Перспективный план по этике и эстетике
для групп старшего дошкольного возраста с кадетским воспитанием
с учетом авторской программы Ю.Шевченко «Школа этикета 3+»
Дудникова В.В., старший воспитатель,
МАДОУ ДС № 4 «Жемчужинка»,
г. Полярный Мурманской обл.
Перспективный план по этике и эстетике составлен для воспитанников муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4 «Жемчужинка» (далее - ДОО).
Рассчитан на воспитанников старшей и подготовительной к школе групп общеразвивающей направленности с кадетским воспитанием.
Срок реализации: 2 учебных года. В ДОО с 2016 года успешно реализуется педагогический проект «Нас объединяет имя «кадет»!». За это время наш опыт показал, что разработанные в рамках проекта мероприятия охватывают в основном образовательные области познавательное и социально-коммуникативное развитие. Для комплексного развития наших воспитанников этого не вполне достаточно.
Актуальность выбранной темы по этике и эстетике подчеркивается тем, что по исторически сложившейся традиции выпускники кадетских корпусов в России, как правило, были прекрасно образованы, начитаны, обладали умениями и навыками организации досуга, хорошо владели словом, кистью, музыкальным инструментом, умели отлично танцевать.
Среди выпускников кадетских корпусов были выдающиеся литературные деятели (К.Рылеев, В.Даль, А.Куприн, А. Радищев, и др.), художники и скульпторы (П. Федотов, Н. Ярошенко, В. Верещагин, П. Клодт и др.) и композиторы (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Н. Мясковский, Н. Титов, И. Ларионов, Н. Компанейский и др.).
Перспективный план направлен на продолжение традиций кадетских корпусов с обучением хорошим манерам, с занятиями музыкой, знакомством с лучшими образцами живописи, организацией литературно-музыкальных вечеров и кадетских балов.
Составлен с учетом авторской программы Ю.Шевченко «Школа этикета 3+».
Цели:
Дать базовые знания этикета и выработать у детей модель поведения, позволяющую в любом обществе произвести нужное впечатление красивыми манерами, опрятностью, подтянутостью.
Повысить мотивацию к изучению предмета эстетики и желание приятно удивить знаниями в области культуры и искусства.
Задачи:
Совершенствовать навыки этикета в общественных местах, на балах, за столом.
Формировать навыки бальной культуры, учить элементарному исполнению вальса, полонеза, ручейка, кадрили.
Прививать навыки бережного отношения к форменной одежде, быть всегда опрятными, чистыми и подтянутыми.
Расширять и углублять знакомство детей с эстетикой и ее составляющими: красотой природы и роли различных видов искусства в жизни человека.
Совершенствовать изобразительные, вокальные и хореографические навыки детей.
Совершенствовать исполнительские навыки при чтении стихотворений о большой и малой Родине, знаменитых людях Отечества.
Планируемые результаты
К семи годам ребенок:
Знает и называет имена выпускников кадетских корпусов, посвятивших свой труд на пользу Отечества в области литературы, музыки, живописи.
Владеет принятыми в светском обществе формами знакомства, приветствия и прощания, уверенно демонстрирует при этом общепринятые речевые формулы, движения, мимику и пантомимику.
Культурно ведет себя в общественных местах, в гостях, на праздниках и светских мероприятиях (балах): уступает место старшим, подает руку девочке и провожает ее на место, соблюдает правила поведения за столом и проявляет навыки владения столовыми приборами.
Умеет делать комплименты и подарки окружающим, учитывая при этом их возраст.
Бережно относится к своей форменной одежде, старается быть всегда опрятным, чистым и подтянутым.
Содержание
Дать представления о хороших манерах; принятых в обществе жестов, позы и походки.
Изучить и отработать применяемые в процессе ритуалов знакомства, приветствия и прощания: речевые формулы, основные общепринятые движения, мимику, пантомимику.
Изучить понятие «комплименты» и отработать навык делать комплименты окружающим.
Определить сходства и различия правил поведения, учитывая разные возраста.
Объяснить значимость соблюдения правил поведения за столом, познакомить с назначением и способом применения каждой единицы простой сервировки стола.
Объяснить значение и правила ритуалов: похода в гости, приема гостей, вручения и получения подарков.
Знакомить с творчеством и произведениями знаменитых выпускников кадетских корпусов России: писателей и поэтов К. Рылеева, В. Даля, А. Куприна, художников П. Федотова, В. Верещагина, скульптора П. Клодта и композиторов Н. Римского-Корсакова, Кюи, А. Скрябина и др.
