«ЭТИКЕТ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ»
Классный руководитель: Везирова Саният Кафлановна
Махачкала 2018 г.
Этикет на каждый день
Цель: Сформировать представление учащихся об основных этических нормах и навыках культурного общения.
Эпиграф:
«Посеешь Поступок - пожнешь Привычку,
Посеешь Привычку—пожнешь Характер,
Посеешь Характер - пожнешь Судьбу»
(народная пословица).
Учитель: Как вы думаете, почему так происходит?
(Предполагаемые ответы)
1. Думаю, что то, как поступает человек, какие привычки он имеет, многое
значит в его жизни.
Характер человека воспитывается его поступками, и от того, какими он будет, зависит его будущее.
Воспитанный человек всегда вежлив, деликатен, доброжелателен к окружающим людям, ему присуща тактичность.
Учитель: Человек живет среди людей. Отношение к тебе других людей зависит от многих факторов, в том числе от внутренних качеств личности, но людям необходимо время, чтобы тебя знать. Русская пословица гласит: «Встречай по одежде...». Это значит, что многое зависит от того, какое впечатление производит человек.
Внешний облик, манеры поведения определяют восприятие одного человека другим. А мостиком, соединяющим внутренний мир человека с его внутренним проявлением, является этикет.
Этикет - установленный порядок поведения людей в обществе.
Этикет - это соглашение между людьми о том, что принято и что не принято в обществе, является правильным и неправильным, рассматривает поведение людей в повседневной жизни.
Сущность этикета заключается в уважении к окружающим.
{Неожиданный стук в дверь. Появляется красивая девушка со вкусом одетая, в платье гувернантки).
«Добрый день, дорогие ребята! Вы, заметили, какой сегодня замечательный день? Разрешите поприсутствовать на вашей беседе?
Вы, конечно, меня узнали? Я ваша любимая сказочница Мэри Поплине, которая решила непременно встретиться с вами и помочь вам овладеть хорошими манерами.
Итак, улыбнитесь мне и друг другу, начнем первое занятие.
{Мэри Поппинс открывает волшебную шкатулку)
Открыв крышку этой волшебной коробочки, вы станете свидетелями удивительных превращений, которые иногда бывают на вашей земле благодаря нам, вашим волшебникам.
Знаю, что вы любите игры. Поэтому поиграть с вами на нашем первом занятии в логическую игру «Викторина» и узнать, кто же мой достойный ученик. К заданным вопросам надо выбрать правильный ответ.
{Мэри Поппинс достает из коробочки карточки с вопросами. Правильно ответившим ученикам она дает звездочки, на которых написаны слова: культура поведения, такт, вежливость, благодарность, порядочность, благодарность, учтивость, обходительность).
Пользуясь библиотечной книгой, нужно: обращаться с ней очень бережно тайком забрать ее домой подарить ее другу
Сидя в читальном зале библиотеки, всегда следует: рассматривать сидящих вокруг звонить по телефону читать книгу, соблюдая тишину
Листая книгу в библиотеке, всегда следует: загибать уголки рисовать на полях
аккуратно переворачивать страницы
Садясь в транспорт, нужно: войти первым
пропустить первой свою спутницу или пожилого человека
мешать всем входить.
Если спектакль тебе не нравится, лучше всего: громко высказывать свое мнение, чтобы все слушали;
покинуть зал в антракте;
посвистеть и потоптать ногами.
Когда представление закончилось, нужно:
подождать, пока опустится занавес;
выбежать первым из зала;
продолжать спать дальше.
Номерок, полученный в гардеробе, нужно:
убрать в карман ши сумочку;
отдать билетеру;
начать вертеть на пальце.
Во время представления следует:
разговаривать с соседом;
смотреть на сцену и внимательно слушать;
есть конфеты и шуршать фантиками.
На пути к своему месту в зрительном зале проходить вдоль ряда положено:
лицом к сцене;
лицом к сидящим;
боком к сидящим.
Во время осмотра выставочных залов следует:
разговаривать по телефону;
громко обсуждать экспозицию;
негромко высказывать свое мнение.
Осматривая музей или выставку, нужно:
трогать все руками;
не трогать руками экспонаты;
брать домой все, что нравится.
При встрече со знакомым нужно:
поздороваться первым;
ждать, пока с тобой поздороваются;
быстрее пройти мимо.
В театр следует приходить за 10 - 15 минут до начала представления, чтобы:
Перед выходом на улицу ты смотришься в зеркало:
полюбоваться собой;
проверить, все ли в порядке в твоем костюме;
улыбнуться своему отражению.
