СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этапы психолого-педагогического обследования ребенка-инвалида при приеме в ОУ

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальная индивидуальная программа развития, как и любой другой нормативный документ в системе образования, должна включать обязательные структурные элементы, объем и содержание которых могут варьироваться. Структуру СИПР разрабатывают на основе положений п.2.9.1 приложений к ФГОС, регламентирующих порядок организации образовательного процесса для обучающихся со сложными нарушениями в развитии.

Просмотр содержимого документа
«Этапы психолого-педагогического обследования ребенка-инвалида при приеме в ОУ»

Этапы психолого-педагогического обследования ребенка-инвалида при приеме в ОУ

Беседа с родителями

В ходе общения с представителями семьи следует выяснить:

  • историю индивидуальных достижений ребенка; отношение родных к малышу и их взгляд на процесс его воспитания;

  • ожидания от образовательного процесса — это необходимо для налаживания эффективного взаимодействия.  

Наблюдение за поведением ребенка

Деятельность ребенка организовывается специально, чтобы специалисты могли осуществлять наблюдение в течение длительного времени (до трех недель) без риска изменения ситуации.

Для изучения личностных возможностей обучающегося могут дополнительно использоваться различные системы тестирования и диагностики, позволяющие выявить:

  • особенности физиологического, в том числе двигательного развития;

  • уровень сформированности элементарных учебных действий;

  • уровень развития речевых способностей;

  • сформированность навыков самообслуживания;

  • наличие и характер контактов с членами семьи, сверстниками, другими взрослыми;

  • проявления познавательной активности.

Анализ результатов

На основании проведенных наблюдений экспертная группа, в число которой входят специалисты ОУ и родители (законные представители) ребенка с особыми образовательными потребностями, разрабатывают концепцию СИПР, определяют методы определения успехов учащегося по ее освоению.


Структура СИПР

Специальная индивидуальная программа развития, как и любой другой нормативный документ в системе образования, должна включать обязательные структурные элементы, объем и содержание которых могут варьироваться. Структуру СИПР разрабатывают на основе положений п.2.9.1 приложений к ФГОС, регламентирующих порядок организации образовательного процесса для обучающихся со сложными нарушениями в развитии.

Структурные компоненты СИПР

Содержание

Общие сведения

В данный пункт следует включить сведения об учащемся и его родителях, а также заключение ПМПК.

Характеристика обучающегося

Описательная оценка развития составляет в развернутой форме в начале года, в конце — корректируется или уточняется с учетом индивидуальных образовательных достижений. В характеристику ученика следует включить такие информационные блоки:

  • сведения об отношении членов семьи, особенности семейного воспитания;

  • данные о психофизическом здоровье;

  • описание эмоциональных и поведенческих реакций, составляемое на основе наблюдений специалистов;

  • уровень сформированности познавательных процессов (способность к запоминанию, осмыслению, воспроизведению знаний);

  • особенности речевого развития;

  • характер проявления социально значимых навыков (готовность к налаживанию коммуникативных связей со сверстниками и взрослыми, игровая активность, представления об окружающем мире, математические знания, умение работать с канцелярскими принадлежностями, готовность к самообслуживанию);

  • потребность в оказании помощи при выполнении базовых бытовых задач (одевании, совершении гигиенических процедур, приеме пищи), а также необходимость в обеспечении дополнительного ухода для предупреждения опасных ситуаций (нанесение травм, самовольный уход за пределы ОУ);

  • рекомендации по корректировке СИПР на следующий учебный год (приоритетные предметы, особенности организации  коррекционной образовательной работы).

Индивидуальный план обучения

Индивидуальный образовательный план, проектируемый в рамках СИПР, соотносим с учебным планом, составляемый в соответствии с АООП. Последний имеет строгую структуру (состоит из двух частей: первая содержит перечень образовательных областей, вторая — объем коррекционных занятий и внеурочной деятельности), подчиняется требованиям ФГОС (соотношение нагрузки частей учебного плана определяется в пропорции 60:40).

Индивидуальный образовательный план обучения по СИПР не ограничен строгими рамками. Главный критерий данной разработки — определение оптимальной совокупности предметов, доступных для понимания обучающимся, а также содержания и объема внеурочной деятельности, коррекционных занятий, граничной учебной нагрузки в неделю.

При разработке индивидуального плана обучения для школьников со сложными интеллектуальными отклонениями или другими недостатками здоровья, не позволяющими осваивать основной объем АООП, недельная нагрузка формируется путем замещения стандартной образовательной деятельности допустимым количеством коррекционно-развивающих занятий.

Содержание образования

Указание конкретных образовательных задач и элементов программного содержания, направленных на формирование УУД, нравственной и экологической культуры поведения, привитие навыков ведения здорового образа жизни. Содержание образования определяется в начале учебного года с учетом актуальных интеллектуальных способностей обучающегося и пересматривается ежегодно членами экспертной комиссии.

