СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«этапы биографии и творчества александра трифоновича твардовского. стихотворения о родине и природе».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 93 

Просмотр содержимого документа
««этапы биографии и творчества александра трифоновича твардовского. стихотворения о родине и природе».»


Бархатова Людмила Павловна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ « Алмалинская СОШ».

Название предмета : литература

Класс: 9

Умк : учебник литературы для общеобразовательных организаций

в двух частях. Под редакцией В.Я.Коровиной .Москва «Просвещение» 2014г.

Уровень обучения: базовый

Тема урока: А.Т.Твардовский. Урок 93. «Этапы биографии и творчества Александра Трифоновича Твардовского. Стихотворения о родине и природе».

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2ч.

Место урока в системе уроков по теме: 1

Цели урока: познакомить с очерком жизни и творчества А. Т. Твардовского, его стихами о родине, о природе.

Задачи урока:

  • дать представление о тематическом разнообразии лирики Твардовского;

  • продолжить работу над выразительным и осмысленным чтением лирического произведения, его анализом, интерпретацией;

  • воспитание интереса и уважения к русской литературе как хранительнице нравственных основ нации;

  • воспитание чувства патриотизма и гордости за дела своих предков;

  • оказать влияние на духовный мир учащихся, на выбор ими нравственных ориентиров;

  • воспитание коллективистских отношений, умения работать в группе.



Планируемые результаты: знание биографии писателя, умение анализировать стихотворения, декламировать их наизусть.

Тех.обеспечение урока:

Компьютерная презентация.

Содержание урока.



1Мобилизующее начало.

2.Сообщение темы, постановка целей. Слайд №1

3.Стадия вызова. Слайд №2.

Русская литература и в 19 , и в 20 веках наполнена великими именами. Но посмотрим внимательно, кто создавал эту литературу? (В 19 веке – дворяне, затем дворянская и разночинская интеллигенция. 20 век: Горький – из купеческой среды, Бунин – дворянин, Отцы Блока и Цветаевой – профессоры университетов, у Ахматовой – инженер флота, у Маяковского – дворянин, лесничий. С Есенина начинается крестьянская тропа в русской литературе. Среди них был поэт, имя которого нам уже хорошо известно, - А.Т.Твардовский.)

4. Слово учителя об А. Т. Твардовском.

А. Т. Твардовский – одна из самых значительных и самых трагических личностей в русской литературе советской эпохи. Слайд №3.

Талант Твардовского высоко оценен современниками. Это был «советский» поэт в лучшем смысле этого слова, внутренне противоречивый, но честный перед собой и читателями.

Слайд №4. Твардовский – сын крестьянина, выходец из самой трудовой народной гущи, – родился на хуторе Загорье Смоленской области . Здесь почувствовал он биение жизни, усвоил ее первые уроки, написал свои первые стихи: СЛАЙД №5«Земля эта — десять с небольшим десятин — вся в мелких болотцах и вся заросшая лозняком, ельником, берёзкой, была во всех смыслах незавидна. Но для отца, который был единственным сыном безземельного солдата и многолетним тяжким трудом кузнеца заработал сумму, необходимую для первого взноса в банк, земля эта была дорога до святости. Нам, детям, он с самого малого возраста внушал любовь и уважение к этой кислой, скупой, но нашей земле — нашему «имению», как в шутку и не в шутку называл он свой хутор».

Слайд №6.Семья , в которой родился поэт была многодетной.

Слайд №7. Родители Твардовского: Мария Митрофановна, мать поэта и Трифон Гордеевич, отец поэта.

Слайд №8. Братья и сёстры поэта : Анна, Иван, Мария, Константин, Павел, Василий.

Слайд №9. Детство поэта пришлось на первые послереволюционные годы, а в юности ему довелось на своей собственной судьбе понять, как проводилась коллективизация. Его отец, Трифон Гордеевич, в прошлом был кузнецом и тяжким трудом сумел скопить небольшую сумму денег, чтобы купить небольшой участок земли. Позже поэт напишет в автобиографии: "... нам, детям, отец с самого малого возраста внушал любовь и уважение к этой кислой, подзолистой, скупой и недоброй, но нашей земле - нашему "имению", как в шутку и не в шутку называл он свой хутор". За его стремление выбраться из нищеты, его причислили к кулакам. В тридцатые годы отец был раскулачен и выслан из родной деревни. Новые хозяева жизни не посчитались даже с тем, что Трифон Гордеевич вместе с семьей сам обрабатывал землю и не нищенствовал только благодаря своему трудолюбию. Они ничего не имели и против революции - наоборот даже, новые порядки казались им началом "счастливого светлого будущего». А.Т.Твардовский всю свою литературную деятельность посвящает на справедливое отношение к людям труда.