Здороваясь с девушкой, первым должен протянуть руку:
молодой человек;
девушка;
проходящий мимо человек.
Во время разговора по телефону нужно разговаривать так, чтобы:
Переходить улицу всегда нужно:
там, где хочется;
в местах, обозначенных знаком перехода;
за спиной милиционера.
Подойдя к столику, молодому человеку следует:
первым сесть за столик;
остаться стоять на месте;
помочь спутнице сесть, подвигая стул.
Мэри Поппинс - Вот видите, мои дорогие дети, благодаря вашим правильным ответам мои волшебные звезды высвечивают важные понятия, которые должны стать вашими верными спутниками в жизни.
А теперь наше второе занятие.
Культура поведения человека - это внешние выражение его духовного богатства, умение общаться с людьми. Все мы знаем, что правила поведения создавались на протяжении многих столетий. Они были необходимы для общения людей. Вашему вниманию будут предложены инсценированные ситуации из повседневной жизни. Понаблюдайте и решите, что в поведении хорошо, а что плохо.
Сценка № 1 «День рождения».
Марина праздновала свой день рождение. Она пригласила своих одноклассников. Ребята пришли и сразу начали вручать имениннице подарки. Марина подарки разворачивала и каждый из них комментировала. Наступил черёд Инны. Инна протянула свой сверток. Марина развернула и увидела симпатичного медвежонка, который был сшит из кусочков ткани. Марина рассмеялась и сказала: «Ты сама сшила её? В магазине не могла купить? Тоже мне подарок!»
Сценка № 2 «Контрольная работа».
«Лена, завтра у нас контрольная работа. Ты мне поможешь?» - сказала Таня своей подруге Лене.
«Конечно» - ответила Лена.
«Давай сегодня позанимаемся. Я покажу тебе еще раз как решаются эти задачи».
«Ты не поняла. Лучше передай мне на контрольное готовое решение задач. Я все равно никогда не пойму, как они решаются,» - сказала Таня.
«Нет, Таня! На это не рассчитывай» - сказала Лена.
«Ах, так! Значит с сегодняшнего дня ты мне не подруга» - резко сказала Таня.
Сценка №3 «В ателье».
Утро. Девушка стоит за прилавком. В ателье вязки шерстяных изделий, напевает мотив песни. Входит старушка. Слабым голосом обращается к ней: «Гражданочка, можно у вас носки связать?»
Не принимаем, - цедит сквозь зубы приёмщица. На лице у нее раздражение.
-Что?
Только выдаем! - отвечает девушка, не отрывая глаз от ярких, длинных ногтей.
А когда будете принимать? - спрашивает старушка.
Написано.
Мне не прочесть без очков.
Приходите после обеда.
-Почему же после обеда?
Прием после обеда. До обеда только выдаем!
Примите у меня, пожалуйста, сейчас. Мне ходить трудно. Сердце, да и годы...
Ну и сидела бы дома, раз все болит!
Лицо старушки передернулось, она схватилась рукой за спинку стула, грузно села. Задыхаясь, выговорила: «Пожалуйста, скорую помощь...»
Девушка набрала номер: «Неотложку. В ателье №5»
Спустя через несколько минут в ателье вошел врач в белом халате. Осторожно снял со старушки пальто, усадил, послушал пульс. Старушка облегченно вздыхает. Тихо говорит: «Спасибо» .
доктор - «Вам лучше?»
-старушка: «Да, спасибо, доктор...»
Сценка №4: «Почта».
Участвуют: почтальонша и старушка.
Старушка низко склонила голову над бланком и что-то писала, подносила бланк к глазам, щурилась, пыталась заполнить бланк. Почтальонша предложила ее помощь: «Вам помочь?»
-Пишите: «Дорогая мамочка, поздравляем с днем рождения. Приезжай к нам. Целуем. Вера. Надя, Сергей».
Почтальонша посмотрела на старушку.
-У вас еще жива мама?
Старушка невесело усмехнулась'.
-Это я- мама.
-Как это?
-Завтра мой день рождения. Дочка забудет послать телеграмму. Вот я и решила... Чтобы соседки не корили её. Она у меня хорошая, её уважают все. В Мурманске старшим инженером работает.
-Не забудет вас дочка поздравить, ну мало ли случай...
-Старушка подняла печальные глаза и ответила: «Она уже двенадцать лет забывает».
