СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этимологический анализ слова как методический приём при обучении орфографии младших школьников

Тема: Слово.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из важнейших направлений современной методики преподавания русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальной школы. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

Просмотр содержимого документа
«Этимологический анализ слова как методический приём при обучении орфографии младших школьников»

Тема выступления«Этимологический анализ слова как методический приём при обучении орфографии младших школьников»

(из опыта работы Наумовой Л.В.)

Одним из важнейших направлений современной методики преподавания русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальной школы. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

Современная школа видит одну из главных задач - развитие речи и мышления учащихся. Подчеркивая значение развития «дара слова» для формирования мыслительной деятельности ребенка и для всего дальнейшего обучения, К.Д. Ушинский писал: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, тёмно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета». СЛАЙД

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Слова с такой орфограммой обычно называются словарными. Традиционная методика, ориентируя учащихся на формальное заучивание этих слов, не обеспечивает достаточно быстрого, а главное, прочного их запоминания, о чём свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками.

Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание. Например: Багаж – заимствовано из французского языка. Древнескандинавское слово багги = «узел» французы превратили в баг – «пакет». От слова баг произвели слово багаж, что означало «разные тюки с вещами». Багги – баг – багаж - в корне пишем безударную гласную А.

Я заметила, что воспринятая с интересом этимология, большинством учащихся запоминается с одного раза. Интересное сообщение о содержании понятия становится одновременно средством усвоения орфографии. Усилиями этимологического анализа изучение трудных слов превращается в сознательный процесс.

Этимологический анализ - эффективный приём обогащения словаря учащихся.

В распоряжении учителя, который хочет подключить этимологию в число средств обучения орфографии, - «Краткий этимологический словарь русского языка» (авторы Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В.), книга «Почему не иначе?» (автор Лев Успенский), «Толковый словарь русского языка» (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.), «Толковый словарик русского языка» (авторы Неусыпова Н.М., Стригина О.М.), предназначенный специально для учащихся начальной школы. СЛАЙД

Словари являются полезным пособием для развития речи. Они вносят оживление, положительно влияют на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Этимологические исследования на уроках русского языка я провожу уже с первого года обучения. Первые этимологии, сообщаемые детям, должны быть просты, доступны и занимательны. Пусть ученики почувствуют интерес, войдут во вкус дела и разовьют необходимые способности. Анализ начинается с проблемного вопроса: «Почему эта вещь так называется?» Например, при знакомстве со словом посуда мы совершаем путешествие в историю появления этого слова, чтобы точно определить в нем гласную. В старину словами посуда, посудина называли небольшую лодку, судно. А различные столовые принадлежности изготавливали из дерева, придавая им затейливую форму лодки, ладьи, судёнышка. Видимо, именно сходство предметов по внешнему виду послужило причиной того, что все хозяйственные, столовые принадлежности стали называть словом посуда. Исторически в нём выделяется приставка по-.

Система работы над словарными словами с применением этимологии, на моих обучающихся, оказывает положительное влияние и даёт высокие результаты. Состоит она из четырёх этапов.

1. Подготовительный этап. Работа строится традиционно.

  1. Знакомим детей со словарным словом (предъявляя его с помощью ребуса, шифровки, загадки, беседы, зачитывания отрывка из книги…), выясняем с помощью толкового словаря его лексическое значение.

2) Проводим частичный звуко-буквенный анализ слова, с целью выделения орфограммы. На данном этапе дети сталкиваются с проблемой: какую же безударную гласную нужно написать в слове? Выясняем, что нам поможет прояснить правописание данной орфограммы. Дети предлагают заглянуть в орфографический словарь, воспользоваться толковым словарём, посмотреть в интернете или прочитать информацию в этимологическом словарике.

3) Знакомим ребят с этимологической справкой к словарному слову. В этом нам помогает «Этимологический словарик»(На СЛАЙДЕ)

В нём представлено 60 слов, написание которых можно объяснить с помощью этимологии.

Словарная статья состоит из двух частей:

  1. В первой части называется заголовочное слово статьи (оно выделено большими буквами, рядом рисунок) и дается толкование его современного лексического значения

  2. Вторую часть составляет этимологическая справка, в которой сообщается язык — источник происхождения слова, толкуется первоначальное значение слова (оно заключено в кавычки), называются слова, исторически родственные данному, выделяется слово или морфема с опорным написанием.

Далее приводится образец краткой записи этимологической справки, которая записывается в словарики или тетради обучающихся.


Приведу пример знакомства со словом КОРОВА (беседа строится по книге Э.Успенского) «Дядя Федор, пес и кот»

1.- Вспоминаем героев повести. О чём мечтал Матроскин и сбылась ли его мечта? (Зачитывается отрывок из книги).

  1. - Далее спрашиваю, кто из ребят видел живую корову? Какую пользу они приносят и почему домашнее животное назвали коровой? Ребята выдвигают свои предположения. Для подтверждения открываем этимологический словарик, читаем о ней статью.
    Корова. Домашнее животное назвали от слова кор. На древнерусском языке кор значит рог. Корова - «рогатая». В корне – б/гл. О.\


2. Ориентировочный этап.

Перед младшими школьниками на этом этапе чётко формулируется объект и цель формируемого действия. Так, объектом является словарное слово, а целью - правильность и осознанность его написания. Иначе говоря, мы даём опору для запоминания.

