Выполнил: Ардынцов А.А., заместитель директора по УВР, МБУ ДО ДЮСШ пос. Светлый, Светлинского района Оренбургской области
Проект №3. Этапы внедрения инновационного проекта
Представить этапы внедрения проекта, результаты по каждому этапу, показатели.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в образовательных учреждениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, разработкой и принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов.
В большинстве случаев использование средств информатизации оказывает реальное положительное влияние на интенсификацию труда учителей школ, а также на эффективность обучения школьников.
Инновационный потенциал проекта состоит в его реализации, в способности непосредственно влиять на организацию и обеспечение образовательного процесса, на оптимизацию образовательных технологий, тесной связи с родительской общественностью, в возможности оперативно корректировать образовательный процесс, индивидуализировать его формы.
Одной из важнейших задач развития системы образования Оренбургской области является обеспечение доступности и прозрачности деятельности школ.
Политика открытой образовательной среды:
дает возможность согласовать требования и запросы участников образовательного процесса;
позволяет формировать и развивать систему социального партнерства, обеспечивает вовлечение общественности в деятельность школы
позволяет создать положительный имидж школы, обеспечивает привлечение новых квалифицированных педагогических работников;
обеспечивает позиционирование школы на рынке образовательных услуг, информирование о деятельности, создание прочной позитивной репутации – гарантии успешного развития школы.
Таким образом, данный инновационный проект - это построение новой образовательной среды с высокой интенсивностью различных форм социального и образовательного партнерства учителей, родителей и детей с использованием потенциала современных средств массовой информации и коммуникации, включая максимальные ресурсы информационных технологий.
Цель проекта:
Задачи проекта:
Формирование информационной компетентности участников образовательного процесса (обучение педагогических работников с новыми средства и ресурсами информационных и коммуникационных технологий);
Увеличение участия родительской общественности в системе государственно-общественного управления образовательным процессом;
Установление партнерских взаимоотношений с образовательными учреждениями и другими организациями;
Переход на электронную форму ведения школьной документации;
Создание устойчивого положительного имиджа школы у жителей г. Оленегорска с подведомственной территорией.
Необходимые ресурсы для реализации проекта
Научно-педагогические
Методологию инновационного проекта составляют системный, деятельностный и информационный подходы.
Основное назначение системного подхода состоит в целостном видении объекта.
Деятельностный подход обеспечивает построение методологических основ, связанных с единством объективного и субъективного в видах деятельности и взаимодействия “учитель – информационные средства – родитель - ученик”.
Информационный подход позволяет определить информационную среду, информационное обеспечение диалога, осуществить критический анализ существующих информационных технологий, используемых для обеспечения прозрачности деятельности школы для общества.
Методология социально-педагогического проектирования и «выращивания» нового знания непосредственно в процессе реализации проекта, определяющая основания для конструирования логики исследования и обоснования этапов проекта;
Методология оценки качества, позволяющая проектировать изменения системы оценивания образовательных результатов и достижений.
Учебно-методические
Для внедрения результатов инновационного проекта в других ОУ будут разработаны, апробированы и представлены в печатном или электронном виде следующие учебно-методические «продукты»:
1) пакет методических материалов для организации работы вебинаров;
2) модель информационной карты для заместителя директора по учебно-воспитательной работе для координации действий всех участников образовательного процесса в информационном поле ОУ;
3) методические рекомендации по взаимодействию в форме виртуального диалога с родителями;
4) материалы для диагностики инновационного проекта (анкеты, опросы, индивидуальные беседы, рейтинги и т. д.);
5) обобщение опыта реализации проекта в целом и выработка рекомендаций для ОУ по внедрению подобных инноваций в образовательный процесс.
Организационные
Соответствие педагогических кадров требованиям профессионального стандарта (все преподаватели прошли курсы повышения квалификации по грамотности информационно-коммуникационных технологий).
Наличие должностных инструкций работников, положения о порядке доступа педагогических работников к ИТ-сетям и базам данных, памятки безопасного поведения детей в сети Интернет, положения об оценке результативности инновационной деятельности учителей.
Правовые
Концепция внедрения современных информационных технологий
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2014 №2125-р "Об утверждении Концепции создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам"
Концепция развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации и другие.
О сайтах образовательных организаций
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014 № 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации"
Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 "Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации"
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 462 "Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией"
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
3. Финансово-экономические
- привлечение спонсорских средств, средств добровольных пожертвований;
- участие в открытых грантовых конкурсах.