Сценка №5: «Наблюдатели».
Летний вечер. Вдоль изгороди идет маленькая старушка. Она тащит на спине огромный мешок с огурцами. Старушка так мала, что её почти не видно из-за мешка.
А по другую сторону изгороди сидят молодые ребята. Один из них громко засмеялся:
Смотрите, ребята! Чудо техники! Огурцы в мешке по воздуху плывут!
Не по воздуху - смеется в ответ другой.
Под мешком моя бабушка идет.
Мэри Поппинс: Существуют ли на самом деле мелочи жизни? Как вы считаете? Сейчас моя помощница раздаст каждому из вас сигнальные карточки, на мои вопросы будете отвечать поднятием одной из них. Если вы считаете поступок, о котором я вам скажу, мелочью жизни, то поднимите красную карточку, а если так не считаете - зеленую. Приготовились?
№ 1. Входит в комнату человек, со всеми здоровается - это...
№2. Ученик опаздывает в школу, при входе всех расталкивает - это...
№3. Говорить спокойным, ровным голосом - это...
№4. Плакать по пустякам - это...
№5. Сидеть за столом, чавкать и болтать ногами - это...
№6. Сердиться, если не попал на просмотр фильма - это...
№7. Глотать наспех завтрак в буфете - это...
№8. Вы обещали позвонить по телефону и забыли - это...
№9. Вы опоздали на запланированную встречу - это...
Каких же карточек вы поднимали больше? Получается, что вы правильно понимаете: с детства надо заставлять себя делать не только то, что хочется, но и то, что надо. Не нужно, чтобы небрежность в человеческих отношениях вошла в привычку.
Давайте потренируемся, как надо говорить добрые слова друг другу. В моей волшебной коробочке есть задания, выполняя которые вы станете любезными и галантными. Вот и будет еще одно превращение.
(Приглашаются двое детей, они достают карточку и читают задание. Один читает - другой отвечает, потом наоборот).
Я тебя сегодня нечаянно толкнул. Как я должен поступить? - Извините, пожалуйста. Я постараюсь в следующий раз быть внимательнее.
Твоя подруга достала для тебя книгу, которую ты очень хотела почитать. Какие слова благодарности ты найдешь?
Ты забыл не урок принести чистую тетрадь, а тебя выручил одноклассник. Твои действия?
Ты позвонил другу домой, но вам ответил незнакомый голос. Как ты поступишь?
Например,:
-Да.
Это Витя Семенов. Пригласите, пожалуйста, к телефону Стаса.
Тебя в ссоре обидели, но ты не хочешь портить отношения. Что ты скажешь?
Тебя пропустили вперед при входе в помещение. Как ты поблагодаришь?
Разыграйте сценку - экспромт: Вам позвонил приятель, но в этот момент вы не можете разговаривать с ним. Как вы поступите?
«Прошу прощения, но я сейчас занят. Когда я могу вам позвонить?»
А теперь поиграем в игру «Идеальный ученик».
Выбираются несколько учеников - участники игры. Каждый из них садится на специальный стул - «Стул идеального ученика» и говорит о том, каким в его представлении должен быть идеальный ученик. Например, он никогда не делает ошибок, выполняет все задания на «отлично» и т.д.
(отвечают ученики...)
Идеальных учеников не существует. Ошибаются все, и каждый человек имеет право на ошибку. Но можно стремиться стать настоящим учеником, улучшить все качества, оставаясь при этом самим собой.
Что может случиться, если ученик не требователен к себе, если несерьезно относится к требованиям школы и учителей?
Давайте послушаем историю двух братьев в стихотворении, которое нам
причитают мои помощники.
(Выходят несколько учеников и читают стихотворение)
Литературный монтаж.
У отца два сына было,
Брата два - одна семья.
Как судьба у них сложилась,
расскажу сейчас вам я.
Брат один всему учился,
В школе лучший ученик,
В спорте побеждать стремился,
отступать он не привык.
И друзья его любили,
Был он лидером во всем,
С пользой время проводили,
Вместе были день за днем.
То запустят в небо змея,
То мотор соорудят,
Все узнают, все сумеют- Интересно дни летят.
Брат другой так равнодушно
За делами их следил,
И ему все было скучно,
Он учиться не любил.
^ ^
Ни к чему он не стремился,
Все торчал среди двора, Исподлобья он косился,
Как играет детвора.
** *
Но подростки от безделья Вдруг собрались в уголке И решили нюхать зелье,
«Кайф» ловить на чердаке.
