СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этимология слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Просмотр содержимого документа
«Этимология слова»

Технологическая карта урока

Учитель: Намятова С.В.

Предмет: Русский язык

Класс : 6 б

Учебно-методическое сопровождение: Русский язык. 6 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. М.: 2019 г.

Тема : Этимология слов

Тип урока: урок открытия новых знаний

Место урока : раздел «Словообразование. Орфография. Культура речи»

Цели:

образовательная: познакомить  учащихся с разделом науки о языке – этимологией; формировать знания о роли этимологии в изучении языка; поработать с этимологическим словарем.

развивающая:  развивать коммуникативную и лингвистическую компетенции, языковую память, образное и логическое мышление, умение работать творчески; обогащать словарный запас учащихся; способствовать развитию самостоятельного мышления и речи;

воспитательная:  прививать любовь и интерес к русскому языку, русской истории и культуре, воспитывать внимательное и бережное отношение к родному слову.


Задачи: повысить предметные и общеучебные компетенции учащихся; используя занимательный материал, повысить мотивацию к изучению данной темы и к предмету в целом.


Формируемые УУД:

Личностные:

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие самооценки собственной работы.

Регулятивные:

определение и формулирование цели деятельности, составление план действий по решению проблемы (задачи); осуществление действий по реализации плана; соотнесение результата своей деятельности с целью и его оценка.


Познавательные:

извлечение информации, ориентирование в своей системе знаний и осознание необходимости нового знания, осуществление предварительного отбора источников информации для поиска нового знания, умение добывать новые знания (информацию) из различных источников; переработка информации для получения необходимого результата

Коммуникативные:

умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической речи; готовность слушать собеседника, оформление высказываний в соответствии с требованиями речевого этикета.



Ресурсы:

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебники, листки самооценки, дидактический материал.

Технологии в рамках урока:

  1. Коммуникативно-ориентированное обучение

  2. Информационно – коммуникативные технологии

Формы организации деятельности:

  1. Коллективная (фронтальная)

  2. Индивидуальная



Этап урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Перечень УУД ФГОС ООО,выполняемый учащимися

1. Мотивация (3 мин)

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

1.Приветствует учеников, создает приятный психологический климат.

Стихотворение Евтушенко Е.

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы как истории планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

- Какие мысли вызывает это стихотворение? Желаю и вам быть интересными и неповторимыми.

2. Оценивает эмоциональное состояние учащихся.

На партах лежат по 3 листочка разных цветов. Учащимся предлагается выбрать тот, который соответствует их настроению.

Зеленый – хорошее настроение, полностью готов к работе.

Желтый – настроение среднее, но поработать хочется

Красный - нет желания работать, настроение грустное.


1.Приветствуют учителя. Настраиваются на работу


2. Оценивают свое эмоциональное состояние







(Л) Самоопределение;

внимание,

уважение к окружающим,

эмоциональный настрой на урок.










2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Повторение.

( 7 м.)

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

  1. Запись даты урока, классная работа.

  2. Повторение по теме «Морфемика. Словообразование». Индивидуальная работа (по уровням)

- Без знаний по этой теме нам не обойтись при изучении нового материала сегодня на уроке.

  1. Предметы: перчатка, наперсток, перстень.

  2. На основе слов учитель задает вопросы.

-Как вы думаете, что общего между этими словами?

- Знаете ли вы, что эти слова с точки зрения истории языка являются родственными (этимологически родственными)?

Именно история происхождения слов помогла нам выявить связь между этими словами. Схема на доске.

- Судя по началу урока, определите, о чем мы будем сегодня говорить?


Учитель корректирует определение темы, предлагает записать ее.

  1. Выполняют задание на повторение. Проверка по образцу

Выставляют оценку (лист самооценки).

  1. Угадывают слова, выявляют общее.


Отвечают на вопросы учителя

Высказывают свои предположения

Заносят схему в тетрадь

Предполагают тему урока, записывают ее в тетрадь.



