СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этикет на каждый день

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Этикет на каждый день»



«ЭТИКЕТ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ»

Классный руководитель: Везирова Саният Кафлановна

Махачкала 2018 г.

Этикет на каждый день

Цель: Сформировать представление учащихся об основных этических нормах и навыках культурного общения.

Эпиграф:

«Посеешь Поступок - пожнешь Привычку,

Посеешь Привычку—пожнешь Характер,

Посеешь Характер - пожнешь Судьбу»

(народная пословица).

Учитель: Как вы думаете, почему так происходит?


(Предполагаемые ответы)

1. Думаю, что то, как поступает человек, какие привычки он имеет, многое­



значит в его жизни.

  1. Характер человека воспитывается его поступками, и от того, какими он будет, зависит его будущее.

  2. Воспитанный человек всегда вежлив, деликатен, доброжелателен к ок­ружающим людям, ему присуща тактичность.

Учитель: Человек живет среди людей. Отношение к тебе других людей зависит от многих факторов, в том числе от внутренних качеств личности, но людям необходимо время, чтобы тебя знать. Русская пословица гласит: «Встречай по одежде...». Это значит, что многое зависит от того, какое впе­чатление производит человек.

Внешний облик, манеры поведения определяют восприятие одного че­ловека другим. А мостиком, соединяющим внутренний мир человека с его внутренним проявлением, является этикет.

Этикет - установленный порядок поведения людей в обществе.

Этикет - это соглашение между людьми о том, что принято и что не принято в обществе, является правильным и неправильным, рассматривает поведение людей в повседневной жизни.

Сущность этикета заключается в уважении к окружающим.

{Неожиданный стук в дверь. Появляется красивая девушка со вкусом одетая, в платье гувернантки).


«Добрый день, дорогие ребята! Вы, заметили, какой сегодня замечатель­ный день? Разрешите поприсутствовать на вашей беседе?

Вы, конечно, меня узнали? Я ваша любимая сказочница Мэри Поплине, которая решила непременно встретиться с вами и помочь вам овладеть хо­рошими манерами.

Итак, улыбнитесь мне и друг другу, начнем первое занятие.

{Мэри Поппинс открывает волшебную шкатулку)

Открыв крышку этой волшебной коробочки, вы станете свидетелями удивительных превращений, которые иногда бывают на вашей земле благо­даря нам, вашим волшебникам.

Знаю, что вы любите игры. Поэтому поиграть с вами на нашем первом занятии в логическую игру «Викторина» и узнать, кто же мой достойный ученик. К заданным вопросам надо выбрать правильный ответ.

{Мэри Поппинс достает из коробочки карточки с вопросами. Правильно ответившим ученикам она дает звездочки, на которых написаны слова: культура поведения, такт, вежливость, благодарность, порядочность, бла­годарность, учтивость, обходительность).




  1. Пользуясь библиотечной книгой, нужно: обращаться с ней очень бережно тайком забрать ее домой подарить ее другу

  2. Сидя в читальном зале библиотеки, всегда следует: рассматривать сидящих вокруг звонить по телефону читать книгу, соблюдая тишину

  3. Листая книгу в библиотеке, всегда следует: загибать уголки рисовать на полях

аккуратно переворачивать страницы

  1. Садясь в транспорт, нужно: войти первым

пропустить первой свою спутницу или пожилого человека

мешать всем входить.

  1. Если спектакль тебе не нравится, лучше всего: громко высказывать свое мнение, чтобы все слушали;

покинуть зал в антракте;

посвистеть и потоптать ногами.

  1. Когда представление закончилось, нужно:

подождать, пока опустится занавес;

выбежать первым из зала;

продолжать спать дальше.




  1. Номерок, полученный в гардеробе, нужно:

  • убрать в карман ши сумочку;

  • отдать билетеру;

  • начать вертеть на пальце.