Постоянная связь с текущей действительностью, ориентация на широкие массы и живое общение с ними, опора на лучшие традиции русской поэзии и народного творчества – основные особенности его произведений.

Слайд №10. В годы коллективизации семья была раскулачена и сослана в Сибирь. Поэт избежал ссылки и, живя в Смоленске, продолжал писать стихи, печататься. Через 10 лет Твардовский, в 1939 г. окончивший МИФЛИ, возвращается в родные места, пишет о них проникнутые любовью и грустью стихотворения. Твардовский ввел понятие «малого мира», «мирка», придав ему значение того истока, откуда человек до конца дней черпает нравственную энергию. Трагически переживал поэт многолетние муки раскаяния перед своим отцом, перенесшим разорение и сосланным на уральский лесоповал. Оставаясь верным коммунистической идее, он так и не смог до конца своих дней найти ответы на свои мучительные сомнения.

Слайд №11.Уже живя в родном хуторе Загорье на Смоленщине, Твардовский становится селькором. С 1924 года начинает посылать заметки в редакции смоленских газет. Он писал в них о комсомольских делах, о разных злоупотреблениях., которые допускали местные власти, что создавало ему в глазах местных жителей ореол защитника. В газете «Смоленская деревня» публикуются первые его стихотворения.

«Отрываясь от книг и учебы,— вспоминает Твардовский, — я ездил в колхозы в качестве корреспондента областных газет, писал статьи, вел всякие записи. За каждой поездкой отмечая для себя то новое, что открылось мне в сложном и величественном процессе колхозной жизни».

Первое опубликованное стихотворение «Урожай». Газета "Смоленская деревня". 1925г.

Слайд №12. "Именно этим годам я обязан своим поэтическим рождением", — сказал впоследствии Твардовский.

Произведения Твардовского печатались в 1931 — 1933, но сам он считал, что только с поэмы о коллективизации "Страна Муравия" (1936) он начался как литератор. Поэма имела успех у читателей и критики. Выход этой книги изменил жизнь поэта:, он переехал в Москву, в 1939 окончил МИФЛИ, выпустил книгу стихов "Сельская хроника".

Слайд №13.Подлинным началом своего творческого пути Твардовский считал поэму «Страна Муравия» (1936 г.). О чем она? Эта история про деда и бабку, как и положено в сказках, заканчивается благополучно. В жизни же весна 1930 г. сломала многие человеческие судьбы: шло массовое раскулачивание, аресты и высылки крестьян целыми семьями.

Чтение отрывка из поэмы.

– Какие проблемы тех трудных лет обозначились в поэме?

Трагическая явь русской деревни превращается в эпическое предание о счастье, которое ждет народ в колхозном раю.

С этой поэмы начался целый поток произведений, преображавших жестокую реальность в «сказочную быль».

Слайд №14. В 1939 поэт был призван в ряды Красной Армии и участвовал вВ освобождении Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией, уже в офицерском звании, был в должности спецкорреспондента военной газеты.

Слайд №15.Поэма «Василий Теркин», пожалуй, самое известное, самое популярное произведение Твардовского. «Теркин» был, по признанию поэта, его лирикой и публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой по случаю.

– Давайте вспомним и еще раз перечитаем понравившиеся нам строки.

Чтение отрывка из поэмы.

Слайд №16.

Война закончилась, но тем не менее военная лирика Твардовского нашла своё продолжение и в послевоенное время. Человек, прошедший войну и вышедший из неё живым, неизбежно чувствует вину перед павшими. Об этом стихотворение «Жестокая память». Память – невозможность забыть и избыть ту огромную боль, которую принесла война людям. И даже в поздней лирике поэта тема войны звучит так же остро, как и раньше.

Стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…» вновь затрагивает тему вины перед теми, кто не вернулся с поля боя, но с ещё большим драматизмом.

“Я убит подо Ржевом” — стихотворение, написанное от первого лица. Это самое яркое из стихотворений, настоящий шедевр творчества поэта. Необычная форма произведения – монолог погибшего солдата. В его словах чувствуется трагедия,, стремление жить и увидеть мирное время:

Я – где корни слепые

Ищут корма во тьме.