Знакомить с проявлениями мужества и благородства на примерах литературных героев, используя выразительные средства произведений.
Знакомить с разнообразием природы планеты Земля, стран и народов мира на примерах картин великих российских художников.
Формы
Реализуется как непосредственно образовательная деятельность; совместная деятельность в режимных моментах; взаимодействие с семьями
Методы и приемы
Этикет по программе Ю.Шевченко: беседа о хороших манерах; просмотр и обсуждение мультфильма; дискуссия; работа с наглядным материалом для изучения понятий в этикете; индивидуальные задание для закрепления понимания отличий принятых и непринятых правил этического поведения; игра-разминка для практического закрепления правильных поз; игра-задание для развития творческого мышления; индивидуальное задание для мотивации к изучению хороших манер и развития художественного вкуса; загадки; викторина.
Эстетика: беседы, игровые занятия по слушанию музыки; чтение художественной литературы; просмотр видео слайдов, видео концертов; показ презентаций; рассматривание репродукций шедевров русской живописи; портретов великих композиторов и художников; дидактические игры; продуктивная деятельность; музыкально-литературные гостиные; кадетские балы; викторины; «минутки музыки»; «Гость в группе» - встречи с преподавателями и учениками детской школы искусств.
Культурные практики
Практика в овладении навыками и приемами культурного поведения в проведении режимных моментов
Способы поддержки инициативы
Поддержка желания детей стать похожими на лучших представителей кадетского движения в России.
Удовлетворение их потребностей быть культурными, отличаться от других детей умениями правильно вести себя в обществе: в гостях, за столом, на светских мероприятиях, со старшими и со сверстниками.
Использование приемов, адекватных возрасту воспитанников.
Перспективное планирование образовательной деятельности по этикету
с учетом авторской программы Ю.Шевченко «Школа этикета 3+»
Старшая группа
Название темы | Форма проведения | Средства работы | Задачи |
Тестирование по этикету | работа с карточками | карточки | выявить знание этикета |
Занятие по этикету «Хорошие манеры» | беседа о хороших манерах; работа с наглядным материалом для изучения понятий в этикете; индивидуальные задание для закрепления понимания отличий принятых и непринятых поз; игра-разминка для практического закрепления правильных поз; индивидуальное задание для мотивации к изучению хороших манер и развития художественного вкуса; загадки | рабочий сценарий педагога; волшебный почтовый ящик и письмо; наглядные персонажи; кукла-улыбка; колокольчики, маракасы; блестки, стразы и наклейки; индивидуальные задания; загадки | дать представления о хороших манерах; изучить понятие «комплименты» и отработать навык делать комплименты окружающим; проанализировать принятые в обществе позы, походку и жесты |
Культура общения | | | |
Занятие по этикету «Знакомство | беседа о значимости процесса знакомства; работа с наглядным материалом на изучение речевых формул, применяемых в процессе знакомства; подвижная игра для создания положительного эмоционального фона и знакомства детей; индивидуальное задание на закрепление речевых формул; индивидуальное задание на определение эмоций, сопровождающих процесс знакомства; физкультминутка; загадки | рабочий сценарий педагога; волшебный почтовый ящик и письмо; наглядные персонажи; кукла-улыбка; наглядный материал; индивидуальные задания; загадки | объяснить значимость процесса знакомства; изучить речевые формулы, применяемые в процессе знакомства; отработать основные общепринятые движения, применяемые в процессе знакомства (мимика и пантомимика); определить сходства и различия правил поведения во время знакомства, учитывая разные возраста |
Занятие по этикету «Приветствие» | беседа о пользе приветственных слов; работа с наглядным материалом; игра для закрепления различий в приветствии старших и ровесников; индивидуальное задание для закрепления различных вариантов приветствия в соответствии со временем суток; подвижная игра для создания положительного эмоционального фона занятия; физкультминутка, загадки | рабочий сценарий педагога; карточки; волшебный почтовый ящик и письмо; наглядные персонажи; кукла-улыбка; наглядный материал; индивидуальные задания; загадки | объяснить значимость процесса приветствия; изучить речевые формулы, применяемые в процессе приветствия; отработать основные общепринятые движения, применяемые в процессе приветствия; определить сходства и различия правил поведения во время приветствия, учитывая разные возраста |
Занятие по этикету «Прощание» | беседа о смысле слов прощания; индивидуальное задание на развитие внимания; подвижная игра для создания положительного эмоционального фона занятия; игра-задание для развития творческого мышления; индивидуальное задание для развития мелкой моторики; задание на усвоение материала; физкультминутка; загадки; | рабочий сценарий педагога; волшебный почтовый ящик и письмо; наглядные персонажи; кукла-улыбка; индивидуальные задания; загадки | объяснить значимость процесса прощания; изучить речевые формулы, применяемые в процессе прощания; определить сходства и различия правил поведения во время прощания, учитывая разные возраста |
