СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Этиология суицидальной активности подростков

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема суицида среди подростков является сейчас очень актуальной. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в организации и планировании профилактической и коррекционной работы с подростками, в просветительской работе с родителями и учителями.

Просмотр содержимого документа
«Этиология суицидальной активности подростков»

ЭТИОЛОГИЯ СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Еремеева Юлия Александровна,

педагог-психолог МАОУ « Школа №5 города Белогорск»

Помни: только эта жизнь имеет цену

(Афоризм из литературных памятников древнего Египта)

Проблема суицида среди подростков является сейчас очень актуальной. Подростковый возраст связан с перестройкой организма – половым созреванием. Это является сильной «встряской» как для психики, так и для организма в целом. Пубертатный кризис – это сложный затянувшийся кризис, он протекает трудно как для подростка, так и для близких ему взрослых.

Главная особенность подростка – личностная нестабильность. В нем борются противоположные черты, стремления, тенденции, эмоции и переживания. Что определяет подростковую противоречивость характера и нестабильность эмоциональной сферы.

По числу самоубийств среди подростков Россия находится на первом месте в мире – средний показатель самоубийств подростков более чем в 3 раза превышает средний показатель в мире. Из доклада Научного центра здоровья детей РАМН стало известно, что из каждых 100 тысяч российских подростков 35 мальчиков и 8 девочек кончает жизнь самоубийством. Это только лишь цифры, о которых мы можем знать – это статистика, но мы не можем даже предположить, сколько подростков пыталось свести счеты с жизнью или думали об этом. Что Мы можем сделать, чтобы эта цифра не стала реальной?

В марте 2021 года в школах города Белогорска Амурской области было проведено исследование суицидальной активности среди учащихся 9 – 11 классов. Использовался модифицированный опросник суицидального риска Т.Н. Разуваевой, который позволяет выявить уровень сформированности суицидальных намерений, с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Используя данный опросник, мы можем диагностировать следующие факторы суицидального риска:

  1. Демонстративность – желание привлечь внимание окружающих, добиться сочувствия.

  2. Аффективность – доминирование эмоций над разумом.

  3. Уникальность – восприятие себя как непохожего на других.

  4. Несостоятельность – «Я плох», ощущение ненужности, некомпетентности.

  5. Социальный пессимизм –отрицательное восприятие внешнего мира.

  6. Слом культурных барьеров – поиск культа смерти.

  7. Максимализм – чрезмерная эмоциональная восприимчивость, сильно выраженные ценностные установки.

  8. Временная перспектива –невозможности конструктивного планирования будущего.

  9. Антисуицидальный фактор – препятствует формированию суицидальной активности, обесценивает ее значимость.

Результаты опросника учтены и конкретизированы для учащихся города Белогорска, с целью дальнейшей организации работы по профилактике и коррекции суицидальной активности подростков, и приведены в таблице по рейтингу выраженности фактора:

Максимализм

1

Временная перспектива

2

Слом культурных барьеров

3

Уникальность

4

Демонстративность

5

Несостоятельность

6

Социальный пессимизм

7

Антисуицидальный фактор

8

Аффективность

9


Рассматривая полученные результаты, мы остановимся на трех максимально выраженных факторах. Один из максимально выраженных – «социальный пессимизм». В основу суицидального поведения закладываются снижение и неустойчивость социальной интеграции. Оптимизм для подростков существует исключительно в форме лжи. У них происходит восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных для человека отношений с окружающими. Подростки наблюдают несправедливость отношений между людьми и отношения к себе, аналогичным образом поступают со своими близкими и с самим собой, потому что перестали верить в добро, в искренность поступков, ожидать помощи друг от друга. Для сплочения подростков привлекают к участию в общественной жизни школы и города, проводя общественно значимые флэш-моб «Время пришло» и социальную акцию «Засветись».

Как уже говорилось выше, эмоциональная сфера подростков отличается своей нестабильностью. Именно поэтому следующим максимально выраженным фактором стала аффективность, когда эмоции берут верх над разумом. Происходит резкий переход от одного эмоционального состояния к другому, эмоциональная импульсивность, что является прогнозируемым результатом. Поэтому для подростков, с целью профилактики суицидальной активности – важно выговориться, проявить активные эмоции, открыться. Для этих целей предлагается большое количество секций, кружков, дополнительных занятий, где учащиеся могут публично выступить, показать себя, участвовать в общественной жизни.

Одним из положительных результатов исследования стало присутствие антисуицидального фактора среди максимально выраженных, который дает надежду на отказ подростка от мысли о совершении самоубийства. Чем выше показатель по данному фактору, тем сильнее личностные установки, препятствующие формированию суицидального поведения или реализации суицидальных действий. При наличие высокого показателя по данному фактору у подростков наблюдается: эмоциональная привязанность к значимым людям, ответственность за близких, чувство долга, наличие творческих планов, представление о греховности самоубийства, боязнь боли и страданий.

Результаты опросника стали исходными показателями для организации и планирования профилактической и коррекционной работы с подростками, просветительской работы с родителями и учителями.

Взрослым важно знать особенности подросткового возраста, уметь смотреть на мир глазами ребенка и влюбой момент суметь поставить себя на его место, вспомнить, какими были раньше мы, что чувствовали, чего хотели…В работе с подростками возможно использовать: просветительские и дискуссионные беседы о смысле жизни и о суициде, тренинги по укреплению эмоциональной сферы, обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса, оказывать помощь в поиске дополнительных интересов и увлечений.

Проблема суицида, характерная среди подростков, будет диагностироваться в большей или меньшей степени. Но, если родителям и педагогам вовремя помочь подростку, дать проявить себя, почувствовать значимость его решений и поддержать во всех его начинаниях, то вероятность сглаживания граней суицидальной активности станет выше.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!