СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Этимология- «Душа слова» -помощница орфографии»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слово… Как много таится в этом удивительном создании человечества! Трудно себе представить жизнь без слов, без языка. Душа слова… Как вы думаете, что это значит: душа слова?

Просмотр содержимого документа
««Этимология- «Душа слова» -помощница орфографии»»











Урок по русскому языку

для 6 класса

«Этимология- «Душа слова»

-помощница орфографии»











Подготовил:

учитель русского языка

МКОУ Озёрская СОШ

им. Сергея Аникина

Е.Ю. Смирнова











= 2020 =

Предмет: русский язык.

Класс: 6

Тема: Этимология- «Душа слова»- помощница орфографии.

Цель урока: познакомить с понятием «этимология слова», со спецификой этимологического словаря; учить пользоваться данными этиологии при объяснении современных лингвистических тем.

Задачи урока:

  • познакомить школьников с понятием «этимологический словарь», показать его отличие от толкового словаря, учить применять сведения из этимологии при объяснении фактов лексики, словообразования, орфографии;

  • формировать навыки работы с этимологическим словарём;

  • воспитывать интерес к русскому языку, уважение к историческому прошлому своей Родины.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, словари.

Ход урока.

I. Оргмомент.

Постановка перед школьниками учебной задачи. Раскрытие цели урока.

- Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «этимология», «этимологический словарь», научимся работать со словарями, познакомимся с трудами ведущего специалиста в этимологии О.Н. Трубачёва.

II. Проверка домашнего задания.

III. Объяснение нового материала. Слово учителя.

- Слово… Как много таится в этом удивительном создании человечества! Трудно себе представить жизнь без слов, без языка. Душа слова… Как вы думаете, что это значит: душа слова?

- Да, это то, что вложил каждый человек, мастер слова, поэт или писатель, сочинитель в свое творение.

- Я хочу познакомить вас с мастером слова, выдающимся учёным, лингвистом Олегом Николаевичем Трубачёвым.

Олег Николаевич Трубачёв родился 23 октября 1930 года в Сталинграде, в семье врача. В 1942 г. ему довелось пережить страшные дни бомбардировок Сталинграда, откуда семья едва выбралась. Первое время жили в Горьком, в 1944году после освобождения Украины поселились в Днепропетровске. Здесь мальчик окончил школу и в 1947г. поступил в университет.

Он рано обратил на себя внимание преподавателей и сокурсников способностями к языкам и редким среди студентов интересом к славянской этимологии. Выпускником университета он знал уже более десятка языков.

Продолжать образование приехал в Москву в 1952, где вначале работал корреспондентом иностранного отдела “Комсомольской правды” и параллельно учился в аспирантуре Института славяноведения. Уже год спустя он перешел на очное обучение.

В 1957 г. защитил кандидатскую диссертацию и стал сотрудником Академии наук. В 1961 г. по приглашению академика В.В.Виноградова, директора Института русского языка, О.Н.Трубачёв создал и возглавил в этом институте сектор этимологии, которым руководил в течение 40 лет– до конца жизни.

В 1974 году вышел первый том “Этимологического словаря”, а сегодня на полках специалистов стоят уже 30 выпусков словаря. Вплоть до 13 тома всю составительскую работу вёл один Олег Николаевич, лишь позднее к нему присоединились уже набравшие опыт сотрудники его сектора.

- «…Язык –это глыба, это океан, и он имеет огромные глубины…Русский язык глубок и многослоен…»- сказал Олег Николаевич Трубачёв. Согласны ли вы с его высказыванием?

- Так что же такое этимология? Над чем же работал Трубачёв? Ребята, вы задумывались когда-нибудь над тем, откуда произошло то или иное слово, почему какой-то предмет действительности назван именно так, а не иначе?

- Иногда нашего жизненного и лингвистического опыта бывает недостаточно, чтобы правильно определить происхождение любого слова, тогда нам в помощь приходит этимологический словарь. В чём же особенность словаря?

- Существует специальная наука – этимология. Она возникла ещё в античной Греции. Её цель – выявить происхождение слова. Решение этой проблемы мы можем найти в этимологических словарях, содержащих слова с объяснением их происхождения. Из этимологических словарей мы узнаём, как образовалось слово, как оно попало в русский язык, если было заимствовано из других языков.

- Сможете ли вы ответить, откуда произошло слово дорога?

