над сложностями в мелодии, над интонацией, фразировкой и т. д.).
Заключительная часть.
Исполнение любимых песен, анализ занятия, впечатления, предложения.
Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть занятий
На них участники ансамбля знакомятся:
с правилами правильного дыхания, строением диафрагмы и голосового аппарата;
теорией музыкальной грамоты, строением песни (запев, припев);
с жанрами песен (русская народная, лирическая, патриотическая, романс и т.д.);
типами голосов;
мажорным и минорным звучанием музыкального произведения;
с приёмами пения (канон, терция, октава), основными интервалами, классификацией громкости звука, со связным и отрывистым исполнениями;
с новинками музыкальной культуры (статьи, аудио, видеозаписи, фотографии).
Практическая часть занятий.
На них участники ансамбля:
изучают дыхательную гимнастику по методике А.Н. Стрельниковой, читают скороговорки;
учатся петь под фортепиано, «минусы», компьютер и синтезатор современные песни и популярные песни прошлых лет, как без микрофона, так и с микрофоном;
обучаются двух и трёхголосному пению в терцию, октаву;
записывают свой голос на магнитную плёнку, компьютер для исправления видимых недостатков, чтобы в дальнейшем при пении на концертах «в живую» не допускать замеченных ошибок и недостатков, как руководителем, так и самими участниками;
самостоятельно готовят подтанцовки, сопровождающие выступления вокалистов.
изготавливают костюмы, вместе с руководителем и родителями;
записывают диски с песнями отдельных участников;
снимают видеоклипы с песнями наиболее отличившихся участников, концерты ансамбля;
принимают непосредственное участие в праздничных и отчётных концертах, районных фестивалях.
Занятия начинаются с теоретической части, с рассказа педагога. Вторая часть занятия – практическая: разогрев вокального аппарата (распевка), ознакомление с новым музыкальным материалом (прослушивание музыкального произведения).
Теоретическую и практическую часть можно менять и комбинировать в зависимости от изучаемой темы.
В целях поддержания устойчивого внимания и активизации учащихся необходимо сочетать устные объяснения материала с применением наглядных пособий.
После каждого занятия следует подвести итоги, отметить активность отдельных членов группы, обобщить проделанную работу.
Очень разнообразят и оживляют занятия творческие упражнения, варьирование и импровизация мелодий, сочинение стихов. Кружковцы готовят сообщения о творческой деятельности отдельных артистов, придумывают костюмы для выступлений на праздничных концертах, спектаклях, конкурсах, беседуют о гриме, причёсках, декорациях. Дети посещают концерты, анализируют свои выступления на концертах, пишут совместно с руководителем программы и сценарии выступлений.
Учащиеся включены в различные виды деятельности: репродуктивную, поисковую, художественную, творческую, познавательную, практическую и др.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся, главными из которых являются:
сольное и ансамблевое пение,
слушание различных интерпретаций исполнения,
пластическое интонирование,
добавление элементов импровизации,
движения под музыку,
элементы театрализации.
Ведущий вид деятельности у младших школьников – учебная деятельность. Дети этого возраста обладают образной памятью и наглядным мышлением, на занятиях им необходим образец. У детей этого возраста развито непроизвольное внимание, дети неусидчивы, быстро утомляются, поэтому занятие должно быть разнообразно. С большим увлечением они занимаются практической работой. В младшей группе обязательным является игровой момент, конкурсное исполнение отдельных музыкальных фраз, самостоятельное придумывание движений во время исполнения песен. Занятия не должны быть слишком перегруженными. Должно проходить стремительно, эмоционально.
Для среднего и старшего школьного возраста характерен переход к рационально – логическому восприятию, для которого наиболее адекватными формами станут практические занятия, групповые занятия, конкурсы, драматизация и ролевые игры, общественные акции и проекты.
Различием в работе со старшими детьми будет более взрослый песенный материал по содержанию, но не по своему музыкальному языку. Приемы и методы сохраняются общие.
В результате систематических занятий вокалом у детей улучшается эмоциональная восприимчивость к музыке. Вежливость, простота, общительность, внимание к окружающим, доброжелательность – вот те черты, которые воспитываются у детей в процессе вокальных занятий