  1. Во время представления следует:

  • разговаривать с соседом;

  • смотреть на сцену и внимательно слушать;

  • есть конфеты и шуршать фантиками.

  1. На пути к своему месту в зрительном зале проходить вдоль ряда по­ложено:

  • лицом к сцене;

  • лицом к сидящим;

  • боком к сидящим.

  1. Во время осмотра выставочных залов следует:

  • разговаривать по телефону;

  • громко обсуждать экспозицию;

  • негромко высказывать свое мнение.

  1. Осматривая музей или выставку, нужно:

  • трогать все руками;

  • не трогать руками экспонаты;

  • брать домой все, что нравится.

  1. При встрече со знакомым нужно:

  • поздороваться первым;

  • ждать, пока с тобой поздороваются;

  • быстрее пройти мимо.

  1. В театр следует приходить за 10 - 15 минут до начала представления, чтобы:

  • поесть в буфете;

  • не торопясь привести себя в порядок;

  • поиграть в карты.

  1. Перед выходом на улицу ты смотришься в зеркало:

  • полюбоваться собой;

  • проверить, все ли в порядке в твоем костюме;

  • улыбнуться своему отражению.

  1. Здороваясь с девушкой, первым должен протянуть руку:

  • молодой человек;

  • девушка;

  • проходящий мимо человек.

  1. Во время разговора по телефону нужно разговаривать так, чтобы:

  • тебя слышали все;

  • тебя слышал только твой собеседник;

  • тебя никто не понял.

  1. Переходить улицу всегда нужно:

  • там, где хочется;

  • в местах, обозначенных знаком перехода;

  • за спиной милиционера.

  1. Подойдя к столику, молодому человеку следует:

  • первым сесть за столик;

  • остаться стоять на месте;

  • помочь спутнице сесть, подвигая стул.




Мэри Поппинс - Вот видите, мои дорогие дети, благодаря вашим пра­вильным ответам мои волшебные звезды высвечивают важные понятия, ко­торые должны стать вашими верными спутниками в жизни.

А теперь наше второе занятие.

  • Культура поведения человека - это внешние выражение его духовного богатства, умение общаться с людьми. Все мы знаем, что правила поведения создавались на протяжении многих столетий. Они были необходимы для об­щения людей. Вашему вниманию будут предложены инсценированные си­туации из повседневной жизни. Понаблюдайте и решите, что в поведении хорошо, а что плохо.

Сценка № 1 «День рождения».

Марина праздновала свой день рождение. Она пригласила своих одно­классников. Ребята пришли и сразу начали вручать имениннице подарки. Марина подарки разворачивала и каждый из них комментировала. Наступил черёд Инны. Инна протянула свой сверток. Марина развернула и увидела симпатичного медвежонка, который был сшит из кусочков ткани. Марина рассмеялась и сказала: «Ты сама сшила её? В магазине не могла купить? То­же мне подарок!»

  • Одноклассники начали смеяться. Инна выбежала и пошла домой. Сле­зы заливали её лицо!




Сценка № 2 «Контрольная работа».

«Лена, завтра у нас контрольная работа. Ты мне поможешь?» - сказала Таня своей подруге Лене.

«Конечно» - ответила Лена.

  • «Давай сегодня позанимаемся. Я покажу тебе еще раз как решаются эти задачи».

  • «Ты не поняла. Лучше передай мне на контрольное готовое решение задач. Я все равно никогда не пойму, как они решаются,» - сказала Таня.

  • «Нет, Таня! На это не рассчитывай» - сказала Лена.

  • «Ах, так! Значит с сегодняшнего дня ты мне не подруга» - резко сказа­ла Таня.




Сценка №3 «В ателье».

Утро. Девушка стоит за прилавком. В ателье вязки шерстяных изделий, напевает мотив песни. Входит старушка. Слабым голосом обращается к ней: «Гражданочка, можно у вас носки связать?»

