СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этикет и его виды

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта работа рассказывает о разновидностях этике, о формах приветствия, об интересных фактах английского этикета.

Просмотр содержимого документа
«Этикет и его виды»

Внеклассное мероприятие. 3 класс.

«Этикет и его виды»

Архипова Ольга Владимировна –

Воспитатель ГПД,

МБОУ «СОШ №112»

Авиастроительного района.

Город Казань. Республика Татарстан

3 класс

Сценарий внеклассного мероприятия

«Этикет и его виды»

Цели и задачи:

  1. Формировать у детей представление об этикете, формировать навыки вежливости

  2. Учить детей самостоятельно выбирать модель поведения в зависимости от ситуации.

  3. Учить детей придерживаться норм поведения общества и этикета

  4. Воспитывать уважение к окружающим людям

  5. Закреплять знания детей об этикете

Сегодня мы будем говорить о нормах поведения в обществе, какие бывают формы этикета. Будем учиться общаться правильно, слушать и будем учиться формировать основные принципы поведения в обществе.

Еще Оскар Уайльд говорил, что: «Хорошие манеры важнее добродетели»

Что же такое Этикет? Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К ним относятся правила учтивости, вежливости, принятые в обществе.

Различают несколько видов этикета:

  1. Придворный – строго регламентированы порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

  2. Дипломатический – правила поведения дипломатов и других официальный лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

  3. Воинский - представляет свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

  4. Общегражданский – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом; В него входят:

Умение подать себя – правила формирования гардероба, внешний вид, уход за собой, физическая форма и осанка, походка, позы, жесты.

Речевой этикет – умение правильно говорить приветствия, комплименты, благодарности, подавать реплики; правила прощания, вежливость, манера речи. Столовый этикет – манеры поведения за столом, нормы сервировки, умение есть.

Правила этикета в обществе – как вести себя в музее, на выставке, в театре, ресторане, суде, библиотеке, магазине, офисе и пр.


  1. Придворный этикет тогда и сейчас:

Придворный этикет - свод строгих правил, которых должны были придерживаться все присутствующие в монарших дворах, его история насчитывает более пятисот лет. И по сей день он вызывает немалый интерес у современников.

Особо строго соблюдали правила этикета при дворе Людовика XIV, здесь каждая мелочь в поведении имела важнейшее значение. Вся придворная жизнь подчинялась строгому регламенту, за соблюдением которого следил церемониймейстер.

В России расцвет придворного этикета начался при Петре I, он внедрял в жизнь страны и двора различные новшества, которые увидел за границей.

Так с его легкой руки, монарший двор Российской империи тоже обзавелся особыми правилами поведения. Прививался этикет насильно, дворяне не стремились исполнять все правила, которые выдвинул Петр I. Особенно противились внедрению танцев, однако император заставлял придворных танцевать, во что бы то ни стало, и вскоре балы стали одним из самых важных придворных событий.

Придворные того времени должны были быть:

- любезными, внимательными, вежливыми;

- знать несколько языков и свободно общаться на них;

- в беседе надо было избегать неправдивых и напоминающих сплетни разговоров;

- уметь играть в карты, рисовать, петь;

- обращение к королю должно было быть подобным тому, как слуга обращается к господину;

- женщины на балах должны были появляться исключительно с веерами в руках;

- мужчины должны были быть в перчатках.

- все придворные получили особые звания, каждому был присвоен мундир, чем выше было положение придворного лица, тем больше золотого шитья было на мундире.

Годы шли, все изменилось, монархия оказалось свергнутой, царских дворов и придворных больше нет, а этикет остался, конечно, он претерпел множество изменений, однако знать основные правила поведения в обществе и следовать им, считается признаком хорошего тона и вызывает уважение.

Придворный этикет в наше время - это правила поведения на официальных приемах, где присутствуют высокопоставленные должностные лица и президент. В чистом виде придворный монарший этикет остался только в Великобритании.

Следуя правилам придворного этикета британцев:

- при встрече с королевой необходимо присесть в реверансе в знак уважения;

- ближе, чем на три метра к лицам королевской крови приближаться нельзя;

- нельзя прикасаться к лицам королевской крови;

- подавать руку лицам королевской семьи нельзя;

- пожать руку в поклоне можно только в тех случаях, когда вам сами подали руку.

Современный публичный этикет подразумевает соблюдение и других правил поведения в обществе.

  1. Следуя правилам этикета, каждый человек, перед тем как выйти в общество должен обязательно обратить внимание на одежду. В зависимости от того на какое событие собирается человек, стиль одежды должен быть соответствующим. Одежда обязательно должна быть чистой, опрятной, не вызывающей.

  2. Вторым главным составляющим элементом является речь. Она должна быть грамотной, культурной, без резких, вульгарных, нецензурных выражений, кроме этого необходимо следить и не допускать употребления слов-паразитов.