(Л) Умение слушать,

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи.

(П) Анализ собственных знаний.

Отнесение объектов к известным понятиям.

Формулировка темы и цели урока.


(Р) Оценивание - осознание качества и уровня усвоения нового знания.



3. Постановка учебной задачи

Цель:

Формулирование целей урока.

(1 м.)

Учитель задает вопросы.

Заслушивает ответы учащихся, корректирует их предположения.

- Тема нашего урока очень интересная и сложная. А какие мы поставим перед собой цели?

  1. Узнать…

  2. Познакомиться…

  3. Научиться применять…

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, ставят цели урока.


-узнать, как называется наука, изучающая историю слов;


-познакомиться с историей некоторых слов;


-научиться применять полученные знания на практике.



(Р)Составление плана выполнения задач, решение проблем поискового характера.

(П)Постановка и формулировка проблемы.

Поиск и выделение необходимой информации.

Установление причинно-следственных связей.

Выдвижение гипотез.

(К) Умение слушать,

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи.


4. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель:

Познакомить с этимологией как наукой.

(7 мин)

Учитель организует работу с информационным текстом (в паре) и текстом учебника (стр. 110)

- Информационный текст не просто будем читать, а осмысленно. Для этого будем делать пометы. + - понятно, !-интересно,?-нужно разобраться.

Задает вопросы по тексту.

- Что такое «этимология»?

- В каком словаре мы можем узнать историю слова?

- Найдите в учебнике ту информацию, которой не было на информационном листе.

- От какого слова произошел термин?

- Что можно узнать из этимологического словаря?

Учащиеся работают в паре с информационным текстом и текстом учебника.

Открывают новые знания.

  1. Этимология

  2. Этимологический словарь

  3. Содержание словаря


Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают себя на этом этапе.


(Л) Любознательность при получении знаний.

Формирование интереса к изучению родного языка.

(П) Поиск и выделение необходимой информации.

Построение логической цепи рассуждений.

(Р) Оценивание - осознание качества и уровня усвоения нового знания.

5.Реализация построенного проекта

Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при выполнении заданий, вызвавших затруднения, так и при выполнении заданий такого класса или типа вообще.

3м.

Проблемный вопрос:

-Для чего нам нужно знать этимологию слов?

-Как эти знания помогут узнать тайны языка?

-Сегодня на уроке попытаемся найти ответы на эти вопросы.

Обращается вновь к словам из игры «Угадаем словечко». О чем идет речь: 1)Путь движения небесного тела, также космического корабля, аппарата; 2)перен. Сфера действия.3) То же, что глазница. (Глаза вышли из орбит)

Задает вопросы учащимся.

-Как проверить написание безударных гласной в корне?

Если посмотрим в этимологический словарь, то узнаем, что слово «орбита» заимствовано в 18 в. из лат.языка, произошло от слова «орбис», которое означало круг. Поэтому в корне будем писать «о».

-Как мы может использовать знания об этимологии этих слов, полученные ранее?


Работа в парах. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения.

Пробуют применить полученные знания на практике.

Проверяют слова.

Делают вывод, что знания этимологии помогают в написании словарных слов.


Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, делать выводы;

2. Проверка знаний и умений.

3. Пользоваться словарем.

Коммуникативные УУД:

1.Осуществлять контроль.

2. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.


6. Первичное закрепление

Цель.

Закрепить знания по теме «этимология», формирование умения работать со словарём, проверка по эталону

6 м.

Работа со слайдом.

Учитель дает задания по группам.

-Чтобы убедиться в верности нашего вывода (о роли этимологии в изучении орфографии), проведем небольшую исследовательскую работу.

Организует работу в группе со словарными статьями (на парте у каждого учащегося словарь или распечатка со словарными статьями)

Задание. Найти в этимологическом словаре информацию о словарных словах. Как их можно проверить с точки зрения истории языка?