Занятие по этикету «Вежливые слова» | беседа о важности использования общепринятых речевых вежливых формул; просмотр и обсуждение мультфильма для закрепления информации и повышения мотивации к изучению темы занятия; игра для закрепления информации, отработки навыков использования общепринятых речевых формул и развития коммуникативных навыков | рабочий сценарий педагога; волшебный почтовый ящик и письмо; кукла-улыбка; запись мультфильма «Вежливое слово»; материал для игры | продемонстрировать важность использования общепринятых речевых формул в повседневной жизни; повысить мотивацию к изучению этикета; отработать навыки активного использования общепринятых речевых формул |
Чистота и порядок | | | |
Занятие по этикету «Чистота и личная гигиена» | беседа для развития интереса к труду; работа с наглядным материалом; задание-игра для закрепления информации о предметах личной гигиены; индивидуальное задание для развития внимательности и закрепления материала занятия; индивидуальное задание для формирования положительного образа чистоплотного человека; физкультминутка; загадки | рабочий сценарий педагога; волшебный почтовый ящик и письмо; кукла-улыбка; индивидуальные задания | объяснить значимость необходимости соблюдать личную гигиену и чистоту; проанализировать типичные ошибки |
Занятие по этикету «Микробы и бактерии» | упражнение для демонстрации того, как в организм попадают микробы; индивидуальное задание для лучшего понимания того, где можно заразиться; прослушивание стихотворения для закрепления интереса к изучению темы; беседа о необходимости соблюдения гигиены на прогулке; индивидуальное задание для закрепления пройденного материала; физкультминутка; загадки | рабочий сценарий педагога; волшебный почтовый ящик и письмо; кукла-улыбка; индивидуальные задания; карточки с изображением микробов; цветные карандаши и фломастеры | объяснить, что такое микробы и бактерии и какова их опасность для человека; заложить позитивное отношение к соблюдению личной гигиены; научить, какие действия защищают нас от микробов; расширить кругозор |
Занятие по этикету «Чистенькие ручки» | беседа; работа с наглядным материалом; упражнение-игра для отработки навыков использования салфетки на улице; дискуссия о ситуациях, когда нужно мыть руки; индивидуальное задание для закрепления алгоритма мытья рук; индивидуальное задание для закрепления знаний об уходе за зубами; физкультминутка; загадки | рабочий сценарий педагога; волшебный почтовый ящик и письмо; кукла-улыбка; индивидуальные задания; мыло, бумажные полотенца, миска с водой; носовой платок, зеркало, расческа, зубная щетка и паста; ватные палочки | заложить позитивное отношение к процедуре мытья рук, объяснить и показать как правильно мыть руки; сформировать понимание необходимости ухаживать за своими зубами |
Занятие по этикету «Порядок и внешний вид» | беседа; работа с наглядным материалом; индивидуальное задание для формирования понимания того, что необходимо убирать все на свои места; индивидуальное задание для приобретения навыков составления расписания; игра-беседа для усвоения правил ухода за своей одеждой; задание для формирования навыков подбора соответствующей случаю одежды; физкультминутка, загадки | рабочий сценарий педагога; наглядный персонаж; кукла-улыбка; наглядный материал; индивидуальные задания | cформировать представление детей о труде и самостоятельности; объяснить значимость необходимости следить за своим внешним видом и окружением; изучить основные общепринятые требования к уходу за гардеробом и внешнему виду мальчиков и девочек |
Мастер-класс по этикету «Встречают по одежке» | демонстрация разновидностей приспособлений для хранения; отработка навыка правильно складывать одежду и за ней ухаживать; задание на формирование навыка стирки | детская одежда; плечики; стойка для одежды; миска; вода; белье; мыло | научить детей правильно хранить, складывать и сочетать одежду, ухаживать за ней; стимулировать приобретение детьми бытовых навыков; расширить кругозор; пополнить словарный запас |
Игра-викторина по этикету | викторина из 16 вопросов для закрепления изученного по теме материала; задания для лучшего понимания сути расписания дня, его пользы и особенностей составления; работа с предметами и средствами гигиены; командные задания, направленные закрепление навыков по теме через развитие творческих навыков и артистизма; эстетическое воспитание | Вопросы; задачки и задания; материал для заданий | закрепить навыки соблюдения личной гигиены, уходом за гардеробом, соблюдение чистоты и порядка; составление распорядка дня; повторение информации; развитие речи и коммуникативных навыков |
Перспективное планирование образовательной деятельности по этикету
Подготовительная группа
Название темы | Форма проведения | Средства работы | Задачи |