  • Не принимаем, - цедит сквозь зубы приёмщица. На лице у нее раздра­жение.

-Что?

  • Только выдаем! - отвечает девушка, не отрывая глаз от ярких, длинных ногтей.

  • А когда будете принимать? - спрашивает старушка.

  • Написано.

  • Мне не прочесть без очков.

  • Приходите после обеда.

-Почему же после обеда?

  • Прием после обеда. До обеда только выдаем!

  • Примите у меня, пожалуйста, сейчас. Мне ходить трудно. Сердце, да и годы...

  • Ну и сидела бы дома, раз все болит!

  • Лицо старушки передернулось, она схватилась рукой за спинку стула, грузно села. Задыхаясь, выговорила: «Пожалуйста, скорую помощь...»

  • Девушка набрала номер: «Неотложку. В ателье №5»

  • Спустя через несколько минут в ателье вошел врач в белом халате. Ос­торожно снял со старушки пальто, усадил, послушал пульс. Старушка облег­ченно вздыхает. Тихо говорит: «Спасибо» .

  • доктор - «Вам лучше?»

-старушка: «Да, спасибо, доктор...»

  • доктор: «Желаю вам здоровья».




Сценка №4: «Почта».

Участвуют: почтальонша и старушка.

Старушка низко склонила голову над бланком и что-то писала, подноси­ла бланк к глазам, щурилась, пыталась заполнить бланк. Почтальонша пред­ложила ее помощь: «Вам помочь?»

  • Старушка: «Без очков не обойдусь. Напишите если не торопитесь» - (и протянула бланк).

-Пишите: «Дорогая мамочка, поздравляем с днем рождения. Приезжай к нам. Целуем. Вера. Надя, Сергей».

Почтальонша посмотрела на старушку.

-У вас еще жива мама?

Старушка невесело усмехнулась'.

-Это я- мама.

-Как это?

-Завтра мой день рождения. Дочка забудет послать телеграмму. Вот я и решила... Чтобы соседки не корили её. Она у меня хорошая, её уважают все. В Мурманске старшим инженером работает.

-Не забудет вас дочка поздравить, ну мало ли случай...

-Старушка подняла печальные глаза и ответила: «Она уже двенадцать лет забывает».




Сценка №5: «Наблюдатели».

Летний вечер. Вдоль изгороди идет маленькая старушка. Она тащит на спине огромный мешок с огурцами. Старушка так мала, что её почти не вид­но из-за мешка.

А по другую сторону изгороди сидят молодые ребята. Один из них громко засмеялся:

  • Смотрите, ребята! Чудо техники! Огурцы в мешке по воздуху плывут!

  • Не по воздуху - смеется в ответ другой.

Под мешком моя бабушка идет.

Мэри Поппинс: Существуют ли на самом деле мелочи жизни? Как вы считаете? Сейчас моя помощница раздаст каждому из вас сигнальные кар­точки, на мои вопросы будете отвечать поднятием одной из них. Если вы считаете поступок, о котором я вам скажу, мелочью жизни, то поднимите красную карточку, а если так не считаете - зеленую. Приготовились?

№ 1. Входит в комнату человек, со всеми здоровается - это...

№2. Ученик опаздывает в школу, при входе всех расталкивает - это...

№3. Говорить спокойным, ровным голосом - это...

№4. Плакать по пустякам - это...

№5. Сидеть за столом, чавкать и болтать ногами - это...

№6. Сердиться, если не попал на просмотр фильма - это...

№7. Глотать наспех завтрак в буфете - это...

№8. Вы обещали позвонить по телефону и забыли - это...

№9. Вы опоздали на запланированную встречу - это...

Каких же карточек вы поднимали больше? Получается, что вы правиль­но понимаете: с детства надо заставлять себя делать не только то, что хочет­ся, но и то, что надо. Не нужно, чтобы небрежность в человеческих отноше­ниях вошла в привычку.

