СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этический кодекс педагогов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал определяет основные нормы профессиональной этики: -регулирующие отношения между педагогами и их воспитанниками, а также другими членами общественности образовательного или воспитательного учреждения; -защищающие их человеческую ценность и достоинство;-поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии; -создающую культуру образовательных и воспитательных учреждений, основанную на доверии, ответственности и справедливости. Разработан совместно м мастером п/о Клягой О.В.

Просмотр содержимого документа
«Этический кодекс педагогов»

Этический кодекс педагогов

Назначение этического кодекса педагогов

Данный Этический кодекс педагогов (далее-ЭКП) определяет основные нормы профессиональной этики:

-регулирующие отношения между педагогами и их воспитанниками, а также другими членами общественности образовательного или воспитательного учреждения;

-защищающие их человеческую ценность и достоинство;

-поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;

-создающую культуру образовательных и воспитательных учреждений, основанную на доверии, ответственности и справедливости.

Источники и принципы педагогической этики

Нормами педагогической этики устанавливаются на основании общечеловеческих моральных норм, демократических традиции литовской школы, конституционных положений и законодательных актов Литовской Республики, а также на основании положений прав человека и прав ребенка.

Основу норм ЭКП составляют следующие основные принципы: человечность, справедливость, профессиональность, ответственность, терпимость, демократичность, партнёрство и солидарность.

Основные нормы

А. Личность педагога

1. Профессиональная тика педагога требует призвания, преданность своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.

2.Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.

3.Для педагога необходимо постоянное обновление. Он занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.

Б. Ответственность

4. Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы- воспитания.

5. Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.

6. Педагог несет ответственность за порученные ему администрацией функции и доверенные ресурсы.



В. Авторитет, честь, репутация

7. Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.

8. Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития. Он не моет заниматься против культурной деятельности ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.

9. В общении со своими воспитанниками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждого отдельно взятой ситуации.

10. Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботится о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.

11. Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.

12. Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен ронять престиж профессии, извращать его отношения с воспитанниками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.

13. Пьянство и злоупотребление другими одурманивающими веществами несовместимо с профессией педагога.

14. Педагог дорожит своей репутацией.

Г. Взаимоотношение с другими лицами

Общения педагога с воспитанниками

15. Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с учениками или воспитанниками, основанный на взаимоуважении.

16. В первую очередь педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснована. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.

17. Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его воспитанниках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

18. При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможность совершенствования, повышать мотивацию обучения.

19. Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим студентам. Приняв необоснованно принижающие воспитанника оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.

20. При оценки достижений учеников в баллах педагог стремится к объективности и справедливости. Недопустимо тенденциозное занижение или завышение оценочных баллов для искусственного поддержания видимости успеваемости и исправление ошибок учащихся во время письменных экзаменов и контрольных проверок.

21.Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризма, грубых и оскорбительных фраз.

22.Педагог соблюдает дискретность. Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему учеником или воспитанником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

23.Педагог не злоупотребляет своим служебным положением. Он не может использовать своих воспитанников, требовать от них каких-либо услуг или одолжений.

24.Педагог не имеет права требовать от своего воспитанника вознаграждения за свою работу, в том числе и дополнительную. Если педагог занимается частной практикой, условия вознаграждения за труд должны быть согласованы в начале работы и закреплены договором.

25.Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам своих воспитанников. Он не имеет права использовать индоктринацию, навязывая воспитанникам свои взгляды.

Общение между педагогами

26.Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.

27.Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.

28.Педагоги одного и того же учебного заведения избегают конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

29.Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и администрации. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т.е. она должна высказываться в школах и других воспитательных учреждениях между педагогами, а не за пределами школы. Высказывать ее следует с глазу на глаз, а не за глаза. В школах и других воспитательных учреждениях не должно быть места сплетням.

30.Критику следует обнародовать только в тех случаях, если на нее совершенно не реагируют, если она провоцирует преследования со стороны администрации или в случаях выявления преступной деятельности.

31.Критика, Направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы, и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.

32.Педагоги не прикрывают ошибки и проступки друг друга.

Взаимоотношения

33. Воспитательное учреждение базируется на принципах свободы слова и убеждений, терпимости, демократичности и справедливости.

34. В воспитательных учреждениях соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык. Ответственность за поддержание такой атмосферы несет директор учреждения.

35. Администрация учреждения терпимо относится к разнообразию политических, религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений, создает условия для обмена взглядами, возможности договориться и найти общий язык. Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений.

36. Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать педагога за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий. Отношения администрации с каждым из педагогов основывается на принципе равноправия.

37. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.

38. Оценки и решения директора учреждения должны быть беспристрастным и основываться на фактах и реальных заслугах педагогов. Претенденты на более высокую квалификационную категорию должны отбираться и поддерживаться независимо от личной близости или покорности главе администрации.

39. Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значения для работы их учреждения. Администрация не имеет право скрывать или тендециозно извращать информацию, могущую повлиять на карьеру педагога и на качество его труда. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.

40. Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в педагогическом сообществе мешают образовательному и воспитательному учреждению выполнять свои непосредственные функции. Руководитель учреждения, который не может совладать с острыми и затянувшимися конфликтами, должен подать в отставку.

41. Школа или другое учреждение дорожит своей репутацией. В случаи выявления преступной деятельности педагогов и ответственных сотрудников администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики глава учреждения должен попадать в отставку.

Отношения с родителями и опекунами студентов

42. Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.

43. Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или опекунов о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, доверившего педагогу упомянутое мнение.

44. Педагоги должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями студентов. Они не побуждают родительские комитеты, чтобы они по каким либо поводам организовали для педагогов угощения, поздравления и тому подобное.

45. Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

46. На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями или опекунами учреждению

Д. Взаимоотношения с обществом

47. Педагог является не только учителем, тренером и воспитателем детей, но и общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочными образовательным человеком.

48. Педагог старается внести свой вклад в согласие общества. Не только в частной, но и в общественной жизни педагога избегает распрей, конфликтов, ссор. Он более других готов предвидеть и решать проблемы, разногласия, знает способы их решения.

49. Педагог хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль. Он избегает подчеркнутой исключительности, однако также не склонен и к тому, чтобы приспособленчески опустится до какого-либо окружения и слиться с ним.

Е. Академическая свобода и свобода слова

50. Педагог имеет право пользоваться различными источниками информации.

51. При отборе и передаче информации учениками педагог соблюдает принципы объективности. Тенденциозное извращение ее авторства недопустимо.

52. Педагог может по своему усмотрению выбрать вид воспитательной деятельности и создавать новые методы воспитания, если они с профессиональной точки зрения пригодны, ответственны и пристойны.

53. Педагог имеет право открыто (в письменной или в устной форме) высказывать свое мнение, а также о действиях участников образовательного процесса, однако его утверждения не могут быть тенденциозе неточными, злонамеренными и оскорбительными.

54. Педагог не обнародует конфиденциальную служебную информацию, предназначенную

Для внутренних нужд учреждения.

Ж. Использование информационных ресурсов.

55. Педагоги и административные работники должны бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Они не должны использовать имущество школы или другого воспитательного учреждения ( помещения, мебель, телефон, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд. Случаи, в которых педагогам разрешается пользоваться вещами и рабочим временем, должны регламентироваться правилами сохранности имущества учреждения.

З. Личные интересы и самоотвод

56. Педагог и руководитель учреждения объективен и бескорыстен. Его служебные решения не подчиняются собственным интересам, а также личными интересами членов семьи, родственников, друзей.

57. Если педагог является членом совета, комиссии или иной рабочей группы, обязанной принимать решения, в которых он лично заинтересован, и в связи с этим не может сохранять беспристрастность, он сообщает об этом лицам, участвующим в обсуждении, и берет самоотвод от голосования или иного способа принятия решения.

58. Педагог не может представлять свое учреждение в судебном споре с другим учреждением, предприятием или физическими лицами в том случае, если с партнерами по данному делу его связывают какие-либо частные интересы или счеты. И он может быть заинтересован в том или ином исходе дела. О своей заинтересованности он должен сообщить администрации, рассматривающим данное дело.

И. Подарки и помощь учреждению

59. Педагог является честным человеком и строго соблюдает законодательство. С профессиональной этикой педагога не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.

60. В некоторых случаях, видя уважения со стороны студентов, их родителей и их желание выразить ему свою благодарность, педагог может принять от них подарок.

61. Педагог может принимать лишь те подарки, которые:

1. преподносят совершенно добровольно;

2. не имеют и не могут иметь своей целью подкуп педагога;

3. достаточно скромны, т.е те вещи сделанные руками самих студентов, созданные ими произведения, цветы, сладости, сувениры.

62. Педагог не делает намеков, не выражает пожеланий, не договаривается с другими педагогами, чтобы они организовывали студентов и их родителей для вручения подарков или подготовки угощения.

63. Администрация учреждения или педагог может принять от родителей студентов любую бескорыстную помощь, предназначенную учреждений. О предоставлении такой помощи необходимо поставить в известность и выразить публично от ее лица благодарность.

К. Прием на работу и перевод на более высокую должность

Директор школы или глава другого воспитательного учреждения должен сохранять беспристрастность при приеме на работу нового сотрудника или повышения своего сотрудника в должности. Он не может назначить своим заместителем или начальником кого-либо отделения члена своей семьи или родственников, а также представлять им какие-либо иные привилегии.

64. Педагог не может оказывать давление на администрацию стен, чтобы в учреждении, где он работает, был принят член его семьи, родственник или близкий друг или что бы вышеупомянутые лица были повышены в должности. Он не должен принимать участие в рассмотрении этого вопроса на педагогическом совете и принятии решения.

65. Недопустимо брать вознаграждение в какой бы то не было форме за прием на работу, повышение квалификационной категории, назначения на более высокую должность и т. п.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!