Занятие по этикету «Сервировка стола» | беседа о правилах сервировки стола; работа с наглядным материалом; задание для создания рабочего настроя; индивидуальное задание для изучения правильного расположение столовых приборов; рассказ для легкого запоминания порядка расположения бокалов на столе; индивидуальное задание для закрепления навыков расстановки посуды; физкультминутка; индивидуальное задание для развития мелкой моторики и изучения способов украшения стола; индивидуальное задание для закрепления информации о сервировке; задание для изучения особенностей сервировки для чаепития; загадки | рабочий сценарий педагога; волшебный почтовый ящик и письмо; кукла-улыбка; индивидуальные задания; предметы для сервировки стола; наглядный материал | объяснить значимость владения правилами столового этикета; познакомить обучающихся с основными столовыми приборами и посудой; выяснить назначение и способы применения каждой единицы простой сервировки стола |
Занятие по этикету «Поведение за столом» | беседа о правилах поведения за столом; работа с наглядным материалом; задание для разбора плохих поведенческих привычек за столом; индивидуальное задание для изучения в какой руке держать столовые приборы; игра для закрепления информации, для каких блюд предназначены приборы; физкультминутка; индивидуальное задание для создания положительного эмоционального настроя; загадки | рабочий сценарий педагога; волшебный почтовый ящик и письмо; кукла-улыбка; индивидуальные задания; наглядный материал; карточки | объяснить значимость соблюдения правил поведения за столом; познакомить обучающихся с основными правилами поведения за столом; выяснить назначение и способы применения каждой единицы простой сервировки стола; |
Занятие по этикету «Поведение в гостях» | беседа о правилах поведения в гостях; работа с наглядным материалом; задание для ознакомления с форматом приглашения ; игра для закрепления правил посещения чьего-либо дома; задание для развития мелкой моторики и творческого мышления; игра для создания | рабочий сценарий педагога; кукла-улыбка; индивидуальные задания; наглядный материал; карточки | объяснить значимость ритуала похода в гости; сформировать представление детей о правилах поведения в гостях |
Занятие по этикету «Прием гостей» | беседы об угощениях для гостей; индивидуальное задание для формирования представления о формате приглашений в гости; игра для создания положительного эмоционального фона занятия и формирования позитивного отношения к процессу уборки; индивидуальное задание для закрепления информации об угощении гостей; физкультминутка; индивидуальное задание для разбора поведения хозяина дома; загадки | рабочий сценарий педагога, волшебный почтовый ящик и письмо; кукла-улыбка; индивидуальные задания | объяснить значимость ритуала приема гостей; сформировать представление детей о правилах приема гостей; |
Занятие по этикету «Вручение и получение подарков» | беседа о том, какие подарки дарить уместно, а какие – нет; индивидуальное задание для создания рабочего настроя; игра для закрепления информации о подарках; задание для создания положительного эмоционального фона занятия; индивидуальное задание для выявления неуместных подарков; индивидуальное задание для формирования творческого подхода к упаковке подарков; физкультминутка; индивидуальное задание для развития воображения; загадки | рабочий сценарий педагога; волшебный почтовый ящик и письмо; кукла-улыбка; индивидуальные задания | объяснить значимость ритуала вручения и получения подарков; понять основные закономерности выбора подарка и его оформления |
Сюжетная игра по этикету | задание для закрепления навыков составления приглашений в гости; задание для обсуждения того, что включает подготовка к приему гостей; игра-пантомима для понимания необходимости подготовки к приему гостей; игра с платком для создания позитивной атмосферы; беседа о том, как нельзя себя вести. | сценарий педагога; персонаж; игры; задания | подытожить и закрепить материал, изученный по теме "Прием гостей и поведение в гостях", "Получение и вручение подарков"; закрепить полученные в ходе занятий навыки; улучшить коммуникацию; стимулировать творческое мышление |
Занятие по этикету «Я и моя семья» | беседа о понятии семьи и родословной, ее составляющих, фамильном гербе, ценностях и обычаях; прослушивание стихотворения для закрепления понятия «семейное древо»; творческое задание создания герба; физкультминутка; загадки | рабочий сценарий педагога; волшебный почтовый ящик и письмо; кукла-улыбка; наглядный материал; карандаши; заготовки для создания фамильного герба | cформировать представление и объяснить значимость семьи, ценностей и обычаев; пополнить словарный запас |
Занятие по этикету «Маленькие помощники» | беседа о помощи взрослым; индивидуальное задание для настроя на работу; физкультминутка; индивидуальное задание для стимулирования интереса к занятиям взрослых; игра для создания положительного эмоционального фона занятия и формирования интереса к участию в жизни взрослых; задание для формирования представлений и самостоятельности; загадки | рабочий сценарий педагога; волшебный почтовый ящик и письмо; кукла-улыбка; индивидуальные задания; наглядный материал | сформировать представление детей о труде и самостоятельности; стимулировать приобретение детьми бытовых навыков; изучить основные семейные обязанности и роли; определить возможные детские обязанности по дому |
Выпускной бал Школы этикета | праздничное мероприятие с застольем и викторинами по проведенному курсу | рабочий сценарий педагога; посуда для чаепития; угощение; викторины и игры | продемонстрировать полученные навыки |
Перспективное планирование образовательной деятельности по эстетике.