Давайте потренируемся, как надо говорить добрые слова друг другу. В моей волшебной коробочке есть задания, выполняя которые вы станете лю­безными и галантными. Вот и будет еще одно превращение.

(Приглашаются двое детей, они достают карточку и читают задание. Один читает - другой отвечает, потом наоборот).

  1. Я тебя сегодня нечаянно толкнул. Как я должен поступить? - Извините, пожалуйста. Я постараюсь в следующий раз быть внимательнее.

  2. Твоя подруга достала для тебя книгу, которую ты очень хотела почитать. Какие слова благодарности ты найдешь?

  3. Ты забыл не урок принести чистую тетрадь, а тебя выручил одноклассник. Твои действия?

  4. Ты позвонил другу домой, но вам ответил незнакомый голос. Как ты поступишь?

Например,:

  • Прошу прощенья. Это квартира Володиных?

-Да.

  • Это Витя Семенов. Пригласите, пожалуйста, к телефону Стаса.

  1. Тебя в ссоре обидели, но ты не хочешь портить отношения. Что ты скажешь?

  2. Тебя пропустили вперед при входе в помещение. Как ты поблагода­ришь?

  3. Разыграйте сценку - экспромт: Вам позвонил приятель, но в этот мо­мент вы не можете разговаривать с ним. Как вы поступите?

  • «Прошу прощения, но я сейчас занят. Когда я могу вам позвонить?»

А теперь поиграем в игру «Идеальный ученик».

Выбираются несколько учеников - участники игры. Каждый из них са­дится на специальный стул - «Стул идеального ученика» и говорит о том, ка­ким в его представлении должен быть идеальный ученик. Например, он ни­когда не делает ошибок, выполняет все задания на «отлично» и т.д.

  • Мэри Поппинс: Можно ли соответствовать всем перечисленным тре­бованиям к ученику?

(отвечают ученики...)

  • Идеальных учеников не существует. Ошибаются все, и каждый человек имеет право на ошибку. Но можно стремиться стать настоящим учеником, улучшить все качества, оставаясь при этом самим собой.




  • Что может случиться, если ученик не требователен к себе, если несерь­езно относится к требованиям школы и учителей?

Давайте послушаем историю двух братьев в стихотворении, которое нам

причитают мои помощники.

(Выходят несколько учеников и читают стихотворение)




Литературный монтаж.

У отца два сына было,

Брата два - одна семья.

Как судьба у них сложилась,

расскажу сейчас вам я.


Брат один всему учился,

В школе лучший ученик,

В спорте побеждать стремился,

отступать он не привык.


И друзья его любили,

Был он лидером во всем,

С пользой время проводили,

Вместе были день за днем.

То запустят в небо змея,

То мотор соорудят,

Все узнают, все сумеют- Интересно дни летят.

Брат другой так равнодушно

За делами их следил,

И ему все было скучно,

Он учиться не любил.

^ ^

Ни к чему он не стремился,

Все торчал среди двора, Исподлобья он косился,

Как играет детвора.

** *

Но подростки от безделья Вдруг собрались в уголке И решили нюхать зелье,

«Кайф» ловить на чердаке.

Брат второй там оказался,

Только понял, что к чему,

От «травы» не отказался,

Что насыпали ему.

Вот он носом в «травку» ткнулся

И, как все, глаза закрыл,

Как в дурман он окунулся,

В голове туман поплыл.

***

Так ему захорошело,

Что про все он позабыл.

Сразу все обмякло тело,

Сам с собой заговорил.

Он смеялся, веселился,

Стало так ему легко,

Мир цветной ему явился,

Как в несбыточном кино.

** *

Время вдруг остановилось, Словно яркий видишь сон.

Но недолго это длилось,

И вернулся к жизни он.

** *

Все вокруг обычным стало: Двор, подъезд, чердак в пыли, Этой дозы ему мало - И подростки помогли.