Кадровые
Создание команды единомышленников, способной решать поставленные задачи и работать на результат, в составе:
- педагогов школы, имеющих опыт работы руководителями МО, проблемно-творческих групп, руководителями проектных команд, занимающихся инновационной деятельностью;
- родителей (законных представителей);
- представителей учреждений социума, партнеров, спонсоров.
Материально-технические
Укрепление и развитие материально-технической базы проекта через:
- совершенствование действующей инфраструктуры, позволяющей повысить эффективность образовательной и управленческой деятельности;
- установку высокоскоростного Интернета (уже установлен);
Действия с учётом рисков и ресурсов
Проект ограничен по времени, ресурсам, территории, целевой группе. Поэтому неизбежно что-то остается за рамками видения и влияния в проекте, как точки роста, так и проблемные точки.
Для определения рисков и ограничений использовались следующие методы: мозговой штурм; обсуждения; анализ предположений. Для управления рисками проекта были определены воздействия по снижению каждого риска, которые представлены в таблице.
Риски реализации проекта
Риски | Минимизация рисков |
Недостаточная развитость среды (отсутствие элементов информационной инфраструктуры обеспечения проекта, сбои в сетевой коммуникации). Старение материальной базы и программного обеспечения ОУ | Оснащение ОУ, использование свободно распространяемого программного обеспечения |
Недостаточный опыт работы учителей с использованием компьютерных технологий | Разработка школьной программы повышения ИКТ компетентности учителей |
Направленность некоторых педагогов на традиционные формы организации деятельности. Проблемы психологического характера: неприятие отдельными субъектами идеи инноваций | Пропаганда инновационных разработок, методические семинары, поощрение тех учителей, которые внедряют инновации. |
Неготовность родительской общественности к принятию объективных результатов оценки качества образования своих детей. | Создание механизмов доведения информации до потребителя образовательной услуги. |
Риск неадекватной реакции на информацию в виртуальной среде, риск того, что (по ошибке) будет опубликована информация, не предназначенная для открытого доступа. | Ведение диалога не на общедоступных ресурсах, а на специализированных таких как «Сетевой город. Образование» на условиях персонифицированного доступа. |
Не все родители имеют в домашнем пользовании персональный компьютер, Интернет. | Использование бумажной версии дневника для связи с родителями, распечатка страниц электронного дневника для родителей. |
Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта
Для учащихся:
- осознание учащимися возможностей виртуальной коммуникации как важного инструмента в учении;
- повышение мотивации к учению, тренировкам;
- возможность накапливать в электронном виде самостоятельно выполненные работы в электронном портфолио;
- возможность расширения поля взаимодействия с педагогами за счет использования виртуальной составляющей.
Для учителя:
- общий рост информационно-технологической компетентности;
- готовность к новым формам диалогового взаимодействия с участниками образовательного процесса;
- совершенствование системы оценивания учащихся;
- повышение возможностей самореализации в ходе инновационной деятельности.
Для родителей:
- оперативное получение педагогической консультации у учителя;
- участие в обсуждении проблем ОУ с другими родителями в форуме и активное влияние на ход образовательного и воспитательного процессов в ОУ.
Для школы:
- совершенствование образовательной программы;
- открытость результатов деятельности;
- укрепление связей между всеми участниками образовательного процесса за счет использования средств ИКТ;
- повышение конкурентоспособности.
Для социума:
- демонстрация исключительной значимости семьи для решения задач воспитания и социализации подрастающего поколения в информационном обществе посредством привлечения специалистов из родительской общественности к реализации проекта;
- наличие методических рекомендаций для трансляции опыта в другие образовательные учреждения.
Критерии эффективности реализации проекта:
• Положительная внутренняя и внешняя экспертиза программы и ее апробации.
• Количество ОУ, в которых данная программа будет востребована.
• Общий рост информационно-технологической компетентности участников образовательного процесса.
• Востребованность родителями предлагаемых форм виртуального диалога.
• Обновление и пополнение сайта образовательного учреждения.
• Ведение личных электронных портфолио учениками и большей частью учителей.
• Наличие базы данных электронных документов.
• Регулярное (не реже 1 раза в месяц) обновление разделов методических объединений педагогов.
• Реализация телекоммуникационных проектов с помощью «портфолио проектов».
• Рост удовлетворенности качеством образовательного процесса у учащихся и родителей.
• Удовлетворенность родителей возможностями получения оперативной и качественной информации о школьных делах и проблемах.
• Увеличение различных форм привлечения родителей для решения проблем школы.