Знакомство с произведениями русских художников.
Старшая группа
месяц | Тема | задачи | Образовательная деятельность в режимных моментах |
октябрь | Айвазовский Иван Константинович «Море. Солнечный день» | Познакомить детей с жизнью и творчеством И.К. Айвазовского. Учить детей понимать содержание картины, ее основную мысль и чувства. Знакомить детей с морским пейзажем. Обогащать словарь детей словами: маринист, соотечественник, репродукция. Развивать у детей интерес к изобразительному искусству. Воспитывать эстетический вкус. | Чтение художественной литературы о морских путешествиях; беседы; рассматривание репродукций Айвазовского в книгах, на открытках; рассматривание альбомов с репродукциями морских пейзажей; рисование моря различными способами. |
ноябрь | Левицкий Дмитрий Григорьевич «Портреты» («Портрет Суворова 1786», портреты благородных девиц) | Познакомить детей с жизнью и творчеством Левицкого Д.Г. Знакомить детей с портретным жанром. Обогатить чувственный опыт через эстетическое восприятие портретной живописи. Развивать у детей интерес к изобразительному искусству | Рассматривание репродукций картин портретного жанра; рисование портрета «Мама» |
Декабрь | Тропинин Василий Андреевич «Девочка с канарейкой», «Мальчик…» | Познакомить детей с жизнью и творчеством Тропинина В.А. продолжать знакомство с жанром живописи – портрет, с картинами «Девочка с канарейкой», «Мальчик…». Развивать умение видеть и замечать состояние человека в портрете, способствовать развитию логического мышления. | Рассматривание репродукций картин портретного жанра; составление описательных рассказов по мнемотаблицам; рисование портрета «Мой лучший друг» |
январь | Рассматривание репродукции картин русских художников –зимнее время года | Продолжать знакомить детей с жанром живописи – пейзаж. Обогащение представлений о средствах выразительности пейзажной живописи в зимнее время года, воспитывать эстетические чувства, связанных красотой природного мира. Развивать у детей интерес к изобразительному искусству | Рассматривание иллюстраций с изображением зимы; чтение стихов о зиме, зимних забавах; рисование «Зимний лес». |
февраль | Суриков Василий Иванович «Взятие снежного городка» | Познакомить детей с жизнью и творчеством Сурикова В. И. Учить детей рассматривать репродукцию картины, оценивать эмоциональное состояние героев картины. Развивать связную речь детей. Воспитывать любовь к истории, природе родного края. | Рассматривание иллюстраций «Зимние забавы»; чтение художественной литературы; рисование «Как мы играли на прогулке»; составление рассказов по иллюстрациям |
март | Васнецов Виктор Михайлович «Богатыри» | Познакомить детей с жизнью и творчеством Васнецова В.М. Рассматривание картины «Богатыри». Формировать представление о героическом прошлом русского народа, Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской. Познакомить с оружием богатырей. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать. | Рассматривание репродукции «Богатыри»; чтение былин из книги «Русские богатыри»; рассматривание иллюстраций с изображением богатырей и их доспехов; рисование «Богатыри» |
апрель | Васнецов Виктор Михайлович репродукции к сказкам | Продолжать знакомить детей с творчеством Васнецова В.М. Совершенствовать навык рассматривания картинны, определять настроение картины, описание внешности человека. Подвести детей к чувственному восприятию пониманию шедевров изобразительного творчества. Формировать у детей навыки музейной культуры. Развивать у детей интерес к изобразительному искусству. | Чтение русских народных сказок; рассматривание репродукций к сказкам, беседы о художниках. |
май | «Картинная галерея» | Продолжать знакомство с русскими художниками, их творчеством, используя разные формы. Расширять представление детей о живописи, ее характере и направлениях. Побуждать высказываться по сюжету картины, развивать речь детей, обогащать словарный запас. | Знакомство с творчеством русских живописцев, с направлениями – пейзаж, портрет, натюрморт; рисование натюрморта «Ваза с цветами» |