Например, работа над словом ОГУРЕЦ

Вспомните, что нового вы узнали о слове огурец из этимологической справки? (Слово огурец произошло от огур - «незрелый». Огурцы едят «незрелыми», пока они не пожелтели, не поспели окончательно.)

  • Как вы напишите это слово?( О - гу -рец. С безударной гласной о в первом слоге.)

  • Почему? Докажите. (Слово огурец можно проверить словом огур - «незрелый», «неспелый».)

Для запоминания можно использовать приём усиления орфограммы, например, СЛАЙД

БУКВА-РИСУНОК ( товарищ,сапог, карандаш,огород ) (можно предложить поработать в парах, или индивидуально, а затем выбрать лучший из предложенных вариантов: по сходству с внешним видом предмета, а ещё сочинить запоминайку СОБАКА – безуд. Гл.О – это медаль за верность; ТОВАРИЩ – Б/гл. – мой товарищ весёлый и забавный; САПОГ – этому человеку не страшна лужа на букве О, ведь он в сапогах; КАРАНДАШ - легко запомнить карандаши и коробка для них; ОГОРОД – У нас на даче замечательные овощи.

ВЫДЕЛЕНИЕ БЛОКОВ в слове ( горизонт, помидор, рабочий…),

3. Закрепительный этап.

На этапе закрепления можно использовать разнообразные задания творческого характера, которые бы развивали ум, активизировали воображение и фантазию детей. Одним из вариантов такой работы является составление загадок с применением этимологических справок.

Например, при работе над словом стрекоза выясняется, что у стрекозы большие глаза, есть крылья, она летает и на лету ловит насекомых (является хищником). После знакомства с этимологией этого слова можно составить загадку о стрекозе. (НА СЛАЙДЕ)

Стрекоза. Насекомое назвали от звукоподражательного слова стрек -характерного треска крыльев при полете стрекозы. Стрекоза - «стрекотунья».

В левый столбик выписываем характерные особенности стрекозы. В правый столбик выпишите названия предметов, которые похожи на стрекозу или совершают сходные действия.

Какая ? На кого похожа ?

Что делает? Кто делает так же?

большеглазая лягушка, рыба....

летает птица, жук...

стрекочет сверчок, сорока...

ловит насекомых дятел, ежик...

Между первым и вторым столбиком вставьте слова как, или а не, или но не. Получим следующую загадку о стрекозе: Большеглазая, но не лягушка. Летает, а не птица. Стрекочет как сверчок. Ловит насекомых, но не ёжик.

Еще одним заданием творческого характера является самостоятельное составление кроссворда. Этот вид работы помогает повысить грамотность учащихся, активизировать их внимание, разнообразить урок. (Кроссворд по теме «Школа, одежда, зима, транспорт, огород….» ) СЛАЙД

Этимологический анализ можно охарактеризовать как исследовательский метод. Мои учащиеся очень любят выполнять мини-проекты по этимологии, которые они представляют в форме презентации, или этимологических страничек , СЛАЙД Необходимо также не забывать, что этимологический анализ - это работа попутная, сопровождающая какие-либо другие виды работы над словом, а не самостоятельная: подбор однокоренных слов, синонимов, антонимов, составление словосочетаний, предложений, подбора к слову пословиц, поговорок, фразеологизмов.

ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ Фроловой Анастасии, 3 класс (Работа над словом КАПУСТА)

4. Этап контроля и самоконтроля.

На этапе контроля словарных слов, следует проводить различные диктанты, которые являются обучающим и контролирующим видом работы над трудными словами. Назову основные виды диктантов с опорой на этимологию слова.

1). «Узнай слово по толкованию его лексического значения».

(Упакованные вещи, которые берет с собой пассажир в дорогу. БАГАЖ)

2) «Узнай слово по полной этимологической справке к нему».

(это слово произошло от . общеславянского * dor, что значит «расчищенное место». ДОРОГА)

3) «Узнай слово только по началу этимологической справки к нему».

(это слово произошло от... итал. SOLDO (сольдо).

4) Диктант с обоснованием (Перед записью диктуемого слова покажите в скобках его этимологическую проверку.

Запись в тетрадях: (тетра) тетрадь, (соб) собака, (окто) октябрь , (пенна)пенал)


Данные виды словарных диктантов способствуют развитию лингвистического мышления учащихся, формированию у них интереса к языку.

Чтобы подтвердить эффективность предложенной методики изучения трудных слов с применением этимологического анализа, приведу результаты проверочных работ (НА СЛАЙДЕ ДИАГРАММА 1, 2) Диаграмма1: сравнительный анализ показывает, что кол-во учащихся, допускавших ошибки в словах с непроверяемыми написаниями без этимологического анализа, значительно выше, чем после его изучения.

Диаграмма2 : Результаты итогового словарного диктанта, проведенного в конце четвертого класса, показывают, что увеличивается количество положительных отметок, исчезают «двойки». И это результат систематической работы со словами с непроверяемыми орфограммами. Подобная работа позволяет мне уже в начале изучения группы слов выявить наиболее «ошибкоопасные» слова с непроверяемыми орфограммами и провести с ними соответствующую работу.


Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать вывод, что история методики, практика преподавания и раскрытие особенностей этимологического анализа говорят о значительной ценности этого методического приема как средства обучения орфографии, знакомство младших школьников с этимологией слов расширяет кругозор, вызывает интерес к слову, родному языку,
развивает творческое воображение, учит работать со словарями разных видов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!