Доро́га. Человек неопытный в этимологии может заподозрить, что слово «дорога» связано с прилагательным «дорого́й». На деле же оно одного корня с «дергать», «драть». Буквально слово это некогда значило «овраг», «углубление в почве», «лощина»; такое значение сохранилось за ним и поныне в других славянских языках. Можно думать, что в древности пути прокладывались по таким долинкам; может быть, в лесистых местах их вели по «до́рам» — лесным просекам и расчисткам. А возможно, дело в том, что на открытых местах любая древняя колея или тропа быстро превращалась в размытые водами лощины — «дороги».

Задание.

Сравните словарные статьи в этимологическом словаре и толковом словаре. В чём их различие?

Хандра

Хандра (По Ожегову)

, -ы, ж. Мрачное, тоскливое настроение, томительная скука. Впасть в хандру. X. напала (накатила) на кого-н.

ХАНДРА.(По Шанскому) Искон. Сокращение ипохондрия, заимств. из лат. яз., «живот» (буквально — «то, что под грудинным хрящем), производного от chondros «хрящ», ср. медиц. хондрит «воспаление хряща».


Вывод: в статьях толкового словаря объясняется современное значение слова. В статьях этимологического словаря даётся объяснение происхождения слова.

- У этимологического словаря есть свои особенности.

Особенности этимологического словаря:

1. Отражение истории языка и культуры народа, носителя этого языка.

2. Множество толкований слова, наличие нескольких версий.

3. Большая роль автора, составителя словаря.


IV. Закрепление изученного материала.

-Как же может нам пригодиться этимологический словарь в школьной практике? Чем может помочь?

Определяя происхождение слова, мы обычно ищем причину, почему предмет, получивший наименование, был назван так, а не иначе. Таким образом, мы выявляем образ, положенный в основу слова. Связь названий и предметов, явлений окружающего мира раньше хорошо осознавалась. Сейчас она вскрывается лишь путём реставрирования первоначальных значений.

Задание. С помощью этимологического словаря выявить образы, положенные в основу слов: кольчуга, черепок, дотла, насекомое, бояре, дремучий.


- Как мы уже знаем, существует лексика исконная и заимствованная. Этимология помогает выявить образ, первоначальное значение, которое было положено в основу заимствованного слова. Чтобы убедиться в том, слова первого столбика заимствованы русским языком из других языков, при помощи этимологического словаря найдём иностранные слова, послужившие образованию заимствованного слова.

Заимствованное слово

От какого иностранного слова оно образовано

Что означает заимствованное слово в русском языке (По Ожегову)

Комплимент

 От французского compliment -«приветствие»

Любезные, приятные слова, лестные отзывы.

Ангина

От латинского angina «удушье, горловая жаба»

Инфекционное заболевание- воспаление нёбных миндалин.

Огурец

От греческого agouros - «несозревший» 

Огородное растение с продолговатым зелёным плодом.

Президент

От французского глагола praesidēre «сидеть впереди»

Глава государства.

Вывод: первичный образ, положенный в основу слова и выявленный с помощью этимологии, помогает лучше понять современное значение слова.

- Обратите внимание на слово «коварный». Какую орфограмму вы в нём видите? Обратимся к происхождению слова, чтобы узнать, какую букву писать в корне.

Прилагательное коварный образовано от слова коварь, что означало «кузнец». Славяне считали кузнецов колдунами, потому что кузнец связан с огнём, умеет управляться с металлами. Возможно, именно поэтому у прилагательного, образованного от слова кузнец, и появилось такое значение. Таким образом, исторически родственными словами к прилагательному коварный являются слова коварь, подкова, ковка. В корне этих слов под ударением о. Коварный - ковка, подкова, коварь. В слове коварный в корне пишем о.

Слово печаль. Орфограмма «Непроверяемый безударный гласный в корне слова». С помощью этимологии выявляем, что слово печаль происходит от древнего слова печа – «забота» и буквально означало «то, что жжёт». Печаль – печа. В корне пишем е.

Вывод: этимология даёт нам возможность не только узнать происхождение слова, но и во многих случаях понять, почему слово пишется так, а не иначе.


V. Итог урока.

-Какая наука изучает происхождение слова?

-Почему так важно знать историю слова, его происхождение?

-Сделайте вывод: что значит «этимология – душа слова?

Закончить урок хочется словами О.Н.Трубачева из статьи «Меняющийся мир и вечные слова»: «Хочется верить, что душа слов не погибнет в обыденной, повседневной жизни. Как бы ни менялся мир – над людьми всегда будет светить Солнце, они всегда будут с Надеждой ждать нового Дня, радоваться Свету и ходить по такой родной и милой Земле».

VI. Домашнее задание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!