Подготовительная группа
№ п/п | Тема | Программное содержание | Образовательная деятельность в режимных моментах |
Сентябрь |
1. | «Картинная галерея». | Дать краткую информацию о Третьяковской картинной галерееНа доступном уровне познакомить с разными жанрами живописи (пейзаж, портрет, натюрморт, жанровая живопись). Содействовать повышению культурного уровня кадет путем приобщения к истокам мировой художественной культуры. | 1.Дид.ига «Кто о чем говорит?» Цель: Формирование у детей умения составлять диалоги от лица объектов картины. 2. Игра «Что было, что будет» Цель: Формирование умения представлять прошлое и будущее объектов. 3.Творческие игры: «Музей», «Картинная галерея» |
Октябрь |
2 | Портретная живопись «Характер человека в искусстве». Знакомство с портретом И.Крамского « П.С. Нахимов» | Через портретную живопись приобщать кадет к истории и культуре общества. Развивать у детей особое чувство «человековидения» - понимания состояний другого человека, умение «читать» настроения и чувства; наблюдательность, «зоркость души». Способность эмоционально откликаться на боль и радость другого, сопереживать ему, ставить себя на место другого, «проживать»чужие эмоции. | 1.Игра «Собери портрет» Цель: Закрепление знаний о составных частях лица: лоб, волосы, брови, веки, ресницы, глаза, зрачок, нос, ноздри, щёки, скулы, рот, губы, подбородок, уши. 2.Рассматривание репродукций в альбомах. 3.Игра «Догадалки» Цель: Развитие умения рассуждать, делать предположения. 4.Рисование портретов своих друзей «Я мастер живописи» |
Ноябрь |
3 | Д.Г.Левицкий «А.В.Суворов»,В. И. Суриков «Переход через Альпы» | Познакомить детей с великим полководцем, Бывшем воспитанником кадетского корпуса А. В. Суворовым, его роли в истории России. На примере картины показать движение в искусстве. Вызвать у детей эмоциональный отклик на настроение картины. Способствовать развитию умения соотносить увиденное с собственными чувствами и переживаниями. Воспитывать чувство гордости за прошлое своего народа | 1.Рассуждение на тему «Каким мог быть в детстве будущий полководец?» 2.Рассматривание иллюстраций, открыток, репродукций с картин В.И. Сурикова. |
Декабрь |
4. | Художник-пейзажист. И.Айвазовский | На доступном уровне познакомить детей с особенностями персонального творчества художника (любимый жанр, образы, почерк мастера), с этапами работы художника-пейзажиста. Развивать художественно-образные представления ребенка о красоте и разнообразии времен года в пейзажной живописи, учить его наблюдать и сравнивать эти явления в реальной жизни. Учить видеть прекрасное в обычных явлениях. | 1.Рассматривание пейзажей мини-галереи. 2.Игра командная «Определялки» Цель: Развитие умения определять время года, состояние природы, изменения погоды, время суток, цветовое преобладание, эмоциональное состояние. 3.Игра «Кто быстрее найдет» (сельский, лесной, морской пейзаж и т.п.) |
Январь |
5. | И. Айвазовский «Морское сражение при Наварне», «Синопский бой» | Расширять представления детей о роли бывшего воспитанника кадетского корпуса П.С. Нахимова в истории России.Продолжать формировать у детей представления о пейзаже как жанре живописи. Подвести к пониманию зависимости использования художником цвета и композиции от содержания картины. Совместно с детьми дать определение морского пейзажа. | 1.Дид. игра «Перспектива» Цель: Закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удалённости иприближении предметов на переднем и заднем плане картины. 2.Дид. Игра «Подзорная труба» Цель: Формирование у дошкольников умение выделять объекты,изображённые на картине |
Февраль |