  3. Обязательным является употребление специальных слов, таких как: «здравствуйте», «до свидания», "пожалуйста", "будьте добры", "будьте любезны", "извините", «спасибо», «благодарю за помощь, услугу», «спокойной ночи» и других «волшебных» слов.

  4. В разговоре необходимо проявлять интерес и уважение к собеседнику, важно уметь выслушать.

  5. Не «этично»: опаздывать на встречу, задавать личные и «скользкие» вопросы, привлекать к себе внимание. В обществе необходимо вести себя скромно, культурно, не вызывающе.


  1. Военный этикет

Общество и армия предъявляют к поведению человека в военной форме особые требования. Поэтому знание определенных законов поведения является непременные условием   воинской   службы.   При   общении   с   другими людьми мало желания вести себя правильно, необходимо еще и твердо знать правила приличия, принятые в обществе и конкретном  профессиональном кругу, уметь применять их на практике.  

Изучение требований  воинского этикета   позволяет   молодому   военнослужащему   лучше освоиться  в армейской среде, с достоинством  выйти  из  типичных   затруднительных   ситуаций,   встречающихся жизни.
 

Этикет  представляет  собой   определенную систему правил поведения и является составной частью общей культуры человека. Он включает в себя, прежде всего, правила обхожде­ния с окружающими, формы общения, приветствия, нор мы поведения в общественных местах. Иначе говоря, эти кет определяет, как нужно двигаться, разговаривать и как поступать в той или иной ситуации.

Воинский этикет основан на требованиях уставов, принципах армейской морали и традициях Вооруженных Сил. Эти правила охватывают служебные и внеслужебные взаимоотношения воинов, формы их обращения друг к другу, ритуалы, отношение к другим людям.

Поведение человека в военной форме, по сути,- внешняя сторона,  по которой окружающие судят о надежности, внутренней силе и нравственных качествах армии. Мать смотрит на военного, думая, что скоро таким станет ее сын. Пожилой прохожий, глядя на человека в погонах, вспоминает о годах своей службы в Вооруженных Силах, сравнивает и делает выводы. Зарубежные гости придирчиво оценивают внешний вид и поведение пред­ставителей той армии, которой их так долго пугали...

Ключевые понятия воинского этикета — это ответственность и почтение к старшему по званию, полное подчинение и исполнение команд, тактичность и сдержанность. Эти качества дают требуемую четкость выполнения поставленных задач.

Один из самых главных воинских ритуалов — воинское приветствие, зародилось еще в 13 веке. Этим жестом рыцари показывали друг другу дружелюбность намерений. В нашей стране к фуражке подносится правая рука.

Существует несколько вариантов воинского приветствия:

  1. Военнослужащему необходимо оказать воинское приветствие старшему по званию (начальнику)

  2. При знакомстве и представлении военнослужащего называют и его воинское звание. В нашей стране при обращении к военнослужащему к званию добавляют слово «товарищ», например, «товарищ лейтенант».

  3. Если при знакомстве офицера с женщиной, а она сидит, то правила этикета позволяют не вставать, достаточно протянуть руку для пожатия.

  4. В военные и послевоенные годы, человеку в военной форме рекомендовалось не носить в руках что-либо, кроме полевой сумки, планшета и портфеля-дипломата. Это правило призвано сохранить выправку и внешнее достоинство защитника Отечества, который не имеет права позорить честь мундира кошелками и пакетами. Интересно, что в предвоенные годы существовало негласное правило: советский офицер не должен был ездить на общественном транспорте, а только на такси, чтобы сохранить внешний вид близкий к идеалу.

  5. Военный мундир должен соответствовать воинскому уставу: как носить ордена и знаки отличия, где и сколько должно быть звездочек и полосок. Также обязателен опрятный вид: начищенные ботинки, отутюженные стрелки на брюках, чистые воротнички.

  6. Офицеры российской армии должны быть гладко выбриты. Разрешены только усы, отпускать же бороду позволяется только в исключительных случаях, например, для маскировки физических недостатков лица.
    Военный этикет Отдельно оговаривается особая военная выправка — развернутые плечи, прямая спина и молодцеватая походка. Кроме того, для военнослужащих существуют правила строевого шага и парадной маршировки.

  7. Согласно нормам военного этикета, младшим по званию следует встать и отдать честь при появлении старшего по званию.

  8. Недопустимы позы, жесты или мимика, показывающие отношение военнослужащего к приказу или поставленной задаче. Получив команду, военнослужащему следует ответить «Так точно!», «Есть!» или «Никак нет!».

  9. Один из основных постулатов воинского этикета звучит как «Приказы не обсуждаются». Жесткая иерархия и подчинение младших по званию страшим — залог успешного выполнения воинских задач. 