• Стабильно высокий статус образовательного учреждения в районе.
Основные потребители результатов проекта
Образовательные организации Оренбургской области.
План реализации проекта по этапам
Название этапа | Основные мероприятия | Прогнозируемый результат |
Первый этап: подготовительный | Обоснование актуальности Проекта. Создание рабочих групп по основным направлениям работы, разработка механизма реализации Проекта, системы мониторинга хода и результатов реализации Проекта. Методическое обеспечение проекта, разработка нормативно-правовой базы. Открытое обсуждение Проекта участниками образовательного процесса. Апробирование механизмов реализации Проекта и форм контроля. | Рост информационно-технологической компетентности участников образовательного процесса. |
Второй этап: практический | Реализация основных направлений Проекта. Выявление проблем и внесение корректив. Подведение промежуточных итогов реализации Проекта. Предварительная оценка эффективности Проекта. |
Работа с интерактивными форматами (опрос, форум, гостевая книга). Положительная внутренняя и внешняя экспертиза проекта в школе. |
Третий этап: заключительный | Анализ, обобщение и распространение результатов, полученных в ходе реализации Проекта. Оценка эффективности Проекта. Презентация Проекта в педагогическом сообществе | Повышение информационной открытости ОУ. Тиражирование положительного опыта реализации проекта в ОУ - учителя используют и создают дистанционные учебные курсы и тесты - обновляется и пополняется Интернет-портал ОУ - многие учителя и ученики ведут личные портфолио, имеется база данных электронных документов, разделы методических объединений педагогов - реализуются телекоммуникационные проекты с помощью «Портфолио проектов». |
Алгоритм реализации проекта
Создание рабочих групп по основным направлениям работы
Создание нормативно-правовой базы проекта
Открытое обсуждение Проекта участниками образовательного процесса.
Разработка системы мониторинга хода и результатов реализации Проекта.
Разработка и апробация форм контроля реализации Проекта.
Промежуточный анализ подготовительного этапа реализации Проекта
Публикация материалов реализации Проекта на официальном сайте школы
Работа с интерактивными форматами (опрос, форум, гостевая книга и т.п.).
Внутренняя и внешняя экспертиза Проекта.
Презентация положительного опыта реализации проекта в ОУ:
- вебинар для школ города
- онлайн конференция для администрации школ области
- мастер-класс для учителей города
Внедрение АИС «Электронная школа»
Составление аналитического отчёта о реализации инновационного проекта
Публичная презентация Проекта родительской общественности
Презентация Проекта в педагогическом сообществе.
Основные планируемые результаты реализации инновационного проекта
№ | Мероприятия | Ожидаемый результат |
1 | Информационное сопровождение проекта | Размещение информации на сайте УО в виде отчетов и приказов Размещение описания опыта в сети Интернет на сайте комитета по образованию |
2 | Участие (представление опыта) в мероприятиях, направленных на обеспечение качества и результативности распространения лучших практик реализации инновационных проектов | - Выступление на конференции «Введение ФГОС основного общего образования в школах Мурманской области: опыт, проблемы, решения» - Обучающий семинар для учителей школы «Возможности ресурса АИС «Электронная школа» - Мастер-класс для педагогов школы по работе с личным портфолио в АИС «Электронная школа» -Представление опыта на августовской педагогической конференции - День открытых дверей для школ муниципалитета |
3 | Доля педагогических работников, участвующих в реализации проекта | 100 % |
4 | Разработка программы стажёрской практики | Утверждение разработанной программы стажерской практики |
5 | Организация мониторинга востребованности материалов инновационной деятельности | Создание системы обратной связи: - Создание на школьном сайте форума с целью обеспечения мониторинга востребованности материалов; - Создание страницы отзывов на школьном сайте в разделе реализации инновационного проекта |
6 | Проведение консультаций для образовательных организаций и их работников по теме проекта | - Сетевая консультация «Ведение личного портфолио» в АИС «Электронная школа» |
7 | Разработка необходимых для реализации проекта материалов (продуктов) | Анкета для родителей на проверку понимания основных моментов инновационного проекта. Программа стажерской практики |
8 | Показатели, свидетельствующие о результативности инновационной деятельности в организации | Положительная внутренняя и внешняя экспертиза программы в первой фазе проекта. Общий рост информационно-технологической компетентности участников образовательного процесса. Обновление и пополнение Интернет портала ОУ. Ведение личных электронных портфолио учениками и учителями. Обновление разделов методических объединений педагогов. Увеличение различных форм привлечения родителей для решения проблем школы. |