6. | Ф.Ф.Ушаков – адмирал флота российского | Познакомить детей с талантливым флотоводцем, бывшем воспитанником кадетского корпуса,Ф.Ушаковым. Рассказать о кафедральном Свято – Федоровском соборе. Воспитывать чувство гордости за подвиги и героизм великого соотечественника. | 1.Игра «Собери портрет» Цель: Закрепление знаний о составных частях лица. 2.Дид.игра «Берем интервью» 3.Презентация «Кафедральный Свято – Федоровский собор» |
Март |
7. | Знакомимся с жанровой живописью. А. Пластов, «Дети, бегущие от грозы» | На доступном уровне знакомить детей с жанровой живописью. Продолжать развивать чувство «человековидения», способности сопереживания героям, «проживания» сюжетных моментов, раскрывающих различные взаимоотношения людей и их душевные состояния. Обогащать нравственный опыт и опыт самопознания ребенка, давая возможность оценивать поступки героев произведения и собственные поступки. Таким образом, приобщая детей к социальному опыту своего народа, его прошлому. | 1.Игра «Представим» (отсутствие пейзажа, что тогда не сможет рассказать автор) 2.Дид. Игра «Что было до и после» |
Апрель |
8 | «Поющая тишина» (М. К. «На пашне», И. Айвазовский «Девятый вал») | Учить сравнивать картины, находить в них главные детали, характерные особенности. Играть в увиденное, оживлять его, наполнять звуками природы и голосами людей, которые являются действующими персонажами картины; описывать звуковое наполнение окружающего мира и его отражение в искусстве. | 1.Игра «Кто лучше и быстрее скажет?» 2.Упражнение «Волны моря» 3.Пластический этюд «Штормовая волна» |
Май |
9. | Мастера жанровой живописи(сказочно – былинной) В. Васнецов «Три богатыря» | Дать представление о сиюминутности восприятия изобразительного искусства. Показать возможность отображения былинного эпоса в различных видах искусства: живописи, литературе, музыке. Знакомство с личностями национальных героев. (Художественный образ, раскрытие особенностей характера через выражение лица, фигуры, позы, особенностей одежды, оружия, изображения коней) Знакомство с прототипами героев. | 1.Просмотр презентации, посвященной творчеству В.Васнецова 2.Дид.игра «Что было до и после». Цель: Развивать умение строить предположения по поводу увиденного на картине. 3. Рассуждение на тему «Какими были в детстве будущие богатыри?» |
Перспективное планирование образовательной деятельности по эстетике.
Знакомство с классической музыкой.
Название блока | Примерный репертуар | Взаимодействие с воспитателями | Взаимодействие с родителями |
Сентябрь Тема: «Прощай, солнечное лето» |
Беседы | «Знаменитые музыканты и композиторы, бывшие кадеты»: Общее знакомство с их биографиями, творчеством и близкими друзьями» «История создания музыкального альбома П.И. Чайковского «Времена года» | Выставка рисунков «Краски лета» Чтение сказки «Садко» | Консультация «Роль классической музыки в становлении личности ребенка» |
Слушание музыки | П.И. Чайковский «Август. Жатва» из цикла «Времена года», А. Л. Вивальди «Лето» из цикла «Времена года», Е.Д. Дога «Вальс цветов», Э.Григ «Летний вечер» |
Оркестровое исполнение | Г.В. Свиридов «Дождик» |
Пение | А.Аренский «Птичка» |
Ритмопластика | Е.Д. Дога «Вальс цветов» НА. Римский-Корсаков отрывки из оперы «Садко»: полет комара и полет шмеля |
Октябрь Тема: «Осень золотая» |
Слушание музыки | П.И. Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь» из цикла «Времена года», А. Л. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года», С. Майкапар «Осенью» Ц.А. Кюи «Осень» | Выставка рисунков и фотографий «Остановись, мгновенье» | Консультация «Перечень музыкальных произведений для слушания классической музыки дома» |
Оркестровое исполнение | Ц.А. Кюи «Осень» |
Пение | «Листопад» Т. Попатенко |
Беседы | «Знаменитые музыканты и композиторы, бывшие кадеты», «Ц.А. Кюи, произведения для оркестра» «Симфонический оркестр. Струнно-смычковые инструменты» (просмотр видеофильма) «Знакомство с циклом «Времена года А.Л. Вивальди» |