  1. Общегражданский этикет

Любое общение начинается с приветствия. Это может быть кивок головой, поклон, объятия, рукопожатие, поцелуй и т.д.

а) обращение "ты - вы", где принято различать обращение между хорошо знакомыми и малознакомыми людьми; к неоднозначным формам относится обращение "ты - вы" к ребенку; если в России не принято к малознакомому ребенку обращаться на "вы", то во Франции, особенно в ее Северной части, обращение на "вы" к ребенку обязательно, поскольку иное обращение считается как оскорбление личности.

б) обращение по имени-отчеству - на этом уровне этикетные нормы примерно те же, что и в случаях "ты - вы"; но здесь наиболее ярко может проявиться степень воспитания или традиции.

в) обращения - клички - данная форма обращения используется в дружеских, семейных условиях, но по этикетной норме такое обращение не рекомендуется в компании, где больше двух присутствующих.

г) слова - обращения к незнакомым людям - здесь речь идет о таких обращениях как "мисс", "миссис", "сэр", "мистер", "сеньор", "сеньора", "пан", "пани".

В этикете нет мелочей, поэтому всегда надо стремиться к проявлению максимальной вежливости. Для того чтобы познакомиться с кем либо необходимо представиться, т.е. назвать свою фамилию, имя, отчество. Итак, первый шаг к установлению знакомства – это представление.

У нас принято приглашать гостей к себе домой по самым разнообразным поводам: по случаю Нового года, семейных праздников и юбилейных дат.

Приглашать гостей следует заблаговременно, чтобы у них было время подготовиться (купить подарок, привести в порядок одежду, сходить в парикмахерскую и т.д.). Приглашение обычно исходит от хозяйки дома и делается при личной встрече или по телефону. Рассылать приглашения в письменном виде, за исключением приглашений на официальные мероприятия, у нас не принято.

А также общегражданский этикет включает в себя правила поведения в общественных местах:

При входе

  • По этикету мужчина вперед пропускает женщину, подчиненный - начальника, младший - старшего. Если у двери сталкиваются одинаковые по положению, полу и возрасту люди, уступает тот, кто находится ближе к двери.

  • Если ты приходишь домой вместе с гостем, его нужно пропустить вперед. Если человек у тебя в гостях первый раз, либо, если за дверью темно, надо войти первой со словами: «Давайте я Вас провожу», и придержать дверь, пропуская гостя.

На лестнице

  • При подъеме вверх первой идет женщина, мужчина может быть впереди только в случае, если лестница темная, шаткая или крутая. При спуске вниз – первым идет мужчина.

  • Если на лестнице навстречу идет пожилой человек или начальник, необходимо сделать шаг в сторону, остановиться и пропустить идущего. То же самое должен сделать мужчина в этой ситуации по отношению к женщине.

  • Сторона лестницы, на которой находятся перила – привилегия детей, пожилых людей и слабого пола. Мужчина должен уступить им место у перил.

В лифте

  • Если ты в лифте едешь без сопровождающего, ты должна сама нажать на кнопку. Если с мужчиной – это его обязанность.

  • Мужчина должны пропускать женщину вперед и останавливаться позади нее (если он, конечно, не сопровождает ее).

В магазине

  • В дверях магазина сначала пропусти выходящих, а только потом входи сама.

  • Совершая покупку, не утомляй продавца и окружающих мелкими капризами и затянувшейся нерешительностью. Подходя к кассе, держи наготове кошелек с деньгами, чтобы не искать их в последний момент

В ресторане

  • Запомни, что фраза: «Я тебя приглашаю», подразумевает то, что за тебя заплатят, а фраза: «Давай сходим в ресторан» означает, что каждый платит сам за себя (если мужчина, конечно, заранее не обговорил с тобой этот момент).

  • Не клади на стол телефон, смартфон и т.д. Это будет означать, что тебе не интересно происходящее вокруг, а телефон играет более важную роль в твоей жизни, чем находящиеся рядом люди.

  • Метрдотель всегда делает выводы о том, кто будет платить, по тому, кто первый входит в ресторан: то есть входить первым должен тот, кто в ресторан пригласил. Если посетителей встречает швейцар, то мужчина пропускает вперед женщину, после чего должен найти свободные места.

  • Не верти головой в поисках свободного места, не вырывай меню и не проявляй инициативу, если ты идешь с мужчиной – это его привилегия.

  • Не спеши садиться за столик, подожди, пока мужчина подвинет тебе стул.

  • Выходя из ресторана, мужчина должен пропустить женщину вперед и подать ей одежду.

В театре и кино

  • Нельзя опаздывать к началу спектакля или кинокартины.

  • Проходи на свои места лицом к сидящим, а не спиной.

  • На своем месте сиди спокойно, не наклоняясь в разные стороны и не вертясь (особенно, если у тебя пышная прическа).