Дали парню столько травки, Что совсем он «оболдел», Целый день лежал на лавке, Молча на людей глядел.

** *

Вот и кончилось веселье,

Пелена слетела с глаз. Тяжело ему «похмелье»,

С ним такое первый раз.

Скоро стало еще хуже. Начало его «ломать».

Г лаз опух, не слышат уши,

И нельзя ни сесть, ни встать. ***

Крутит тело, ломит ноги,

В голове стучит и бьет Шаг не сделать на дороге, Он уже не ест, не пьет.

Что за муки! Он наказан,

В плен к наркотикам попал, Принимать он их обязан?

Но с постели мальчик встал.

Для себя он вывод сделал, Больше зелья не возьмет,

По душе себе он дело Обязательно найдет.

***

Подошел он к тем ребятам, Что возились во дворе И спросил: «Помочь не надо В важном деле и в игре?»

Тес охотой его взяли,

Стал он в деле помогать, Вспоминать «грехи» не стали, Лучше парня поддержать.

Наш «герой» так изменился,

К жизни вырос интерес,

Он по-взрослому стремился Пережить недавний стресс.

Мыслил он «Зачем я время

Даром тратил и скучал

Разве удовлетворенья

Я от жизни получал?


Мир вокруг так интересен, столько планов, дел, идей

Будь кому-нибудь полезен

И найдешь своих друзей.

***

Нет наркотики- не выход Из обычных скучных дней.

Глупых и бездарных прихоть, Яд для взрослых и детей.


Мэри Поппинс:

  • Вот и настала пора прощаться.

  • Мне о вас будут напоминать удивительные рисунки, которые выполнены вами.


  • До встречи! Всего хорошего! Будьте Счастливы и удачливы!

Заключительная часть:

Классный руководитель: «Будьте всегда искренними в своих поступках. Следуйте правилам хорошего тона, этикета поведения не только при исклю­чительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни.

Расскажите о сегодняшней нашей беседе мамам и папам, поделитесь с ними своими впечатлениями, они обязательно порадуются вашим наблюде­ниям и размышлениям.


Несколько примет воспитанного человека:



  1. Воспитанный человек не опаздывает на встречу, в гости.

  2. Воспитанный человек никогда не перебивает. Он сначала выслушает собеседника, а потом выразит или дополнит его мысль.

  3. Воспитанный человек, разговаривая, смотрит в глаза собеседнику, не перебирает какие-то предметы, не вертит в руках карандаш или ручку.

  4. Культурный человек не говорит громко.

  5. Воспитанный человек не подчеркивает свое служебное положение, свое превосходство над теми, с кем он общается.

  6. Воспитанный человек сдержит обещание, даже если это трудно.

  7. Воспитанный человек всегда выразит почтение старшему по возрасту, не забудет поздравить с днем рождения, с праздником своих родственников, знакомых.

  8. Воспитанный человек не прервет хороших отношений с другом из-за мелкой вспышки, недомолвки. Он всегда взвесит главное и второстепенное, не укажет другому на его недостатки при людях, не выразит своего отрица­тельного отношения к его вкусу, привычкам.





Литература:

  1. Людмила Алёшина. «О вежливости, а также, о деликатности». Лениздат-1986г.

  2. «Этикет» - Н.И. Ушаков; Е.В. Романова. М: Изд. « Лукоморье». Темп. МБ, 1998 г.

  3. «Спутник кл. руководителя «5-7» кл.» - Н.И. Билык. Изд. «Учи­тель» г. Волгоград.

  4. «Классные часы 5-6 классы» - Т.В. Шепелева, М.М. Миронова, Н.И. Еременко...Изд. «Учитель» г. Волгоград.

  5. «Настольная книга кл. руководителя 5,6,7,8 классов», Лунина Е.И, ШепуреваН.С. 2001г. Изд. « Феникс» г. Ростов-на-Дону.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!