Ритмопластика | «Танец осенних листьев» Ф.Ф. Шопен «Осенний вальс» |
Ноябрь Тема: «Краски осени» |
Слушание музыки | П.И.Чайковский «Ноябрь. На тройке», Г.Свиридов «На тройке», Д.Б. Кабалевский «Грустный Дождик», Ф.Ф. Шопен «Осенний вальс» | Выставка рисунков и фотографий «Осенние истории» | Консультация «Как вызвать интерес к классической музыке у ребёнка?» |
ИКТ музыкально дидактическая игра | «Угадай инструмент» | | |
Пение | М. Красев «Падают листья» |
Беседы | «Знаменитые музыканты и композиторы, бывшие кадеты», «Н.А. Римский-Корсаков – родоначальник музыкального направления сказка-опера» |
Ритмопластика | «Всадники и упряжки» |
Декабрь Тема: «Зимушка – хрустальная» |
Беседа | «Правила поведения в концертном зале» «А.Н. Скрябин, основоположник светомузыки» | Чтение сказки «Снегурочка» Аппликация «Снежинки» Рисование «Дед Мороз и Снегурочка» | Консультация «Домашний оркестр» |
Слушание музыки | Н.А. Римский-Корсаков отрывки из оперы «Снегурочка» П.И.Чайковский «Декабрь. Святки», П.Чайковский 1-я симфония «Зимние грезы» 1-я, 2-я части, С.Прокофьев. Фея Зимы из балета «Золушка» |
Пение | Л.К.Бекман «В лесу родилась елочка» |
Оркестровое исполнение | Л.К.Бекман «В лесу родилась елочка» |
Ритмопластика | «Танец снежинок» П.Чайковский1-я симфония «Зимние грезы» 1-я часть |
Январь Тема: «Зимушка – хрустальная» |
Слушание музыки | П.И.Чайковский «Январь. У камелька» А. Л. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года» Ц.А. Кюи «Снежный богатырь» Г.В. Свиридов «Метель» | Рисование «Богатыри» Аппликация «Оформление камина» Выставка рисунков «Зима» | Консультация «Классическая музыка в семье» |
Муз. дидактическая игра | «Веселые гномы» |
Пение | Д. Львов-Компанеец «Снежная песенка» |
Беседа | «Клавишно-духовые инструменты» (просмотр видеофильма) |
Ритмопластика | «Вьюга и снежинки» Г.В. Свиридов «Метель» |
Февраль Тема: «Поёт зима» |
Слушание | П.И.Чайковский «Февраль. Масленица», Р. Шуман «Зимой», Ц. А. Кюи «Зима», П.И. Чайковский «Зимнее утро» | Развлечение «Проводы зимы» | Консультация (буклет) «Влияние классической музыки на настроение ребенка». |
Пение | «Блины» рус.нар.песня | | |
Беседа | «Масленица» |
Муз. дидактическая игра | «Бубенчики» |
Ритмопластика | «Танец Петрушек» |
Март Тема: «Весенние кружева» |
Слушание музыки | А. Л. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года», П.И.Чайковский «Март. Песня жаворонка», М.И.Глинка «Жаворонок», Ф. Мендельсон «Весенняя песня» | Концерт воспитанников ДШИ: «Мир музыки волшебен» | Консультация (буклет) «Первый раз с ребенком на концерте классической музыки» |
Оркестровое исполнение | «Жаворонок» М.И.Глинка |
Пение | Д.Кабалевский «Птичий дом» |
Беседа | «Медные духовые инструменты. Деревянные духовые инструменты» (просмотр видеофильма) |
Ритмопластика | «Танец птиц» |
Апрель Тема: «Весеннее настроение» |
Слушание | П.И.Чайковский «Апрель. Подснежник», А.Т.Гречанинов «Подснежник», И.Штраус «Весенние голоса», С.В.Рахманинов «Весенние воды» | Оригами «Корзина с подснежниками» Музыкальная викторина «Угадай мелодию» | Консультация (буклет) «Классическая музыка в деском саду» |
Пение | В.Витлин «Подснежник» |
Беседа | «Ударные инструменты» (просмотр видеофильма) |
Муз. дидактическая игра | «Подбери картинки» |
Ритмопластика | «Танец Цветов» П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» |
Май Тема: «Весенняя капель» |
Слушание | Э.Х.Григ «Весной», С.В.Рахманинов «Весенние воды», Д.Д.Шостакович «Весенний вальс», Ф.Ф.Шопен «Весенний вальс» | Выставка рисунков «Времена года в музыке» Итоговое мероприятие музыкально-литературная гостиная «Путешествие по временам года» | Фотовыставка «Домашний оркестр» |
Оркестровое исполнение | Ф. Ф. Шопен «Весенний вальс» |
Пение | А.Филлипенко «Весенняя песенка» |
Беседа | «Правила поведения в театре» |
Ритмопластика | «Весна» Д. Д. Шостакович «Весенний вальс» |