  • Во время представления или просмотра картины не мешай другим: не разговаривай, не размахивай руками, не пристукивай в такт музыке руками, не смейся громко.

  • Не выходи из зала во время действия или за некоторое время до его окончания – это невоспитанно по отношению к актерам.

В транспорте

  • При входе в транспорт сначала пропускают детей, женщин, пожилых людей и тех, кто занимает более высокое положение (если уж ты их вдруг встретил в автобусе). При выходе из транспорта первыми выходят мужчины, чтобы подать руку женщине и тем, кто нуждается в такой помощи.

  • Занимать сидячие места в транспорте должны дети, пожилые люди, инвалиды и женщины. Если все места заняты, а ты видишь входящего старика, женщину с ребенком или беременную , обязательно уступи свое место.

  • Перед тем, как сесть на свободное место, спроси у окружающих разрешение – возможно кто-то просто не успел занять место.

На улице

  • Встречных на улице нужно обходить только с правой стороны, обгонять прохожих – так же.

  • Если мужчине иногда позволительно курить на улице – для женщины это недопустимо.

  • На ходу не говори громко и не размахивай руками, особенно, если в них что-нибудь находится (зонт, сумка и т.д.).

  • Мужчина по улице всегда должен идти слева от дамы. Идти справа могут только военнослужащие, которым нужно отвечать на воинское приветствие.

  • На улице нельзя смеяться громко, шумно общаться, пристально разглядывать других людей.

  • Если тебя на улице кто-нибудь невежливо окликнул (к примеру: «Эй, ты!»), не отзывайся на этот оклик. Лучше молча пройди мимо и сделай вид, что не слышишь.

  • Не ешь на ходу. Допустимо на улице съесть мороженое или пирожок, стоя у ларька или киоска или сидя на лавочке

В школе

  • Учись просыпаться в школу сам.

  • Готовь школьную одежду заранее

  • Собирай портфель с вечера

  • Береги школьные учебники, и имущество

  • Не обижай слабых

  • Хорошо себя веди в столовой

  • Надевай школьную форму

  • Не разговаривай на уроках

  • Старайся побольше узнать

  1. Деловой этикет 

Деловой этикет – результат длительного отбора правил форм наиболее целесообразного поведения, которое способствовало успеху в деловых отношениях. Не всегда легко давалось освоение этих правил, поэтому предприниматели "от сохи" нередко сомневались в них: "Зачем мне это?" Можно следовать и данному принципу. Однако если хотите установить прочные деловые отношения с зарубежными партнерами, то знание делового этикета просто обязательно.

Основы делового этикета – общие принципы культуры поведения в корпоративной среде:

  1. Вежливость

Тон общения с коллегами, партнерами, клиентами всегда доброжелательный, приветливый. Безупречная улыбка – визитная карточка успешного в бизнесе человека. Вежливость помогает повысить прибыльность предприятия, сохранить хорошие отношения с партнерами и клиентами. Нервозность, раздражительность и паника правила делового этикета исключают.

2)Корректность

В корпоративной среде не принято быть грубым и невнимательным даже по отношению к нечестному партнеру. Необходимо уметь держать себя в руках, сдерживать эмоции и регулировать поведение усилием воли.

3)Тактичность

Деловые люди не забывают про чувство меры и такта во взаимоотношениях с людьми. Предусмотрительно избегают неловких, негативных, неприемлемых тем в разговоре.

4)Деликатность

Деликатность предполагает мягкость, плавность, гибкость, витиеватость речи. Принято говорить комплименты, не переходящие в лесть и лицемерие.

5)Скромность

Способность вести себя скромно характеризует человека как воспитанного, выгодно подчеркивает его деловые и личные качества. Скромный специалист и профессионал своего дела воспринимается как уравновешенная, гармоничная, целостная, зрелая личность.

6)Обязательность

Если работник или руководитель взял на себя обязанность, дал обещание, он должен его сдержать. То, насколько руководитель или сотрудник организации обязателен, может рассказать об его умении анализировать, прогнозировать, оценивать обстановку, силы, возможности.

7)Пунктуальность

В среде бизнеса считается неприличным быть неточным во времени, не уметь им правильно распоряжаться, ведь это признак того, что человек не ценит ни свое, ни чужое время. Например, ожидание важной встречи дольше пяти минут правила делового этикета определяют как грубое нарушение. Время особенно ценно в бизнесе.


Используемая литература:

    1. Современный этикет и деловой протокол, Э. Я. Соловьев, Изд. ТОО «Интел Тех», Москва, 1993 – 80с.

    2. Новые правила поведения для воспитанных детей, Г.П. Шалашева, О.М. Журавлева, Изд. ООО «Филологическое общество «Слово»»,2008 – 160с.: ил.

    3. Полная современная энциклопедия этикета, Е. В. Выскребенцева



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!