Я – где с облачком пыли

Ходит рожь на холме.

Слайд №17.

Александр Твардовский журнал «Новый мир» возглавлял дважды. Ещё в 1950-м Твардовский был назначен главным редактором журнала, но в 1954-м был смещён с поста за демократические тенденции, наметившиеся в публикациях этого издания сразу после смерти Сталина. В 1958-м Твардовский снова возглавил «Новый мир», пригласив в него своих единомышленников – критиков и редакторов В. Лакшина, И. Виноградова, А. Кондратовича, А. Берзер… На этом посту Твардовский, по определению критика И. Ростовцевой, «выводил литературу и творческих людей из тупиков, в которые их загнали История, Время, Обстоятельства». Благодаря его усилиям в «Новом мире», ставшем средоточием и символом «оттепели», были опубликованы произведения В. Овечкина, В. Быкова, Ф. Абрамова, Б. Можаева, Ю. Трифонова,. В 1961-м Твардовскому удалось опубликовать повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

В 1970-м АТ был вновь смещён с поста главного редактора. Поэт, подчеркнём, несмотря на целый ряд высоких регалий и званий, так и не увидел опубликованными две свои великие поэмы – «По праву памяти» и «Тёркин на том свете».

Слайд №19. Умер Александр Трифонович от рака легких 18 декабря 1971 года.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

В Воронеже и Москве его именем названы улицы.

Слайд № 20.1988 году открыт для посетителей возрожденный хутор Загорье, место, где родился и жил до восемнадцатилетнего возраста Александр Трифонович Твардовский - выдающийся советский поэт. По макету брата поэта Ивана Трифоновича были заново возведены: дом, сарай, баня, кузница и другие надворные постройки, разбит сад и огород. Представленная в интерьере дома мебель тоже выполнена руками брата поэта - мастера - краснодеревщика. Большую помощь в оформлении дома, хозяйственных помещений, кузницы оказали жители деревень, передавшие музею предметы - быта, характерные для того времени. Неброская русская природа и обстановка, окружавшая мальчика, позволяют проникнуться атмосферой, в которой зарождался талант будущего поэта. Ежегодно, в день рождения поэта, на хуторе Загорье проводятся литературные праздники.


Слайд №21.

5.Чтение и анализ стихотворений.

Знакомство со стихами о родном крае, земляках.

1) Чтение и анализ стихотворения «Урожай».

– Каким чувством окрашено это стихотворение?

– С чем связано ощущение счастья? Как передает его поэт?

– В чем особенность описания природы в этом стихотворении?

– Чьими глазами мы видим картину сбора урожая?

(Прочитаем 1-е предложение-метафору: «Дышат грудью запотелой желтогривые овсы». Найдем объективно-оценочные эпитеты, удивительное сравнение хлеба с «златой метелью», специальную лексику, связанную с крестьянским трудом.)

2) Цикл стихотворений «Сельская хроника».

Стихи Твардовского 30-х гг., составившие «Сельскую хронику», были продиктованы «восторженной и безграничной верой в колхоз», вся хроника выделялась среди произведений тех лет уважительным отношением к людям, вниманием и любовью к ним.

Например, стихотворение «Не стареет твоя красота» напоминает величальную песню:

…Честь великая рядом с тобой

В поле девушке стать молодой.

Всюду славят тебя неспроста, –

Не стареет твоя красота.

Главным настроением стихотворения является оптимизм, стихи имеют жизнеутверждающий характер.

3) Стихотворение «Весенние строчки».

Состоит из двух стихотворений: первое написано трёхстопным дактилем, второе – четырёхстопным хореем. Поэт показывает весну-утро и день.

Стихотворение читается несколькими учениками, важно передать теплоту и близость конкретных деталей.

Средства речевой выразительности – метафоры, объединённые с олицетворениями и эпитетами. («Дышат грудью запотелой/ Желтогрудые овсы; Утренник лёг на дорогу/ Ровным сухим полотном»).

Сочные и красочные эпитеты, образность и интонация народных песен, повторы, употребление диалектизмов, ласкательных суффиксов («Дай ступну ногой босою…», «Дай колючею косою/ Срежу полосу мою», «простор-веселье»; «угретых завалин»; «журавушки»).

6.Рефлексия. Составление синквейна и анализ стихотворения «Мать»

II. Итог уроков.

Домашнее задание: знать биографию Твардовского, выучить понравившееся стихотворение наизусть.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!