Брат второй там оказался,
Только понял, что к чему,
От «травы» не отказался,
Что насыпали ему.
Вот он носом в «травку» ткнулся
И, как все, глаза закрыл,
Как в дурман он окунулся,
В голове туман поплыл.
***
Так ему захорошело,
Что про все он позабыл.
Сразу все обмякло тело,
Сам с собой заговорил.
Он смеялся, веселился,
Стало так ему легко,
Мир цветной ему явился,
Как в несбыточном кино.
** *
Время вдруг остановилось, Словно яркий видишь сон.
Но недолго это длилось,
И вернулся к жизни он.
** *
Все вокруг обычным стало: Двор, подъезд, чердак в пыли, Этой дозы ему мало - И подростки помогли.
Дали парню столько травки, Что совсем он «оболдел», Целый день лежал на лавке, Молча на людей глядел.
** *
Вот и кончилось веселье,
Пелена слетела с глаз. Тяжело ему «похмелье»,
С ним такое первый раз.
Скоро стало еще хуже. Начало его «ломать».
Г лаз опух, не слышат уши,
И нельзя ни сесть, ни встать. ***
Крутит тело, ломит ноги,
В голове стучит и бьет Шаг не сделать на дороге, Он уже не ест, не пьет.
Что за муки! Он наказан,
В плен к наркотикам попал, Принимать он их обязан?
Но с постели мальчик встал.
Для себя он вывод сделал, Больше зелья не возьмет,
По душе себе он дело Обязательно найдет.
***
Подошел он к тем ребятам, Что возились во дворе И спросил: «Помочь не надо В важном деле и в игре?»
Тес охотой его взяли,
Стал он в деле помогать, Вспоминать «грехи» не стали, Лучше парня поддержать.
Наш «герой» так изменился,
К жизни вырос интерес,
Он по-взрослому стремился Пережить недавний стресс.
Мыслил он «Зачем я время
Даром тратил и скучал
Разве удовлетворенья
Я от жизни получал?
Мир вокруг так интересен, столько планов, дел, идей
Будь кому-нибудь полезен
И найдешь своих друзей.
***
Нет наркотики- не выход Из обычных скучных дней.
Глупых и бездарных прихоть, Яд для взрослых и детей.
Мэри Поппинс:
Вот и настала пора прощаться.
Мне о вас будут напоминать удивительные рисунки, которые выполнены вами.
Заключительная часть:
Классный руководитель: «Будьте всегда искренними в своих поступках. Следуйте правилам хорошего тона, этикета поведения не только при исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни.
Расскажите о сегодняшней нашей беседе мамам и папам, поделитесь с ними своими впечатлениями, они обязательно порадуются вашим наблюдениям и размышлениям.
Несколько примет воспитанного человека:
Воспитанный человек не опаздывает на встречу, в гости.
Воспитанный человек никогда не перебивает. Он сначала выслушает собеседника, а потом выразит или дополнит его мысль.
Воспитанный человек, разговаривая, смотрит в глаза собеседнику, не перебирает какие-то предметы, не вертит в руках карандаш или ручку.
Культурный человек не говорит громко.
Воспитанный человек не подчеркивает свое служебное положение, свое превосходство над теми, с кем он общается.
Воспитанный человек сдержит обещание, даже если это трудно.
Воспитанный человек всегда выразит почтение старшему по возрасту, не забудет поздравить с днем рождения, с праздником своих родственников, знакомых.
Воспитанный человек не прервет хороших отношений с другом из-за мелкой вспышки, недомолвки. Он всегда взвесит главное и второстепенное, не укажет другому на его недостатки при людях, не выразит своего отрицательного отношения к его вкусу, привычкам.
Литература:
Людмила Алёшина. «О вежливости, а также, о деликатности». Лениздат-1986г.
«Этикет» - Н.И. Ушаков; Е.В. Романова. М: Изд. « Лукоморье». Темп. МБ, 1998 г.
«Спутник кл. руководителя «5-7» кл.» - Н.И. Билык. Изд. «Учитель» г. Волгоград.
«Классные часы 5-6 классы» - Т.В. Шепелева, М.М. Миронова, Н.И. Еременко...Изд. «Учитель» г. Волгоград.
«Настольная книга кл. руководителя 5,6,7,8 классов», Лунина Е.И, ШепуреваН.С. 2001г. Изд. « Феникс» г. Ростов-на-Дону.