Близость образовательных задач, утвержденных для разных детей, позволяет таким школьникам обучаться вместе и является основой для календарно-тематического планирования. 

Потребности в предоставлении специального ухода и их реализация

В случае неспособности обучающегося выполнять базовые действия по самообслуживанию (передвигаться, принимать пищу, выполнять гигиенические процедуры), в ОУ формируются специальные условия по таким направлениям:

  • кормление с соблюдением правил застольного этикета;

  • частичное или всестороннее оказание помощи в сфере заботы о внешнем виде (одевание-раздевание, расчесывание, забота о личном комфорте);

  • создание приспособлений для передвижений или переноса с учетом соблюдения техники безопасности (установка пандусов, подъемников);

  • обеспечение комфортных санитарных условий (соблюдение графика проветривания, проведение дезинфицирующих процедур);

  • выполнение комплекса мер, необходимых для сохранения и укрепления здоровья (прием лекарств, соблюдение профилактических рекомендаций медиков);

  • реализация коммуникативных потребностей — восполнение недостатка в общении, приобщение ребенка к социальной среде.

Перечень запланированных мероприятий по уходу и присмотру дожжен быть отражен в индивидуальном образовательном плане с указанием времени процедур и лиц, ответственных за их проведение.  

Внеурочная деятельность

Внеурочная активность детей с нарушениями развития реализуется в рамках общего курса социальной интеграции, поэтому проводится преимущественно в групповой форме в форме таких мероприятий: игры, экскурсии, наблюдения, конкурсы, творческие соревнования, фестивали. Главным условиям проведения внеурочной деятельности является создание условий, благоприятствующих самовыражению и самореализации обучающихся, особенно в условиях проведения занятий в разновозрастных группах.

Внеурочную деятельность рекомендуется организовывать в рамках сетевого воздействия с организациями дополнительного образования, сезонными учреждениями оздоровительного профиля. Следует понимать, что внеурочная активность может осуществляться не только во второй половине дня, но и в каникулярное время, выходные и праздничные дни.

Перечень специалистов, задействованных для разработки и реализации СИПР

В состав междисциплинарной группы, ответственной за обучение ребенка, включают:

  • учителей-предметников;

  • учителя-логопеда, -дефектолога;

  • педагога-психолога.

Взаимодействие с семьей ребенка-инвалида

Характер взаимодействия представителей школы и родителей определяется в соответствии с отношением последних к ребенку и его образованию в частности. На этапе зачисления с представителями семей подписывается договор, определяющий обязанности и ответственность сторон и по сути фиксирующий «точки соприкосновения» семейного и общественного обучения.

Ввиду высокой вероятности неготовности родителей к плодотворному сотрудничеству (вызванной чувством вины, вынужденной социальной изолированностью, потерей надежды на улучшение состояния здоровья ребенка-инвалида, часто — материальными проблемами) на первых этапах сотрудничества важно включить в СИПР систематическое проведение индивидуальных бесед, групповых занятий и других видов психокоррекционной работы. Дополнительно рекомендуется предоставлять консультации по правовым аспектам в вопросах прав инвалидов, знание которых поможет положительно повлиять на материальное состояние семьи и обеспечить оптимальные условия для воспитания.

При условии отсутствия или преодоления психологических проблем можно расширить пределы взаимодействия с семьей и включить в структуру СИПР:

  • семинары по вопросам оказания психологической помощи ребенку-инвалиду;

  • консультации, в ходе которых педагоги и родители выбирают единые оптимальные методы и подходы к вопросам организации учебно-воспитательного процесса;

  • практикумы по созданию развивающей предметной среды в домашних условиях;

  • активное участие в работе экспертной группы при выборе приоритетных образовательных областей;

  • налаживание контакта для постоянной связи с профильными специалистами (логопедом, педагогом-психологом).  

Описание необходимой технической базы

В данный раздел СИПР могут быть включены следующие технические средства индивидуального и общего пользования, предназначенные для детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • кресло-коляска, подъемник, ортопедический мешок, вертикализатор;

  • дополнительный коммуникатор (тревожная кнопка, планшет со специальным программным обеспечением);

  • игрушки и наборы аксессуаров, позволяющие развивать все виды чувств (предметы со звуковыми и световыми эффектами, наборы с натуральными ароматизаторами, сенсорные панели);

  • тренажеры для развития мелкой моторики (бусины, пластины для нанизывания на шнур, предметы с разной структурой поверхности, мячи разного диаметра);

  • специальные мягкие средства для фиксации разных частей тела, совершенствования двигательной функции;

  • другие пособия, предусмотренные АООП.

Система мониторинга индивидуальных образовательных результатов

Проверка уровня знаний школьника проводится раз в полгода экспертной группой. В ходе диагностики представители педагогического состава определяют уровень сформированности знаний и умений, предусмотренных СИПР, определяют дальнейшую тактику обучения.

Результаты проверки, проводимой в конце учебного года, отражаются в характеристике ученика.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!