-аллея

-дремучий

-ровесник

-коварный

- колодец

- запятая


Выслушивает ответы учащихся.

Учащиеся выполняют задания.

Работают со словарной статьей.

Ищут ответы на поставленные вопросы.

Записывают результат.

Делают выводы:

-Изучение этимологии словарных слов помогает запомнить их написание, т.к. непроверяемые гласные в словах с точки зрения современного языка можно проверить с точки зрения истории языка.


(Р) Оценивание - осознание качества и уровня усвоения нового знания.

Работа по составленному плану, использование наряду с основными и дополнительные средства.

(п)Самостоятельный отбор для решения предметных учебных задач необходимого словаря.

7.Динамическая пауза. 2м.

Учитель демонстрирует упражнения.

Выполняет их вместе с детьми.

Учащиеся повторяют за учителем упражнения.


Личностные УУД:

1.Снять напряжение и утомление на уроке.

8. Включение в систему знаний и повторения Цель этапа: включение новых способов действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

5 м.

- Ребята, а случалось ли вам слышать в речи окружающих людей пословицы, фразеологизмы, в которых значения некоторых слов были вам не понятны?

- Как вы думаете, может ли в таких случаях приходить на помощь этимология?

- Чтобы ответить на этот вопрос, вам предстоит выполнить очень интересные задания.

Учитель приводит пример, объясняя учащимся непонятное слово.


Задание (по рядам):

  1. Угадать пословицу по картинке. «У семи нянек дитя без глаза»

  2. Как вы понимаете смысл фразеологизма? «Сесть в калошу».

  3. Отрывок из произведения.


Найдите на рисунке ошибку, изучив материал Приложения 3(раздаточный материал)

Задание 3:

Определите автора и название произведения по следующему отрывку:

И царица налетела

На Чернавку: «Как ты смела

Обмануть меня? и в чем!..»

Та призналася во всем:

Так и так. Царица злая,

Ей рогаткой угрожая,

Положила иль не жить,

Иль царевну погубить.

- Дайте толкование слова «рогатка».

- В сказке говорится, что царица угрожала Чернавке рогаткой. Вы это так представляете?

Познакомьтесь с информацией, объясните, что напутал художник. Работа со слайдами.

Корректировка ответов ребят.

Работа со словарными статьями.


Проверка работы по слайду.

Домашнее задание: упр. 224 (1.презентация, 2.мини-проект, 3.сообщение)

Отвечают на вопросы учителя.

Работают со слайдами.

Выполняют полученное задание.

Исследуют значение слова «глаз» в пословице «У семи нянек дитя без глазу».


Также делают вывод о том, что в сказке А.С. Пушкина слово «рогатка» употреблено в устаревшем значении «орудие пытки». Знание этимологии помогло понять текст сказки.


Вывод: знание истории слов помогает не только правильно их писать, но и лучше понять смысл пословиц, фразеологизмов. Язык художественной литературы тоже становится более ясным.


Записывают домашнее задание.




Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

2. Проверка знаний и умений.

3. Пользоваться словарями разных типов

4. Умение передавать содержание в сжатом, выборочном виде.



Коммуникативные УУД:

3.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные УУД:

1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.


9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.3м.


- Как вы думаете, достигли ли мы поставленных в начале урока целей?

О чем узнали?

Что научились делать?

Польза в изучении этимологии? Где можно применить?

Рефлексия деятельностная: составление кластера «Польза в изучении этимологии»

Сбор листов самооценки

Рефлексия оценочная (украшают дерево листочками)

Учитель благодарит за урок.

Оценивают свою работу на уроке, сдают листы самооценки.

Оценивают свое эмоциональное состояние к концу урока.

Подводят итоги урока.

(Р) 1. Оценивание - осознание качества и уровня усвоения нового знания.

2. Соотносить цели и результаты своей деятельности;

2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!